Технологическая карта по обществознанию 6 класс «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
специалист в области арт-терапии
Класс: 6 Дата проведения: ____________
Тема: Учимся вести себя в конфликтной ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: конфликтная ситуация, избегание, сотрудничество, компромисс, приспособление.
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о различных путях предотвращения и разрешения межличностных конфликтов.
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в группе, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.
Оборудование: учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), наглядный материал на доске (солнце, облака), смайлики), презентация. Мультимедийный проектор.
Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. (1 мин.)
Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке. Делит класс на группы.
Мотивационно-целевой Ситуативный практикум
Начало урока (сценка)
Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!
Дочь: Прекрасно! Ты опять на меня набросилась, не дав ничего объяснить!
Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!
Дочь: Хочешь сказать, что ты заботишься обо мне?! Ты всё время орёшь! Ты никогда не даешь мне высказаться
Мать: Не смей так со мной разговаривать!
Упражнение «Разожми кулак»
Работа в группе. Один сжимает кулак, другой должен его разжать разными способами. Затем учащиеся меняются ролями. Всё упражнение происходит по сигналу звонка.
Ребята, закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.
На партах у вас лежат листки, вырезанные в форме облака. Я прошу каждого из вас написать обидное слово, сказанное вам.
Теперь я соберу облака, и прикреплю их на кружок, который символизирует солнце.
Что может сейчас произойти? (на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце).
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обозвали, и что вы сделали в ответ обидчику. ( Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки).
Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.
Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика
Как вы думаете, на основании этой сценки Какова тема сегодняшнего урока?
Демонстрирует слайды презентации, читает задачу, задает вопросы, помогает учащимся формулировать тему урока
Какую личную цель вы можете поставить для себя на данный урок?
Как вести себя в конфликтной ситуации
1 комментарий 12,585 Просмотры
Каждый человек может попасть в такую неловкую и не приятную ситуацию, в основе которой будет лежать конфликт. Это может произойти как по телефону, в интернете, так и наедине с человеком или в обществе. Как же вести себя в этом случае? Как избежать разрастания конфликта и решить все мирным путем?
Творческий подход
Каждая конфликтная ситуация всегда разная. К ней нужно подходить с умом и суметь выбрать правильный вариант для ее преодоления. Это не просто, но эти усилия вполне оправдаются, сохранив вам нервы и достоинство.
В стрессовых ситуациях человеку трудно находиться в спокойствии, как правило он, помимо того, что в данный момент злится, так в его голове выстраивается еще цепочка событий, которая приводит человека к еще большему гневу. Но нужно суметь себя сдержать и показать свой творческий потенциал.
Успокойтесь и подумайте, как вы можете избежать ругани и ссоры и выйти из этого положения сухим и спокойным?
Представьте, как человек, который вам нагрубил или кричит на вас, удивится, когда увидит полное беспристрастие на вашем лице или даже улыбку.
Чтобы не растеряться, всегда думайте о том, что мы здесь и сейчас, и размышления на тему «что было бы, если…» здесь не уместны. Поэтому подумайте, что вы можете ему сказать здесь, в эту самую минуту.
Конечно, в такой ситуации будет сложно найти плюсы, но это является важной частью для решения конфликта. Найдя положительные плюсы, вы сможете легко прекратить эту неприятную ситуацию.
Формулировки проблемы
Конфликт не может быть устранен, если стороны не захотят понять друг друга. Ничего нельзя добиться, если обе стороны начнут оскорблять друг друга и переходить на личности.
Донести претензии другой стороне, не вызывая негативной реакции, помогут правильные формулировки проблемы. Они включают в себя:
Например, вместо фразы «Хватит на меня орать!» можно сказать «Я бы хотел обсудить нашу проблему в более спокойной обстановке»
Заметно, как тон стал более сдержанный. Поэтому, грубостью на грубость отвечать не стоит, будьте спокойными и уравновешенными, и вы решите конфликт в свою пользу и станете более уверенным в себе.
Вот еще несколько полезных советов для человека, который не знает как вести себя в конфликтной ситуации:
Помните, конфликт — явление негативное, и не приводит ни к чему хорошему. Старайтесь избегать таких ситуаций, а если все же попали в подобную, старайтесь решить всё спокойно и на корню, следуя нашим советам.
Правила поведения в конфликтной ситуации
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Характер поведения в той или иной ситуации у всех разный. Кто-то остается тихим и спокойным, а иной, наоборот, станет вспыльчивым и агрессивным. Когда люди начинают спорить и конфликтовать друг с другом, то у них в большей степени преобладают эмоции, отключающие ясность сознания, поэтому часто даже не предпринимается попыток услышать оппонента. Важно рассмотреть все варианты поведения в разных жизненных ситуациях.
Как вести себя в конфликтной ситуации
Если человек раздраженный и ведет себя агрессивно, то необходимо понять причину этого поведения, разобраться в ситуации и помочь разрешить эту проблему. И пока конфликтный вопрос не решится, с таким человеком договориться будет очень трудно.
Когда человек «выходит из себя», нужно вести себя спокойно и уверенно, но высокомерие плохо повлияет на агрессивность, поэтому это качество следует сразу исключить.
Когда человек агрессивен, то его переполняют отрицательные эмоции, они после периода сдерживания внутри выбрасываются на окружающих. В спокойном и хорошем настроении люди ведут себя адекватно, ни в коей мере не вымещая злость друг на друге. Они вполне готовы выслушать чужое мнение.
В период агрессии нужно представить себе хорошие моменты за последнее время и поверить, что плохой жизненный этап можно пережить. Еще можно представить вокруг своей ауры благоприятную атмосферу, которая несет добро, покой и уют.
Сбить агрессию у партнера можно, неожиданно переменив тему, или попросив у него доверительного разговора или ценного жизненного совета. Напомните ему, какие жизненные интересные моменты вас связывали вместе или сделайте комплимент, например: «В гневе вы становитесь еще красивее». Главное, чтобы ваши положительные эмоции повлияли на сознание партнера и переключали его агрессию.
Ни в коем случае нельзя давать партнеру отрицательных мыслей. Не стоит говорить ему о своих эмоциях или обвинять в чем-либо. Можно сказать более деликатную фразу, например: «Я немного огорчен тем, как ты со мной разговариваешь, давай не будем больше конфликтовать? ». Попросите партнера сформулировать результат беседы и разрешить проблему.
Проблему всегда надо решать, нельзя оставлять ее на потом. В противном случае трудности никуда не уйдут, а только будут преумножаться и накапливаться, и в итоге снова отразятся на вас.
Неприязненные отношения к собеседнику могут оттолкнуть вас от мудрого решения. Не стоит позволять своим эмоциям брать над вами верх, надо искать компромиссные решения
Предложите собеседнику рассказать свои мысли о ситуации. Не стоит искать правых и виноватых, а необходимо решать вдвоем, что делать дальше. При этом оба оппонента должны быть удовлетворены решением. Если нельзя договориться по-хорошему, то можно в беседе ставить акценты на факты из жизни, законы или приводить множество других доводов.
При любом исходе не надо давать, партнеру чувствовать дискомфорт и поражение.
Нельзя отвечать агрессией на агрессию. Ни в коем случае не следует задевать личные чувства собеседника, в противном случае он не простит вам этого. Необходимо выразить претензию корректно и по возможности кратко. Ни в коем случае нельзя оскорблять человека.
Нужно стараться генерировать мысли в одном направлении. Даже если кажется, что вы пришли к обоюдному решению, все равно вам стоит задать друг другу вопрос: «Правильно ли я тебя понимаю? » или «Ты хотел сказать именно это?». Это поможет вам устранить недопонимания и приведет к правильному решению намного скорее.
При разговоре необходимо держаться на равных. Многие при конфликтах начинают вести себя агрессивно в ответ, или стараются промолчать и отойти от раздражителя. Не стоит этого делать, надо держаться спокойно и твердо.
Не надо бояться извинений. Если вы сами неправы в разговоре, то стоит принести свои извинения, и не продолжать конфликта. Способны принимать свои ошибки только сильные и уверенные в себе люди. Не бойтесь этого.
Не пытайтесь доказать силой свою правоту. Если вы пытаетесь доказать силой или агрессией свою точку зрения, то это бесполезно.
В конфликтных ситуациях теряется смысл доказывать что-то, поскольку человек кроме своих отрицательных эмоций не видит перед собой никаких аргументов. Попытки подавить такого оппонента и «достучаться» до него не приведут к положительным результатам.
Надо замолчать первым. Если вы видите, что нет смысла пытаться поговорить по-хорошему, лучше попытайтесь замолчать. Не стоит требовать от собеседника этого, поскольку это его разозлит еще больше. Проще вам самим замолчать на период ссоры. Молчание позволит остановить конфликтную ситуацию и выйти из нее.
В каждом конфликте участвуют двое, если первая сторона выпадает из него, то второй не имеет смысла продолжать ссору. Если ни один партнер не может замолчать, то конфликт будет продолжаться и возможно дойдет до рукоприкладства, что в наше время карается законом. Поэтому стоит всеми путями избежать такого исхода, лучше замолчать и игнорировать раздражающую вас обоих ситуацию.
Не надо характеризировать состояние конфликтующего. Не следует нецензурно выражаться, задавать вопросы на эмоциях или успокаивать собеседника. «Успокаивающие» фразы только провоцируют негативные проявления.
При уходе из помещения не стоит громко хлопать дверью. Избежать драк и конфликтов можно, если тихо и спокойно выйти из комнаты. Иногда стоит только сказать «напоследок» обидное слово, или просто резко при выходе хлопнуть дверью, и скандал может возобновиться с новой силой и привести к печальным последствиям.
Надо вести диалог спустя некоторое временя после ссоры. Когда вы замолчали, то партнер может решить, что вы сдались и исчерпали свои силы. Подержите паузу, пока человек остынет от своих эмоций, а потом со спокойными нервами вернитесь к решению вопросов.
Всегда побеждает не тот, за кем остается последнее слово, а именно тот, кто вовремя может остановить конфликт.
Стратегии поведения
При любых жизненных ситуациях нужно проанализировать своего соперника и затем выбрать правильную стратегию поведения. Существует несколько стратегий поведения при конфликтах:
Причины
«Глобальные» причины для конфликта бывают разными:
Конфликты делятся по источникам возникновения на следующие типы:
Субъективный уровень принятия конфликта бывает тоже разным:
Сферы возникновения
Конфликты возникают в нескольких сферах:
После конфликтов мы все чувствуем себя опустошенно и подавлено, сосредотачиваемся на проблеме конфликта, растрачиваем нервы и эмоции. Надо лояльнее относиться к проблемам.
Берегите друг друга, старайтесь решать неприятные ситуации мирным путем. Знайте правила и основы этических норм, чтобы правильно общаться с начальником и коллегами в условиях офиса. Для неконфликтного, эффективного и конструктивного общения у вас всегда должна быть памятка, использование которой обязательно.
Старайтесь действовать деликатно и по отношению к близким людям. Основные правила этики и культуры поведения при конфликтной ситуации помогут вам строить благоприятные отношения как с коллегами, так и с родственниками и друзьями.
О том, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, расскажет психолог в следующем видео.