Капалуха
Краткое содержание рассказа «Капалуха»:
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Астафьев «Капалуха» пересказ от имени капалухи, глухарки. Как пересказать?
Пересказ от имени глухарки
Пересказ от имени капалухи, план пересказа
1 Черничный бугорок на просеке. Первую часть пересказывать без изменений, чтобы было понятно где и когда происходят события в рассказе.
2 Дети нашли гнездо капалухи. Во второй части пересказать события глазами глухарки, как она увидела, что ребята нашли ее гнездо.
3 Яйца. Пересказать, что лежало в гнезде.
4 Волнение капалухи. Рассказать, как бедная глухарка волновалась, потому что она испугалась за своих детей.
5 Бедные детки. Капалуха успокоилась, люди ушли.
Основная мысль рассказа «Капалуха» заключена в примере поведения настоящей матери, которая готова пожертвовать своей жизнью ради своих детей.
Для того, чтобы составить план пересказа произведения Виталия Бианки »Хвосты» надо разбить этот рассказ на части:
Продолжение этому рассказу можно придумать, но уже без главной героини Мухи.
Составим план рассказа «Белые амадины» для пересказа:
Очередное приключение Дениски Виктор Драгунский описал в рассказе «Зеленчатые леопарды». Предлагаю такой план пересказа:
1). Дениска с друзьями строит в песке космодром.
2). По предложению Аленки, все решили отдохнуть.
3). Костик рассказывает, что болеть корью не больно, но очень скучно.
4). Дети рассуждают о подарках, которые дарят на елку, день рождения и когда болеешь, а еще их дарят за пятерки.
7). Разговор о фокуснике и глотателях лягушек и крокодилов.
8). Дети решили, что когда болеешь страшной болезнью, то все тебя больше любят и дарят подарки.
10). Перерыв закончился, и друзья вместе с Костиком продолжили строить космодром.
Легче всего подготовить пересказ по плану.
План сказания
Пересказ
К рассказу Виктора Драгунского
предлагаю составить такой план:
1). Папе подарили транзисторный приемник.
2). Папа предложил Дениске пойти в зоопарк.
4). Первым папа и Дениска навестили слона, любимца папы.
5). Дениска похвастался слону своим транзисторным приемником.
6). Слон своим хоботом забрал маленькое радио из рук мальчика и проглотил его, как показалось расстроенному Дениске.
8). Все люди смеялись, а мальчишки и девчонки стали подскакивать по команде диктора.
10). Работник зоопарка в синем халате принес слону веники из свежих веток.
11). Слон отдал ему радиоприемник.
12). Дениска обрадовался своему транзисторному приемнику и впредь был осторожен.
Здесь вы можете читать онлайн рассказ «Капалуха» Виктора Астафьева, в котором мальчики, гулявшие по лесу нашли гнездо глухарки, чьи крылья плохо двигались, потому что она долго сидела в одном положении защищая свое гнездо, а перья на груди были выщипаны, чтобы отдавать все тепло невылупившимся птенцам. Мальчики узнали в птице своих матерей, которые все отдают своим детям и не тронули птицу и ее гнездо.
Текст рассказа «Капалуха»
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Капалуха — Астафьев В.П.
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Урок литературного чтения по теме «В.П. Астафьев «Капалуха»». 3-й класс
Класс: 3
Оборудование: портрет В. П. Астафьева, картинки собак, глухарей.
1. Организационный момент
2. Речевая разминка (слайд 2)
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте скороговоркой.
– Прочитайте орфографически.
– Прочитайте орфоэпически.
– Прочитайте шёпотом.
– Прочитайте громко.
3. Проверка домашнего задания (слайд 3)
– Перескажите по плану произведение В.Дурова «Наша Жучка».
1) Две Жучки.
2) Как проучить?
3) Жребий вытянут.
4) Казнь собаки.
5) Утро.
– Выборочное чтение.
– Как относится мальчик к своему поступку?
– Что удивило героя в поведении Жучки на плацу?
– Что почувствовал мальчик в этот момент?
– Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими читателями?
– Рассказать о своих собаках. (Слайд 4)
4. Введение в тему (слайд 5)
– Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя. Не разводить костёр без взрослых. Не разорять птичьих гнёзд и т.д.)
– Молодцы! Вы знаете правила поведения в лесу. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха». Он как раз о том, как дети вели себя в тайге.
5. Словарная работа (слайды 6, 7)
– Прочитайте по слогам, затем плавно.
При-бли-жа-лись
К аль-пийс-ким
По-ко-роб-лен-ны-е
Ред-ко-ла-пых е-лей
По-ше-ве-ли-ва-ли
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
За-рож-да-ю-щий-ся
По-до-шед-ший.
– Объясните значение слов.
ПРОСЕКА – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; (слайд 8)
ВАЛЕЖНИК – сухие сучья, деревья в лесу, упавшие на землю; (слайд 9)
КОСМЫ – взлохмаченные пряди волос. (Слайд 10)
6. Рассказ учителя о глухаре
– Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Слайд 11)
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
7. Физкультминутка (слайд 12)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
8. Работа над рассказом «Капалуха» (слайд 13)
1) Чтение рассказа учителем и учащимися.
2) Беседа по содержанию
– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?
– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?
9. Выборочное чтение
– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?
– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
– Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.
10. Рассказ учителя об авторе (слайд 14)
Виктор Петрович Астафьев(1924-2001 г.г.)
Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества.
После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1942 г. Проработал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушёл добровольцем в армию. В 1942-1943 г.г. обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 г. Был отправлен на передовую и до самого конца войны остался рядовым солдатом. На фронте награждён орденом «Красной Звезды» и медалью « За отвагу». В 1945 году после госпиталя женился на М. С. Корякиной и вместе с семьёй поселился в г. Чусовой Пермской области.
После Великой Отечественной войны был дежурным по вокзалу станции, кладовщиком, слесарем. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовский рабочий», где впервые был напечатан его рассказ «Гражданский человек».Астафьев начинает работать в газете. За четыре года работы написал более ста статей, корреспонденций, очерков, рассказов. В 1958 г. был принят в Союз писателей. С 1962 г. на профессиональной писательской работе. Является автором многочисленных литературных произведений. (Слайды 15-16)
В 1989 – 1991 г.г. – народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР, вице – президент ассоциации писателей «Европейский форум». Почётный гражданин городов Игарка и Красноярск. Действительный член Международной академии творчества, почётный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999г. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 стапени.
11. Итог урока
– Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
– Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
– Какое у вас было настроение?
– Переживали ли вы вместе с рассказчиком за глухарку?
12. Домашнее задание (слайд 17)
Подготовить пересказ текста от имени глухарки.