Рассказ Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны.
От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
— Я больше не буду! Зашей, мама!
— Так я же ведь не умею!
— Сумел порвать, сумей и зашить.
— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
— Я просил маму зашить, а она не хочет.
— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
— Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.
Урок по литературному чтению 2 класс ‘Заплатка’ Носов Н. Н.
Урок литературного чтения во 2 классе
Учитель начальных классов Королёва Елена Анатольевна
Тема: Н.Н. Носов «Заплатка»
1. Формировать метапредметные цели:
• Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
• Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
• Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
1. Погружение в новую тему.
Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов относится и Николай Носов.
Магнитофонная запись.(Голос учителя с отрывком из биографии писателя, теКст находится перед глазами у детей)Ответы по памятке.
Перечислить. Доска. Произведения Н.Н.Носова
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.Носова.
3. Изучение нового материала.
1. ПЕРВИЧНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТЕКСТА (ХОРОШО ЧИТАЮЩИМИ ДЕТЬМИ)
— Понравилось ли вам произведение? Что особенно запомнилось? Что удивило? О чём захотелось спросить учителя, ребят?
2. Моделирование обложки
— Посмотрите на обложку книги. Какую информацию можно прочитать на ней?
— Кто изображён на обложке книги? Какой эпизод произведения иллюстрирует эта картинка?
3. Работа с тексом, составление характеристики Бобки.
2) Что случилось дальше? Как изменилось настроение героя? (огорчился)
3) Работаем над вопросами после текста.( Я ведь не умею!)
4) Прочитаем, чем закончилась история. (Дети читают последние абзацы)-Каким вы увидели Бобку? (самостоятельный, гордится, что сам пришил заплатку)
5) Какие события изменили характер Бобки?
6) Представьте, что мог бы думать Бобка, когда пришивал первую заплатку? ( Пришью побыстрее и пойду гулять. …)
7) Почему Бобка стал перешивать заплатку? ( Остался недоволен результатом работы, некрасиво.) Прочитайте, как об этом говорит автор.-Как характеризует этот поступок героя?( Он строг к себе, самокритичен)
8) Как Бобка пришивал вторую заплатку? Какой он хотел получить результат?Почему ему удалось достичь поставленной цели?
9) Как отнеслись ребята к работе Бобки? ( Похвалили, оценили по заслугам)
-Что в работе Бобки им понравилось больше всего? (Самостоятельность).
По ходу работы с текстом на доске появляются карточки с характеристиками героя: хвастливый, несамостоятельный, капризный, упрямый, самокритичный, упорный, усидчивый, целеустремлённый, самостоятельный.
ОБОБЩЕНИЕ: История с заплаткой научила героя быть упорным, целеустремлённым, усидчивым, внимательным, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,
Понравилось ли Бобке быть самостоятельным? Докажите словами из текста.
4. Работа с пословицами.
— Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Какие труды, такие плоды.
3) С кем поведешься, от того и наберешься.
4) Терпение и труд все перетрут.
5) С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
5. Работа в группах
1 группа: Расположить иллюстрации в правильном порядке, составить диафильм и пересказать текст.
2 группа: Расставить правильно номера частей на готовом плане-схеме и пересказать текст.
4 группа: Придумать продолжение рассказа.
Учатся всегда доводить дело до конца
И будет у них победа всегда.
Так старается, что все у него,
Такой герой молодцом называется.
7. Домашнее задание: составить рассказ:
— как я учился пришивать пуговицу
— как учился завязывать шнурки
— как учился фотографировать
— как учился красиво писать
— как учился плавать.
За что бы я себя похвалил…….
«Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству».