Рассказ как спасали крысу 6 класс бориса васильева

Сказки

Урок развития речи Сжатое изложение Как спасали крысу

Тема: Подробное изложение по рассказу Б. Васильева
«Как спасали крысу».
Цели: 1. Показать изобразительный пласт речи, где сменяющие
друг друга действия рисуются, а не перечисляются;
2. Уметь использовать образные языковые средства;
3. Научить доброму отношению к животным независимо
от их «рода и племени»
Оборудование: Презентация, тексты.

План: 1. Вступительное слово учителя;
2. Речевая разминка;
3. Работа с текстом;
4. Заключительное слово учителя.

Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не обыкновенный урок. Урок развития речи, который предполагает творческую деятельность. Мы поразмышляем о взаимоотношениях в мире живого: между животными, между животными и людьми.

Речевая разминка.
Начнем урок с речевой разминки. Перед вами текст стихотворения С. Черного. Прочитайте текст стихотворения про себя.

Наверное, хорошо бы было, если собаки и кошки находили общий язык, а люди и животные понимали друг друга. Тогда они смогли бы сказать друг другу слова благодарности.
Этой речевой разминкой я подвела вас к восприятию нашей темы.

3. Работа с текстом.
Ребята, сегодня мы будем писать подробное изложение. Эта форма изложения вам знакома.
Что значит – изложить подробно текст? Сейчас я прочту текст, а вы подумайте, как его можно озаглавить.

Итак, как можно озаглавить текст? Автор, Б. Васильев, озаглавил так: «Как спасали крысу».
Ребята, кто главный герой отрывка? Почему?

Действительно, главная героиня – это попутчица автора. Эпизод с крысой помогает нам понять ее характер.
Какой изображена Б. Васильевым его знакомая?
А как он относится к своей героине?
Итак, мы чувствуем теплоту и уважение автора к своей спутнице, к ее жалостливости, доброте, эмоциональности, энергичности и, в тоже время, видим чуть ироничную улыбку.
А как реагирует на происходящее автор?
Таким образом, отношение автора к событию противопоставляется отношению героини. Сравним, как воспринимает крысу автор и его знакомая.

Читайте также:  Сказки от страхов стрекоза

Автор: омерзительная серая крыса, зверюга, проклятая крыса, перепуганная тварь.
Героиня: неразумное создание, несчастное животное.
Еще раз сопоставим их действия:
Автор: поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть.
Героиня: продолжала встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти; бежала, громко требуя проявить сострадание.
Какова основная мысль текста? Сформулирована ли она или дана в подтексте?
Почувствовали ли вы улыбку автора, его иронию? Как он показывает комизм ситуации?
Какими словами Б. Васильев изобразил бег? ( мчалась, летел, спешил, бежала )
Продолжите синонимический ряд.
Как автору удается избежать повторов при описании крысы?
Как он избегает повторов при характеристике знакомой?
Обратите внимание на использование и написание наречий. Как пишутся некоторые из них, мы уже знаем.

медленно, неожиданно, деловито, горячо, крепко.

Особое внимание обратите на написание сложных наречий. Они пишутся через дефис. Подробно эту тему мы будем изучать в дальнейшем.

быстро-быстро, еле-еле, кое-как.

С какой целью автор использует сложные наречия?

Выполним словарно-орфографическую работу. Найдите в словах известные орфограммы и обозначьте их.

Прнзительный, трмвай, тртуар, пара.ельно, лжбинка, (не) разумное, подхдящий, попутица, (не)счастное, (не)равнодушный.

— Какой тип речи используется в данном тексте? ( повествование с элементами описания).
Ребята, составим план к изложению. На сколько частей можно разделить этот текст? ( на три части ).

План
Мнения разделились.
Незабываемый бег.
Крыса спасена.

Перескажите рассказ близко к тексту по составленному плану.
Повторное чтение.

Заключительное слово учителя.
Сейчас вы можете приступать к работе. Желаю вам успехов.

Источник

Познавательное и интересное