Величественные Афины – город, куда хочется возвращаться
Говорят, что приехать в Грецию, и не увидеть Афины – все равно, что не побывать в стране. Я полностью согласна с этим высказыванием. Впервые побывала здесь буквально месяц назад и влюбилась в этот город. Хотя, это и не удивительно. Мне кажется, что, в принципе, невозможно не полюбить саму Грецию с ее богатейшей историей и чудесной природой.
Приехали мы в Афины после ночи переезда часам к 7 утра. Конечно, ночь была нелегкая, но сама мысль о том, что я побываю в столице Греции, грела душу. Нас встретил наш экскурсовод, и мы отправились к самой известной достопримечательности Афин – Акрополю. Думаю, что длинного рассказа об этом месте не понадобится. Каждый школьник знает, что такое Парфенон и где он находится. Расскажу лишь вкратце.
Огромные колонны, устремляющиеся ввысь, как будто не кончаются, а доходят до самых небес. Потрясающее зрелище. У Парфенона, кстати, есть один секрет. Когда его строили, то все колонны по периметру ставили не ровно, а как будто сходящимися в одной точке вверху. Поэтому, с какой бы стороны мы не смотрели на храм, он кажется идеально симметричным, хотя, на самом деле, все как раз наоборот. На Акрополе, растет и символ Греции – олива. По-моему, с ним фотографируются все туристы. Дерево одиноко стоит на фоне Парфенона и его просто невозможно не заметить. Считается, что местом рождения священного дерева является Акрополь, и именно поэтому олива растет именно здесь.
На афинском Акрополе мы были примерно 2 часа. Потом отправились в обзорную экскурсию по самому городу с прекрасным гидом. Нас провели по Старому городу – Плаке. Если вы плохо ориентируетесь на новом месте, то лучше обозначить для себя какое-то место, которое будет для вас указателем, ведь заблудиться в лабиринте узких улочек Старого города очень легко. Зато можно посмотреть замечательную архитектуру Афин и заглянуть на местный рыночек. Он достаточно большой и именно здесь можно купить домой сувениры. Их просто огромное количество. Но не забывайте, что вы в Греции, а здесь не просто можно, а нужно торговаться. Греки – очень милые и открытые люди, они с радостью уступят вам пару-тройку евро на понравившийся сувенир.
Одного дня в Афинах очень мало, чтобы действительно узнать и прочувствовать этот город, но вполне достаточно, чтобы прикоснуться к истории хоть на секундочку. Последней нашей остановкой в этом городе было здание Парламента на площади Синтагма. Честно скажу, если бы нам не рассказывал экскурсовод о том, что мы видим и почему происходит именно так, то я бы подумала, что тут проводят какой-то концерт. Здание охраняют гвардейцы президентского полка – эвзоны. Выглядят они достаточно интересно, по нынешним меркам. Они одеты в юбочки, жилетки, а на ногах у них большие деревянные башмаки с помпонами. Один такой «тапок» весит 3 кг. Когда я об этом узнала мне тало жаль этих мальчиков. Нам сказали, что в эвзоны набирают самых красивых и спортивных молодых людей. Мы наблюдали смену караула. Длится она недолго, но такое ощущение было, что это такое редкое событие и на него съезжаются все, кому не лень. На самом деле смена караула происходит каждый час круглосуточно, а привозят сюда туристов, потому что это действительно очень зрелищное действо.
В определенное время из-за угла выходит три гвардейца (один как бы сопровождает) и подходят к двум караульным. После этого начинается своеобразный ритуал. Эвзоны выполняют движения, которые напоминают один из национальных греческих танцев (нам сказали, что это танец лошади) и меняются в результате местами. Что для меня было удивительно, так это своеобразный шаг. Гвардейцы поднимают ногу примерно секунда на 30 и только потом шагают. Если учитывать, что вес одного башмака 3 кг, то даже такое время, мне кажется, длится для них вечно.
На этом, к сожалению, наша поездка подошла к концу, но не совсем. На обратном пути мы остановились возле Фермопильского ущелья. Это то место, где проходила знаменитая битва 300 спартанцев во главе с Леонидом. И здесь, кстати, есть его памятник. Конечно, сейчас это ущелье не выглядит так, как многие века назад, но знать, что именно здесь произошло сражение, о котором написано огромное количество книг и снято множество художественных и документальных фильмов – это непередаваемые ощущения.
Я не смогу описать те чувства, которые возникают у меня даже при воспоминаниях о путешествии в Афины. Это действительно Великий город, откуда не хочется уезжать, город богини мудрости и знаний, город демократии и философии, город, где зародился театр. Одним словом – столица!
