Рассказ корзина с еловыми шишками описание музыки

Сказки

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Онтонио Веселко

Описание музыки рассказа «корзина с еловыми шишками»

Лучший ответ:

Васян Коваль

aryaaxalova середнячок Этот рассказ о человеке, тонко чувствующем красоту окружающего мира, об известном норвежском композиторе Э. Григе.

Э. Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Через 4 года консерватория была успешно закончена и Григ вернулся на родину. Григ много работает, один за другим появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием «Норвежские танцы», лирические пьесы, множество романсов. С каждым годом все больше и больше растет популярность Э. Грига.
Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген «холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.

Анализ содержания рассказа.
Композитор встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. Детская непосредственность Дагни очаровала композитора и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Дагни получила этот необыкновенный подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Значение этого подарка она поняла только сейчас, став взрослой. Дагни услышала в музыке пение рожков, шум моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песню о девушке. Она открыла для себя мир музыки. Музыка произвела на нее » странное действие», она вызвала у девушки «множество картин, похожих на сны»..Дагни потрясла музыка Э. Грига. Ее охватило волнение, перехватило дыхание. Она поняла, что слышала эту песню у себя в горах. Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли все вокруг. Сила музыки необыкновенна; она может сделать человека добрее или вызвать в нем ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.

Музыка- это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, что бы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и композитор Э. Григ, и писатель К. Паустовский. Мы должны быть благодарны писателю Г. Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе- этом добром «волшебнике и великом музыканте».
К. Паустовский словами, Э. Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.

Источник

Урок литературного чтения по теме «К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Музыка Э.Грига»

I. Подготовка к восприятию

— Сегодня прочитаем рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Этот рассказ о человеке тонко чувствующем красоту окружающего мира, об известном норвежском композиторе Э.Григе. Мы не только прочитаем рассказ, но и послушаем несколько музыкальных отрывков из произведений этого композитора.

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э.Григе, мне бы хотелось сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой чудесной страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборства с которыми приходится вступать человеку.

— Какие произведения композитора вы могли бы вспомнить?

Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Лейпциг издавна славился высокой музыкальной культуры. Это был город Баха, Шумана, Мендельсона. Через 4 года консерватория была успешно закончена, и Григ вернулся на родину. Григ много работает, один за другим появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием «Норвежские танцы», лирические пьесы, множество романсов. С каждым годом всё больше и больше растёт популярность Э.Грига.

Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген «холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.

II. Первичное восприятие текста

— Об этом периоде жизни композитора К.Паустовский написал поэтичный рассказ «Корзина с еловыми шишками».

1 часть читает учитель и по ролям подготовленные учащиеся;

2, 3 части читают учащиеся;

4 часть читает учитель (во время чтения звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2)

III. Обсуждение прочитанного

— Что взволновало вас в этом рассказе?

— Что услышала Дагни в этой музыке?

(Дагни услышала в музыке пение рожков, шум моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песню девушки.)

— Давай ещё раз послушаем музыкальный отрывок из произведения Э.Грига, который звучал при чтении рассказа, попробуем определить как меняется музыка.

(Слушание музыкального отрывка из произведения «Норвежский танец №2»)

— Какая это музыка по характеру?

— Как меняется музыка?

IV. Перечитывание и работа с текстом

— Какие чувства и мысли охватили Дагни?

(Дагни потрясла музыка Э.Грига. Её охватило волнение, перехватило дыхание. Она поняла, что слышала эту песню у себя в горах.)

— Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

(Дагни получила этот необыкновенный подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Значение этого подарка она поняла только сейчас, став взрослой.)

— Что думала Дагни о композиторе? Как называла его?

(Волшебник, великий музыкант.)

— Музыку не передать словами, но мастерство К.Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Э.Григ, где он создавал свои произведения?

(Единственным украшением дома был рояль.)

— Кто из вас был на концерте симфонической музыки, ведел и слышал звучание рояля? Чем отличается рояль от пианино?

— Посмотрите, как точно, мастерски К.Паустовский передал словами звучание рояля великого композитора. Он позволяет нам услышать как может петь рояль, а клавиши тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом». Мы слышим, как звучит маленькая струна, звон которой сравнивается с плачем Золушки, часто обижаемой сёстрами.

— Послушайте музыкальный отрывок и представьте как плачет Золушка, поёт свою песню сверчок.

(Слушание музыкального отрывка «Шествие гномов», середина отрывка.)

— Какие интонации вы здесь услышали?

— Каков характер и настроение прозвучавшей музыки?

— Какие краски вы могли бы представить здесь?

(Действительно, созданная Э.Григом музыка прекрасна. Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека.)

— Как вы думаете, что представлял себе Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? О чём он думал, мечтал во время игры на рояле, какие картины виделись ему?

(Детская непосредственность Дагни очаровала композитора и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку. Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной.)

— Что помогло Э.Григу написать музыку для Дагни?

(Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг.)

— Послушайте отрывок из произведения Э.Грига и попытайтесь соотнести его с литературным текстом.

(Слушание музыкального отрывка из произведения «Осень», середина отрывка.)

— Как вы думаете, какие строки произведения К.Паустовского соответствуют музыке?

(Видел девушку с зелёными сияющими глазами, бегущую ему на встречу.)

— С чем сравнивает композитор девочку?

(С солнцем, с нежным ветром и ранним утром.)

— За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.

(Дагни была благодарна Григу за то, что он помог ей открыть для себя прекрасный мир музыки.)

— Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К.Паустовского?

Сила музыки необыкновенна: она может сделать человека добрее или вызвать в нём ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.

Итак, мы сегодня познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.

Читайте также:  Презентация на тему басня крылова слон и моська

Источник

Анализ рассказа «Корзина с еловыми шишками» (К. Г. Паустовский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.06.2020 · Обновлено 19.06.2020

Константин Георгиевич Паустовский – настоящий мастер художественного слова и умелый рассказчик. Всего на нескольких страницах ему удается не просто раскрыть характеры, но обнажить судьбы. Самое сокровенное и трепетное, что у нас есть, обретает плоть, облекается в форму и становится частью уже чей-то чужой жизни, сюжетом повести или рассказа. Так, в своем небольшом произведении «Корзина с еловыми шишками» Паустовский запечатлел историю двух людей, через года связанных чем-то удивительно трогательным и неуловимо прекрасным.

История создания

Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.

Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.

Жанр, направление

«Корзина с еловыми шишками» — это небольшой рассказ, в котором отчетливо прослеживаются черты романтической новеллы.

Романтическая и лирико-психологическая тенденции дополняют друг друга в рассказе, позволяя автору создать особую атмосферу сказки и в то же время раскрыть глубокие внутренние переживания героев.

Смысл названия

Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.

С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.

О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.

Композиция

Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста.

Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об удивительной встрече двух людей, привлекает внимание читателей к загадочности самой жизни, к ее скрытой красоте и гармоничности. Паустовский раскрывает эту внутреннюю красоту и в образе юной Дагни, и в невероятных описаниях природы, и, конечно, в вечном звучании гениальной музыки.

Писателю удалось удивительно точно передать скрытое очарование жизни, как в юную, так и в зрелую пору человека.

Главные герои и их характеристика

Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:

Дагни Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни.
Эдвард Григ Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил.

Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.

Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:

Проблемы

Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:

Основная идея

В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование.

Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».

Чему учит?

Главная мысль рассказа звучит из уст композитора Грига: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». В конце рассказа и сама Дагни наконец-то признает эту истину: «Слушай, жизнь, я люблю тебя».

Художественные особенности

Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».

Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.

Источник

Как рождается музыка К. Паустовский Корзина с еловыми шишками

специалист в области арт-терапии

Литературное чтение 3 «И» класс

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Учитель: Киндякова Галина Владимировна

Тема: Как рождается музыка

Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (1 урок).

Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыкальными фрагментами из произведений Э. Грига.

1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку; обосновывать свою точку зрения.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Ι. Актуализация знаний.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Поприветствуйте друг друга в команде «Дай пять!»

II . Постановка проблемы.

— Перед вами два известных всему миру человека.

Один из них – русский писатель, другой – норвежский композитор.

— Что, по вашему мнению, их может связывать?

Подумайте 5 секунд, поделитесь с партнером по плечу.

Отвечает команда 2 участник 3, команда 4 участник 1

— Какой из вариантов будет более правдивый, нам предстоит выяснить в течение урока.

— Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке?

(о музыке, о композиторе, о писателе…)

( СЛАЙД 2 Тема: « Как рождается музыка. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

— Исходя из выше сказанного, подумайте и определите задачи урока.

( Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыкальными фрагментами из произведений Э. Грига).

Читайте также:  Рассказ про волнистого попугая на английском языке с переводом

Сегодня на уроке у нас есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

учащиеся думают, делятся мнением с партнером по плечу.

III . Развитие умений.

— Послушайте музыкальное произведение и подумайте, какие картины вы можете нарисовать в своем воображении?

Звучит музыка Грига «В пещере горного короля»

— Итак, что вы представляли, слушая музыку?

ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру

(чьи – то шаги, сказочных героев и т.д.)

Повернитесь налево, дотроньтесь правым плечом. Громко отсчитайте 4 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им пять! Найдите нового партнера.

— Подумайте, кто композитор этого музыкального произведения?

— ученики из внутреннего круга отвечают своему партнеру

Повернитесь налево, дотроньтесь правым плечом. Громко отсчитайте 3 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им пять! Найдите нового партнера.

— Уроженцем какой страны является композитор?

ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру

-Действительно звучала музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля»

Займите свои места.

— Чтобы узнать о композиторе и его стране, вам необходимо поработать с информацией. На столах зелёные листы, составьте из предложений текст.

1. Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова.

3. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью.

СИНГЛ РАУНД РОБИН — читает команда 5, начиная с участника 1 по кругу.

— Нам уже хорошо известно имя Константина Паустовского.

О чем пишет этот писатель чаще всего?

Перед вами текст с фактами биографии о Константине Паустовском.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года, в семье железнодорожника, жил и учился в Киеве. Уже с 6 класса будущий писатель стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако рассказ «Корзина с еловыми шишками» о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.

— Итак, какие строки из текста вы выбрали?

Отвечает команда 2 участник 1.

( Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях )

Ознакомительное чтение про себя, словарная работа

Откройте учебник на странице 135.

— В течение трех минут вам нужно прочесть про себя 1 часть произведения, подчеркивая карандашом непонятные слова.

— Перед вами желтые листы.

— Поделитесь мнением с партнером по лицу.

подражающая человеческому голосу и пению других птиц

Источник

Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»

Главные герои

Эдвард Григ – известный норвежский композитор, человек, который любил и тонко чувствовал красоту природы.

Дагни Педерсен – дочь лесника, красивая, романтичная девушка.

Магда – тетушка Дагни, театральная портниха, добрая, заботливая женщина.

Нильс – супруг Магды, парикмахер, романтичный, впечатлительный человек.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами… Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Сюжет

Известный композитор Эдвард Григ, гуляя по осеннему лесу, встретил маленькую девочку. Она несла большую корзину, полную еловых шишек. Малышка была дочерью лесника, и ее звали Дагни Педерсен. Она так понравилась композитору, что он захотел сделать ей что-то приятное, но у него не нашлось подходящего подарка для ребенка. Тогда Эдвард Григ пообещал Дагни, что сделает ей куда более ценный подарок, который она сможет получить через десять лет. Девочка находилась под большим впечатлением и запомнила эту встречу на всю жизнь.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, отец отправил ее к тете Магде в Христианию. Магда работала театральной портнихой, а ее муж Нильс был парикмахером. Они жили под крышей театра, и Дагни могла каждый вечер ходить на представления. После каждого спектакля впечатлительная девушка долго не могла уснуть, и иногда даже плакала. Тетушка Магда успокаивала ее, говоря, что не следует верить всему, что происходит на сцене. Нильс же считал иначе.

Однажды Дагни вместе с Магдой и Нильсом отправилась в парк на музыкальный концерт. Девушка надела красивое черное платье, которое тетушка принесла ей из костюмерной, и была в нем чудо как хороша. Дагни впервые услышала симфоническую музыку, которая произвела на нее большое впечатление. Неожиданно она услышала собственное имя – ведущий концерта сообщил, что будет исполнена музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Дагни Педерсен. Прозвучавшая музыка была настолько прекрасна, что от волнения на глазах Дагни появились слезы. После окончания концерта она с сожалением думала о том, что Григ умер, и ей никогда не удастся поблагодарить его за такой чудесный подарок. Но его музыка не оставляла места для печали – Дагни неожиданно рассмеялась, почувствовав всю невыразимую красоту этого мира.

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Паустовский Константин Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше — в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский — один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930–1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым – тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные биографии М. Горького, А. Грина, А. Чехова, И. Бунина и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет — написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Отзыв

Удивительно, как знаменитый композитор вспомнил свое обещание, данное маленькой девочке, и посвятил ей одно из лучших своих произведений. Это говорит о том, что у него было большое доброе сердце.

Читайте также:  Рассказ про родину 1 класс читать

Рисунок-иллюстрация к рассказу Корзина с еловыми шишками.

Читательский дневник по произведению Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Автор: Паустовский, Константин Георгиевич
Название произведения: «Корзина с еловыми шишками»

Главные герои: Эдвард Григ, девочка Дагни.

Характеристика главных героев:

Григ — творческая личность, композитор.

Исполнил свое обещание перед девочкой.

Дагни — мечтательная, впечатлительная, эмоциональная девочка.

Заботливая и трогательная, добродушная.

Краткое содержание рассказа «Корзина с еловыми шишками» для читательского дневника

Однажды осенью, когда землю укрыли багровые листья, композитор Григ прогуливался в еловом лесу.

Он повстречал дочь местного лесничего Дагни Педерсен, восьмилетнюю девочку, которая несла большую корзину с шишками.

Композитор и девочка разговорились, а так как Дагни понравилась Григу, он пообещал ей сделать подарок.

Правда подарить который он сможет только, когда пройдет десять лет.

Маленькая Дагни расстроилась, но делать было нечего.

Григ жил в городе Бергене.

Он целый месяц писал обещанный подарок для малышки, представляя как девочка, нет, уже девушка с яркими зелеными глазами, бежит навстречу к нему и говорит: «Спасибо».

Композитора слушали синицы, матросы, Золушка и сверчок.

Когда Дагни минуло 18 лет, она приехала в столицу — город Христиания, к своей тете Магде.

Тетя и ее муж работали в театре, поэтому девушка там также часто бывала.

Спектакли производили на нее огромное впечатление.

В один прекрасный день Дагни с родственниками пошли на симфонический концерт.

По этому случаю Педерсен надела самое красивое бархатное платье.

Она погрузилась в музыку, как вдруг услышала со сцены свое имя.

Красавица не поняла и увидела, как дядя смотрит на нее с восхищением.

Потом она услышала, что следующая песня посвящается композитором Григом именно ей.

Дагни слушала музыку, узнавала свою родину, узнавала себя.

Ей хотелось сказать спасибо композитору, но она не могла этого сделать.

Девушка была вне себя от счастья, а также поняла, что очень любит жизнь, что она не пройдет даром.

1. Встреча Грига с дочерью лесника.

2. Композитор пишет музыку для Дагни.

3. В комнате у тетушки Магды.

4. Повзрослевшая Дагни впервые слушает симфоническую музыку.

5. Долгожданный подарок.

Рисунок — иллюстрация:

Отзывы о книге

Этот рассказ похож на другое произведение Паустовского — «Подарок». Краткое содержание для читательского дневника по этим двум рассказам мы писали совсем недавно, а после описывали сравнение. Автор много внимания уделяет описанию природы. Он хочет сказать, что нужно заботиться о планете, бережно относиться к ресурсам.

На деле многие люди только варварски используют природный мир. Флору и фауну уничтожают. Человек собственноручно разрушает свой дом. С детского возраста необходимо приучать любить природу, жизнь, других людей. Я бы посоветовал читать побольше такой литературы, особенно с иллюстрациями. Там наглядно можно увидеть природный мир и урон, который ему наносится.

Я недавно прочитала краткое содержание «Картины с еловыми шишками». Рассказ интересный. В школе задавали по нему писать сочинение. Нужно было найти в тексте тезисы, аргументы и написать выводы. Также задавали нарисовать рисунок к сочинению. В целом книга мне понравилась. Есть много авторов, которые любят описывать природу, наверное, это правильно. Сейчас очень много проблем с экологией, поэтому нужно со школьных времен приучать к бережному отношению к природе.

Совсем недавно в классе мы делали анализ «Корзины с еловыми шишками», писали конспект и сочинение по этому произведению. Я прочитал рассказ полностью. Мне понравилось. Книга с картинками, а это делает процесс чтения более увлекательным. Главной идеей рассказа является любовь к окружающему миру, жизни. Советую прочитать, так как в произведении есть чему поучиться.
Марк

Немного об авторе

Константин Георгиевич Паустовский — советский писатель и корреспондент в годы войны, благодаря которому мир знаком со многими удивительными повестями, рассказами и сказками. Особое место в его творчестве отведено написанию детских сказок, в большинстве из которых главной темой является описание красоты природы. Самыми известными произведениями являются:

Работы талантливого писателя переведены на многие языки. Его творчество входит в обязательную школьную программу по литературе для средних классов. Некоторые произведения автора были посвящены известным личностям. Рассказ «Корзина…» был написан в 1958 году и посвящён выдающемуся норвежскому композитору Эдварду Григу.

