Строение тела человека. 2 класс. Окружающий мир.
Строение тела человека. 2 класс. Окружающий мир.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Подойди к большому зеркалу и рассмотри себя. Какие у тебя есть части тела? Голова, шея, грудь, живот, руки, ноги – это всечасти человеческого тела.
Рис. 1. Части тела человека
Весь организм тебя слушается и выполняет твои команды. Ты можешь сесть, можешь встать, а можешь и побежать.
Мы можем видеть только внешний вид человека. А что же внутри организма человека?
Организм (от лат.organizo) – в переводе означает «хорошо устроен».
Как же нам это понять?
У нас внутри находятся различные органы. Они так и называются – внутренние органы. Это сердце, легкие, желудок и т.д. Каждый из них имеет свою форму и строение, и каждый из них выполняет свою функцию.
В теле человека есть орган, который управляет работой всего организма – это мозг. Он является очень важным органом, потому что управляет всем, что делает человек. Кроме того мозг контролирует работу всех других органов человека, как днем так и ночью, ведь ночью мы продолжаем дышать, продолжает работать наше сердце. Чтобы защитить мозг от повреждений, природа поместила его в череп, а череп – это самые крепкие кости человека.
С головным мозгом соединен спинной мозг, он тоже очень важен для работы организма.
Рис. 3. Спинной мозг человека
И от головного мозга, и от спинного ко всем клеточкам нашего тела тянутся нервы.
Рис. 4. Нервные ткани человека
Нервы похожи на белые ниточки. По толщине они намного тоньше волоса. Нервных волокон в организме очень много, потому что нервы подходят к каждому органу и к каждой клеточке организма человека. Если все нервы соединить в одну длинную ниточку, то она дотянется от Земли до Луны, потом вернется на Землю и еще раз повторит тот же путь.
Рис. 5. Общая длина нервной ткани человека
Нервы охраняют человека. Если ты дотронешься до горячего утюга, то нервы моментально передадут в мозг команду отдернуть руку. Это произойдет настолько быстро, что ты не успеешь обжечься. Если же у тебя заболит зуб, то мозг примет решение сказать об этом родителям, и родители отведут тебя к врачу.
Легкие – орган дыхания. Мы все можем дышать, благодаря легким. Когда ты вдыхаешь, легкие расширяются, когда выдыхаешь – сужаются. Это процесс дыхания. Легкие похожи на 2 розовые губки, которые состоят из маленьких пузырьков. Во время вдоха пузырьки наполняются воздухом, частицы кислорода попадают в кровь и разносятся по всему организму, а углекислый газ – наоборот, из крови переходит в пузырьки и во время выдоха выходит из организма.
Человек дышит примерно 15-20 раз в минуту, но если человек подвергается какой-то физической нагрузке (бежит или поднимается по лестнице), то он дышит чаще.
Дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается.
Еще один важнейший орган в теле человека – это сердце. Мы упомянули о том, что кислород к внутренним органам несет кровь, которая течет по сосудам. Такие сосуды называются артерии, кровь в них ярко-красная. А возвращается кровь с углекислым газом уже по другим сосудам – венам. И кровь в них темно-красная.
Сердце и есть тот орган, который заставляет кровь двигаться. Его работу можно сравнить с работой мотора, и движение сердца не останавливается ни на минуту. Есть органы, которые то работают, то отдыхают, а сердце работает всегда.
Чтобы услышать свое сердцебиение, положи руку на верхнюю часть груди. Ты услышишь, как стучит сердце. За сутки оно перекачивает около 10 000 литров крови. Это очень много, а само сердце весит всего 300 грамм и размером оно примерно с кулак. Когда мы отдыхаем, сердце замедляет свой ритм, а когда активно двигаемся, оно ускоряет свою работу.
Когда мы кушаем, задействуются сразу несколько внутренних органов. Сначала пищу нужно тщательно прожевать, чем лучше ты это сделаешь, тем легче организму будет ее переваривать. Правило мудрых гласит – каждому глотку – 16 жевательных движений.
Когда пища опускается в желудок, она переваривается с помощью желудочного сока. Разная пища переваривается по-разному. Например, яйцо всмятку – около 1 часа, черный хлеб и жареный картофель – больше 3 часов, жареная свинина – 6 часов, сардины в масле – 9 часов.
Рис. 8. Скорость переваривания различной пищи
В кишечнике пища продолжает перевариваться, и помогает ей в этом печень. Она выделяет особую жидкость – желчь, которая способствует перевариванию. Человек не может жить без печени. На то есть несколько причин:
1. В печени есть запас веществ, которыми организм пользуется, когда голодает.
2. В печени уничтожаются все микробы, которые попадают в кровь.
3. Печень обезвреживает яды и вредные отходы.
4. Если человек потеряет много крови, то печень из своих запасов отдаст пол-литра.
5. Если вокруг тебя холодный воздух, то печень станет внутренней печкой твоему организму. Ведь слово «печень» происходит от слова «печь».
Весит печень около 2 кг.
Когда пища в кишечнике переварится, питательные вещества через стенки кишечника попадают в кровь, а она разносит их по всему организму. Вот так питается наш организм.
Люди научились делать сложные приспособления, запускать ракеты в космос, узнали много нового об окружающей природе, но самым загадочным для человека по-прежнему остается он сам. Существует специальная наука, изучающая строение тела человека – анатомия. Работу организма изучает другая наука – физиология.
Если тебя привлекают эти науки, то ты можешь читать книги по этой теме и стараться найти ответы на свои вопросы.
Открытый урок по окружающему миру 2 класс. Тема урока «Как работает наш организм»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ #U043e#U043a#U0440#U0443#U0436#U0430#U044e#U0449#U0438#U0439 #U043c#U0438#U0440 2 #U0410#U043a#U043b#U0430#U0441#U0441..doc
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.
Тема урока «Как работает наш организм»
Цели и задачи урока:
1. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
2. Развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память.
3. Усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.
4. Учить детей работе с научным текстом и умению выделять в нём главное.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
7. Формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.
осознание необходимости безопасного образа жизни;
установление причинно-следственных связей, использование знаково-схематических средств;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация; учебный диск «Окружающий мир 2 класс»; Лабдиск; тест для обучающихся; для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка, песочные часы.
— Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.
Все, что нас окружает, создала природа, в том числе и нас с вами. Все объекты природы делятся на живые и неживые.
— Давайте вспомним признаки живой природы (слайд 2) и выполним задание. Разделить все объекты природы на две группы: живая и неживая природа.
Работа с учебным диском.
2 . Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображение
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови» (слайд 3)
— Я буду показывать силуэты различных объектов живой и неживой природы, а вы называть кто или что это?
3.Проблемно – диалогическая беседа.
— Как вам удавалось узнать тот или иной объект?
— По каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
Сейчас я вам предлагаю рассмотреть еще одну картинку (слайд 4)
— Что вы видите? (автомобиль)
— Как автомобиль устроен снаружи? (корпус, колеса, двери и т.д.)
— То, что мы видим снаружи это внешнее строение автомобиля.
— Как выдумаете, что находится внутри автомобиля? (сидения, руль, мотор и т. д.)
— То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение автомобиля.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее (слайд 5)
4.Постановка целей урока вместе с детьми.
— Посмотрите на экран, что мы будем изучать сегодня? Попробуйте догадаться сами.
( Дети сами догадываются о теме урока.)
— Правильно, ребята! Тема урока «Строение тела человека или как работает наш организм»
— Что нам нужно будет узнать? (регулятивные УУД) Но мы сами будем изучать, открывать новое.
Узнаем, из каких частей состоит тело человека.
Что значит внешнее и внутреннее строение человека?
Где находятся внутренние органы?
Нужны ли нам знания о строении своего тела?
5. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
Работа в паре по учебнику с. 4
Что изображено на с.4? (внешнее строение)
6. Внешнее строение человека.
— Посмотрите друг на друга, изучите и скажите, как устроено тело человека снаружи. (Высказывания, предположения детей)
— Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: (слайд 7)
На листах с изображением силуэта человека дети соединяют стрелками название частей тела.
Проверка с помощью слайда. Сколько у вас ошибок, проверьте по слайду 8.
— Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности)
— Как одним словом назвать грудь, живот и спину? (туловище)
7. Как работает наш организм.
— Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете (высказывания детей) (слайд 9)
Работа с текстом. СТР.5 Дети читают текст – задание.
С помощью рисунка познакомьтесь с внутренним строением человека. Обратите внимание на расположение внутренних органов.
Мы сейчас займёмся моделированием. Каждый выполнит работу в тетради стр.4.
Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам может рассказать наш учебник с.6-7.
(дети читают вслух материал учебника) (слайд 11)
— Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.
— В какой части тела располагается этот орган? (в голове)
— Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим.
— Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
— Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
— Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких ( слайд 12)
(дети читают вслух материал учебника)
(учитель проводит опыты)
— У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
— Полтонны – это 500кг или 500 таких банок. (показ. литровую банку с водой)
— В какой части тела расположены лёгкие? (в груди)
— Скажите, как узнают, жив человек или умер?
— Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце (слайд 13)
— Где оно находится? (в груди в левой части)
При помощи Лабдиска мы с вами рассмотрим, как работает наше сердце и от чего зависит его работа.
— Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете, вы есть такой обед?
Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами)
— Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?
(дети читают материал учебника, задают вопросы)
— Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
(дети читают материал учебника) (слайд16)
Кишечник тянется почти на 8 метров (показывает верёвку длиной 8 метров)
— Где расположен кишечник?
-На этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени (слайд 17)
(дети читают материал учебника, задают вопросы)
— Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота.
Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
8. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1. У ребят задания на листочках из рабочей тетради с.3 №1.
2. Кроссворды (слайды 18 и 19).
9. Проверка и оценивание.
1) Самопроверка с помощью учебного приложения.
— Оцените свои знания сами.
10. Итог урока. Рефлексия.
— Ребята, мы изучили новую тему, провели исследования. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?
( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
Ребята, давайте сделаем выводы.
Сегодня на уроке вы все очень дружно, согласованно работали. Наши внутренние органы работают также согласованно и дружно.
О том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.
11.Домашнее задание. Завершение урока.
Составить свой режим дня
Учебник:Стр.4-7 читать, ответить на вопросы
Урок окружающего мира 2 класс «Строение тела человека»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Кроссворд.docx
Кроссворд «Строение тела человека»
1. Внутренний орган человека. Он выделяет кислый сок, способный переваривать большую часть пищи.
2. Помогает переваривать пищу в кишечнике.
3. Часть тела человека.
4. Его длина почти восемь метров.
5. Нижняя конечность.
6. Верхняя конечность.
7. Внутренний орган человека. Плотный мускулистый мешок.
Выбранный для просмотра документ Полезные советы.docx
Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Вот несколько правил, соблюдая которые, ты сохранишь своё сердце здоровым.
Регулярно занимайся физкультурой, бегай и играй в подвижные игры.
Не ешь слишком много, чтобы не располнеть.
Если ты болен, лежи в постели, сколько велел врач.
Старайся не слишком уставать от быстрых игр и не переутомляйся.
Ешь то, что даёт мама, все эти продукты полезны.
Обязательно спи ночью восемь-десять часов.
Печень н адо всячески оберегать и заботиться о её состоянии.
Старайся избегать различных инфекций: бактерии и вирусы могут вызвать воспаление печени.
Никогда не ешь незнакомые тебе продукты и не пей напитки без разрешения взрослых.
Ребёнок должен всегда хорошо питаться. Нельзя отказываться от фруктов, овощей, молока.
1.Необходимое количество кислорода, для этого следует систематически проветривать помещение.
2 Повышать устойчивость организма к инфекционным заболеваниям путем закаливания, витаминного питания.
1.нужно есть в одно и то же время, потому что желудок привыкает и начинает заранее к этому времени выделять пищеварительный сок.
2. Жевание жвачки вызывает выработку желудочного сока, но в желудок ничего не попадает, и он переваривает сам себя.
3.За обедом надо есть первое, потому что жидкая пища легче перемешивается с желудочным соком.
4. Вредно объедаться, если желудок заполнить пищей до отказа, то он не сможет двигаться и перемешивать пищу со своим соком.
5.Нужно выходить из-за стола чуть голодным, потому что пища в желудке пропитывается пищеварительным соком и разбухает.
Правила гигиены вашего мозга:
1. Давайте больше кислорода крови,
2. Хорошо высыпайтесь,
Выбранный для просмотра документ открытый урок.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 4
Урок окружающего мира
Строение тела человека
Учитель: Кичигина О.В.
Тема урока: Строение тела человека.
Тип урока: усвоение новых знаний/ лабораторные исследования.
Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.
Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.
Прогнозируемые предметные результаты :
уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;
научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения своих действия.
Познавательные : развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Коммуникативные : отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.
Компьютерная презентация к уроку.
Мультимедийный проектор, ноутбук.
Карточки для составления таблицы-схемы на доске, силуэт человека, картинки органов.
Шарик, литровая банка с водой, лента 8 м, поролоновая губка.
I . Самоопределение к деятельности.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок – мы с вами научные сотрудники, а наш класс – научная лаборатория, в которой присутствуют гости – поприветствуйте их. Мы с вами будем проводить исследования.
— я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,
— хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,
— сядьте те, кто готов к новым исследованиям.
— Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».
Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это?
— По каким признакам вы определили человека?
— Что вы видите на экране? (дом)
— Вспомните и назовите, как дом устроен снаружи? ( крыша, окна, дверь и т.д.)
— То, что вы назвали, мы видим снаружи – это внешнее строение дома. А кто знает, как дом устроен внутри? ( на слайде появляется второй рисунок )
— То, что мы можем увидеть внутри – это внутреннее строение дома.
III. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы начинаем работать со II частью нашего научного источника «Окружающий мир», прошу открыть его и назвать раздел, с которым начнём сегодня знакомиться. («Здоровье и безопасность» ).
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? ( читает уч-ся)
— Мы рассмотрели строение дома. Как вы думаете, какое это может иметь отношение к нашим исследованиям? Давайте проверим наши предположения.
— Наши предположения подтвердились.
Человек, как и любой объект имеет строение. ( на доске появляется карточка схемы «СТРОЕНИЕ» ).
— А для чего вам необходимо знать строение своего тела?
-Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока.
Внешнее строение человека.
— Посмотрите друг на друга, и скажите, как устроено ваше тело? (У человека есть…)
— Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение. ( на доске появляется карточка «ВНЕШНЕЕ»)
— У вас на столах и у меня на доске силуэт человечка. В конце нашего исследования он оживёт.
— Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА ( уч-ся показывают, уч-ль выставляет карточки )
— Покажите эту часть тела на своих силуэтах. Погладьте себя по голове.
— ТУЛОВИЩЕ. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть – ГРУДЬ. Нижнюю часть – ЖИВОТ. Погладьте свои животики.
— СПИНА. Повернитесь к своему коллеге спиной, потритесь спинками.
— Поднимите РУКИ вверх и покрутите ими – это верхние конечности.
— Тихонечко потопайте НОГАМИ, попрыгайте – это нижние конечности.
2. Внутреннее строение человека.
— Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. ( на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ»)
— Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества.
— В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. ( на доске появляется карточка «ГОЛОВНОЙ МОЗГ»)
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Где располагается этот орган? (Дети дают ответ)
— Уважаемый учёный, определите место положения головного мозга нашего человечка, и раскрасьте фиолетовым цветом, а сотрудники выполнят эту работу на своих человечках. ( прикрепляют картинку головного мозга )
— Мозг растёт до 20-25 лет, именно в этом возрасте ваши коллеги-учёные рекомендуют получать образование, после мозгу становиться труднее запоминать и обрабатывать большое количество новой информации.
Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Именно он следит за тем, как мы дышим – управляет нашим дыханием.
-А как долго можете не дышать вы? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку. Проводим эксперимент «ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ».
— Мы убедились, что человеку все время необходимо вдыхать и выдыхать воздух. Какой орган отвечает за наше дыхание? Отгадайте загадку:
Два воздушных лепестка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
— Правильно, ЛЁГКИЕ. ( на доске появляется карточка «ЛЁГКИЕ»)
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.(УЧ-ЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛИТРОВУЮ БАНКУ – или 500 таких банок). В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Проводим эксперимент с губкой:
При выдохе лёгкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере ( сжимаем губку). А когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются ( губку разжимаем ). Эксперимент уч-ся «ВДОХ-ВЫДОХ».
Физминутка «Дышит – не дышит».
Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.
— Приготовьтесь отгадать следующий орган:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. Что это за орган?
( на доске появляется карточка «СЕРДЦЕ») Где оно находится?
Эксперимент «Биение сердца».
— как узнают, жив человек или умер?
— прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.
Приложите ладонь к сердцу.
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
Эксперимент «Моё сердце» ( сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца).
— Представьте работу автомобиля. Что произойдёт, если закончится бензин? В нашем организме двигается не бензин, а кровь. Если её движение прекратится, то человек умрёт. Сердце – это тот мотор, который заставляет двигаться кровь.
— Уважаемый учёный, определите место положения сердца нашего человечка и раскрасьте красным цветом, а сотрудники выполнят эту работу на своих человечках. ( прикрепляют картинку сердца ).
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
— Уважаемый учёный, определите место положения желудка нашего человечка и раскрасьте жёлтым цветом, а сотрудники выполнят эту работу на своих человечках. ( прикрепляют картинку желудка ).
— Пища помогает организму поддерживать силы, даёт нам энергию, из пищи организм получает витамины. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время организм истощается и умирает. В желудке пережёванная пища останавливается на 4-5 часов и тщательно переваривается.
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.
ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛЕНТОЙ.
— Пройдя лабиринт кишечника, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.
— Уважаемый учёный, определите место положения кишечника нашего человечка и раскрасьте зелёным цветом, а сотрудники выполнят эту работу на своих человечках. ( прикрепляют картинку кишечника ).
— Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… ( выступает уч-ся ).
Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.
— Уважаемый учёный, определите место положения печени нашего человечка и раскрасьте коричневым цветом, а сотрудники выполнят эту работу на своих человечках. ( прикрепляют картинку печени ).
— Схема основных внутренних органов готова, наши человечки могут жить. Теперь у них есть всё необходимое. Перечислите ещё раз все внутренние органы, показывая их положение на себе.
— А теперь проверим, господа учёные, насколько вы были внимательны во время нашего исследования и экспериментов.
Самостоятельная работа в тетрадях: задание 1 стр.3. взаимопроверка (обмениваются тетрадями). Анализ выполненного задания.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Предложено на выбор :
— отгадать кроссворд «Организм человека»
— Какова была сегодня тема нашего исследования?
— Что вы узнали сегодня, о своём теле?
— Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?
— Что для вас сегодня было самым интересным?
— Молодцы! Но ваши человечки безликие, им необходимо на вас посмотреть. Что мы должны сделать? (Уч-ся рисуют глаза)
— А теперь нарисуйте им ротики: если вам понравились наши исследования и вы довольны своей работой, то пусть он улыбается. А если нет, то человечек будет грустить.