Занятие по развитию речи «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» в подготовительной группе
Рунова Александра
Занятие по развитию речи «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» в подготовительной группе
— Закреплять умения детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста, отвечать на поставленные вопросы.
— Учить образовывать сравнительную степень прилагательных.
— Воспитывать умение понимать смысл пословиц.
Ход занятия.
Длинноклювый, телом серый,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Воспитатель: Ребятки, когда я была маленькой девочкой, мне прочитали сказку про лису и журавля. Она мне очень понравилась! И я хочу теперь вам прочитать эту сказку. Слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать.
Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж вот как тебя угощу!
Пришел журавль на званый обед. А лиса наварила манной каши,размазала по тарелке и потчует журавля:
– Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, – так всю сама и скушала.Съела лиса кашу и говорит:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем.
– Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль. – Приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, наклал в высокий кувшин с узким горлышком,поставил на стол и потчует:
– Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает – все ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает; клевал да клевал, пока все съел.
– Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем. Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлем кончилась.
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками)
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Все вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Воспитатель читает сказку,а потом задает вопросы:
— Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши» (Не солоно хлебавши- это значит не наевшись, голодная.,
— Почему так называется сказка? «как аукнется, так и откликнется»? (Как Лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней).
Воспитатель задает вопросы по сказке:
Воспитатель: С кем подружилась Лиса?
Дети: Лиса подружилась с журавлём.
Воспитатель: Как приглашала Лиса Журавля в гости?
Дети: Приходи, куманек, приходи дорогой!
Воспитатель: Как вы понимаете слова «званый пир»?
Дети: Это пир, угощение, на который позвали.
Воспитатель: Чем угощала Лиса Журавля?
Дети: Лиса угощала журавля манной кашей.
Воспитатель: Почему Журавль не смог ничего съесть?
Дети: Длинным клювом с тарелки кашу не склевать.
Воспитатель: Что обозначает выражение не обессудь?
Воспитатель: Чем угощал Журавль Лису?
Дети: Журавль Лису угощал окрошкой.
Воспитатель: Почему Лиса ушла от Журавля голодной?
Дети: Морда лисы не входит в кувшин и окрошку она съесть не смогла
Воспитатель снова читает сказку. Организует пересказ.
Воспитатель: Ребятки, «Закончите предложение».
1. Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)
2. Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)
3. Нос у журавля был длинный, а у слона хобот еще … (длиннее)
Послушайте пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Как вы ее понимаете?
Дети: Эта пословица означает, что от того как будешь трудиться, таким и будет результат.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру.
Игра «Как сказать правильно?»
Воспитатель: Что может быть полным? Про что мы скажем «полный?»
Дети: Колодец, карман, кошелек, стакан.
Дети: Чаша, тетя, тарелка.
Воспитатель: Жаркий спор?
Воспитатель: Можно ли сказать «горячий день», «жаркий суп»? Как правильно сказать?
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? Какие задания выполняли?
Дети: Мы сегодня пересказывали сказку, отгадывали загадки, играли в игру «Как сказать правильно?»,
Воспитатель: Какова же основная мысль сказки?
Фотоотчёт о занятии по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: формирование умения последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Задачи:.
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказывание сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Ирина Михайлова
Конспект занятия по развитию речи. Пересказывание сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Воспитатель: Михайлова Ирина Васильевна
• Учить выразительно, пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.
• Учить образовывать сравнительную степень прилагательных.
• Познакомить с артикуляцией звука «ль» и упражнять в правильном произношении.
• Закрепить умение детей делить слова на слоги, регулировать громкость голоса, темп речи.
Ход занятия.
— Как вы думаете, какой он? (Ответы детей).
— А ещё ребята, этот клубочек непростой, он волшебный. И волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов.
И сейчас, ребята, передавая этот волшебный клубочек, мы будем дарить друг другу добрые, нежные, ласковые слова.
Вот клубочек снова вернулся ко мне, но он стал ребята больше, теплее от добрых слов. Клубку, как и мне приятно отправиться с такими хорошими детьми в гости в сказку.
— Возьмитесь за руки и четко повторяйте за мной волшебные слова.
Ра – ра –ра – в сказку нам пора
Ги – ги – ги – нам клубочек помоги
Раз – два – три – четыре – пять – можно сказку начинать.
Присядьте, ребята, на стульчики и послушайте я прочту вам сказку,которая называется: «Как аукнется, так и откликнется».
Чтение сказки.
Беседа по содержанию:
— Ребята, о чем говорится в этой сказке? (О лисе, о журавле, о том, как они хотели подружиться, но дружбы у них не получилось).
— Какой представляется вам лиса в этой сказке? (Хитрой).
— Что особенно понравилось в сказке?
— Как вы понимаете выражение: «Потчует» (угощает, кормит, «Стряпала» (готовила).
— Как называется сказка? (Как аукнется, так и откликнется).Что означает выражение: «Как аукнется, так и откликнется»?
— С, каких слов начинается сказка? (Подружились).
— Какими словами заканчивается? (С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь).
Молодцы, подойдите ребята, ко мне немного разомнемся делайте как я.
«Тень, тень, по те тень
Выше города плетень
Сели звери под плетень
Похвалялись весь день
— Всему свету я краса
Послушайте, ещё раз внимательно сказку, так как после чтения, эту сказку вы будете пересказывать.
(Чтение сказки воспитателем).
А пересказывать мы будем с опорой на иллюстрации.
Кто запомнил содержание сказки?
Кто желает рассказать сказку? (Установка ребенку).
Воспитатель: Рассказывать ты должен интересно, выразительно, ничего не пропуская из текста-значит последовательно.
— А вы ребята, внимательно слушайте, потому что должны будете оценить рассказ товарища (Дети пересказывают сказку).
— Скажите, чей рассказ вам понравился? Почему? (Интересно рассказывал, полностью передал содержание, менял голос,
— А сейчас мы расскажем эту сказку по ролям. Кто хочет быть лисой, журавлем, автором? (Рассказывание по ролям).
Воспитатель: Ребята становись в круг поиграем в игру «Закончи предложение».
Лиса была хитрой, а журавль ещё(хитрее, кувшин был высокий, а журавль ещё (выше, нос у журавля был длинный, а у слона хобот еще (длиннее).
Так кто же главные герои сказки? (Лиса и журавль).
Послушайте я назову слово «ллиса». Какой первый звук в слове? (л)
Послушайте еще одно слово «журавлль». Какой последний звук в слове? (л)
Звук л (глухой или звонкий). Как проверить? (Закрыть ушки ладонями и произнести л, если ушки гудят этот звук «звонкий», если нет «глухой». Давайте все вместе проверим «л» (звонкий).
Девид «Опиши звук» (согласный, звонкий, мягкий повтори Саша).
Скажите, ребята, а вы любите совершать добрые поступки (да). Тогда я прошу вас помочь вот этим героям-пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Поможем? (Работа с раздаточным материалом). Назовите каждого пассажира четко выделяя звук «л», лиса, теленок, лев, чипполлино. Если вы прохлопаете в ладоши количество слогов в слове, вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. Количество слогов в слове должно совпадать с количеством окошек вагончика,например: «Лев» (из скольких слогов состоит слово) Один. В какой вагон поселим пассажира? С одним окошком. Я беру мел и провожу линию дорожку от пассажира к его вагончику! (Выполнение задания).
Молодцы, пассажиры очень вам благодарны.
«Летели лебеди с лебедями
Над лесом с лисами и лисятами».
Давайте все вместе громко повторим…. А сейчас тихо….
Замечательно ребята, присядем. А Саша Симоненко прочтет замечательное стихотворение со звуком (л’) «Метели».
Скажите, ребята чем мы сегодня занимались? (Пересказывали сказку, познакомились со звуком «л». Выучить новую чистоговорку, помогли пассажирам).
Пересказ басни «Мартышка и очки» Цель: Связанная речь: Учить пересказывать связано, выразительно, используя слова и речевые обороты из текста. Описывать внешний вид персонажей.