Краткий сюжет произведения
Борю привезли на летние каникулы к бабушке. Пребывая в гостях у нее, мальчик увидел модель парохода, которая выглядела, как настоящий корабль. Он стоял на полке и будто ждал именно Борю. Но когда мальчик захотел поиграть, бабушка не разрешила трогать его, объясняя это тем, что модель кораблика дорога ей как память.
Несмотря на это, Борис не мог оторвать глаз от парохода. Он привлекал внимание мальчика вновь и вновь, из-за чего и разыгралось детское воображение: он представлял, что по палубе разгуливают крошечные матросы. Он не только придумал, как они выглядят и что делают, но и поверил в собственную фантазию.
Попросив у бабушки ночник, мальчуган решил дождаться ночи и подсмотреть за ними. Когда наступило время для сна, Борис полностью укрылся одеялом, оставив небольшую щель, в которую он и подглядывал за происходящим на пароходе. В какой-то миг ему показалось, что на палубе кто-то есть, но его движения и шорох одеяла спугнули крошечного человечка, что очень огорчило Борю.
Поутру он решил во что бы то ни стало посмотреть на маленьких обитателей корабля. Для привлечения их внимания мальчишка взял приманки: леденец и кусочек хлеба. Ни одна из них не сработала, но обе пропали с палубы пароходика. Раздосадованный этим, Борис решил поймать крошечных матросов.
Осознав свою ошибку, Боря судорожно пытался придать пароходику прежний вид, но у него ничего не выходило.
Описание героев и план для пересказа
Чтение рассказа «Как я ловил человечков» в кратком содержании невозможно без ознакомления с характеристиками героев. В произведении Житкова два основных персонажа:
Для лучшего запоминания текста произведения его необходимо пересказать. Сделать это легче всего по краткому плану:
Рассказ «Как я ловил человечков» для читательского дневника можно прочитать в сокращении. Дополнить заметку о произведении можно рисунками-иллюстрациями или раскрасками. Это поможет составить полную картину произведения.
Главная мысль
«Как я ловил человечков» рассказывает читателям о том, что мальчик Боря, уверовав в существование маленьких человечков, пытался всеми способами увидеть их. Конечно же, это было возможно только в его воображении. Автор пытается донести до читателей через свой рассказ, что излишнее любопытство приводит к очень печальному исходу. Читая произведение, ребенок должен понять, что, поддавшись этому чувству, можно сделать что-то плохое, что огорчит или навредит близким людям.
Тексту рассказа соответствует ряд пословиц. Они помогут лучше понять главную мысль произведения и избежать таких последствий в реальной жизни:
Творение Бориса Жидкова учит тому, что нужно обдумывать свои поступки и представлять наперед, к чему может привести содеянное.
Также автор вложил в свое произведение необходимость быть честным и справедливым, умение признавать содеянное и не огорчать родных.
Отзывы читателей
Детская история, где даже опасности воспринимаются мило и с надеждой на хороший конец. Сюжет весёлый, интересный, с хорошим посылом и неожиданными поворотами.
Боже! Любимая книга детства. Зачитал её до дыр. Ну нравилась, и хоть ты лопни. Вроде ничего особенного, но воспоминания о рассказе и о самой книжке сохранились самые-самые.
Мне повезло наткнуться на дивный мультик по этому рассказу. Уже позже прочла первоисточник. Рассказ не хуже мультфильма, но и он не подкачал. Единственное, что хочется отметить: мультик более гуманен, что ли. Рассказ гораздо более драматичен.
Как я ловил человечков Б. С. Житков стр 46
1. Почему Житков дал рассказу именно такое название?
Придумай своё название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Борис Степанович описал историю из своего детства, когда чрезмерное любопытство закончилось неприятными последствиями.
Название несёт в себе основную идею рассказа, видимо, поэтому писатель его и выбрал.
Я бы мог предложить следующие варианты названий:
2. Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами.
Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найди строки, подтверждающие ответ.
Память бабушки, пароходик, был маленьких размеров, но очень похож на настоящий.
Мачты, трубы, лесенки, якоря, будочка, руль – всё в нём присутствовало.
И все эти детали были исполнены невероятно искусно, блестели, переливались.
Мальчика поразила такая красота, он был в восторге.
Подтверждением этого являются строки из текста:
«Я такого никогда не видал»
«Ах, какие замечательные!»
Боря разглядывал каждую деталь и поражался, что они, как уменьшенная копия настоящих.
Он очень захотел и себе столь прекрасную «игрушку».
3. Расскажи, что придумывал мальчик, чтоб увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему?
Главный герой имел очень развитое воображение.
Для того, чтоб увидеть плод своей фантазии, человечков, он вымышлял различные способы.
Боря караулил их, пытался незаметно подкрадываться, всячески выманивал и даже придумал, как заполучить их следы.
Ещё мальчик подкладывал им на ночь лакомства.
Как ни странно, но утром их действительно не было на месте.
Возможно, в доме просто завелись мыши.
Но когда у мальчика закончилось терпение, настал самый напряжённый, на мой взгляд, момент.
Мальчик взломал сувенир бабушки и увидел, что там пусто.
А ведь он ждал, ждал встречи с маленькими существами.
У героя даже руки дрожали, настолько он был разочарован.
4. Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.
Чувство сладкого предвкушения резко сменилось разочарованием.
Парнишка был очень сильно расстроен. В один миг разрушились его фантазии и дорогая вещь бабушки.
5. Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют?
Парнишка ощутил шок и глубокое чувство разочарования.
Скорее всего, он даже не верил происходящему, ведь был просто уверен в существовании жителей парохода.
После проделанного у мальчика начали дрожать руки, а затем мучили угрызения совести.
И это не удивительно, ведь одна шалость разрушила целую память.
Такие чувства показывают, что мальчик был по-детски наивен, боялся ответственности, последствий своего легкомыслия.
Наверняка, его наполнял стыд, страх и ожидание чего-то плохого.
6. Как ты относишься к мальчику? Что думал о своём поступке он сам?
Я считаю Борю легкомысленным мальчиком, ведь он не сдержал своё слово.
Его поступок лишил бабушку очень дорогой ей вещи.
Такая прихоть, увидеть вымышленных человечков, закончилась непоправимыми последствиями.
Ещё мне жалко героя.
Его детская наивность принесла много переживаний и угрызений совести.
А это всегда тяжело.
Я думаю, мальчик осознал, что поступил совершенно неправильно.
Ведь его ошибка принесла много негативных эмоций и ему, и его родному человеку.
Всегда нужно быть верным своему слову, чтоб не попадать в неприятные ситуации.
То, что случилось с героем не самое худшее, к чему приводит легкомыслие.
Бывают неприятности и посерьёзнее.
Поэтому никогда нельзя позволять себе идти на поводу пустых прихотей.
7. Определи главную мысль произведения Житкова. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Главная мысль произведения «Как я ловил человечков» заключается в том, что если дал слово — держи.
А если не можешь держать своё слово, не нужно его давать.
Как я ловил человечков
Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»:
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.
А бабушка:
— Дай честное слово, что не прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха.
И пошла к полке.
Бабушка не убрала пароходика.
— Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.
И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка:
— Чего ты все ворочаешься?
Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец.
Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днем там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.
Я все время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.
Я не мог больше терпеть.
— Что это ты лег?
— Голова болит.
Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и все приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом».
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернется? Вдруг забыла там что-нибудь?
А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.
— Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?