Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина 5 класс
В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.
Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.
Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.
В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.
Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.
Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.
Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.
В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.
Вариант 2
Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.
Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.
Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.
Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.
Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.
Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.
Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.
Сравнение Жилина и Костылина
Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.
Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.
В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.
Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.
Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Несколько интересных сочинений
У нас есть времена года их четыре. Зима, весна, лето и осень. Мне нравятся они все, но больше всего весна. Когда она наступает, на улице становится так свежо. Весной просыпаются звери, прилетают птички из тёплых стран.
Однако из персонажей следует выделить особенно трагичную и интересную для анализа женщину. Имя ей Фрида. Фрида – женщина из свиты Воланда
Произведение «Котлован» Платонов завершил в 1930 году. В книге же на титульном листе Платоновым были специально проставлены даты такие: декабрь 1929 по апрель 1930 года. Именно в это время в СССР
Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812года. Толстой описывает его как человека невысокого роста
Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)
Идея написания рассказа «Кавказский пленник» пришла ко Льву Толстому в годы, когда он сам служил в регулярных войсках горного Кавказа. Небольшая повесть, явившаяся воплощением замысла, была написана много позднее и, отчасти, имеет автобиографические черта. Чудом избежавший пленения писатель не избавляет от этой участи своих героев.
Главных персонажей в рассказе два — Жилин и Костылин. На их противопоставлении друг другу строится внутренний конфликт повествования, ярко рисуются заложенные автором идеи морального выбора, достоинства и чести. Чтобы лучше понять их, стоит сравнить двух, столь непохожих между собой, русских офицеров.
Предлагаем вашему вниманию сравнительную характеристику Жилина и Костылина в виде таблицы
Жилин | Костылин | |
Внешность | Из строк рассказа следует, что это был невысокий, крепкий и подвижный, чрезвычайно выносливый человек, под стать своей фамилии. | Такими словами описывает персонажа сам Толстой: «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». |
Характеристики | Характер персонажей Толстой, со всем мастерством, раскрывает через последовательность сцен, где наглядно демонстрируется их поведение в различных ситуациях. Уже в начале рассказа можно понять, что Жилин — человек не робкий, поскольку он готов отправиться на встречу к больной матери, несмотря на опасную обстановку на границе. При этом, он отличается рассудительностью и осмотрительностью, что видно из его поведения в пути: «Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит: — Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь. А Костылин говорит: — Что смотреть? поедем вперед. Жилин не послушал его. — Нет,— говорит,— ты подожди внизу, а я только взгляну». В момент нападения татар проявляется отчаянная храбрость героя, готового скорее погибнуть, чем оказаться в неволе. И после пленения Жилин продолжает держать себя смело. Он не соглашается писать домой письма, чтобы просить за свою жизнь большой выкуп. Ему удается убедить татар, что он не в состоянии отдать больше 500 рублей, но и конверт с такой просьбой подписывает неправильно «чтобы не дошел». Думает о больной матери: «Где (матери) столько денег взять, за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться вконец. Бог даст — и сам выберусь». Находясь в заключении и противника, Жилин не сидит без дела. Он начинает мастерить игрушки для дочери своего «хозяина», и та взамен приносит ему хорошую еду. Позднее слава об русском умельце распространяется, и Жилин ремонтирует для татар всякие вещи, заслуживая их уважение. Но отпускать Жилина даром не хотят, и он обдумывает побег, собираясь взять с собой товарища по несчастью, Костылина. Когда доходит до дела и Костылин выказывает слабость, потеряв силы от дурного кормления в плену, Жилин тащит его на себе, но из-за их медлительности, татарам удается поймать беглецов. После этого условия заключения стали более суровыми, но Жилин не сдался, предпринял еще одну попытку к бегству и, на сей раз, удачно. | С первых же строк Костылин предстает как человек слабохарактерный, безалаберный, беспечный и морально не стойкий. Когда их с Жилиным окружают враги, он без раздумий бросает товарища: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит». Это, однако, не спасает Костылина от плена. В заключении он сразу же сдается, пишет письмо домой с просьбой о богатом выкупе, ведет себя заискивающе, смирно, явно опасаясь гнева татар и наказания. Поведение его пассивно, хотя он соглашается бежать с Жилиным, но явно робеет. Во время неудавшегося побега Костылин постоянно страдает от физических неудобств, отстает и жалуется: «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть,— у меня ноги в крови все». Но когда беглецам угрожает поимка Костылин просит Жилина оставить его и идти одному, показывая, тем самым, что он не дурной, а просто слабый человек. В конечном итоге Костылин освобождается, получив выкуп. |
Заключение | Жилин — образец находчивого, не сдающегося русского офицера из небогатого дворянства. Он храбр, но не безрассуден. Честь, долг и товарищество для него превыше всего. | Образ Костылина отражает реально существовавший пласт офицерского сословия — отпрысков богатых семей, не лишенных хороших задатков, но изнеженных и не желающих принимать решений, которые отправлялись на службу только ради престижа и благ. |
Главным героем «Кавказского пленника», несомненно, является Жилин, на судьбе которого сосредоточился Толстой. Но и Костылин выведен вовсе не случайно, его образ необходим для сравнения, для полного раскрытия идей автора на игре контрастов.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина – героев рассказа “Кавказский пленник”
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”
В рассказе “Кавказский пленник” Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами – Жилиным и Костылиным. Свое произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает свое представление о том, каким должен быть человек.
В начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. Мы узнаем, что Жилин решается на опасный поступок,
Ведь фамилия Жилин перекликается со словом “жила”, и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово “костыль”: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может.
Испугавшись татар, он повел себя, как трус.
Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет ее “матушкой”, а Костылин безжалостно “ожаривает” ее плетью. Но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену.
Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить “три тысячи монет”: “…с ними что робеть, то хуже”. Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес “не так”, чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.
Жилин поставил себе цель: “Я уйду”. Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился “понимать по-ихнему”, стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей.
Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам свое неприятие корысти и вражды между народами.
А Костылин “по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит”. Благодаря своему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жилин мужественно терпит боль, а “Костылин все отстает и охает”.
Но Жилин не бросает его, а несет на себе.
Оказавшись в плену во второй раз, Жилин все равно не сдается и бежит. А Костылин пассивно ждет денег и вовсе не ищет выхода.
В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.
Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: “Вот я и домой съездил, женился!” Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его “Кавказский пленник”, а не “Кавказские пленники”.
Related posts:
специалист в области арт-терапии
Конспект открытого урока литературы в 5 классе с использованием мультимедиа (2 часа)
Познавательная: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Коммуникативная: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки.
Тип: урок систематизации и обобщения нового материала
Форма организации познавательной деятельности: коллективная
Методы : проблемный, эвристический; сравнительный.
3. Проверка домашнего задания.
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.
4. Актуализация знаний
Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» (Сюжет)
Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)
Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачкиии, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)
Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)
Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)
Кто из героев рассказа « … достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? » (Абдула)
Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)
Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)
5. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса.
— Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет в виду автор? ( Дети выдвигают предположения)
— Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнить героев)
— Что значит сравнить героев художественного произведения?
— Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником. (Слайд №13)
6. Систематизация знаний. Работа с текстом. Составление в тетрадях таблицы «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».
— На слайде и на доске записан алгоритм сравнительной характеристики героев, по которому будет идти работа на уроке:
3. Поведение героев.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношения героев.
6. Отношение к природе.
7. Отношение автора к герою.
— В чём заключается сходство героев?
Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, в одной и той же крепости, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.
Костылин: «. мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Жилин: «…невелик ростом, а удал был».
— Какое отношение к героям возникло у читателя? Почему?
Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество.
Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.
— Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте.
Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»,«Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги… а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»
— О чём говорит сравнение, и о чём отсутствие монолога у Костылина?
Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.
— Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?
Жилин и Костылин в пути
Пленение Жилина и Костылина;
Жизнь Жилина и Костылина в плену;
Первый и второй побег из плена;
— Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .(Слайд №15)
1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?
2. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Причина, по которой Жилин отправляется в путь, – письмо матери, в котором она просит приехать, повидаться с ним перед смертью. Жилин раздумывает, уехать ли одному, без солдат. Возлагает надежду на свою лошадь. Костылин объясняет причину: « Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми»
3. Жилин хорошо понимает опасность и говорит Костылину: «А ружьё заряжено?», «Только уговор — не разъезжаться». Перед тем, как ехать в ущелье, предлагает Костылину подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Костылин на предложение Жилина поостеречься, отвечает: «Что смотреть? Поедем вперед».
Делаем вывод : Сравнивая героев, автор подчёркивает легкомысленность в поведении Костылина, который руководствуется своими прихотями, а не знанием положения, и ум, наблюдательность, умение Жилина ориентироваться в сложившейся обстановке. Ведёт себя как настоящий офицер.
( Слайд №16 ) Эпизод « Пленение Жилина и Костылина ». Перескажите, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте словесную картину.
— В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?
В плену, в эпизодах побега.
8. Самостоятельная работа по группам.
— Задание по вариантам : самостоятельно проанализировать поведение героев в этих эпизодах рассказа, отметить, какие черты характера героев проявились, сравнить. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающими отношение окружающих к ним. (Карточки с вопросами).
1 вариант: Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)
3 вариант: Второй побег (6 глава)
Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?
1.Чем герой занимался в плену?
Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.
По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.
Подготовка и первый побег из плена
2.Как герой готовился к побегу?
Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.
Ни в чём участия не принимает
Первый побег , поведение героя
Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.
Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.
Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?
— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.
Костылин и слышать не хочет.
— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?
— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.
Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.
9. Работа с литературоведческим понятием.
Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.
— Зачем Толстой противопоставляет героев?
10. Решение проблемного вопроса
— Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?
Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
-Как вы поняли, что значит сравнить героев художественного произведения?
Найти общее и отличительное. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях.
Отметить динамику развития образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.
-Какой алгоритм сравнительной характеристики мы определили?