Рассказ иван царевич и лягушка кукушка

Сказки

Билибин «Иван-царевич и лягушка-квакушка» описание

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — знаменитый русский художник, живописец, иллюстратор. Сюжет «Иван-царевич и лягушка-квакушка» относится к творчеству книжной графики Билибина. Иллюстрация была написана в 1899 году для сказки «Царевна-Лягушка».

Картина получилась светлая и эмоциональная. Если вы читали это произведение, то наверняка вспомните его сюжет. В краткости, три брата-царевича пустили стрелы, чтобы найти себе невесту. Стрела Ивана упала в болото. Когда царевич нашёл свою стрелу, то оказалось, что держит её не девушка-красавица, а обыкновенная болотная лягушка, на которой ему и пришлось в итоге жениться. В последующем лягушка превратилась в Василису Премудрую.

На картине Иван Билибин очень точно изобразил момент встречи Ивана-царевича и лягушки. По всему видно его полную растерянность такой находкой. На лице мы можем увидеть недоумение. Иван-царевич расставил руки, показывая тем самым, что обнаружение такой невесты стало для него полнейшей неожиданностью. В руке у молодца тот самый лук, из которого была выпущена судьбоносная стрела. Естественно, зелёная болотная лягушка вовсе не является мечтой царевича, которому теперь нужно жениться на земноводном. Однако пока он даже не подозревает, что под видом лягушки перед ним находится заколдованная красавица.

Известно, что Иван Билибин тщательно подходил к изображению той или иной эпохи, изучал характер одежды того времени, чтобы зритель смог увидеть наиболее реалистичное и точное изображение. Здесь мы можем увидеть, что царевич одет в старинный кафтан. Форма кафтана, которая расшита узорами, говорит о том, что является дорогой одеждой, которая достойна человека царских кровей. На его голове шапка, на ногах — зелёные сапоги.

Иллюстрация выполнена в светлых тонах. Пейзаж нисколько не отвлекает зрителя от главной сцены, хотя и выполнен мастерски. Здесь преобладают коричневые и жёлтые оттенки, которые своей расцветкой указывают на то, что всё действие происходит не в зелёном и радостном лесу, полном жизни, а на гиблом болоте. На это также указывают две сломанные берёзы на переднем плане. Над болотом летят четыре утки.

Во всём здесь чувствуется билибинский стиль — графический стиль изображения и чёрные орнаментальные линии, которые заполнены акварельными красками. Иллюстрация к заданному произведению является одной из самых лучших иллюстративного и народно-сказочного жанра, считается примером высокого мастерства художника.

Источник

Сочинение по картине Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», 3 класс

Описание Ивана Царевича в сказке «Царевна-лягушка»

Описание Ивана Царевича из «Царевны-лягушки» поможет понять какая внешность была у героя и какие черты характера.

Описание Ивана из сказки «Царевна-лягушка»

Иван Царевич, был красивым молодым парнем, младшим сыном царя. Был одет подобающе. На нём были красные сапоги, красная кофта и красные штаны, так же у него имелся меч и колчан со стрелами.

Характеристика Ивана Царевича дает понять что он смел, отважен, послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается.

По внешности он напоминал больше Алёшу Поповича. У него были светлые волосы, он был широкоплечий.

Иван Царевич обладал здравым умом и мог решать трудные жизненные ситуации. Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.

Описание Ивана Царевича из сказки «Царевна лягушка» Вы можете дополнить через форму комментариев.

Сочинение 2

Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является главным персонажем. Хоть и по цвету практически сливается с елью.

Что же касается Ивана Царевича, он размещен чуть поодаль. Лягушка с надеждой смотрит на него, держа во рту стрелу. Ведь именно от выбора юноши зависит ее дальнейшая судьба.

Следует отметить, что в отличие от весьма неказистой обитательницы болот, Иван Царевич имеет довольно яркое облачение: расписной кафтан, красный головной убор, изумрудные сапоги – все направлено на то, чтобы читатель сразу же заметил и подсознательно запомнил его образ.

Однако решение Ивана взять лягушку с собой во дворец довольно таки тяжелое – он очень не торопится это делать – даже, можно сказать, мешкает, ибо не уверен в том, насколько благоприятным будет для него исход. Но как все мы знаем, парень все — таки решает рискнуть, в результате чего его ожидает удивление, а девушку – преображение.

Честно говоря, данная картина прекрасно отражает эпизод из русской сказки. Такое впечатление, что глядя на полотно, ты сам невольно ощущаешь себя частью волшебной истории, персонажем, издалека наблюдающим за диалогом главных героев.

Кстати, царевич, изображенный Билибиным, действительно выглядит очень растерянным, а вот лягушка, напротив, представляется заинтересованной, глядит так заискивающе. Иногда кажется, что она изначально понимает, что может произойти и радуется – ведь как- никак, прекрасной царевной быть куда приятнее, нежели лягушкой на болоте.

А парень, кажется, что не особенно и верит в волшебство и перспективу подобной трансформации. Но события истории не дают ему иного выбора. Хотя… Уверен, что впоследствии Иван нисколько не пожалел о таком повороте событий.

На самом деле, подобное действительно очень сложно представить: как жительница болота может превратиться в прекрасную девушку? Даже сказочный юноша, кажется, сам не до конца верит в это.

Однако подобный факт не делает картину плохой. Она достаточно красочна, привлекает взор, заставляет сопереживать героям. Соответственно, художник в полной мере выразил свою мысль и талант, что не может не радовать.

Кстати, было бы очень интересно, если бы было намного больше полотен с героями сказок, поскольку у Ивана Яковлевича это очень хорошо получалось.

Другие темы: ← Баба-яга↑ БилибинГвидон и царица →

Образ в сказках

(Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная)

Каждая народная сказка несёт в себе глубокую мораль и «Царевна-лягушка» не исключение. На примерах сказочных героев, их характерных черт и поступков воспитывались целые поколения детей. С малых лет они впитывали понимание того, что жертвенность, послушание, доброта и уважение к старшим – черты положительных персонажей, которых все любят и оказывают им помощь в сложных ситуациях. А пройдя с честью тяжёлые испытания, человек непременно получит заслуженную награду.

Иван-царевич в этой и многих других русских народных сказках именно таков. Он олицетворяет собой собирательный образ простого русского человека: терпеливого, безропотного, сострадающего чужому горю, но в моменты, когда нужно вступить в борьбу со злом – непреклонного, сильного духом, способного на истинный героизм и самопожертвование. Он вершит справедливость и одерживает безоговорочную победу над всеми, кто встаёт на пути к его целям. А эти цели непременно основаны на доброте, любви к ближнему и вере в светлое будущее.

Популярные сочинения

Второе испытание

Но на этом не успокаивается царь-отец. Просит он показать, как его невестки ковры ткут. И снова младший сын в печали. Характеристика Ивана-царевича дополнится новым фактом: он недоверчив к своей жене, которая уже однажды выручила его. И снова лягушка успокаивает мужа, укладывает его спать и ткет чудесный ковер. Старшие же невестки позвали на помощь прислуг, потому как понимали, что сами с этой задачей справиться не в силах. И снова отец принимает работу. У старшего такой ковер, что для лошадей лишь сгодится. У среднего сойдет только перед воротами стелить. И снова отличился Иван: его жена сделала лучшую работу. Царь доволен и приказывает этот ковер стелить по праздникам.

Третье испытание

После проверки навыков невесток государь придумывает последнее испытание. Он зовет всех своих сыновей с женами на пир, посмотреть, как они себя умеют вести. Теперь Иван понимает – позора не избежать. Придется везти с собой вместо прекрасной девушки лягушку. Братья точно поднимут его на смех. Опечалился он больше, чем раньше. Но чудесная лягушка и тут укладывает мужа спать, успокоив.

На следующий день, прибыв на пир, гости шокированы. Вместо того, чтобы смеяться над младшим братом, они и слова вымолвить не в состоянии. Перед ними является сама Царевна — Лягушка!

Читайте также:  Почему это сказка докажи удивительная бочка

Характеристика Ивана-царевича будет включать в себя тот факт, что он оказывается нетерпеливым человеком. Пока его супруга пляшет перед царем-батюшкой, он находит ее лягушачью кожу и сжигает. Теперь он уверен: с ним рядом будет красавица-жена, наконец, он заживет, как все нормальные люди, а братья перестанут подшучивать над ним.

Как же он ошибался! Оказывается, не все так просто: девушку заколдовал Кощей, превратив в лягушку. Еще бы три дня ему подождать, и роковое проклятье бы закончилось. Но, не спросив ни слова у Василисы Премудрой, он торопится и совершает ошибку. Царевна превратилась в лебедя и улетела, сказав о том, чтобы он искал ее.

Первое испытание

Не успели браться насладиться новоиспеченной семейной жизнью, как отец придумывает новое задание. Он решает проверить, на что способны царские невестки. Первое, что интересует царя-батюшку, — как жены сыновей умеют печь хлеб. Этот продукт на Руси считался самым главным на столе, и каждая девушка должна была с детства знать, как это делается. Старшие сыновья с почестью поклонились и пошли сообщать женушкам об испытании отца. Характеристика Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка» должна быть дополнена тем фактом, что он себе места не находил от печали. Знал младший сын, что вновь опозорится перед братьями.

Мог ли он ожидать, что супруга успокоит его и уложит спать, а сама начнет чудеса творить! Обернулась она прекрасной девушкой, Василисой Премудрой. Принялась печь каравай, да такой, что представить трудно. Тесто белое, мягкое, а сам он украшен лебедями.

Наутро проснулся наш Иванушка и поверить не мог, что его лягушка такой чудесный хлеб испекла. Обрадовался он, взял блюдо и понес отцу. Стал царь принимать работу невесток. У старшего подгорел каравай, его государь приказал только в большой голод есть. У среднего косой да кривой вышел. Такой хлеб отец только собакам бы отдал. А как увидел он каравай Ивана, сказал, что его только на стол праздничный подавать.

Характеристика Ивана-царевича меняется: он теперь не грустит, а чувствует себя победителем перед братьями.

Характеристика героя

(Иван-Царевич и лягушка)

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич)

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

Источник

Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке «Иван-царевич и царевна-лягушка», нарисовал Иван Яковлевич Билибин. На переднем плане картины он разместил «лягушку-квакушку». Она не главный герой это иллюстрации. Художник подчеркнул это, при помощи приглушенного цветового решения. Лягушка почти слилась с елкой. Она схватила стрелу и смотрит на Царевича, от него сейчас зависит ее дальнейшая судьба.

Главная фигура, самого Ивана изображена на втором плане. Художник подчеркнул значимость Ивана-Царевича при помощи яркой цветовой палитры. Красный головной убор, расписной кафтан, который подпоясывает голубой пояс.

Даже зеленые сапоги он сумел выделить, написав их в изумрудном цвете, который выгодно отличается от остальной зелени на картине. В руке царский сын сжимает красный лук, расписан золотом. По выражению его лица мы видим, насколько трудно ему дается решение, взять «лягушку-квакушку» во дворец. Царевичу негоже брать в жены лягушку. Не зря художник изобразил картину в радужных цветах, мы все прекрасно знаем положительный финал этой сказки.

На картине Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» изображена сцена из известной русской сказки «Царевна лягушка». Именно в этот момент Иван-царевич понимает, что ему придётся жениться на лягушке. Он очень расстроен и еще не догадывается что в скором времени эта отвратительная лягушка превратиться в красивую и мудрую девушку.

Иван-царевич

Лягушка

Рядом с Иваном-царевичем изображена вторая главная героиня — картины- это лягушка. Автор картины нарисовал её в неприятном коричнево-зеленом цвете. Мне кажется автор показывает этим какие неприятные чувства испытывал Иван-царевич, когда увидел её. И это не удивительно ведь он царский сын, а взять в жены придётся лягушку. Она держит стрелу и смотри на Ивана и, наверное, хочет что-то ему сказать.

Задний план

На заднем плане картины изображен загадочный русский лес. Он начинается с ровного ряда молодых березок и дальше нарисована глубокая непроходимая чаща. Рядом с лесом находиться мутное болото, по которому идет Иван. А возле болота растут совсем еще молоденькие ёлочки. Автор умело изобразил красоту русского леса.

Вывод

Мне очень понравилась эта картины. Иван Яковлевич Билибин с особенной точностью передал всю красочность того момента, описанного в сказке. Эта картина помогла мне лучше представить героев и понять, что хотел сказать автор. Это замечательная иллюстрация идеально подходит для сказки о Иване-царевиче и его возлюбленной.

Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка

Несколько интересных сочинений

Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя

Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории.

Маковский Владимир Егорович – один из знаменитых художников России в 19-20 веке, как и родной брат, Владимир Егорович входил в общество художников-передвижников.

Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.

Источник

Сказка Царевна-лягушка читать:

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

Читайте также:  Про кого немецкий писатель отфрид пройслер не написал сказку

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра. Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

— Что закручинился? Он отвечает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренеё.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от боль-ших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного.

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Источник

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Русская народная сказка для детей старшей группы ДОУ

Царевна-лягушка

В старые годы у одного царя было три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.

А лягушка ему отвечает:

— Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принёс домой.

Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка велел тебе к завтрему рубашку ему сшить.

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завёрнута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понёс к отцу.

Читайте также:  Рассказ о жизни моего класса и школы 1 класс

Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку в чёрной избе носить.

Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

— Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать.

Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра (хитра — колдунья).

Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка его спрашивает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А те невестки сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню, печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам, всё рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку (полотенце), понёс к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жёны-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь.

Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

— Вот это хлеб, только в праздник его есть.

И приказал царь трём своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: «Это моя лягушонка в короб- чонке едет».

Иван-царевич и пошёл один.

Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурмлёнными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принёс. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван- царевич говорит:

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золочёная карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звёзды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила.

Жёны болыиих-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черёд плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана- царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного.

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал-поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк.

Попадается ему навстречу старый старичок:

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич, зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

— Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

— Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.

Он пожалел селезня и пошёл дальше.

— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.

Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпиче, лежит баба-яга костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему баба-яга.— Дело пытаешь или от дела лытаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растёт высокий дуб.

Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нём каменный сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутёк во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Источник

Познавательное и интересное