Житков «Как я ловил человечков»: как разделить рассказ на смысловые части?
На сколько частей можно разделить рассказ Бориса Житкова «Как я ловил человечков»?
Как озаглавить каждую часть рассказа Житкова «Как я ловил человечков»?
Как разделить рассказ на смысловые части и озаглавить каждую?
Разделить на части рассказ Бориса Житкова «Как я ловил человечков» можно следующим образом:
Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» повествует о мальчике, который был в гостях у бабушки. Именно здесь он увидел стоящий на полке кораблик и потерял покой. Поскольку кораблик был важным для бабушки сувениром, то она не разрешила мальчику брать его в руки. Боря притворяется больным и, оставшись в одиночестве, в поисках человечков разбирает кораблик.
Выделим основные четыре смысловые части и озаглавим каждую из них. Это поможет нам составить пересказ максимально приближенный к тексту.
Чтобы разделить рассказ Житкова «Как я ловил человечков» на смысловые части и озаглавить их, вспомним его краткое содержание. Главный герой Мальчик Боря гостит у бабушки. У нее есть пароходик, который очень дорог ей. Мальчику кораблик тоже понравился, но бабушка не разрешает ему играть с ним. Боре кажется, что на корабле живут маленькие человечки, ночью он караулит их. Сначала он положил рядом с каютой конфету, чтобы выманить маленьких матросов и на следующее утро она исчезла, а потом хлеб, с которым произошло то же самое. Когда бабушка уехала и Боря остался один, он не выдержал и решил разобрать пароходик. Он отделил палубу, но человечков там не оказалось, но потом он не смог предать пароходику прежний вид.
Разделим на части рассказ «Как я ловил человечков»:
2.) Боря ночью выслеживает человечков с пароходика.
3.) Боря пытается приманить человечков леденцом и хлебом.
4.) Боря притворяется больным, чтобы остаться дома одному, бабушка уходит.
5.) Пароходик сломан, человечков не обнаружено, Боря в отчаянии.
6.) Возвращение бабушки. Стыд и раскаяние.
Прочитав рассказ, я бы разделила его на такие смысловые части:
Рассказы Бориса Житкова для детей всегда интересны и поучительны, не исключением является и рассказ «Как я ловил человечков».
В нем повествуется о мальчике по имени Боря, который очень сильно хотел узнать, где же прячутся человечки в дорогом бабушкином сувенире кораблике, который бабушка мальчику трогать не разрешает.
День и ночь Боря думает об этих человечках и хочет их увидеть любым способом.
Поэтому, увеличив момент, когда дома никого не было, мальчик берёт кораблик и разбирает его на части.
Никаких человечков там не находит.
Мальчику становится стыдно за содеянное.
Разделить рассказ на части можно так:
1.В гостях у бабушки.
3.Человечки на кораблике.
4.Боря остаётся один дома.
5.Наконец-то это кораблик доступен.
6.Боря берёт кораблик и разбирает.
7.Досада и раскаяние, Боре стыдно.
В рассказе «Как я ловил человечков» главным героем является мальчик Боря, который очень хотел разобрать бабушкин пароходик, мальчишке казалось, что в нем кто-то живет, поэтому любопытство его просто распирало. Как только выпала возможность, Боря тут же разобрал пароходик на части, а потом ему было мучительно стыдно перед бабушкой.
Разделим рассказ на части:
Б. Житков «Как я ловил человечков», как разделить рассказ на части:
1) Борюшка приехал к бабушке и нашел пароходик
2) Пароходик трогать нельзя, но там внутри могут жить человечки
3) Мальчик караулит человечков по ночам, но засыпает
4) Ребенок кладет для приманки то конфеты, то хлеб, но те исчезают
5) Бабушка уходит в гости, пора одному остаться и увидеть человечков!
6) Человечков нет, кораблик потрепан, бабушка вернулась и жалеет мальчика
Попробуем разделить рассказ на смысловые части.
1) Мальчика привезли к бабушки и он увидел пароход на полке.
2) Бабушка запретила брать пароход.
3) мальчик выдумал, что в пароходике живут маленькие человечки.
4) Мальчик решил их выследить
5)Мальчик не спал ночью при ночнике, чтобы увидеть человечков.
6) Решил приманить их на леденец, а потом на хлеб.
7) Притворился больным, чтобы бабушка ушла.
8) Разломал кораблик.
9) Стал плакать, когда пришла бабушка от осознания вины.
Затем мальчик не выдерживает, нарушает честное слово, потому что ему очень хочется увидеть живых человечков с пароходика, которых он сам себе придумал. Борю начинает мучить совесть. Поэтому нам подойдут пословицы про совесть и раскаяние:
В познавательном и занимательном рассказе Сладкова «Весенняя баня» повествуется о мальчонке Ванятке, которому всегда казалось, что о птицах он знает всё. Но однажды этого птичьего знатока ввели в заблуждение три птички, показавшиеся пареньку незнакомыми.
Разделим текст рассказа по смысловому наполнению на четыре части.
В первой части повествуется о встрече Ванятки с тремя птичками, а озаглавить её можно так:
1). Три неизвестные птицы.
Во второй части пернатые стали купаться в луже, после чего обвалялись в песке. Когда песок облепил птичек толстым слоем, они по земле доскакали до лужи, и снова прыгнули в воду. Назовем эту забавную часть текста таким образом:
2). Усердное купание птиц.
Третья часть текста посвящена находчивым птичками, которые нашли способ избавления от зимней грязи. А когда они отмылись, то Ванятка тотчас признал в них них воробьишек.
Озаглавим эту часть так:
3). Удивительное превращение.
В заключительной части повествования автор рассказывает о зимовке каждой из птичек. Тут и сообразил Ванятка, насколько тяжело оседлым птицам зимовать. А чумазыми они были от того, что приходилось им ютиться зимой в теплых, но грязных местах.
Последнюю часть рассказа назовем следующим образом:
4). Весеннее обновление после суровой зимы.
Краткое содержание рассказа «Как слон спас хозяина от тигра»:
Чуть менее краткое содержание:
Однажды один индус отправился в лес с домашним слоном за дровами. Слон топтал дорогу и валил деревья. Вдруг он насторожился и перестал работать. Индус начал бить слона, чтобы заставить того продолжать валить деревья. Но слон хоботом поднял человека и посадил к себе на спину. Там индус стал хлестать слона по ушам.
Но вдруг из-за спины слона выскочил тигр и хотел запрыгнуть на животное. Но лапы тигра поехали на дровах, а когда он восстановил равновесие, слон успел обернуться. Слон подхватил тигра хоботом, высоко поднял над головой и со всей силы шмякнул об землю. А потом стал топтать тигра ногами.
Индус понял, что слон спас ему жизнь.
Рассказ Валентины Осеевой «Хорошее» по смыслу лучше всего разделить на четыре части. Рассмотрим каждую часть и придумаем к каждой из них заглавие.
В первой части говорится о том, как Юрик решил совершать добрые дела. Он начал фантазировать о том, как бы он спас тонущую сестру. Но когда девочка обратилась к нему с просьбой, он её грубо прогнал.
Назовем первую часть рассказа так:
I. Просьба сестренки.
Далее Юрик продолжает мечтать о том, как бы он ловко избавил няню от злых волков. Однако просьбу женщины убрать посуду он проигнорировал, посоветовав ей сделать это самой.
Озаглавим вторую часть рассказа так:
В третьей части Юра представляет, как он спасает пса Трезорку, очутившегося в колодце. Песик приблизился к мальчику и попросил умоляющим взглядом воды. Но мальчик отправил его восвояси, так и не напоив.
Заглавие этой части будет таким:
III. Трезорка просит пить.
Юрик так и не придумал себе доброе дело и решил спросить у мамы совета. А мама порекомендовала сыну исполнить всё то, о чем его просили няня, сестричка и Трезорка.
Озаглавим эту смысловую часть таким образом:
IV. Предложение мамы.
Рассказ Николая Носова «Огурцы» интересный и поучительный, а речь в нем идет о двух ребятах, стащивших с поля огурцы. Павлик подбил друга Котьку на воровство, однако сам он огурцы не стал брать домой. А глупый и доверчивый Котька притащил все огурцы в дом, не осознавая, что он по сути совершил кражу. Радостный мальчик начинает выкладывать огурцы, и тут неожиданной для него стала реакция его мамы. На этом первая часть рассказа завершается, а мы озаглавим её так:
1). Радостный Котька приходит домой.
2). Мама Котьки заставляет сына вернуть огурцы.
Плачущий Котька добирается до места и встречает сторожа, которому и рассказывает всё без утайки. Сторож с пониманием отнесся и к тому, что мальчик попал под влияние бойкого друга Павлика и положительно оценил признание Котьки. Сторож принимает все огурцы, а тот, что Котька слопал, предлагает считать подарком. Озаглавим третью часть так:
3). Котька встречается со сторожем.
В заключительной части рассказа Котька бежит домой, он счастлив, что проблема разрешилась. Теперь у него на душе спокойно и радостно, а озаглавить эту часть можно так:
4). Котька с чувством облегчения возвращается домой.
Как я ловил человечков Б. С. Житков стр 46
1. Почему Житков дал рассказу именно такое название?
Придумай своё название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Борис Степанович описал историю из своего детства, когда чрезмерное любопытство закончилось неприятными последствиями.
Название несёт в себе основную идею рассказа, видимо, поэтому писатель его и выбрал.
Я бы мог предложить следующие варианты названий:
2. Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами.
Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найди строки, подтверждающие ответ.
Память бабушки, пароходик, был маленьких размеров, но очень похож на настоящий.
Мачты, трубы, лесенки, якоря, будочка, руль – всё в нём присутствовало.
И все эти детали были исполнены невероятно искусно, блестели, переливались.
Мальчика поразила такая красота, он был в восторге.
Подтверждением этого являются строки из текста:
«Я такого никогда не видал»
«Ах, какие замечательные!»
Боря разглядывал каждую деталь и поражался, что они, как уменьшенная копия настоящих.
Он очень захотел и себе столь прекрасную «игрушку».
3. Расскажи, что придумывал мальчик, чтоб увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему?
Главный герой имел очень развитое воображение.
Для того, чтоб увидеть плод своей фантазии, человечков, он вымышлял различные способы.
Боря караулил их, пытался незаметно подкрадываться, всячески выманивал и даже придумал, как заполучить их следы.
Ещё мальчик подкладывал им на ночь лакомства.
Как ни странно, но утром их действительно не было на месте.
Возможно, в доме просто завелись мыши.
Но когда у мальчика закончилось терпение, настал самый напряжённый, на мой взгляд, момент.
Мальчик взломал сувенир бабушки и увидел, что там пусто.
А ведь он ждал, ждал встречи с маленькими существами.
У героя даже руки дрожали, настолько он был разочарован.
4. Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.
Чувство сладкого предвкушения резко сменилось разочарованием.
Парнишка был очень сильно расстроен. В один миг разрушились его фантазии и дорогая вещь бабушки.
5. Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют?
Парнишка ощутил шок и глубокое чувство разочарования.
Скорее всего, он даже не верил происходящему, ведь был просто уверен в существовании жителей парохода.
После проделанного у мальчика начали дрожать руки, а затем мучили угрызения совести.
И это не удивительно, ведь одна шалость разрушила целую память.
Такие чувства показывают, что мальчик был по-детски наивен, боялся ответственности, последствий своего легкомыслия.
Наверняка, его наполнял стыд, страх и ожидание чего-то плохого.
6. Как ты относишься к мальчику? Что думал о своём поступке он сам?
Я считаю Борю легкомысленным мальчиком, ведь он не сдержал своё слово.
Его поступок лишил бабушку очень дорогой ей вещи.
Такая прихоть, увидеть вымышленных человечков, закончилась непоправимыми последствиями.
Ещё мне жалко героя.
Его детская наивность принесла много переживаний и угрызений совести.
А это всегда тяжело.
Я думаю, мальчик осознал, что поступил совершенно неправильно.
Ведь его ошибка принесла много негативных эмоций и ему, и его родному человеку.
Всегда нужно быть верным своему слову, чтоб не попадать в неприятные ситуации.
То, что случилось с героем не самое худшее, к чему приводит легкомыслие.
Бывают неприятности и посерьёзнее.
Поэтому никогда нельзя позволять себе идти на поводу пустых прихотей.
7. Определи главную мысль произведения Житкова. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Главная мысль произведения «Как я ловил человечков» заключается в том, что если дал слово — держи.
А если не можешь держать своё слово, не нужно его давать.