Образовательный сайт
Тема рассказа «Косцы» Бунина – восхищение натурой свободного человека. Писатель описывает лишь часть жизни жителей деревни, которые каждое лето отправляются косить поля.
1. Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?
В детстве писатель очень много читал. Именно страстное чтение лежало в основе его домашнего обучения. (Бунин стал учиться дома после отчисления из Елецкой гимназии).
В детстве будущий писатель был очень восприимчивым и впечатлительным. Именно эти качестве легли в основу его художественной личности. Они проявлялись в исследовании окружающего мира – запахов, звуков, образов.
2. Расскажите, что вы знаете о жизни И.А. Бунина. При подготовке сообщения используйте дополнительную литературу и ресурсы из интернета.
Факты из жизни Ивана Алексеевича Бунина:
Эти факты указывают на интересную и бурную жизнь писателя.
Вопросы к рассказу Бунина Косцы
Разберемся, какие мысли писатель хотел донести до читателя через рассказ «Косцы».
Размышляем о прочитанном
1. В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?
Прелесть песен косцов была в:
Очарование песен косцов было в их понимании того, что эти прекрасные времена потом не вернуть. Они так и останутся воспоминанием.
2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?
Одно из основных сходств стихотворений о Родине и рассказа Бунина Косцы заключается в том, что в произведениях авторы вспоминают детство. Многие писатели и поэты пишут о своих юных годах с особой теплотой и восхищением.
Другие схожие черты рассказа Косцы и стихотворений о природе и Родине:
Сравнивая стихотворения Бунина и рассказ «Косцы», можно заметить, как писатель восхищается простыми людьми.
3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и ее проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?
Бунин пишет, что времени в деревенской глуши будто не существует.
Еще он вспоминает, какие дружные и беззаботные люди бывают в дальнем путешествии.
Писатель рассказывает о приветливости и дружелюбности деревенских людей.
Бунин пишет, что прежние счастливые дни не возвратить.
Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть се была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы.
Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть.
1. Размышляем о прочитанном В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?
Прелесть и очарование песен косцов были в том, что песни эти были не сами по себе: они «были связаны со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы». Бунин называет это чувством «кровного родства» человека с природой, родиной, друг с другом.
2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?
Стихотворения русских поэтов о родине и природе роднит с рассказом Бунина восхищение красотой своей земли, внимание к малейшим деталям при описании картин природы, чувство любви к России.
3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?
В рассказе «Косцы» Бунин вспоминает, как была организована летняя деревенская работа на покосах. Артели крестьян, у которых мало земли и земля неплодородная, летом собирались на заработки в южные черноземные степи. О встрече с такой артелью рязанских крестьян и рассказывает Бунин. Рязанские косцы были опрятно и красиво одеты, «охочи к работе», веселы и дружны. Перед работой они пили родниковую воду из деревянных жбанов, потом сбегали на покос и косили споро, широко, играючи. Вечером после тяжелой работы они ужинали сваренными на костре в чугунке мухоморами, но не жаловались на плохую пищу, а весело смеялись. Бунин изображает рязанских крестьян приветливыми, работящими, дружными.
Литература и изобразительное искусство
К стр. 10
Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедова и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника. Какая из
репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»? Составьте по одной из них свой рассказ. Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например: берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.
Картина А. Пластова «Сенокос» близка к тексту рассказа И. А. Бунина «Косцы». На картине мы видим крестьянскую семью, которая косит на опушке березового леса. Четыре человека по пояс в цветах идут широко, играючи взмахивая косами. Первым идет дед — у него седые волосы и борода, рубаха выгорела на солнце. Вторым косит его сын с темными, чуть рыжими волосами, в синей рубахе навыпуск, затем его жена в белом платке и светлой рубахе. Ближе к зрителям косит молодой парень, может быть, старший сын в семье. Ему жарко, он снял рубаху и взмахивает косой широко, свободно. Дружно работают три поколения крестьянской семьи, в их слаженных движениях чувствуется былинная свобода и беззаветность. Справа шумят ветвями березы, за спинами косцов темнеет глубина леса, полного диких несметных цветов и ягод. Вдаль, к холмам на горизонте, уходит хлебородное поле. Косцы поют, и даль откликается на эту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность.
Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:
говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть се была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы.
Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть.