Рассказ история одного города сочинение 8 класс

Сказки

Сочинение Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме. В романе пишется о городе, который поменял многочисленное количество начальников, но никто из них не смог сделать для города что-то хорошее. Салтыков-Щедрин высветил в своем произведение реальность, переплетенная с фантастикой.

В такой легкой и сатирической форме писатель смог в полной мере выразить свою мысль и задуманную идею. В романе «История одного города» изображена проблема всей России. В городе, в котором постоянно меняются начальники и не могут нормально руководить государством. Все начальники очень глупы и каждый из них преследует свои цели.

Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупов то, как о столице то, как о провинциальном маленьком городке, то вообще называет деревней. Автор собрал все слои населения и описал разное время для города. Михаил Евграфович пишет о том, что город стоит на болоте, а в другое время он стоит на семи холмах.

В романе «История одного города» главную часть занимает описание градоначальников, которых присылали управлять городом. Здесь Салтыков-Щедрин тоже подошел с большим преувеличением и сатирической ноткой. Каждый из градоначальников не сделал ничего для того чтобы город процветал, а лишь губили его и растаскивали на бревна. У некоторых начальников в голове было пусто, и в углу стоял лишь органчик, а у других голова пахла фаршем, что ее даже съели.

Но в романе еще описаны и жители этого самого города, которые бездействуют. Они не делают абсолютно ничего для того чтобы изменить ситуацию в своем родном городе и в своей жизни. Народ просто наблюдал за тем как сменяется несметное количество начальников и как они разрушали город и параллельно их жизнь. Жители города лишь подстраиваются под каждого нового начальника и не хотели выбраться из этого круга несправедливости. Можно подумать, что сами жители не хотят для себя хорошего градоначальника, а довольствуются теми, что есть.

Каждый начальник по своему деспотичен к народу, а народ в свою очередь уже смирился со своей участью. Последний градоначальник, который решает разрушить город и возвести его заново. Взгляд Угрюм-Бурчеева наводит ужас на горожан, и они идут вслед за ним безоговорочно. Строительство так и началось, и горожане остались на руинах собственного города.

В своем романе Салтыков-Щедрин смог ярко описать проблемы общества и государства.

Вариант 2

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Сочинение по рассказу История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал свое произведение на протяжении нескольких лет, в период с 1869 по 1870 гг. Изначально роман носил название «Глуповский Летописец». Позже он был переименован в «Историю одного города и выпущен частями в журнале «Отечественные записки» и вызвало бурные эмоции у читателей.

Действие романа разворачивается в городе Глупове, название которого говорит само за себя. В романе описана жизнь градоначальников, их «великие дела»: взяточничество, наложение дани, взыскание различных податей и многое другое. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднял главную проблему – сущность истории Российского государства. Он оценивал прошлое и настоящее России довольно критически, так как считал большинство жителей страны «глуповцами». Что в переводе с языка древнего народа означает «головопяты». За свое невежество и неразумение он их переименовал.

Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов.
Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.

Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.

В романе «История одного города» писатель затронул множество важных для истории России тематик, таких как война, власть, невежество, религия, раболепство и фанатизм. Каждая тема по-своему важна и несет огромный смысл в жизненный устой простого народа.

Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.

Суть романа «История одного города» заключается в том, что общество не желает принимать ответственные решения самостоятельно, взвалив все на плечи одного человека, которому не под силу изменить историю страны. Автор хочет показать, что без воли народа, его осознания и стремления к лучшей жизни ничего не изменится. Писатель не призывает к открытому бунту или революции, но он пытается убедить народ в том, что нельзя обладать слепой покорностью, только люди и их воля может повлиять на перемены к лучшему, нельзя бояться власти, а наоборот, обращаться к ней со своими проблемами.

Образец 4

Он в свое время вызвал массу споров и противоречий. Критики порой давали абсолютно противоположные оценки. Некоторые не скрывали свое восхищение перед мастерством автора, другие всячески клеймили, называя русофобом. Чью сторону следует принять?

Скорее сторону первых, поскольку точно известно, что писатель любил свою страну. Он просто в юмористически абсурдном тоне описывал текущую действительность «без купюр». Цензоры чаще всего занимали проправительственные позиции, и им не могло понравиться, что акцент делают на бушевавших тогда коррупции и беззаконии.

Роман имеет интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит намеками на разных правителей России. То есть, эти начальники представлялись в образе одного из императоров.

Некоторые начальники вовсе были похожи на роботов. Подчеркивается их туголобость. Кто-то непрестанно проводил реформы, только ухудщающие жизнь в городе. У кого-то голова была похожа на фарш и в один прекрасный день ее съели.

Роман содержит общую канву описания в том, что ни один начальник так и не проявил себя, как умный чиновник. Вся их деятельность сводилась к самодурству и самоуправству. Они бесчестно грабили народ, забирая у него последнее. Коррупция и бюрократия достигли невиданных масштабов.

Самое страшное, что произведение имело реальную историческую подоплеку, и типичный Глупов мало отличался от типичной Костромы, например. Потому и так взъелась на него цензура: она прекрасно понимала, что автор пытается донести и над кем он смеется.

Автор не понаслышке знал государственную кухню, ведь он сам долгое время служил чиновником, поэтому образы так правдивы и описывают суровую действительность невероятно точно.

По сути, город Глупов – это собирательный образ любого российского губернского города тех лет. И автор между строк напоминал, что давно уже пора заняться реформами и уничтожить негативные последствия борократизма.

Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов.

С годами интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя, автора знаменитых «Мёртвых душ», лишь возрастает. И этому есть ряд объяснений.

Говорят, мечтать не вредно, и это действительно так и есть. Все люди на земле любят мечтать. В минуты вдохновения, они рисуют в своём воображении прекрасные картины своих желаний

Читайте также:  Рассказ о моей семье на французском с переводом

Тема любви является одной из наиболее важных в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», поскольку для раскрытия такого «героя», которого хочет описать нам автор, характеристика его взаимоотношений

Источник

Сочинения на тему история одного города

11 вариантов

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.
Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.
Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.
В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Сочинение по рассказу История одного города

В произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина ведется повествование о городе Глупове и о происходящих в нем событиях и переменах при правлении тех или иных градоначальников. Можно заметить, что автор проводит в своем рассказе аналогию с реальными политическими деятелями, он критикует политический строй, существовавший в стране.
Каждый представитель власти вносит свой вклад в разрушение города. Все они изображены гротескно и фантастически. Например, восьмой правитель, Дементий Варламович Брудастый, выделялся среди прочих тем, что вместо мозга он имел некий механизм, который выдавал запрограммированные в нем фразы. Следующий градоначальник — Двоекуров – занимался тем, что выращивал горчицу и лавровый лист, а ещё увлекался пивоварением.
Ещё один правитель – Фердыщенко – довел город Глупов до голода и до пожара.
Василиск Семёнович Бородавкин — преемник Фердыщенко – допустил уничтожение Стрелецкой и Навозной слободы.
В полуразрушенном состоянии достался город и следующему правителю — Негодяеву, который продолжал деятельность «на благо» оскудения города.
После Негодяева власть перешла к Микеладзе, который увлекался только женским полом и совершенно не занимался никакими административными делами. Следующий градоначальник – Беневоленский – прославился тем, что издавал законы тайно, по ночам разбрасывая их по городу. Затем правил подполковник Прыщ, фаршированную голову которого съел предводитель дворянства. Следующий представитель власти — Грустилов, под властью которого город окончательно погряз в лени и в разврате. А последний градоначальник — Угрюм-Бурчеев — и вовсе идиот, решивший заняться переустройством города, остановив для этого течение реки, которая является своего рода символом жизни самого города.
Салтыков Щедрин на примере города Глупова проводит аналогию и со всей царской Россией. Сатира, которую автор использует в своем произведении, отчасти направлена и на реальную жизнь. Глупый народ, не умеющий управлять городом самостоятельно, полагается на ум градоначальников, которые, получив в руки власть, начинают вести себя самым неподобающим образом: они кутят, воруют, объедаются, придумывают глупые и неуместные законы. Эти законы лишь вредят городу. От таких градоначальников нет никакого толка, они не могут и не умеют управлять ни народом, ни городом. А терпеливый и глупый народ, привыкший к рабству, не может дать достойный отпор и всё терпит и терпит беспредел и беззаконие правителей. В своем рассказе Салтыков-Шедрин изобразил весь ужас систем управления царской Россией, весь беспредел чиновников и градоначальников.
В своем рассказе он изобразил народ глупым и покорным, надеясь призвать всех жителей России наконец-то “прозреть”, суметь отстоять свои права.
Надежда на прозрение народа появляется в финале: автор обрывает историю города словами: “…земля затряслась, солнце померкло. Оно пришло.” Хочется надеяться, что пришло время прозрения, пришло спасение и освобождение народа от правления глупцов и самодуров. Как исчез Угрюм-Бурчеев, желающий уничтожить город (“прохвост моментально исчез, словно растворится в воздухе…”), так исчезнет и произвол современных представителей власти.
Это произведение актуально и в наше время, ведь многие депутаты, мэры и губернаторы до сих пор злоупотребляют своим служебным положением, воруют и не стараются улучшить жизнь простого народа.

План
1.Власть: вчера, сегодня, завтра.
2.Символичность имён и названий.
3.Мое мнение.
Чтение сатирической повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» может заменить просмотр вечернего ужастика. Похожее на страшный и одновременно нудный сон отношение автора к властям очень напоминает отношение к власти окружающих. Странно: написано в 19 веке, а в 21 всё так же происходит. Власть давит- народ или подчиняется, или бунтует. Проходят года, века, но мало что меняется в политике по отношению к собственному народу. Такая же волокита, такие же обещания, абсурд и видимость работы некоторых чиновников…
Механический градоначальник Дементий Брудастый напоминает государственную машину, а простой народ и разные помощники градоначальников – это просто детальки и винтики этой машины. Пьяный органный мастер Байбаков что-то не так починил – и нет градоначальника. Это странно что те градоначальники, которые занимались собственными удовольствиями или вводили странные законы об употреблении горчицы и лаврового листа считались лучшими и достойными о них помнили и им подражали.
Ироническая бессмысленность реформ Василиска Бородавкина (попытка ввести в употребление постное масло), как и попытка Двоекурова создать академию и привить науки- а вместо академии- съезжая (место наказаний) показывает всю оторванность власти от реальной жизни. При таком отношении к людям не удивляет превращение реальных солдат в оловянных солдатиков и пустоголовых кукол. Как иронично!
Очень символично название города «Глупов», а также коренного народа «головотяпы». Глупость лбом не прошибёшь, тут история не одного города, а целой страны. Салтыков-Щедрин щедро наделяет более добрыми, хотя и странными, именами и фамилиями правителей, которые если и не помогают людям, то хотя-бы не вредят им открыто. Но вот Угрюм-Бурчеев в своём странном и, явно лишнем рвении в наведении порядка, вообще решил смести город с лица земли. А ведь не дурак – не хотел быть градоначальником города с названием Глупов – Непреклонск звучит хотя и жестко, но более благозвучно. Не удивительно что все нормальные люди умирают, а этот просто растворился в воздухе. Как-будто был наказан за то что пытался бороться с рекой. Да и само расположение на трёх реках и на семи холмах и сравнение с Римом – городом древним, говорит, что источник человеческой глупости неисчерпаем, неистребим, и укоренился очень глубоко.
На примере этих чиновников, с такими ироничными фамилиями, автор хотел показать нам, как аппарат власти тупеет и разлагается. Повесть “История одного города” – история угнетенного народа, который безропотно служит государству. Но ведь есть и другая дорога, “Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буяново”.

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие
«В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев).
«История одного города» как социально-политическая сатира
Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Анализ главы “Фантастический путешественник” (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»)
Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”)
Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников
Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Иго безумия в “Истории одного города” М.Е.Салтыкова-Щедрина
Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Образ глуповцев в «Истории одного города»
Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина
Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – история России в зеркале сатиры
Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сатирическая хроника русской жизни
Сатирическая хроника русской жизни (“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”
Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина
Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

Похожие сочинения:

М. Е. Салтыков Щедрин — один из наиболее ярких отечественных писателей.
Его творчество отличается фантастической социальной злободневностью, и
произведения его не устарели по сей день. Салтыков-Щедрин клеймил пороки,
которые видел вокруг, порой иронией, а чаще — злой сатирой.
«История одного города» — сатирическая пародия на власть и ее
взаимоотношения с народом, а так же на официальную историю. В этом
произведении речь идет о многочисленных градоначальниках, сменявших друг
друга в городке Глупове. О градоправителях и собственно этой должности
Салтыков-Щедрин знал не понаслышке: в течение десяти лет он служил вице-
губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Рязани
и Туле.
Образ города Глупова стал воплощением самодержавного строя в России.
Полвека спустя М. Горький сказал: «Необходимо знать историю города Глупова,
— это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России
во второй половине девятнадцатого века без помощи Щедрина — самого
правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости… «.
Произведение «История одного города» стилистически оформлено под реальную
летопись города. Название этого произведения звучало таким образом: «История
одного города. ПО подлинным документам издал М. Е. Салтыков(Щедрин)».
Уже эта надпись отсылает нас к реальным историческим произведениям. И
как контраст — содержимое «Истории… «. Это в полном смысле слова пародия
на официальную историю. Это история жизни русского общества, русского
народа, сосуществования народа и власти, отраженная в остром и злободневном
сатирическом ключе.
Салтыкова-Щедрина называют первооткрывателем жанра…
сатирической
хроники, и эта хроника — «История одного города». Произведение создано в
формате повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические
рамки ограничены 1731-1826 годами. Роман начинается главой «Обращение
к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Цель автора
произведения, согласно этой главе, «изобразить преемственно градоначальников,
в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».
Глава «О корени происхождения глуповцев» отсылает нас к летописям, а в
самом начале — к «Слову о полку Игореве». Эта глава — откровенная пародия на
летописи, но, помимо этого, еще и злая сатира на город.
Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастского с его
обширнейшим лексическим запасом, который вполне вмещался в две любые
резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!» А этой главе Салтыков-Щедрин описал
систему бюрократического аппарата.
«Сказание о шести градоначальниках» — пародия на многочисленные
исторические произведения, появившиеся в тот период времени.
В финале романа описан Угрюм-Бурчеев, самый страшный из градоначальников,
символ произвола и угнетения, с его теориями превращения мира в казарму и
разделения людей на батальоны и роты. С появлением этого градоправителя
появляется, наконец, впервые за историю города Глупова, негодование жителей.
Но раздражение это осталось пассивным.
«Издавая «Историю одного города», я совсем не имел в виду исторической
сатиры» — говорил Михаил Евграфович. А так же писатель говорил о близости
своего произведения историческому труду. Историческая форма «Истории одного
города» была удобна для писателя, как и повествование от лица архивариуса.

Читайте также:  Послушать сказку по щучьему велению по моему хотению бесплатно

Источник

Сочинение по произведению История одного города Салтыкова-Щедрина (рассуждение)

Большинство читателей считают, что произведения Салтыкова-Щедрина написаны достаточно трудным языком, который могут понимать далеко не все читатели. Но на сегодняшний день его произведения достаточно актуальны, они затрагивают достаточно злободневные проблемы в обществе, он использовал для этого сатирические приемы, которые позволяли отображать жизнь совершенно под другим углом.

Произведение, получившее название «История одного города». Сам Толстой называет это произведение достаточно странным, но в тоже время поразительным.

Автор уже в первых строчках начинает пародийное повествование, он подражает тому, как были написаны «Слово о полку Игореве», а также «Повесть временных лет». Автор высмеивает не то, как написано произведение, а то, что все чести в истории присваиваются отдельным личностям, а не народу в целом, хотя именно народ творит это историю, он борется за положительные изменения в стране.

В сюжетах, которые показывает автор, видно и пересечения с реальными историческими эпизодами. Например, то что Глупов гулял по выгодным землям, пересекается с тем, как особы царственного дома путешествовали по разным землям, суда можно отнести и Потемкина, который устроил Екатерине Второй путешествие в Крым.

Угрюм-Бучуев становится самым выделяющимся градоначальником, многие видят в не облик Аракчеева, а также большое сходство с образом Николая Первого. Именно этому градоначальнику пришло в голову переустроить существующий город Глупов, ради этого ему пришлось бы остановить течение реки. При этом течение реки становится примером неисчерпаемой силы народа, которую нельзя исчерпать и остановить. Они готовы бороться за собственное мнение. И сколько Угрю-Бучуев не издевался над простыми жителями, они все равно живут и стараются изменять историю, которая твориться народом, а не отдельными личностями.

Сначала Глуповцы очень боялись градоначальника, а потом решили вершить историю самостоятельно. Но решили не брать власть в свои руки.

«История одного города» становится двухсторонней сатирой, с одной стороны на самодержавие власти, с другой стороны на народные массы, которые привыкли быть пассивными и не готовы брать власть на себя.

Множество исторических, социальных и политических аспектов нашли своё воплощение в данном романе, который на данный момент является востребованным и популярным.

Другие темы: ← По сказке Дикий помещик↑ Салтыков-ЩедринАнализ сказки Дикий помещик →

«Сочинение по повести «История одного города»»

В творчестве Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1869 —1870) занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой подвергаются бескомпромиссной критике самые основы самодержавия, разоблачаются любые формы деспотизма, выражен решительный протест против идеологии смирения, покорности и пассивности. В сатирической «Истории одного города» сочетаются элементы бытовые и фантастические, своеобразно сопоставлено прошлое и настоящее. Категория художественного времени становится одним из важнейших факторов, определяющих структуру все книги. Внешне повествование, казалось бы, охватывает совершен но определенный исторический период — с 1873 по 1825 г. Н с самых первых страниц писатель постоянно соотносит событие XVIII в. с живой современностью. Поэтому нельзя воспринимав книгу Салтыкова-Щедрина как сатиру на историю, хотя в описаниях некоторых градоначальников и можно найти намеки на те или иных царей, министров. Так, в образе Негодяева есть что-т от Павла I, Грустилов напоминает Александра I, Угрюм-Бурчеева и Аракчеева и т. д. Однако глуповские градоначальники в целом вовсе не олицетворяют собой конкретных русских царей или их министров. Значение щедринской сатиры значительно шире. В ней речь идет о всей системе самодержавного правления, системе антинародной и античеловеческой, оставшейся в своих основных чертах неизменной. Раскрывая суть своего замысла, Щедрин писал: «Может быть, я и ошибаюсь, но во всяком случае ошибаюсь совершенно искренне, что те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в., существуют и теперь. Следовательно, историческая сатира вовсе не была для меня целью, а только формою».

Как бы внешне ни отличались градоначальники друг от друга, их объединяет одно: любое их действие направлено против народа. На первых же страницах «Истории одного города» о градоначальниках было сказано: «Все они секут обывателей…» Так с самого начала поставлена главная проблема произведения: самодержавие и народ. Предельной концентрации деспотическая сущность антинародной политики самодержавия достигла в образе Угрюм-Бурчеева. Он превращается в страшный символ мертвенной, механической, бездушной власти, правящей Глуповым. Потеряв всякую жизненную опору, представители самодержавно-крепостнического режима живут в каком-то фантастическом мире. Впрочем, сама по себе фантастика у Щедрина не так уж далеко отстоит от реальной действительности. Сатирик лишь доводит до логического конца, заостряет, гиперболизирует то, что зафиксировано в народном творчестве; порою он как бы материализует метафорические выражения, уже существующие в языке. Так, словосочетание «пустая голова» вырастает у Салтыкова-Щедрина в образ градоначальника с фаршированной головой (Прыщ). У другого градоначальника в голове находится маленький органчик, который мог наигрывать только два романса: «Разорю» и «Не потерплю». Возникает возможность для остроумного обыгрывания этих гротескных ситуаций: фаршированная голова может быть съедена, органчик требует ремонта и т. д. Объясняя необычный характер повествования в «Истории одного города», сатирик писал: «…Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже и не смех, а трагическое положение». Когда либеральные критики продемонстрировали непонимание своеобразия повествовательной манеры сатирика, обвиняя его в преувеличении и искажении действительности, Салтыков-Щедрин отвечал: «Если б вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного… Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы «не потерплю» и «разорю»., а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

Отношение писателя к народу принципиально отличалось от его отношения к миру угнетателей и эксплуататоров. С глубоким и искренним сожалением пишет он о глуповцах, которых называют «бедными ошеломляемыми». Однако изображение народа у Салтыкова-Щедрина далеко не однозначно. Он решительно не принимает настроений пассивности, смирения, непротивления злу. Объясняется это свойственным всем революционным демократам стремлением пробудить народ к активным действиям, к борьбе и одновременно пониманием трагической участи народа, угнетаемого всей системой эксплуататорского общества.

В «Истории одного города» сатирическое и трагическое начала находятся в сложном взаимодействии. Писатель специально подчеркивал это обстоятельство: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия». В этом отношении особенно важны главы «Голодный город» и «Соломенный город», в которых выделяется прежде всего не глупость «обывателей», а их нищета и голодное существование. Трагичность положения глуповцев заключалась в том, что вместо какой бы то ни было помощи их ожидает только жесткое усмирение с помощью воинской силы. Показательно, что трагические интонации усиливаются от главы к главе. В начале книги преобладает преимущественно сатирический пафос, но постепенно все сильнее и сильнее становятся ощутимыми и другие мотивы, особенно в последних главах: «Поклонение мамоне и покаяние» и «Подтверждение покаяния. Заключение». Именно здесь содержатся важные мысли писателя о том, что глупость, инертность, «ошеломленность» жителей города Глупова не есть их природные свойства, но образуют лишь «искусственные примеси». Глуповцы могут быть способными и на протест. Символичны и эпизоды с рекою, которую вознамерился запрудить Угрюм-Бурчеев и которая, несмотря на все его усилия, упрямо текла в прежнем направлении.

Означает ли это, что в конце у Салтыкова-Щедрина начинают звучать оптимистические нотки? Ответ на этот вопрос прямо связан с тем истолкованием, которое можно дать последним абзацам главы «Подтверждение покаяния. Заключение», где появляется «нечто», несущееся на город, «по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки». Давно уже в нашем литературоведении идут споры относительно объяснения этого финала. Неясно, почему при приближении этого таинственного «оно» «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца», почему именно Угрюм-Бурчеев оказался в состоянии предвидеть «его» появление. В большинстве исследований мистический «не то ливень, не то смерч» ассоциируется с идеей народного восстания. Высказывается и другое мнение, согласно которому в финале речь идет о наступлении в России реакции после поражения восстания декабристов в 1825 г.

* «…В образе «оно»,— пишет Д. П. Николаев,— появляется нечто враждебное жизни, враждебное глуповцам, выступившим против градоначальника, и «родственное» Угрюм-Бурчееву… Это одновременно широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, человеку, народу, общественному развитию».

Роман «История одного города» в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина занимает особое место. Роман был принят современниками очень настороженно, точнее сказать критически. Известный в то время публицист Суворов выступил с обвинениями в адрес автора, считая, что писатель исказил факты русской истории, что книга его — есть глумление над русским народом. Один этот факт уже свидетельствует о том, что книга попала в цель. На примере описи градоначальников можно сказать о пародийности книги. Но не столько пародия на русскую историю, сколько современность волновала Михаила Евграфовича. Находясь на службе в Твери и Рязани государственный чиновник воочию видел «головотяпство» и народа, и чиновничьей братии.

Читайте также:  Путешествие алисы это рассказ или сказка

Самая спорная и явно пророческая история рассказывается в последней главе «Подтверждение покаяния. Заключение». По некоторым сведениям, эта глава, по сути, тоже пародия, только на роман современника Н.Г.Чернышевского, на «Четвёртый сон Веры Павловны». На самом деле, при внимательном прочтении главы Салтыкова-Щедрина во многом намек на утопию Чернышевского с его лучезарной картиной всеобщего счастья от труда на благо всех. О том, чем грозит такая уверенность в счастливом будущем идеального общества, прописанного против натурального естественного хода истории, смело предсказывает великий критик.

Начнём с того, что город Глупов, по решению градоначальника Угрюм-Бурчеева, было решено назвать Непреклонск. В портрете проглядывается твёрдость и упорство непреклонного главы города. И хотя в портрете Угрюм-Бурчеева современники угадывали лицо Аракчеева, возможно проследить некоторое сходство с великим отцом народов Сталиным. Даже псевдоним вождя просто символизирует непреклонность. А его стрижка? А его китель? Но более всего вызывает удивление строгий режим, распорядок дня, которому подчиняются все от мала до велика, те обязательные работы, выполняемые всеми взрослыми гражданами города.

Все жители обязаны были бы не только действовать, но и думать совершенно одинаково. Всё подчинялось строгим и совершенно обязательным правилам, законам, регламентам.

В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков… Школ нет и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется… Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю — все по команде.

Особое умиление вызывают обязательно для всех проводимые три праздника в году: «Во-первых, назначен был праздник по случаю переименования города из Глупова в Непреклонск; во-вторых, последовал праздник в воспоминание побед, одержанных бывшими градоначальниками над обывателями; и, в-третьих, по случаю наступления осеннего времени, сам собой подошел праздник «предержащих властей». Праздники отличались от будней усиленной маршировкой жителей. Ну чем вам не Первое мая и Седьмое ноября? В общем, казарменный социализм в том виде, как он представлен в романе Салтыкова-Щедрина словно точь-в-точь был воспроизведён впоследствии при советской власти. Вспоминается забытый лозунг, широко распространённый в 20-е годы прошлого века: «Загоним железной рукой человечество в счастье!»

Опасность утопий доказана всей историей ХХ века: Сталин, Гитлер, Муссолини, Мао, Кастро и прочие. Как никогда жанр антиутопия развит в прошлом веке. Хотя и сейчас можно углядеть эти характеристики общества в знаменитых «Голодных играх», «Дивергенте» и прочих новых бестселлерах.

Заканчивается книга Салтыкова-Щедрина зловеще. Пришло Оно и снесло весь город с лица земли. Стихия, несущая не только разрушение, но трепетное отношение ко всему, что нарушает естественный ход вещей, уничтожила Угрюм-Бурчеева и весь его Непреклонск. Пророческий смысл этой антиутопии стал ясен только сейчас, и мы можем оценить всю силу боли и гнева писателя, предвидевшего мрачные катаклизмы в развитии общества.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Образец 4

Пожалуй, Салтыков-Щедрин – один из немногих писателей сатирического толка в России XIX века. Да, было много классических авторов, но так, чтобы колко высмеять, представить действительность с другой стороны, то, безусловно, это к Салтыкову-Щедрину. «История одного города» — вершина сатиры на то время. О данном романе и пойдет сейчас речь.

Он в свое время вызвал массу споров и противоречий. Критики порой давали абсолютно противоположные оценки. Некоторые не скрывали свое восхищение перед мастерством автора, другие всячески клеймили, называя русофобом. Чью сторону следует принять?

Скорее сторону первых, поскольку точно известно, что писатель любил свою страну. Он просто в юмористически абсурдном тоне описывал текущую действительность «без купюр». Цензоры чаще всего занимали проправительственные позиции, и им не могло понравиться, что акцент делают на бушевавших тогда коррупции и беззаконии.

Роман имеет интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит намеками на разных правителей России. То есть, эти начальники представлялись в образе одного из императоров.

Некоторые начальники вовсе были похожи на роботов. Подчеркивается их туголобость. Кто-то непрестанно проводил реформы, только ухудщающие жизнь в городе. У кого-то голова была похожа на фарш и в один прекрасный день ее съели.

Роман содержит общую канву описания в том, что ни один начальник так и не проявил себя, как умный чиновник. Вся их деятельность сводилась к самодурству и самоуправству. Они бесчестно грабили народ, забирая у него последнее. Коррупция и бюрократия достигли невиданных масштабов.

Самое страшное, что произведение имело реальную историческую подоплеку, и типичный Глупов мало отличался от типичной Костромы, например. Потому и так взъелась на него цензура: она прекрасно понимала, что автор пытается донести и над кем он смеется.

Автор не понаслышке знал государственную кухню, ведь он сам долгое время служил чиновником, поэтому образы так правдивы и описывают суровую действительность невероятно точно.

По сути, город Глупов – это собирательный образ любого российского губернского города тех лет. И автор между строк напоминал, что давно уже пора заняться реформами и уничтожить негативные последствия борократизма.

Другие сочинения: ← Философская лирика Тютчева↑ ДругиеНарод и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина →

Популярные сочинения

Второстепенные персонажи романа

Остальные образы градоначальников в «Истории одного города» также интересны для читателя, но их особенности менее яркие. Они внесли свою лепту в жизнь поселения.

Опись градоначальников в «Истории одного города» и их краткая характеристика:

Если проанализировать деятельность персонажей в романе «История одного города», то можно заметить, что Салтыков-Щедрин назвал массу типажей, обладающих множеством пороков.

Проницательный читатель, хорошо знающий историю России, может заметить, что у каждого героя есть реальный прототип из рядов политиков. Таким образом, он намекает на то, что на Руси к власти нередко приходили именно такие недостойные уважения люди. Вот почему этот роман долго имел статус запрещённого.

Главные персонажи

В сочинении есть наиболее значимые градоначальники города Глупова. Они отличаются более длительным правлением и ярким типажом. Период их власти, как правило, отличался каким-нибудь абсурдным нововведением.

Главных героев можно включить в список следующих градоначальников:

Сочинение на тему “Власть и народ в “Истории одного города” (Салтыков-Щедрин М. Е.)”

Вариант 2

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Вечная тема

В центре сюжета романа – конфликт между глуповцами и градоначальниками, которые по очереди приходят к власти, но жизнь горожан от этого существенно не меняется… Люди не понимают, в чём корень проблемы – они не хотят понять, что ответственность за собственное благополучие должна быть обоюдной. Никакая власть не сделает человеческую жизнь лучше или хуже: необходимо разумное сотрудничество. Самосознание горожан слишком незрело, они ищут того, кто возьмёт ответственность за их жизни,благополучие. Как малые дети, глуповцы наивно верят в кого-то большого и умного, кто возьмётся заботиться о них.

Источник

Познавательное и интересное