Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
25.01.2019
Носов Е. «Как патефон петуха от смерти спас»
Носов Е, рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа «Как патефон петуха от смерти спас» и их характеристика
Чему учит рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Рассказ учит любить животных и заботиться о них. Учит никогда не сдаваться. Учит верить в лучшее. Учит гордится своей работой, своими умениями. Учит быть решительным и смелым. Учит не отступать перед трудностями.
Отзыв на рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»
Мне очень понравился этот рассказ и очень понравился гордый красавец петух, который даже будучи при смерти не смог стерпеть соперника в доме. И это желание всегда быть первым спасло петуху жизнь.
Пословицы к рассказу «Как патефон петуха от смерти спас»
Смелому всегда удача.
Без гордости человек что тряпка, всяк ноги вытрет.
Где жизнь, там и надежда.
Победа над смертью рождает героя.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»
Дело шло к весне и Витька даже спрятал на чердак лыжи. Но вдруг ударил такой сильный мороз, которого не было даже зимой. В школе отменили занятия, а однажды утром бабушка занесла в дом обмороженного петуха, чья голова вся была покрыта инеем.
Все решили, что петух не жилец и бабушка предложила зарезать его.
Витьке стало жаль красавца-петуха. Тот всегда был таким гордым и смелым, никогда не давал спуску другим петухам, и побеждая их в драке, презрительно горланил вслед свое «Ку-ка-ре-ку».
Не менее звонко петух голосил по утрам и Витьке очень нравилось его сильное, мелодичное пение.
И вот сейчас отец велел отрубить петуху голову и из него сделают суп.
Родители ушли на работу, а бабушка не спешила рубить петуха. И Витька стал упрашивать ее погодить, может быть петух отойдет. Бабушка погладила мальчика по голове, сказала про жалостливое сердце, и смазала петуху гребень жиром.
Голова петуха начала разбухать, он сидел не шевелясь, не смотря на пшено и воду.
Вечером отец не спросил про петуха, не было про него разговоров и утром.
На следующий день голова петуха превратилась в огромный красно-лиловый шар. Витка насильно его макнул в пшено, петух два раза лениво клюнул и спрятался под печку.
Мороз не сдавался и к Витьке пришел его друг Колька. Колька сказал, что у них от мороза лопнули трубы, а Витька рассказал про петуха.
Мальчики поиграли, а потом Витька поставил на патефон новую пластинку. Друзья послушали басню «Лягушка и вол» а потом перевернули пластинку. там была другая басня, «Петух и кукушка». Петух и Кукушка раздавали друг другу похвалы, а потом стали петь. Мальчики смеялись, слушая пение петуха с пластинки и поставили басню снова.
И вдруг, когда петух с пластинки должен был запеть, из-под земли раздалось настоящее петушиное пение. Витька подскочил на стуле и громко позвал бабушку, крича, что петух запел. Он снова поставил пластинку и петух вопросительно спросил из-за печки: «Ко-ко?».
Когда на пластинке запел петух, петух вылез и воинственно выпятил грудь. Он даже клюнул пол, готовясь кинуться в драку, с распухшей головой и заплывшими глазами.
Но пластинка доиграла и петух гордо закукарекал и как ни в чем не бывало стал собирать рассыпанное по полу зерно.
Витка был рад, что петух оттаял и теперь никто не станет посягать на его петушиную голову.
Рассказ как патефон петуха спас о чем рассказ
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. О чём этот рассказ? Как объяснить его название?
Этот рассказ о человеческой доброте и сопереживании.
2. Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика похолодела спина. Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых?
В горле у Витьки заскребло, глаза часто-часто замигали, забился в угол.
3. Почему бабушка послушала внука? Как она лечила петуха?
Бабушка не устояла перед уговорами внука и сжалилась.
Смазала петуха гусинным жиром, постелила петуху под печкой поставила туда зерна с водой и закрыла заслонкой, чтобы он грелся.
4. При каких обстоятельствах петух ожил? Расскажите об этом подробнее.
Петух ожил, услышав кукареканье другого петуха записанного на пластинке «Кукушка и Петух» из патефона.
5. Что заставило петуха издать воинственный крик?
Витькина воинственная птица, даже с распухшей головой и заплывшими глазами не смогла стерпеть, чтобы противник нагло горланил из патефона.
Витька заботливый друг и чуткий человек. Он спас петуха. Благодаря именно Витька проявил сострадание и петуха не зарубили. Мальчик ухаживал за больной птицей.
7. Какое очень точное слово нашла бабушка, определяя стремление внука спасти петуха? Подберите к этому слову синонимы и антонимы.
«Сердчишко у тебя, видать, жалостливое.»
Синонимы: добрый, милосердый, жалостный, сердобольный, сострадательный
Антонимы: злой, бессердечный
8. Какие художественные средства использует автор, давая внешние характеристики петуху? Назовите их. Приведите примеры.
Автор использует метафоры: «огненное ожерелье», «отливающей бронзой грудью»
Сравнение : «. как истинный гвардеец»
9. В чём юмор рассказа?
10. Подумайте, что же спасло петуха. Выберите ключевое слово (слова) и составьте с ним (с ними) несколько предложений (патефон, человеческая жалость, милосердие, сострадание, воинственный дух петуха).
Петуха спасло человеческое сострадание и его воинственный дух.
Милосердие мальчика, случайное кукареканье из патефона и воинственный дух птицы спас петуха.
11. Подготовьте инсценированное чтение рассказа.
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе
Презентация к уроку
ХОД УРОКА
1. Сообщения учителя и учащихся. Заполнение таблицы.
Слово учителя
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 г. в селе Толмачеве под Курском на берегу Сейма в семье потомственного мастерового, кузнеца.
Этот удивительный край был воспет автором “Слова о полку Игореве”, Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным. Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела.
Каждое лето Евгений Носов проводил у деда с бабкой: “Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык был сущим кладезем. Быт, домовая и дворовая утварь того времени тоже хранили много понятий, теперь уже почти утраченных. ” Полуголодное детство научило мальчика промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Увлекался математикой и мечтал стать инженером. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.
Сообщение учащегося о детских годах Евгения Носова.
(учебник стр. 111-112)
Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе “Красное вино победы” (1969). Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с “раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане” он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа “Шумит луговая овсяница” (1973), — детство и война — “из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность”.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Евгения Носова можно отнести к представителям “деревенской прозы” и к не менее значимой в литературе XX века “окопной правде”. Ратный труд Е.И. Носова отмечен многими орденами и медалями.
В 1957 году — первая публикация: рассказ “Радуга” опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Через год увидел свет новый сборник “Рассказы”. Это было не робкое ученическое начало, а проза будущего крупного писателя.
Проза Е. Носова – это проза писателя, органически воспитанного на традициях народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, чёткое жизненное намерение и бессознательное очарование жизнью гармонично уживаются, дополняя друг друга.
В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская “акварельность” его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни.
Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник “Тридцать зерен” (1961). Притчей (краткий иносказательный поучительный рассказ) о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги. “Кто ты? — Я — Человек. — Что такое человек? Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. — Видишь нитку? Она привязана к форточке. Можно потянуть за нитку, захлопнуть форточку, и ты будешь поймана. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.
В повести “Усвятские шлемоносцы” (1977) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Незатейлив сюжет повести: усвятскими крестьянами получено известие о Великой Отечественной войне, их сборы, прощание с родными — и дорога на сборный пункт. Все это под пером мастера обретает символическую многомерность, утверждается традиционность, извечность народных представлений о войне и мире, о справедливости. Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием “Родник” (реж. А.Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля “Усвятские шлемоносцы”.
Обращение к таблице.
Родился в трудовой семье, многое испытал. Трудности, пережитые в детстве, научили будущего писателя преодолевать все невзгоды и лишения. Рано почувствовал свою причастность к Слову: много читал, наблюдал за жизнью вокруг.
2. Анализ рассказа “Как патефон петуха от смерти спас”.
Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.
— Назовите героев рассказа.
— Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?
— Где и когда происходит действие рассказа?
Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов “. и Витька засел дома на целую неделю”.
— Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Найдите изобразительные средства, передающие ощущение сильного холода. (Олицетворения, эпитеты).
— Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика “похолодела спина. ”. Каково значение данного словосочетания?
3. Исследовательская работа с текстом.
— Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?
Выразительное чтение от слов “Он был такой красивый и смелый. ” до слов “. и громко и благополучно завершал всё своё “ку-ка-ре-ку!”.
— Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
4. Лексическая работа.
— Назовите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?
— Как Витька пытается “утешить” петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?
— Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
— Подберите синонимы и антонимы к слову жалостливое.
Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.
Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.
— Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?
— Как бабушка лечила петуха?
— Что заставило петуха издать воинственный крик?
— Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? (Прочитать определение, записать).
— Найдите в тексте разговорные слова. Для чего они употреблены в тексте?
— Чему учит рассказ Евгения Носова?
Рассказ Евгения Носова учит добру, милосердию, состраданию всему живому.
5. Проблемный вопрос.
Что же на самом деле спасло петуха?
(Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются).
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее.
6. Составление отзыва. “Письмо по кругу”.
О чем написал рассказ Е.И.Носов?
Каждый член группы пишет в своей тетради первое предложение отзыва. Потом передает тетрадь соседу слева и берёт тетрадь у соседа справа, в которой пишет одно предложение в продолжение уже написанному соседом. Так передавать тетради, пока каждый ученик не получит свою. Таким образом, у каждого в тетради получится отзыв, написанный всей группой.
7. Рефлексия.
Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что узнали? Чему научились?
8. Домашнее задание.
Запишите в тетради ответ на вопрос: “Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?”
Доброе – это прекрасное в действии.
Ж.-Ж. Руссо
Биография Е.И. Носова | Мои замечания об услышанном |
Родился в 1925 г. в селе |
Толмачеве под Курском
Исследовательская работа с текстом
дорога стала сырой, влажной |
стучала громко капель |
наступил мороз |
пушистый иней |
солнце в мрачном сиянии |
голову отрубят |
похолодела спина |
портрет петуха |