Тема природы в рассказе Кладовая Солнца Пришвина
Пришвину прекрасно удалась идея передачи природы во многих своих произведениях, одно из них «Кладовая солнца». В них она оживает и одушевляется, и действует как главный персонаж влияющий на развитие сюжета. Многие произведения автора имеют названия природы:
Здесь природа тесно вместе взаимосвязаны с человеком. С малого возраста любой ребенок знает эту истину, что природа зависит от человека, так же и наоборот, человек зависит, напрямую, от природы. Поэтому как будет человек относится к природе, беречь ее, заботится о ней, и она отплатит ему тем же. Эта проблема актуальна и по сегодняшний день.
Когда в современный век технологий, нужно прислушиваться к природе и поменьше использовать нано технологии или использовать их в разумных пределах. Пользоваться ее ресурсами, энергией в ограниченном количестве, дать ей время на восстановление экологии и окружающей среды.
Это показано на примере когда Настя и Митрошка заблудились в лесу, брат пошел по компасу и угодил в болото, а сестра пошла по проторенной дороге и нашла нужную поляну. Она почувствовала природу, услышала ее зов и была вознаграждена ею.
Все герои в произведениях Пришвина очень заботятся о природе. Будь то дети в рассказе «Кладовая солнца», как они бережно и с какой заботой собирали клюкву в лесу. Или когда они заботливо ухаживают и облагораживают землю на своем и на колхозном поле. И она взамен дарит им свои дары.
За основу, автор брал собственные наблюдения и впечатления: какие повадки у зверей, поему надо держаться твердой тропы на болоте, как охотник делает облавы на хищников и многое другое.
Сам автор с той же трепетностью относится к природе описывая ее. Будь то сказочный лес, деревья, шелест травы, птицы и лесные звери, речки, села и деревни, бескрайние поля и многое другое. Он старается донести до своих читателей эту необыкновенную красоту, живописное изящество и сказочное великолепие. Как необходимо понимать природу и слышать ее, от этого зависит судьба всего человечества. Но и не только описать природу, но и познать ее, открыть ее многогранность, все законы ее развития, и конечно же почувствовать и сохранить любовь к ней.
2 вариант
С того момента, как человек появился на планете, можно говорить о том, что его взаимодействие с природными силами началось. Благодаря силам природы, человек находил себе пропитание, кров и дополнительные возможности, которые одаривали его различными благами. Стоит отметить, что природа в жизни каждого существа, в том числе и человека, занимает крайне важное значение.
В сказке, которая была написана замечательным писателем Пришвиным, данная тема по совместному взаимодействию человека и природы, раскрывается очень хорошо. В самом начале произведения читатель узнает то, что двоим детям-сиротам приходится выживать лишь с помощью друг друга. Стоит отметить, что им это удается делать успешно только благодаря тому, что у них осталось хозяйство, оставленное им родителями. Они следят за ним и стараются справляться со всеми заданиями самостоятельно. Несмотря на то, что у них выдалась крайне тяжелая жизнь, стоит отметить, что они находили силы на то, чтобы помогать другим людям, оказавшимся в беде.
Кульминационным и одним из важнейших событий в произведении становится ситуация, при которой Настя и Митраша отправляются в лесной поход за тем, чтобы собрать клюкву. Здесь автор выделяет особое внимание и трепет природе, которую очень тонко, чувственно и нежно описывает для того, чтобы читатель смог понять, насколько дорога природа края писателю. Например, читатель может разглядеть описание деревьев, которые воссоздаются в образе двух существ, которые переплетаются друг с другом и сливаются в нечто общее. Совместно с данным описанием, автор отмечает и красоту природы того края, звуки и пение птиц, шелест листвы, травы и многое другое. Далее происходит событие, при котором мальчик и девочка, находясь в лесной чаще, начинают ссориться друг с другом, и вскоре их тропы расходятся. Девочка решает пойти той тропой, которая ей хорошо известна, а мальчик идет неизведанным путем согласно компасу.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема природы в рассказе Кладовая Солнца
Популярные сегодня темы
Есть такие люди, говоря о которых, в сердце каждого человека просыпается чувство гордости, благодарности и безмерного уважения – это ветераны.
Ромео – молодой человек из семейства Монтекки. Ромео очень открытый, дружелюбный и доброжелательный юноша. Правда, у него есть один большой минус, герой отличается легкомысленностью
Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы
У каждого наверняка был в школе такой день, который можно смело назвать лучшим! У одних это день, когда в дневнике стояли одни пятерки, у других – день, когда в столовой давали шикарные булочки
Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
История написания
История написания и выбора темы произведения «Кладовая солнца» довольно необычна. Текст был создан меньше чем за месяц, для участия в конкурсе на лучшую детскую книгу. Рассказ был напечатан в литературном периодическом издании «Октябрь» в 1945 году. С 1941 по 1945 год автор проживал в эвакуации в поселке Усолье Ярославской области, где выступал против уничтожения леса для добычи торфа. Его знакомство с детьми-сиротами Соней и Бори, которые позднее и стали прообразами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши, подтолкнуло к написанию рассказа.
Пришвин не имел ясного представления темы «Кладовой солнца», изначально собираясь лишь описать, ссору детей при сборе ягоды, но сюжет появился по ходу работы над сказкой. Он долго раздумывал над названием, и у него было несколько вариантов оглавления своего произведения:
И в итоге выбор пал на название «Кладовая солнца». Это словосочетание Пришвин услышал от исследователей торфяных залежей, называвших их так за то, что они были хранителями солнечного тепла, передав его растениям.
Композиция произведения
Произведение повествуется от первого лица множественного числа (мы). Это необычный способ повествования, выбран автором неслучайно. Пришвин старается подчеркнуть идею преимущества коллективного над личным, так как действие повести происходит в 1942 году, когда война еще в полном разгаре, и надо всем объединиться ради победы. Кроме того, не стоит забывать, что сама сказка-быль была написана в 1945 году, когда о личном и думать было запрещено.
Первоначально складывается впечатление, что название не увязывается ни с темой произведения, ни с его идеей, а является лишь местом всего действа. Но анализируя повествование, становится ясно, что солнце — это начало всего живого, а его кладовая (превратившиеся в торф растения) — символ товарищества и братства.
Композиция сказки довольно оригинальна и отличительна от стандарта. Само произведение состоит из 12 глав, но при этом вся сказка-быль делится на 6 основных частей:
Главные герои
С первых глав сказки складывается впечатление, что природа добавлена лишь как вспомогательный элемент. Большое использование эпитетов и метафор при описании темы природы в «Кладовой солнца» в начале повествования как бы персонифицирует Настю и Митрашу, с одной стороны, а с другой дает читателю понять, что сироты, являются неотъемлемой частью природы.
При этом с последующими главами Пришвин, описывая природу, делает ее главным героем, используя такое средство, как олицетворения, придает «болотной природе» живые черты, черты человека. Она живет одновременно и самостоятельно, и в то же время вместе с человеком, дополняя его и помогая ему. Природа воспринимает человека как часть себя и готова или дать ему все блага, или поглотить. Пришвин создает природу в трехмерном проекте: растения с душой и проблемами человека, животные, мыслящие и чувствовавшие как люди, птицы, живущие по законам хищников, борющихся за выживание.
Остальные же герои сказки выступают как второстепенные персонажи, они дополняют изображение этого мира, являются его частичкой, и без них этот мир был бы неполноценен:
При описании природы М. М. Пришвин, используя художественные приемы, указывает читателю, что человек лишь маленькая часть этого большого и загадочного мира. Подводит к тому, что как человек будет относиться к ней, то и она тем же отвечать.
Все вокруг людей живое, все мыслит и чувствует, умеет благодарить и мстить (волк, порезавший больше скотины, чем вся его, уничтоженная, стая).
Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев – не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора – поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.
Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево,
Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”, в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: “Кислая и очень
Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, “когда она перележит зиму под снегом”. Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.
Вот интересное описание Блудова болота: “И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами”. Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры.
Звонкая борина у Пришвина – словно живое существо: она “наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему”. Чудесен и удивителен рассвет: “И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей”.
Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: “Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул.
Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали”, заставляя стонать и рычать слышащих. их животных.
“Мы – разведчики болотных богатств, – говорит Пришвин. – И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!”
Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях – мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.
Related posts:
Тема природы в произведении Пришвина «Кладовая солнца»
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Живая природа
При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.
Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.
Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:
Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.
У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.
Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего. Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно.