Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы помогаем маме?» (средняя группа)
Екатерина Чучкова
Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы помогаем маме?» (средняя группа)
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СРЕДНЯЯ ГРУППА
ТЕМА: «Рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме?»
Цели: Воспитывать чувство любви и уважения к маме.
Формировать умение высказываться на тему из личного опыта.
Формировать умения правильно произносить звук Щ в словах и во фразовой речи, определять на слух его наличие в слове.
Развивать связную речь, память.
Оборудование: иллюстрации по теме занятия, фонограмма песни.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.Майкова:
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботиться о вас?
Подтверждая ответы, педагог говорит, что и дети должны заботиться о своей маме, помогать ей. Показывает иллюстрации по теме занятия, просит назвать, что изображено на них.
Пример. Что изображено на этой картинке- Обувь. Что делает мама с этим. Чистит, моет и т. д.
Дети подходят к столу, там лежат картинки.
Дидактическая игра «Будем маме помогать»
Вопросы: -Расскажите, как вы дома помогаете мамам?
-Как заботитесь о них?
Дети составляют предложения по картинке. (Помогаю маме развешивать бельё. И т. д.)
Воспитатель: Ребята, я тоже хочу рассказать вам о своей маме.
Воспитатель предлагает свой рассказ:
-Мою маму зовут Татьяна Тимофеевна. Она работает на заводе – маляром. Когда она приходит с работы домой, я стараюсь ей во всем помочь. Мы с ней вместе готовим ужин. Я мою овощи, она их режет и делает салат.Я стараюсь поддерживать дома порядок дома: убираю комнаты, навожу порядок. Вместе с мамой мы ходим в магазин за покупками. Я несу сумки потяжелее, чтобы мамочка не устала. Я очень люблю свою маму, стараюсь не огорчать ее и хочу, чтобы она всегда была здоровой и веселой.
А теперь, я хочу послушать ваш рассказ о маме.
Воспитатель побуждает детей составлять небольшие рассказы, помогает в составлении, начиная предложения, которые дети заканчивают.Например: «Мою маму зовут… Она работает…. Я помогаю маме….»
Педагог предлагает детям вспомнить песню, которую готовили к празднику мам.
Послушайте предложение и определите,какой звук часто встречается: «ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ ГРЫЗЛИ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ».
Дидактическое упражнение «Звук щ».Воспитатель произносить слова и показывает картинку: Щука, лещ, рыба, котенок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи, фрукты, щавель, трава, дрова, щепки, пальто, плащ. Дети отмечают наличие звука щ в словах хлопками в ладоши.
Анализ занятия.
Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта»
Инесса Слюсарь
Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта»
Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всём можно рассказать живо, интересно.
Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. На пример, после рассматривания картины педагог обращается к группе рассказать о кошках, которые живут у детей дома, описать их внешность, привычки.
В дальнейшем детям предлагаются конкретные,близкие им темы : после праздника это могут быть темы «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке». После экскурсии по детскому саду «Что мы видели на кухне», «Наша няня» и т. п.
В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит детей с темой рассказа (например о том, что дети видели на экскурсии),намечаю основную сюжетную линию : «С начала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего запомнилось». Затем дети начинают высказываться. То обстоятельство, что воспитатель ведет запись, побуждает их подыскивать наиболее точные и правильные слова и выражения. В конце воспитатель заканчивает коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и записать высказывание ребёнка или поощрять его за это, что он так интересно смог дополнить коллективный рассказ.
Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятий время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышанного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами направляя его таким образом, что бы каждый ребёнок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др.)
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, по этому и тематика рассказов усложняется. Ребёнку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказывать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет, или событие обычно слушателям не известно. Труднее такой деятельностью руководить и педагогу, так как он, не зная точного содержания предстоящего рассказа, не всегда может дополнить или поправить ответ. Для воспитателя – показатель интересов, представлений ребёнка.
В старшей группе в начале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты : вспомнить или описать любимую игрушку, которой малыш играет дома, рассказать о своём домашнем животном, о комнате или квартире где он живёт. С течением времени темы усложняются, широко вводится тема природы. Интересна тематика о рассказах о природе и методика обучения разработана Н. Ф. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Она предлагает следующие виды рассказов :
1 Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник»)
2 Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтение книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»)
3 Описательный рассказ на основе сравнения разных времён года («Наш участок зимой и летом») и описание пейзажной картины.
5 Описательный рассказ об отдельных явлениях природы («Осенний букет»).
К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составления письма (заболевшему товарищу, детям другого города или страны). Воспитатель записывает за детьми то, что они рассказывают о своей жизни в детском саду и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием и структурой. Составление писем, помимо развития связной речи, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у ребёнка дружеское отношение к детям других городов и стран, заботливая отношение к сверстникам и взрослым.
В подготовительно к школе группе полезны темы эстетического характера : «Мой друг», «Как мы помогаем малышам», «Хороший поступок моего товарища». Как это видно, все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определённому узкому вопросу. Отвлечённые темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешной случай часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило, ребёнка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего с таким заданием справляется лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируют рассказ воспитателя, или откровенно фантазируют.
Рассказы из личного опыта требует большой помощи воспитателя, что бы приблизить его содержание к рассказам детей, можно использовать форму воспоминания о своём детстве. Содержание образца может быть и вымышленным, главное, что бы натолкнуть ребёнка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным). Эффективность обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни, где побывать, что и как посмотреть. В последствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.
«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.
Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.
Адаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.
Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.
Консультация «Коррекция нарушений эмоционально-личного развития детей в условиях ДОУ». Кризис 3 лет В психологии рассматриваются три возрастных кризиса, которые переживает ребёнок в дошкольном детстве: кризис 1-го (новорождённости, кризис.
Сообщение по экологии из личного опыта «Стремимся познать окружающий мир» Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с.
Выступление из личного опыта «Метод «Сочинение умных историй» как средство развития литературных способностей детей Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики.
Конспект занятий в средней группе cоставление рассказа из личного опыта «О животных: кошка, собака»
Людмила Овсянникова
Конспект занятий в средней группе cоставление рассказа из личного опыта «О животных: кошка, собака»
Воспитатель: Овсянникова Л. П.
Детский сад «Елочка»
Занятия по развитию ре чи.
Тема: Составление рассказа (сказки) из личного опыта на тему:
«О животных» (кошка, собака)
Цель: Учить составлять связанный рассказ из личного опыта на тему о животных.
Грамматика: Упражнять в употреблении предлогов и пространственным значением.
Звуковая культура речи: Закреплять умение отчетливо произносить фразы, в которых есть слова со звуком «ш», «ж», учить изменять темп речи и силу голоса. Формировать у ребенка грамматический строй речи и активизировать словарь. Учить употреблять слова во множественном числе, существительные в родительном падеже, упражнять их в правильном произношении звуков. Развивать интонационную выразительность речи. Уточнить представление о кошке, как домашнем животном, независимом, умным, очень чистоплотном, учить видеть различия в поведении и образе жизни кошки и собаки.
Материал: игрушки (котенок, щенок)
Предварительная работа: Беседа с детьми в свободное время о повадках, особенностях поведения и образа жизни кошек, собак (ходят бесшумно, высоко прыгают, ласкаются к хозяину, просят еду и т. д.). Чтение сказок, рассказов Успенский «Дядя Федор и кот Матроскин», Киплинг «Кошка гулявшая сама по себе», Маршак «Сказка о глупом мышонке».
1. Каких домашних животных вы знаете?
2. Все ли домашние животные дружат между собой?
3. Кто враждует между собой.
ЗАГАДКА: «Пушистые лапки, а в лапках царапки».
1. Почему вы думаете, что это котенок?
2. Какие можно придумать слова о котенке?
3. Какой он (а) (серый, пушистый, мягкий, ловкий)
4. Когда котенок видит свою добычу, как он (а) к ней подходит? (тихо, неслышно, бесшумно, подкрадывается).
5. А про кого можно сказать (серенький, пушистенький) (Про котенка)
ЧИСТОГОВОРКА: «Тише, тише кот на крыше, а котята еще выше»
(громко – тихо, быстро – медленно)
ВЕДУЩИЙ: Ой, какой красивый, забавный щенок!
(собака лает, кот запрыгивает на дерево)
ВЕДУЩИЙ: Ой, как плохо получилось!
-Дети, надо, чтобы они подружились. Во-первых давайте их
Давайте вы сегодня будете маленькими писателями и сочините
Такие сказки, чтобы они в конце сказки подружились.
А с каких слов начинаются сказки? (жили-были, однажды)
Физминутка: «Кошкины подарки»
1. Вам покажем мы немножко, (Бесшумная ходьба на цыпочках)
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик к низу: оп-оп-оп.
2. Но, подняв свой хвост пушистый, (Высокие, легкие прыжки с ноги
Кошка может быть и быстрой на ногу по кругу)
3. Ввысь бросается отважно. (Прыжки на двух ногах на месте, как
Скок да скок, еще подскок. (Громко мяукают и убегают на места)
А потом мяукнет: «Мяу!»
Я в свой домик убегаю!
(воспитатель выставляет схемы)
1. Где происходило событие?
2. Как и с кем, что произошло?
3. Чем закончилась эта история?
4. Мое отношение к животным.
1. Однажды когда Пушок остался один дома, он начал играть со спичками. Вдруг загорелся дом. Пушок спрятался под кровать и начал жалобно мяукать. Услышал Дружок, забежал в дом и вытащил за шею Пушка, с тех пор они стали дружить.
2. В нашем доме жили-были кот Пушок и собака Дружок. Жили мы на берегу реки. Однажды я и мой Дружок отправились на рыбалку и не заметили как кот увязался за мной. Когда я начал тащить удочку с рыбой из речки, рыбка трепыхалась в воздухе. Как Пушок прыгнет за ней и бултых в речку. Начал тонуть и жалобно мяукать. Дружок прыгнул вводу и поплыл за Пушком. Он спас кота. С тех пор они неразлучные друзья.
ВЕДУЩИЙ: Видите, вы какие сказки придумали про животных, что котенок готов спуститься вниз и дружить с Дружком. А Дружок с Пушком. Они подружились.
«В нашем доме жили – были,
Вместе ели, вместе пили,
На подстилке вместе спали,
Вместе бегали, играли
Кто они? Скажи дружок!
То котенок и щенок!»
Конспект по развитию речи «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» Цель: Формировать умения.
Конспект занятия «Кошка и собака-домашние любимцы» Цель: расширять знания детей о домашних животных кошке и собаке,показать их характерные особенности. Учить проявлять заботу о домашних животных,.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Составление описательного рассказа о диких животных. Образовательные.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Цель: Развитие речевой деятельности.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе по составлению рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картин».
Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.
Развитие речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область: Развитие речи Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами». Задачи: Образовательные:.
Волонтерская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Кошка и собака — наши соседи» Конспект НОД в старшей группе «Кошка и собака — наши соседи» Цель: Воспитывать в детях гуманное, чуткое отношение к животным, сопереживать.
Конспект Нод в средней группе Речевое развитие «Составление рассказа из личного опыта»
специалист в области арт-терапии
Конспект НОД «Составление рассказов из личного опыта детей. «Летом мама, папа и я…»
Рассказывание на тему из личного опыта «Моя семья »
словарь и грамматика : активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Моя семья » ;
упражнять в подборе прилагательных и согласовании их с существительными;
учить использовать в речи сложносочиненные предложения с противительным союзом а;
упражнять в образовании и употреблении притяжательных прилагательных;
учить использовать в речи слова с противоположным значением;
звуковая культура речи : развивать фонематический слух (учить находить «потерявшийся» звук и «возвращать» его в слово»); упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
— Ребята, я хочу загадать вам загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
— А какие же они, родные и дорогие нам люди?
-В любой семье есть старшие и младшие ее члены. Сравните членов своей семьи по возрасту : кто старше, кто младше?
Папа – дедушка (Дедушка старше, а папа младше)
Мама – бабушка (Бабушка старше, а мама младше)
Дедушка – внук (Дедушка старше, а внук младше)
Бабушка – внучка (Бабушка старше, а внучка младше)
Брат – сестренка (Брат старше, а сестренка младше)
Шарф (чей) – мамин, папин…
Шапка (чья) – тетина, дядина…
Пальто (чье) – бабушкино, дедушкино…
Перчатки (чьи) – мамины, бабушкины….
-Молодцы, ребята! А теперь приглашаю вас на физкультминутку.
Мы во двор выходим
Встаем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево
Делает мой братик Сева.
Я и сам бегу трусцой
Футболка чистая – брюки (грязные)
Булочки свежие – хлеб (черствый)
Чай горячий – компот (холодный)
Конфета сладкая – перец (горький)
Красная Шапочка добрая – Волк … (злой)
Буратино веселый – Пьеро (грустный)
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, ушки. (Сушки)
Своей младшей дочке Тосе
Заплетала мама осы. (Косы)
Подарили мне игрушки :
Целый день стреляли ушки. (Пушки)
Мы от страха все притихли :
На арену вышли игры. (Тигры)
— Задания были трудными. Но вы хорошо справились с ними. В эти игры вы можете все вместе играть дома.
Ребята! Вы самые счастливые дети на свете! В ваших семьях царит мир и согласие. В них любящие, дружные, понимающие и уважающие друг друга люди.
Любите! И цените счастье!
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Номер материала: ДБ-1622387
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»
Елена Лапшина
Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»
Рассказывание на темы из личного опыта
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рас-сказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступ-ны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог
— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами об-разной речи;
— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.
Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Д/с №22», обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотре-но начиная со средней группы. Однако в этой группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству. В среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).
Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в стар-шей и подготовительной группах.
Благодаря данному виду рассказываниядошкольники старшей группы учатся:
— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной пол-нотой и законченностью;
— указывать место и время описываемых событий;
— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:
— совершенствуются формы монологической речи;
— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;
— четко, ясно излагать свои мысли;
— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополни-тельных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколь-ко интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосоче-тания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отби-рать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».
Важным вопросом в методике является выбор темы. В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы: «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьёв», «Про котёнка», «Цветы на нашей клумбе», «О нашем огороде» и т. п.
Одни темы требуют использования коллективного, обще группового опыта («О нашем огороде», «Наши игры с куклами», другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю дома»).
Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.
В начале учебного года, детям старшей группы, может быть предложена тема «Моя любимая игрушка», так как эта тема очень близка детям, у каждого ребёнка такая игрушка есть.
Рассмотрим структуру образовательной деятельности педагога с детьми на примере этой темы. Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Сначала, в предварительной беседе с детьми, педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Далее воспитатель сообщает тему или подводит детей к теме, а они её форму-лируют. Затем следует образец-рассказ педагога, который помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения. «Сначала я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой». Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-либо из детей воспроизвести первую, а за тем и вторую части рассказа. Далее предоставляется время на обдумывание рассказа, затем – выступления детей. Можно заслушать 4 – 6 рассказов. Педагог анализирует рассказ каждого ребёнка. В итоговой части воспитатель подчёр-кивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать их в следующий раз.
Хочется обратить внимание: педагог слушает выступления – рассказыдетей с живым интересом: одобрительно кивает, поддерживает улыбкой, выразительным взглядом – всем своим видом выражает искренность и внима-ние.
Обратимся к ещё одному примеру. На занятии по теме «Наши зимние заба-вы»педагог обращается к группе: «Наступила зима. Везде лежит белый снег. На катках — гладкий скользкий лед. Пришла пора ребячьих зимних забав. Вспомните о своих зимних играх во время прогулок. О них сейчас вы будете рассказывать. Старайтесь говорить весело и интересно».
Затем воспитатель проводит с детьми краткую беседу, выясняя с помощью вопросов, о чем они хотели бы рассказать: «Что ты вспомнил, Сережа? А ты, Алеша, о чем будешь говорить? А какая зимняя забава, Аня, тебе больше всего нравится?» (Все ответы педагог внимательно выслушивает.)
Таким образом, во вводной беседе воспитатель знакомит детей с темой буду-щих рассказов и побуждает вспомнить нужные факты и события из личного опыта. Дети учатся сами отбирать материал для своих выступлений в рамках предложенной темы.
После этого педагог дает указание приготовиться к составлению рассказов.
На такой стадии находится умение составлять рассказы в конце старшей группы детского сада.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают перво-начальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе продолжается формирование данного навыка. Усложняется тематика, она отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах и т. д. Детям 6 – 7 лет могут быть предложены темы «Как мы отдыхали летом», «Мои любимые цветы», «Наши новые игрушки», «Интересная прогулка», «Наш парк летом и осенью», «Как мы заботимся о малышах», «Хороший поступок твоего товарища», «Как мы веселились у новогодней ёлки», «О поездке за город», «О наших построй-ках из строительного материала», «Как мы играем с мячом».
Усложняется структура занятия. В этой группе педагог может предлагать детям составлять рассказ на тему по заранее намеченному плану или привле-кать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Также к анализу и оценке рассказа ребёнка можно привлекать всю группу, дети в данном возрасте уже могут высказывать несложные суждения.
Навыки, которые формируются в данной деятельности педагога с детьми,в дальнейшем реализуются в следующем: общение детей между собой становится более содержательным, дети придумывают сценки для своих концертов, сюжеты своих рассказов они могут превращать в игры. От занятия к занятию дети проявляют все большие активность и инициативу. Учитывая это обстоя-тельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.
Какие же методические приёмы используются при обучении данному виду рассказывания?
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога:
— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
— четкость построения, отсутствие лишней детализации;
— динамичность действий, яркие описания;
— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухо-сти). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3.Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются роб-ким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последова-тельности, по четкости повествования.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществ-ляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
1. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., Просвещение, 1982
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Воспитатель:.
Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта по семейным фотографиям Составление рассказов по фотографии для детей подготовительной к школе группы. Цель: Учить составлять рассказы по фотографии. Программное.
Конспект занятия по обучению грамоте. Составление рассказа из личного опыта «Моя мама» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Моя мама». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.
Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.
Опись для личного дела воспитанника Ф. И. О. ребенка Дата рождения ОПИСЬ 1. Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования № Н от (дата) 2. Заявление.
Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.
Выступление из опыта работы «Мини-музей времени «Час за часом, день за днем» Выступление из опыта работы воспитателя Шемонаевой Т. Г. на методическом совете педагогов в форме круглого стола «Мини-музей времени «Час.
Выступление на городском методическом совете «Выработка норм русского правописания» (из опыта работы) Выработка норм русского правописания: приемы и способы работы с орфограммой Что является основным показателем качества знаний по русскому.