Презентация к уроку
Описание методической разработки
1. Название «Путешествие в Древние Афины».
2. Учебный предмет: Всеобщая история (история Древнего мира).
3. Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев).
4. Форма учебной работы: Классно-урочная.
5. Краткая аннотация
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: месторасположение Аттики и Афин, развитие хозяйства и торговли, расцвет Афин в V веке до н.э., знакомятся с историческим и культурным наследием Древних Афин, анализируют деятельность Перикла.
Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний осуществляется в конце урока.
Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Это позволяет пятиклассникам не только ярко представить тему, но и активизировать их учебную деятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация.
На этом слайде представлен план урока:
Как вы думаете, какое впечатление произвели Афины на него? Какими словами вы можете подтвердить своё мнение?
А сегодня вам предстоит составить о Древних Афинах собственное впечатление. На ваших партах лежат рабочие листы, где вы, подобно Ренану и другим путешественникам, можете записывать свои мысли и составлять путевые заметки.
Подумайте, чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались?
Работа с картой. Учащиеся вспоминают географическое местоположение Аттики и Афин.
Задание. Используя карту, дайте характеристику географического положения Аттики и Афин.
На этом слайде выделены основные блоки информации.
Слайды № 8-9. Порт Пирей
Слайды № 10-11. Длинные стены
В 461 г. до н.э. по инициативе Перикла было начато сооружение огромных стен, соединивших город Афины с портом Пирей. Длина их достигала 5-6 км. Длинные стены превращали Афины в хорошо защищённую крепость.
Слайды № 12-14. Керамик
Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов. Горожане выливали все помои на эту улицу. В однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы.
В районе Керамика располагались гончарные мастерские. Мастера изготавливали изделия из обожжённой глины. Особенно ценились краснофигурные и чернофигурные вазы.
В VI веке до нашей эры вазы украшали чёрнофигурным рисунком. Позже для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины.
Слайды № 15-16. Агора
В другой части Агоры находились административные здания и храмы. Ни один афинянин не представлял свою жизнь без каждодневных посещений Агоры.
Агора становится центром гражданской жизни древнего города. Это было место политических собраний, религиозных празднеств, театра, музыки и соревнований атлетов. На Агоре можно своими глазами взглянуть на остатки тюрьмы, где Сократ провёл свои последние дни.
Слайды № 17-19. Театр Диониса
Греки были страстными поклонниками театра. В Афинах важнейшие театральные представления происходили в театре Диониса, который находился на склоне Акрополя.
Слайды № 20-21. Акрополь
«Мы любим красоту без прихотливости, а мудрость без изнеженности». В этих словах Перикла, на мой взгляд, передан нам не только идеал, но и ключ к пониманию греческой культуры.
Слайд № 22. Пропилеи
«Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень
Что пены волн морских белее:»
Д.Мережковский
Слайды № 23-25. Храм Ники Аптерос
Слайды № 26-27. Храм Эрехтейон
Слайды № 28-29. Храм Парфенон
Слайд № 30. Судьба исторических памятников
Если бы люди решили где-то на земле устроить музей, экспонаты которого напоминали бы всем поколениям об уничтожении памятников истории и культуры, то лучшим местом мог стать Акрополь. Нашему взору предстали бы обезглавленные, искалеченные статуи, храмы. превращенные в руины.
А как вы думаете, ребята, почему архитектурные памятники Афин так плохо сохранились? Учащиеся делают предположения.
Не только время и войны разрушают памятники, но и поражение, порабощение, установление власти завоевателей, которые поощряют грабёж и уничтожение ценностей культуры побеждённого народа.
Глядя на разрушенные храмы Акрополя, невольно вспоминаешь слова Ле Корбюзье: «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».
Что вас удивило и что разочаровало в Древних Афинах?
Следует работа с таблицей и обсуждение. Учащиеся делают вывод.
Слайд № 32. Закрепление материала
Учащиеся называют основные памятники культуры Древних Афин и выполняют проверочный тест.
Слайд № 33. Домашнее задание
Составьте маршрут вашего путешествия в Древние Афины и подготовьте устный рассказ, поделитесь своими впечатлениями. По желанию можно подготовить рисунки или мини-презентацию.
Слайд № 34. Спасибо за урок!
«Спасибо за урок!» древним грекам. У них можно поучиться любви к Родине, стремлению к гармонии, пониманию красоты.
«Спасибо за урок!» моим ученикам, которые помогают воплощать в жизнь творческие идеи и проекты.
Рабочий лист к уроку по теме: «ДРЕВНИЕ АФИНЫ»
Проблемный вопрос: Чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались?