Рассказ как метод обучения плюсы и минусы

Сказки

Вопрос 12. Характеристика словесного метода обучения (рассказ, объяснение, лекция и семинар). Условия их эффективности

Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая его функция — обучающая, сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ— это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Метод применяется, прежде всего, в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение. Назначение первого — подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий — заключает отрезок обучения.

Эффективность метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, им используемые, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал и методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 пр), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий — места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

От других методов словесного изложения школьная лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Предметом школьной лекцииявляется преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. Из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спаренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед.

Условия эффективности школьной лекции:

— составление учителем детального плана лекции;

— сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

— логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

— краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

— логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

— проблемность и эмоциональность изложения;

— живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

— контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

— многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

— оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

— выделение (задиктовка) того, что следует записать;

— использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

— сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от условий может колебаться от 20 до 50%.

– активный метод обучения, на котором обучаемые под руководством преподавателя сами учат друг друга.

— углубить и закрепить ранее полученные знания

— развивать творческое мышление учащегося, развивать речь

— учить учащихся применять знания на практике

— выявить уровень подготовленности учащихся.

Источник

Характеристика видов словесных методов обучения

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.

Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.

Рассказ и объяснение

Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.

В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.

Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:

Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.

Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.

Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.

Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.

Читайте также:  Рассказ о семье на английском институт

Беседа и дискуссия

Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.

Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.

Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:

Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.

Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.

Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.

Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.

Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.

Выделяют 4 правила проведения дискуссии:

Лекции

Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.

На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.

Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:

Работа с книгой

Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.

Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.

На практике используются две методики работы с учебниками:

В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.

Источник

Вопрос №9: «Словесные методы обучения. Дать характеристику каждого метода».

Источником знаний при использовании в процессе обучения естествознанию словесных методов является слов (устное или письменное).

Словесные методы: беседа, рассказ, работа с книгой, дискуссия.

Рассказ – это монологический способ, представляющий собой связанное последовательное устное изложение нового учебного материала.

Используется при отсутствии у обучающихся сведений по изучаемому вопросу.

Рассказ связан с личностью учителя (эмоциональность, уровень подготовки, умение создать образ).

Использование рассказа: подача нового материала; при уточнении, обобщении знаний; на экскурсии, в процессе подготовки к наблюдению при подготовке к проведению опытов.

Требования к рассказу: научность (использование энциклопедий и справочной литературы); доступность; должен сопровождаться иллюстрированием; с опорой на жизненный опыт (если можно); носить воспитывающий характер; должен быть красочным, ярким, интересным, эмоциональным, четки, кратким (5-7- максимум 10 минут), содержать самое главное; формирующий умение слушать; должен быть стилистически грамотным; может быть кА кот общего к частному (дедуктивный) или от частного к общему (индуктивный). Может быть рассказ – вступление, подготовка к изучению нового материала; рассказ – повествование – изложение материала; рассказ – заключение (обобщаем), рассказ – объяснение (почему…?).

Подготовка к рассказу:

1) Определение цели, места и темы рассказа на уроке;

2) Сбор информации из первоисточников;

3) Подбор отрывков из художественной литературы (Бианки, Сладков и другие). Сведения из личного опыта учителя.

4) Продумывание зрительного ряда.

5) Запись рассказа, продумывание методических приемов для запоминания рассказа, продумывание сочетаний с другими методами.

6) Составление конспекта.

1) Создание проблемной ситуации (завязка)э4

2) Раскрытие основного содержания (кульминация);

3) Разрешение проблемы (развязка).

Разновидность словесного метода – инструкция.

Беседа – это четко структурированная система вопросов.

Цель беседы: вызвать интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов.

Требования к беседе: нацеленность на выявление полного содержания и подведения к выводу; активизация мыслей ребенка и его самостоятельность при формулировании определенных заключений.

Рассказ должен быть четким, доступным, кратким, адресованным всему классу (не всегда), с предоставлением времени на обдумывание (несколько секунд), продумывание дополнительных уточняющих вопросов, поощрение дополнительных уточняющих ответов, комментариев.

Читайте также:  Рассказ никита платонов урок 5 класс

Необходимо соблюдать логическую последовательность в построении беседы. Отказ от простой формы вопроса содержащей готовый ответ и отказ от неопределенных вопросов.

1) Вводная бесед (систематизация, обобщение опорных знаний, стимулирование интереса);

2) Беседа сообщающая (идет параллельно ознакомлению с новыми, конкретизация и расширение имеющихся знаний);

3) Повторительно – обобщающая беседа (первичное закрепление, установление связи с предыдущим материалом);

4) Поисковые беседы.

Беседа проводится при наличии у детей определенного минимума сведений, а так же на основе работы с учебником, после рассказа учителя, по иллюстрации, после просмотра кинофильма.

o Повышенная активность класса;

o Направленность на развитие речи обучающихся.

o Длительность во времени;

o Дробность получения знаний.

Этапы подготовки к проведению беседы:

1. Определить тему и цель;

2. Составление плана беседы (продумывание сочетания с другими методами и приемами);

3. Формулирование основных и вспомогательных вопросов;

Дискуссия – этот метод активно используется в системе развивающего обучения.

Дискуссия – это метод целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями, идеями по конкретной проблеме.

Цель дискуссии: принятие единого решения.

Учебная дискуссия имеет характер управляемого целенаправленного тематического познавательного спора.

Дискуссия требует предварительной установки единых правил поведения (правила поведения оттачиваются с помощью игровых приемов и требований).

Организационной основой дискуссии является самоорганизация обучающихся.

1. Круглые столы (небольшая группа по 4 команды);

2. Дебаты (2 команды с альтернативными точками зрения);

3. Судебное заседание.

o Повышенная активность класса;

o Умение доказательно отстаивать позицию;

o Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса;

o Высокая эффективность при закреплении материала и его творческого осмысления.

o Менее эффективен по передаче информации;

o Нужна высокая самоорганизация учащихся.

Этапы проведения дискуссии:

1. Постановка проблемы, уточнение учебной задачи;

2. Планирование хода обсуждения (вопросы, подбор материала);

3. Отбор участников, распределение ролей (вопросы для ведущего – что было бы, если. как….? Почему…? Какие сведения…? Что вы имеете ввиду…? Ваша оценка этой теории…? И так далее)

Целью этой работы является ознакомление со структурой пособия, чтение текста, реферирование его частей (записать часть текста в тетрадь), сопоставление текстовой информации, составление плана, изучение иллюстративного материала, поиск ответов на конкретные вопросы.

В процессе работы с книгой формируются общие компетенции: свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное, составлять схемы, планы, пользоваться дополнительной справочной литературой.

В начальной школе существуют две основные формы работы с книгой: под руководством учителя и самостоятельная работа с книгой (уточнение, закрепление).

Работа с книгой используется на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление и контроль( В.Ф. Зуев рекомендовал такую дробную объяснительную форму работы с книгой0.

Прие6мы работы с книгой:

1. Ориентирование (нахождение текста, заданий, иллюстраций);

2. Работа с текстом (объяснительная, выборочное чтение, нахождение понятий, обобщение информации, выводы, выделение логики частей, сопоставление текстовой информации, объяснение непонятых новых слов, повторное чтение, прогнозирование);

3. Работа с иллюстрациями (сравнение иллюстраций, соотнесение с текстовой информацией, составление описания по иллюстрации, анализ иллюстрации);

4. Задания и вопросы;

5. Комбинирование (несколько приемов: текст + таблица/схема и так далее).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

Источник

Словесные методы обучения

В данном посте очень качественно и подробно рассмотрены словесные методы обучения.

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале.

Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин.

Чаще всего применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей.

Рассказ подразделяется на:

В опыте передовых учителей на уроках по разным предметам все чаще применяются воображаемые путешествия и экскурсии:

Мысленные экскурсии и путешествия придают рассказу романтическую окраску, что импанирует учащимся средних классов.

Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.

Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж — это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.

Читайте также:  Сказки о морских приключениях

В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным.

Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий.

Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения.

Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений.

Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из докуметов.

Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Продолжительность лекции достигается 30-40 мин. и применяются, как правило, в старших классах, т. к. включает большой объем учебного материала, требует устойчивого произвольного внимания, развитого мышления, т. е. рассчитана на подготовленного слушателя.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции.

Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Но нельзя универсализировать слово учителя.

Обязанность учителя использовать во время лекции технические аудио — видео средства, различные другие методические приемы для активизации внимания и мышления учащихся. Сюда относятся: четкая постановка основного вопроса, сообщение плана лекции, деление материала на логические части, повторение, работа над терминами, фиксация на доске упомянутых дат, фамилий.

Необходима обязательная краткая запись лекции.

Беседа — вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний.

Используется во всех классах, с 1-го по 11-й. Однако содержание и характер бесед при этом усложняется.

В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы.

Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характер.

В первом случае вопросы учителя направлены на то, чтобы вызвать активную мыслительную деятельность у школьников, побудить их самостоятельно решить поставленную задачу.

Воспроизводящая беседа направлена на получение ответов, содержащих заученные учениками формулировки (хронологические даты). Она носит характер повторения знаний.

Подготовка учащихся к беседе обеспечивается предварительным наблюдением за определенными явлениями, чтением рекомендованных источников, обзором материала по плану, данному учителем.

При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет учащиеся от одного звена рассуждений к другому.

Этот упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями учащихся, в итоге, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы.

Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д.

Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Беседа, носящая характер рассуждений, в старших классах выливается нередко в дискуссию (борьбу мнений, принципиальный спор).

Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения.

Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся:

В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики.

В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Познавательные и вербальные игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.

Они занимают на уроке 2-3 минуты и проводятся когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами учащиеся.

Это повышает их активность в обучении.

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников.

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

Источник

Познавательное и интересное