Концерт в парке

В июне было тепло и стояли белые ночи. В это время концерты проходили под открытым небом, поэтому Нильс, Магда и Дагни отправились в парк. Дядюшка сказал, что для такого случая подходит платье, в котором юная красавица будет выделяться на фоне обстановки.

Девушка надела чёрный бархатный наряд — она нашла его в костюмерной. Платье отлично подходило для торжественного случая. В нём Дагни выглядела так, как будто собиралась на первое свидание.

Когда зашло солнце, в порту выстрелила пушка, и начался концерт. Вечер был очень светлым, поэтому над пультами оркестрантов и дирижёра не горели лампочки. Светили только фонари, видневшиеся среди листвы: их зажгли для украшения.

Зазвучала музыка, и Дагни испытала странные чувства. Ей казалось, будто она спит и видит знакомые картины. Симфоническая музыка переливалась и гремела, а потом мужчина, который объявлял программу, будто назвал её по имени. Девушке показалось, что это был дядюшка Нильс, и она обратилась к нему с вопросом. Но родственник и его супруга не ответили: они смотрели на Дагни с восхищением, а тётя Магда даже прижала к лицу платок.

Человек во фраке начал повторять то, что сказал ранее, объяснив это просьбой слушателей с задних рядов. Он объявил, что сейчас исполнят пьесу Эдварда Грига, посвящённую дочери лесника Дагни. В этот момент девушка всё поняла. Она вздохнула и закрыла руками лицо. Грудь заболела, а глаза наполнились слезами.

Культурное наследие Норвегии

Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов (рис. 5).

Рис. 5. Природа Норвегии (Источник)

Люди, населяющие эту страну, смелые, гордые, привыкшие подчинять себе стихии, покорять их. Народное искусство Норвегии так же своеобразно и прекрасно, как жизнь людей и природа этой страны. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами о походах викингов, о таинственных силах злых духов.

Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов, что эти напевы способны заставить плясать не только человека, но и горы.

Самобытное искусство маленькой страны стало известно миру благодаря творцам, таким, например, как Генрих Ибсен (известный норвежский драматург) (рис. 6) и Эдвард Григ (композитор).

Рис. 6. Генрих Юхан Ибсен (Источник)

Отзывы читателей

Очень люблю этот жанр в изложении К. Г. Паустовского. Я прочитала рассказ на одном дыхании! Автор талантливо показал связь искусства и жизни. Каждый человек должен прочитать и осмыслить это произведение, ведь оно заставляет задуматься о смысле всей нашей жизни.

Как по мне, рассказ немного идеалистический. Но всё же в нём заложен глубокий смысл. Всё в нашей жизни происходит неслучайно, а самое лучшее нам дают близкие люди. Композитор увидел в маленькой девочке, что-то особенное, раз ей удалось зацепить его душу. Поэтому он и решил преподнести ей подарок. Добро всегда вознаграждается. Советую к прочтению.

Читала в школьные годы этот рассказ и как-то не поняла главной мысли. Решила перечитать в более осознанном возрасте и осталась под впечатлением. В рассказе живое абсолютно всё: и море, и леса, и ветер, и солнце. Автор отлично передал атмосферу покоя и уюта. Очень трогательное и поучительное произведение.
Анастасия, Москва

План пересказа

Для быстрого запоминания информации или устного пересказа можно воспользоваться планом. В нём отражены основные действия, происходящие в рассказе:

Рождение музыкального произведения

Композитор шёл и думал о том, как напишет для Дагни чудесную музыку. На титульном листе будет посвящение. Григ вернулся в Берген, где ничего не изменилось. В доме композитора не было ничего лишнего. Эдвард выбросил всё, что могло нарушить чистоту звука:

Диван он оставил, так как на нём сидели друзья, которые часто приходили в гости. Эдварду говорили, что дом выглядит так, будто в нём живёт дровосек: жилище с белыми стенами украшал только рояль.

Когда Григ играл, казалось, будто клавиши оживают. Они тосковали, смеялись, гремели бурей, пели голосом маленькой девочки и свистели ветром, что поднимает волны северного океана. Потом музыка затихала, и только одна струна жалобно плакала. Звук был таким, как будто Золушка жалуется на обижающих её сестёр.

Потом становилось так тихо, что было слышно, как капает вода из крана, а на кухне трещит сверчок, недавно поселившийся в доме Эдварда. Григ думал, что нужно поторапливаться, чтобы успеть закончить задуманное. После встречи с Дагни прошёл почти месяц, наступила зима, и к этому времени композитор почти закончил писать произведение.

Источник

Познавательное и интересное