Рассказ капалуха 3 класс ответы на вопросы

Сказки

Какие вопросы можно задать к рассказу В.Астафьева » Капалуха»?

В произведении «Капалуха» говорится о том, как ребята нашли гнездо глухарки.

Я составила следующие вопросы по произведению Астафьева В. «Капалуха»:

1) Как охотники называют самку глухаря (глухарку)?

2) Как выглядело гнездо глухарей?

3) Сколько яиц было в гнезде?

4) Каким цветом были яйца глухарей, какой их размер?

5) Как вела себя капалуха, когда ребята подошли к гнезду?

7) Чему вас научил рассказ «Капалуха»?

8) Почему мальчики ушли от гнезда, не тронув яйца глухарки?

9) Как бы вы поступили, увидев гнездо птицы в лесу?

10) Как повела себя капалуха, когда ребята ушли.

Еще можно нарисовать как мальчик с гнезда пытается брать яйца. Это все видит капалуха и нервничает. Дорисуем растительность и другой фон.

Иллюстрации уже от профессиональных художников к этому рассказу я предлагаю рассмотреть нижеследующие.

В рассказе Голявкина «Никакой горчицы я не ел» повествуется о школьнике-прогульщике, который решил вместо учебы прогуляться по улицам. На пути он встречается с людьми разных профессий, и все они заняты делом.

Для того чтобы разобраться с содержанием и смыслом поучительного рассказа, научимся задавать вопросы к тексту.

Представляю свои варианты вопросов по содержанию рассказа:

1). Какое время года описывается в рассказе?

2). Какое настроение было у мальчика в начале рассказа?

3). Почему настроение мальчика изменилось, что на это повлияло?

4). Что такое горчица и какая она на вкус?

5). Каким становится лицо человека, съевшего горчицу?

6). Ел ли горчицу главный герой?

7). Людей каких профессий встретил мальчик?

8). Кто разоблачил прогульщика?

9). Почему поведение мальчика вызывало у людей удивление и недовольство?

10). Как характеризуют главного героя его действия?

12). Как можно одним словом назвать болезнь мальчика?

13). Можно ли стать специалистом без определенных знаний?

14). Является ли главный герой примером для вас?

Источник

1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

Так зовут птицу, что является самкой глухаря.

Такое слово пришло с карельского языка от «копала», которое означает «глухо».

2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Гнездо птицы было обнаружено ребятами случайно.

Мальчики гнали скот на пастбище, дорога к которому проходила сквозь лесной просек.

Там они обнаружили бугорок с кустом черники.

А прямо на просеке, в корнях дети увидели гнездо.

Рассказчик от испуга чуть не наступил на него.

Но, к счастью, этого не произошло.

Ребята увидели, что в гнезде лежит четыре яйца.

Они хотели забрать их, но заметили, что птица начала сильно волноваться.

Мальчики узнали, что отчаянная мать даже пожертвовала пухом на своём животике, чтоб согреть будущих детей.

Это вызвало у них сожаление и уважение к капалухе.

Поэтому они отказались от своей затеи.

А птицу сравнили со своей мамой, которая тоже всегда о них заботится.

3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

Рассказчик истории разволновался из-за того, чуть ли не ступил прямо на гнездо.

Ведь тогда, он бы просто раздавил яйца капалухи.

Заметить гнёздышко оказалось достаточно тяжело.

Оно пряталось под корнями и сверху покрыто мхом.

Рассказчик даже не мыслил вредить будущей матери.

Об этом говорят фразы из текста, что приведены для примера.

Он тщательно пытался сразу распознать гнёздышко, о котором узнал от мальчишек.

А в момент, когда мало не ступил на него, жутко перепугался.

Слова писателя передают волнение рассказчика, его сострадание к капалухе.

Видно, что рассказчик относился к судьбе птицы была неравнодушно.

В ином случае, он не стал бы себя так вести.

Это вызывает уважение.

Было бы хорошо, если бы каждый человек осознавал всю ценность и неповторимость животного мира.

4. Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Мальчишка несерьёзно воспринимает живое, он не осознаёт всей ценности природы.

Нельзя сказать, что он злой, просто возможно, в силу своего возраста недостаточно осведомлен.

Это и вызвало у него желание забрать яйца капалухи.

Рассказчик же был против такого поступка.

Поэтому он задал такой вопрос мальчику, чтоб «разбудить» в нём сожаление и понимание последствий.

Как только ребята увидела волнение будущей матери, её сердцебиение, грудь, на которой не было пуха, то сразу отказались от своей затеи.

Читайте также:  Рассказ про аврору на английском языке

Они осознали чувства капалухи, которая, как любое живое существо, переживает за своих детей и хочет дать им всё самое лучшее.

Мальчики поняли, что нельзя нарушать спокойствие птиц, а также других животных.

5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?

Когда глухарка увидала людей возле своего гнёздышка, то быстро отошла от них.

Взлететь у неё не получалось, потому что крылья просто онемели оттого, что капалуха постоянно обнимала в гнёздышке свои яйца.

Через время ей всё-таки это удалось.

Она не отводила взволнованного взгляда от опасности, воплощением которой были люди.

Её сердцебиение участилось, и это было сильно заметно из-за её оголённой груди.

Ведь пух на ней птица выщипала, чтоб дать своим деткам как можно больше тепла.

Слова автора, что описывают эту картину, поведение капалухи, её страх, дают хорошо понять, что птица искренне переживала за судьбу будущих детей.

Такая любовь очень сильно напоминает материнские чувства Мальки.

Ведь собачка тоже была заботливой матерью и ради своего ребёнка жертвовала собой.

Это ещё раз подтверждает, что животные тоже имеют чувства, эмоции и страхи.

6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Встреча с глухаркой показала детям, какими самоотверженными, верными и любящими могут быть птицы.

Ведь будущая мать ради благополучия детей выщипала пух на животике.

Таким образом, она хотела дать им как можно больше тепла.

Волнение в глазах, сильное сердцебиение очередной раз подтвердило это.

Поэтому герои произведения не решились взять яйца.

Я считаю, что такое приключение в жизни ребят обязательно поменяло их отношение ко всему живому.

Они осознали, что животные тоже имеют чувства, испытывают волнение, страх, искренние материнские чувства.

Думаю, после такой истории мальчики больше не испытают желания взять яйца из гнезда.

Скорее наоборот, они будут помогать различным животным, дабы те чувствовали себя максимально безопасно и комфортно.

7. Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».

8. Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?

Прочитанное произведение – не обычная история с мира животных, а поучительный рассказ о материнских чувствах.

О том, что каждое живое создание переживает и заботится о своём потомстве, даже если оно ещё не родилось.

Такое волнение и отображено в последнем абзаце.

Автор хотел подчеркнуть эмоциональное состояние птицы.

Она так долго ждала своих любимых деток и испытывала неимоверный страх за то, что за короткое время до их появления, может просто лишиться будущих птенчиков.

В последних строках собрано всё то, что позволяет максимально осознать главную мысль рассказа.

Писатель вызывает у читателя жалость и осознание того, что нельзя нарушать покой живых существ.

Ведь они, не меньше наших матерей, переживают за судьбу своего ребёнка.

Я думаю, каждый, прочитав это произведения, сделает для себя определённые выводы и станет намного внимательней относиться к окружающему миру.

Нужно понимать, что всё то, что нас окружает — это наша часть.

Нельзя пренебрегать этим.

9. Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

Я думаю, что главная мысль, которую автор хотел донести читателю это то, что материнская любовь – самая крепкая и искренняя на свете.

Ведь настоящая мать готова жертвовать собой ради благополучия ребёнка.

Она всем сердцем и душой переживает за его судьбу.

Только мама может прочувствовать своё дитя на расстоянии.

Мама всегда оберегает и заботится о детях всеми своими силами и возможными методами.

В данном случае такой самоотверженной матерью выступает капалуха.

Страшно представить, какие эмоции она испытала, когда увидела опасность в лицах людей.

Её сердце чуть ли не выскочило из груди.

Этот рассказ учит ценить животный мир, их чувства и переживания.

А также осознавать, что его нужно оберегать и заботиться о его благополучии.

Источник

Астафьев Виктор рассказ «Капалуха»

Читательский дневник по рассказу «Капалуха» Виктора Астафьева

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Название произведения: «Капалуха»

Главные герои: автор, ребята, капалуха.

Второстепенные герои: учитель.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — добрый и рассудительный.

Ребята — озорные.

Хотели позабавиться, но поняли, что неправы.

Капалуха — смелая, самоотверженная мать.

Читайте также:  Приведите примеры аллегории в басне квартет объясните их значение

Характеристика второстепенных героев:

Учитель — наблюдательный, внимательный. Много знает.

Краткое содержание рассказа «Капалуха»

Ребята, учитель и автор следовали за стадом, которое гнали к лугам.

Вдруг автор услышал крики ребят и увидел бегающую птицу.

Оказалось, что ребята нашли гнездо капалухи, хорошо спрятанное среди корней.

В гнезде нашлись яйца, которые дети собирались забрать.

Однако автору и учителю удалось убедить их не делать этого.

Они рассказали, как тяжело приходится птице, какая она самоотверженная мать.

Ребята притихли, и кто-то даже вспомнил свою маму.

Птица вернулась на гнездо, и её сердце билось сильно и гневно.

План произведения:

3. Бесстрашие птицы.

4. Дети оставили гнездо.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Капалуха»:

Главная мысль произведения в том, что любая мать пожертвует собой ради детей.

Основная идея рассказа в том, что никогда нельзя разорять птичьи гнёзда в лесу или на лугах.

Чему учит произведение:

Учит любить природу, не разорять птичьи гнёзда.

Учит любить родителей и ценить то, что они для нас делают.

Учит состраданию, милосердию, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно у человека или у и животного, но матери всегда ведут себя одинаково.

Они всей грудью встают на защиту детей, забывая о себе.

Это очень трогательно.

В этом рассказе такой матерью оказалась тетёрка, птичка небольшая, но храбрая.

Она не испугалась людей и стремилась защитить своё гнездо, будущих птенцов.

Это очень добрый и познавательный рассказ.

Автору удалось рассказать о необходимости бережного отношения к природе на очень понятном примере.

Ведь у каждого из нас есть мама, и мы знаем, как она о нас заботится.

Мне очень понравилась главная героиня рассказа.

Мужественная и бесстрашная птица.

Также мне понравился автор.

Сразу заметно, что он любит природу и животных.

Он не даст наших меньших братьев в обиду.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что природу нужно беречь, а животных не обижать.

Это касается всех живых существ — птиц, зверей, насекомых, рыб и даже деревьев и трав.

Всё это живёт и делает нашу планету лучше.

Пословицы к произведению:

Гнездо разорять — себя убивать.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.

Береги землю родимую как мать любимую.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Словарь неизвестных слов:

Капалухи — самки глухарей

Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

«Капалуха» В. Астафьев, какие ответы на вопросы, 3 класс, Климанова?

«Капалуха» В. Астафьев. Какие ответы на вопросы, 3 класс, Климанова?

Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».

Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?

Определи основную мысль произведения. Обоснуй свое мнение.

План рассказа «Капалуха»

1 Шум у черничного бугорка.

2 Ребятишки наткнулись на гнездо капалухи, так называют в тех краях глухарку

3 Капалуха бесстрашно защищает свое гнездо.

4 Человек не тронул гнездо.

В своем рассказе Виктор Астафьев рассказывает, как встреча с капалухой могла бы закончиться смертью глухарки, если бы инстинкт матери. Храбрая птица защищала свое гнездо, она готова была пожертвовать своей жизнью, но не отдать своих птенцов. Главная мысль рассказа «Капалуха» учит любить природу и не совершать глупых поступков.

Читайте также:  Рассказ о моих достижениях в школе

В рассказе Виктора Астафьева история о том, как деревенские дети пошли в лес с учителем и по дороге они наткнулись на гнездо глухарки, которая высиживала яйца. Дети согнали птицу с гнезда, но когда увидели, что глухарка выщипала себе по на животе пух чтобы лучше греть кладку, то не стали трогать яйца. Один мальчик сравнил птицу со своей мамой, которая отдаёт все до капельки своим детям.

Краткое содержание рассказа «Капалуха»:

Главные герои этого рассказа:

Лучше всего к этому рассказу подходят пословицы о материнской любви, например:

Возвращение Васютки домой, конечно, обрадовало всех его близких и родных людей. Мама все пыталась побольше чем-то накормить мальчика, относясь к нему, как к больному, наверняка, сердцем прочувствовав, как нелегко пришлось ее сыну в тайге. А Васютка, побывав в такой непростой ситуации, уже начинает проявлять нотки отцовского характера, не показывая слишком открыто, что такая материнская забота ему приятна и очень нужна.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » В. Астафьев. Капалуха (стр. 70-72) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

В. Астафьев. Капалуха (стр. 70-72) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке – тепло, при матушке – добро.

Мать высоко руку подымет, да не больно опустит.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Птица рада весне, а младенец – матери.

-Встреча мальчиков с капалухой закончилась тем, что ребята поняли, что не стоит беспокоить птицу, отошли от гнезда, капалуха смогла вернуться к гнезду и продолжить высиживание птенцов.

— Почему ребята отошли от гнезда?

— Они поняли, как важны для капалухи ее птенцы, как она их любит и беспокоиться о них, как заботливо она относиться к своим будущим птенцам, как бесстрашно птица способна защищать свое гнездо. Капалуха сама выщипала себе перья на животе, чтобы согревать будущих птенцов своим теплом, неподвижно сидела на яйцах так что у нее затекли крылья – все это она делала ради своих птенцов. Их приход напугал птицу. Ребята почувствовали сострадание к разгневанной, испуганной и отчаявшейся матери.

— Что ребята вынесли после этой встречи?

— После этой встречи и объяснения учителя, ребята поняли, что надо бережно относиться к природе. Нельзя подходить близко к гнездам, пугать и беспокоить птиц, нельзя мешать им высиживать потомство. Каждое живое существо любит свое потомство, заботится о нем.

— Верно говорит народная мудрость, материнская молитва со дна моря вынимает.

План рассказа о моем любимце.

У меня дома живет кошка Мурка. Мурка – мой любимец и мой друг. Ей уже 6 лет, она взрослая кошка, у нее уже были котята.

Мурка серая короткошерстная кошка, британской породы, шерсть очень густая. Глаза у моей кошки голубые, мордочка широкая, ушки маленькие. Когда она смотрит на меня снизу вверх, кажется, что она улыбается. Мурка очень ласковая кошка, любит забраться ко мне на колени и поурчать.

Однажды Мурка потерялась, мы оставили дверь машины приоткрытой, когда возвращались с дачи, а Мурка выбежала. Ее не было целый день, мы уже развесили объявления по району, очень переживали. На следующее утро Мурка вернулась, она сидела у подъезда, как ни в чем не бывало. Когда увидела меня, подняла хвостик и заурчала, как будто извинялась за свое отсутствие. Через пару месяцев у Мурки родились 4 котят. Мы были очень рады. Оказывается, известны случаи в истории, что самое большое количество котят, родившееся у кошки — 14.

Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие – к рассказам?

М.Пришвин «Моя Родина» — воспоминания о реальных событиях. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» и В.Бианки «Мышонок Пик» — сказки. В.Белов – «Малька провинилась», «Еще про Мальку» — рассказы. Б.Житков «Про обезьянку» — рассказ. В.Астафьев «Капалуха» — рассказ. В.Драгунский – «Он живой и светится» — рассказ. Рассказы могут быть основаны на реальных событиях, а также в них может присутствовать вымысел автора. произведения раздела «Люби живое?» объединяет любовь к природе и к животным.

К. Паустовский «Заячьи лапы»,

В.Бианки «Лесные разведчики», «Лесная газета»

Эрнест Сетон-Томпсон «Лобо», «Чинк», «Виннипегский волк»,

М.Пришвин «Курица на столбах», «Синий лапоть», «Сметливый беляк», «Выскочка», «Ребята и утята»,

В.Чаплина «Фомка – белый медвежонок»

Л.Толстой «Лебеди», «Как волки учат своих детей», «Птичка», «О муравьях»,

Г.Скребицкий «Длиннохвостые разбойники», «Заботливая мамаша», Ф.Залтон «Бемби»,

Дж. Даррелл «Моя семья и другие животные».

Источник

Познавательное и интересное