Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»
Василий Макарович Шукшин в творчестве постоянно поднимал темы «отцов и детей», связи поколений, уважение к старшим, а также изменение мировоззрения у людей, покинувших свой родной край и забывших свои корни.
Краткие пересказы, конечно, расскажут сюжет произведения, но глубокий анализ по ним сделать невозможно.
Шукшина интересовали судьбы и характеры простых людей. Это произведение самим автором было отнесен к разряду «рассказ- характер».
Основные персонажи
Очень краткий пересказ
Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.
Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.
Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.
Краткое содержание
Тимофей Макарович и его внук Петька – большие друзья, их объединяет одна общая страсть – любовь к кино. В конце месяца, подсчитывая свои доходы, дед ворчит, что много денег ушло на кино, но все равно своим привычкам не изменяет. Они часто ходят в клуб, где неизменно берут билеты на первый ряд, поскольку дед плохо слышит и не всегда разбирает, что говорят актеры на экране. Поэтому он расспрашивает внука и часто мешает другим зрителям.
Дед критично относится к фильмам из «деревенской жизни», он часто их критикует за недостоверность и фальшь.
Однажды чета Новоскольцевых отправилась в клуб, где обещали просмотр комедии. Но фильм, против ожидания, не понравился, поскольку был совсем не смешным. Дед с внуком вернулись домой крайне недовольные.
Деда и внука объединила общая страсть – любовь к просмотру кинофильмов
А дома они увидели гостей, приехавших из Москвы, это была сестра матери Петька и ее муж. Оба они были образованные, считали себя очень культурными и снисходительно относились к своим деревенским родственникам.
И хозяева, и гости сидели у телевизора и смотрели фильм из деревенской жизни о судьбе сельского плотника. Тимофей Макарович не любил смотреть фильмы по телевизору, это казалось ему делом несерьезным. А сегодня еще и фильм был, в котором показывали все неправильно, по его мнению.
Старик стал рассуждать о том, что этот плотник совсем на плотника не похож, он и топор в руках держать не умеет. И поскольку дед сам всю жизнь проработал плотником, он считал, что может указать на недостатки. Сын Тимофея Макаровича пытался показать гостям, чтобы они не особо обращали внимание на выступление отца. Это, конечно, старика сильно обидело, и он ушел из дома.
А когда Петка учил уроки в своей комнате, дедушка вернулся в сильном подпитии и вновь продолжал убеждать всех в своей правоте. Когда гости стали смеяться над ним, он сильно рассердился и бросил в экран тяжелый кирзовый сапог. Экран, конечно, разлетелся.
А московская гостья быстро сбегала за участковым милиционером, который пришел и увидел пьяного деда и разбитый телевизор. Естественно, он сразу же вопросительно посмотрел на отца Петьки, но тот утвердительно кивнул и попросил составить протокол.
Мнения деда и внука о фильмах не всегда совпадали, и порой они долго спорили об увиденном.
После того, как протокол был составлен, участковый встал и сказал, что сейчас заберет старика на ночь в вытрезвитель. Петька не сразу понял, что происходит. Он пытался защитить своего друга, а когда у него это не получилось, мальчик разрыдался.
Мать и тетка пытались его утешить, говорили, что ничего страшного не произошло, дед пьяный, а утром его отпустят. НО Петька, вспомнив, что этот приезжая тетка привела милиционера, оттолкнул ее и с плачем отвернулся к стене.
Основная идея рассказа
Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.
Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.
Шукшин, «Критики»: краткое содержание, главные герои и анализ рассказа
Краткое содержание
Петька был очень дружен со своим дедом Тимофеем Макаровичем. Их объединяла одна страсть – любовь к кино. Она была настолько велика, что «половина дедовой пенсии уходила на билеты». Однако дед никогда не жалел потраченных денег, он жил в семье своего сына и считал, что совместные с внуком походы в кино – «это для пользы».
Тимофей Макарович всегда выбирал места в первом ряду: так дешевле, да и слышно лучше. Он чрезвычайно серьезно относился к увиденному и «любил высказаться по поводу того, что видел на экране».
Несмотря на возраст, дед очень остро чувствовал фальшь и был весьма категоричен в суждениях, «особенно в отношении деревенских фильмов». В таких случаях он неизменно вспоминал свою молодость, жизнь в селе, а Петька ему напоминал, что время изменилось, а вместе с ним и люди. Дед на это неизменно отвечал, что «всегда люди одинаковые».
Тимофей Макарович всегда спокойно обсуждал фильм с Петькой, но в присутствии взрослых стеснялся вступать в спор. И тому была серьезная причина.
Однажды Петька с дедом вернулись из кинотеатра не в духе: они смотрели комедию, но она им совершенно не понравилась. Тем временем в доме, где гостили Петькина тетя с мужем, все смотрели «по телевизору какую-то деревенскую картину».
Петька отправился учить уроки, а дед присоединился к родственникам. Но уже через несколько минут начал возмущаться тем, что показывают по телевизору. Супруг Петькиной тети поинтересовался причиной возмущения, и дед ответил, что таких плотников, как в кино, в жизни не бывает. Он «сам всю жизнь плотничал» и видит, что актер «даже топор правильно держать не умеет».
Московские родственники отнеслись довольно снисходительно к замечаниям Тимофея Макаровича, но тем самым еще больше раззадорили старика. Он отправился в Петькину комнату, но и там продолжал себя накручивать.
Раздраженный, дед взял деньги и вышел из дома. «Пришел через час пьяный» и продолжил изливать потоки возмущения на внука. Петька попытался было его уложить спать, но безуспешно. Дед вошел в комнату, «размахнулся и запустил сапогом в телевизор».
Пьяный Тимофей Макарович принялся кричать, дебоширить, чем очень напугал московских родственников. Петькина тетя привела участкового милиционера, и тот отвел строптивца в вытрезвитель.
Петька долго не понимал, что происходит. Когда же деда собрались уводить в участок, он «громко заплакал и кинулся защищать» его. Мать и тетя попытались успокоить мальчика, но тот еще долго плакал, жалея любимого деда.
Читать бесплатно книгу Критики — Шукшин Василий
Критики Василий Шукшин Шукшин Василий
Деду было семьдесят три, Петьке, внуку,- тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.
Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:
— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!
Петька для приличия делал удивленное лицо.
— Ничего, прокормит, — говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). — А нам с тобой это для пользы.
Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но все равно половину слов он не разбирал, а догадывался по губам актеров. Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Петька толкал его в бок и сердито шипел:
Петька шепотом пересказывал деду в самое ухо:
— Хе-хе-хе, — негромко смеялся дед уже над собой.- А мне не так показалось.
Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного.
— Эх вы… люди! — горько шептал он и сморкался в платок. Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел на экране. Когда там горячо целовались, например, он усмехался и шептал:
— От черти. Ты гляди, гляди… Хэх!
Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой (в молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел).
— Нет, вон тот не… это… слабый. А этот ничего, верткий.
Впрочем, фальшь чуял.
— Ну-у,- обиженно говорил он,- это они понарошке.
— Так кровь же идет,- возражал Петька.
— Та-а… кровь. Ну и что? Нос, он же слабый: дай потихоньку, и то кровь пойдет. Это не в том дело,
— Ничего себе не в том!
На них шикали сзади, и они умолкали.
Спор основной начинался, когда выходили из клуба. Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости.
— Хреновина,- заявлял он.- Так не бывает.
— А что, тебе разве этот парень глянется?
— С гармошкой-то. Который в окно-то лазил.
— Он не лазил в окно,- поправлял Петька; он точно помнил все, что происходило в фильме, а дед путал, и это раздражало Петьку,- Он только к окну лез, чтобы спеть песню.
— Ну, лез. Я вон один раз, помню, полез было…
— А что, он тебе не глянется?
— Кто-кто. Ну парень-то, который лез-то. Сам же заговорил про него.
— Ни вот на столько,- дед показывал кончик мизинца.- Ваня-дурачок какой-то. Поет и поет ходит… У нас Ваня-дурачок такой был — все пел ходил.
— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.
— Ну и что, что любит?
— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит… Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне… Какая же дура пойдет за него! Он же несурьезный парень. Мы вон, помню: поглянется девка, так ты ее за две улицы обходишь — потому что совестно. Любит… Ну и люби на здоровье, но зачем же…
— Зачем же людей-то смешить? Мы вон, помню…
— Опять «мы, мы». Сейчас же люди-то другие стали!
— Чего это они другие-то стали? Всегда люди одинаковые. Ты у нас много видел таких дурачков?
— Это же кино все-таки. Нельзя же сравнивать.
— Я и не сравниваю. Я говорю, что парень непохожий, вот и все,стоял на своем дед.
— Так всем же глянется! Смеялись же! Я даже и то смеялся.
— Ты маленький ишо, поэтому тебе все смешно. Я вот небось не засмеюсь где попало.
Со взрослыми дед редко спорил об искусстве — не умел. Начинал сразу нервничать, обзывался.
Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми, и этот-то единственный раз и навлек на его голову беду.
Посмотрели они с Петькой картину — комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.
— И ведь что обидно: сами ржут, черти (актеры), а тут сидишь хоть бы хны, даже усмешки нету! — горько возмущался дед. — У тебя была усмешка?
— Нет,- признался Петька.- Один раз только, когда они с машиной перевернулись.
— Ну вот! А ведь мы же деньги заплатили — два рубля по-старому! А они сами посмеялись и все.
— Главное, пишут «Комедия».
— Комедия. По зубам за такую комедию надавать.
А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города. И вот все сидят и смотрят телевизор. (Дед и Петька не переваривали телевизор. «Это я, когда еще холостым был, а брат, Микита, женился, так вот я любил к ним в горницу через щелочку подглядывать. Так и телевизор ихний: все вроде как подглядываешь»,сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи.)
Вот, значит, сидят все, смотрят,
Петька сразу ушел в прихожую учить уроки, а дед остановился за всеми, посмотрел минут пять на телевизорную мельтешню и заявил:
— Хреновина. Так не бывает.
Отец Петьки обиделся:
— Помолчи, тять, не мешай.
— Нет, это любопытно,- сказал городской вежливый мужчина.- Почему так не бывает, дедушка? Как не бывает?
— Он недослышит у нас,- пояснил Петькин отец.
— Я спросил: почему так не бывает? А как бывает? — громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь.
Дед презрительно посмотрел на него:
— Вот так и не бывает. Ты вот смотришь и думаешь, что он правда плотник, а я, когда глянул, сразу вижу: никакой он не плотник. Он даже топор правильно держать не умеет.
— Они у нас критики с Петькой,- сказал Петькин отец, желая немного смягчить резкий дедов тон.
— Любопытно,- опять заговорил городской.- А почему вы решили, что он топор неправильно держит?
— Да потому, что я сам всю жизнь плотничал. «Почему решили?»
— Дедушка,- встряла в разговор Петькина тетя,- а разве в этом дело?
— А мне вот гораздо интереснее сам человек. Понимаете? Я знаю, что это не настоящий плотник — это актер, но мне инте… мне гораздо интереснее…
— Вот такие и пишут на студии,- опять с улыбкой сказал муж Петькиной тети.
Они были очень умные и все знали — Петькина тетя и ее муж. Они улыбались, когда разговаривали с дедом. Деда это обозлило.
— Тебе не важно, а мне важно,- отрезал он,- Тебя им надуть — пара пустяков, а меня не надуют,
— Ха-ха-ха,- засмеялся городской человек.- Получила?
Петькина тетя тоже усмехнулась,
Петькиному отцу и Петькиной матери было очень неудобно за деда.
— Тебе ведь трудно угодить, тять,- сказал Петькин отец.- Иди лучше к Петьке, помоги ему.- Склонился к городскому человеку и негромко пояснил: — Помогает моему сыну уроки учить, а сам — ни в зуб ногой. Спорят друг с другом. Умора!
— Любопытный старик,- согласился городской человек.
Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплеванный. Постоял еще немного и пошел к Петьке.
— Смеются,- сказал он Петьке.
— Вон…- Дед кивнул в сторону горницы.- Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают!
— Не обращай внимания, — посоветовал Петька.
Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил.
— Ты, говорят, дурак, из ума выжил…
— Так и сказали на тебя — дурак?
— Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! — Дед постепенно «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч, одна тысяча…»
— Он с какого года рождения?
«…Одна тысяча девяностого года рождения, плотник в бывшем, сейчас сидит на пенсии. Особых примет нету.
Вышеуказанный Тимофей двадцать пятого сентября сего года заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. И гости еще были…»
— Как кинофильм назывался?
— Не знаю. Мы включили, когда там уже шло,- пояснил отец.- Про колхоз. «…Заглавие фильма не помнят, Знают одно: про колхоз.
Само собой, вышеб все на свете, то есть там, где обычно бывает видно.
Старший сержант милиции КИБЯКОВ».
Ермолай встал, сложил протокол вдвое, спрятал в планшет.
— Пошли, дядя Тимофей!
Петька до последнего момента не понимал, что происходит. Но когда Кибяков и отец стали поднимать деда, он понял, что деда сейчас поведут в каталажку. Он громко заплакал и кинулся защищать его:
— Куда вы его?! Деда, куда они тебя. Не надо, тять, не давай.
Отец оттолкнул Петьку, а Кибяков засмеялся:
— Жалко дедушку-то? Сча-ас мы его в тюрьму посадим. Сча-ас…
Петька заплакал еще громче.
Мать увела его в уголок и стала уговаривать:
— Ничего не будет с ним, что ты плачешь-то? Переночует там ночь и придет. А завтра стыдно будет. Не плачь, сынок,
Деда обули и повели из избы. Петька заплакал навзрыд. Городская тетя подошла к ним и тоже стала уговаривать Петьку:
— Что ты, Петенька? В отрезвитель ведь его повели-то, в отрезвитель! Он же придет скоро, У нас в Москве знаешь сколько водят в отрезвитель.
Петька вспомнил, что это она, тетя, привела милиционера, грубо оттолкнул ее от себя, залез на печку и там долго еще горько плакал, уткнувшись лицом в подушку.
Основные персонажи
Есть еще один персонаж, которым богат рассказ «Критики». Шукшина явно волнует безразличие гостьи, а именно сестры матери мальчика, бывшей супруги его отца. Она, по всей видимости, после своего удачного замужества (по снисходительным интонациям ее избранника можно предположить, что он какой-то начальник, и угадывается по упоминанию «пишущих на студии», что на телевидении) ощутила повышение собственного социального статуса. Тетка снисходительно объясняет старику свое видение роли искусства и его условностей, совершенно не заботясь о том, понимает ли он ее. Ей не важно, правильно ли держит топор актер, а для деда это имеет больше значение. Но и мнение пожилого плотника для нее безразлично.
Милиционер
Время описанных событий можно установить с точностью до календарного года, об этом позаботился Василий Шукшин. Анализ рассказа «Критики» прямо указывает на дату. Дед, согласно протоколу, родился в 1890-м, ему 73. Итак, дело происходит в 1963 году. Вообще, о старшем «критике» можно узнать немало, несмотря на краткость произведения. Понятно, что вся его трудовая карьера прошла в колхозе, этим объясняется скудность пенсии. Походы в кино «съедали» ее половину, целых пять рублей.
Так вот, в 1963 году (а может быть, немного ранее или позже) генсек Н.С. Хрущев честно ответил на острый вопрос одного из корреспондентов, касавшийся наличия дураков на милицейской службе. Глава государства признал, что они работают везде (и не только в правоохранительных органах). Одного из них ярко изобразил Шукшин. Критики, отзывы которых в то время были равнозначны приговору молодому писателю, а также и цензоры могли бы не простить литератору таких вольностей, но раз сам Первый секретарь признал отдельные случаи…
Сцена «задержания» деда с комментариями в адрес внука о том, что преступника сейчас посадят в тюрьму, стиль протокола, составленного на месте происшествия, слезы мальчишки — все это производит угнетающее впечатление. Особенно с учетом того, что старший сержант Ермолай Кибяков называет старика-плотника дядей Тимофеем.
Сюжет
Да, действительно, пожилой человек пришел домой в нетрезвом виде. Затем учинил скандал и разбил брошенным сапогом экран кинескопа телевизора (участковый уточнил место повреждения, «где обычно бывает видно»). В протоколе есть большое количество совершенно ненужных подробностей, и было бы на одну больше, если бы свидетели вспомнили название фильма, ставшего причиной конфликта. Тем не менее в документе зафиксировано, что кино было о колхозной жизни. Затем деда отвели в вытрезвитель. Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики». Краткое содержание есть наиболее лаконичное выражение фабулы.
Основная идея рассказа
Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.
Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.
Очень краткий пересказ
Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.
Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.
Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.
Теткин муж
Самый яркий, помимо деда и внука, герой повествования – тот самый муж сестры матери мальчика. Он ведет себя непринужденно, считая, видимо, свое положение наиболее высоким среди всех присутствующих, не говоря уже о престарелом хозяине дома и малолетнем мальчишке. Мужчина все время улыбается, а за интонациями (в этом проявилось настоящее мастерство автора) проглядывается снисходительность. Добрый человек не стал бы провоцировать пожилого плотника, втягивая его в заведомо конфликтную ситуацию. Он переспрашивает старика о причине недовольства, хотя тот достаточно четко обозначил ее словами «Так не бывает». Он заранее торжествует победу собственного интеллекта. Возможно, таких по-столичному вежливых негодяев видел в редакциях и чиновничьих кабинетах сам Василий Шукшин. Критики, главные герои идеологического фронта, готовые стереть в порошок неугодного автора, пишущего «типичное не то», персонифицировались в этом персонаже.
Шукшин, «Критики». Главная мысль
Так о чем же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Или, может быть, о том, как он разбил телевизор? Нет, рассказ даже не о старике с ершистым характером, не терпящим снисходительного отношения к себе. Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывет», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский.
Темами любви к ближнему, уважения к старшим, терпения и прощения пронизаны все литературные произведения Василия Шукшина, от эпического романа «Я пришел дать вам волю» до самого коротенького рассказа. Об этом и «Критики».
Повествование лаконично, но очень емко. Дружба подростка со своим дедом свидетельствует об огромном влиянии, оказываемом на его формирующийся характер со стороны этого бывалого старика. Правильнее, возможно, было бы, если бы воспитанием сына больше занимался отец, но так уж вышло, и может быть, к лучшему. Вырастет парень и никогда не повторит таких ошибок. Хочется в это верить.
Автор
Несмотря на многие трудности и трагическую кончину, можно утверждать, что творческая судьба Василия Шукшина сложилась в общем и целом удачно. Ему удалось реализовать замыслы, увидеть свои произведения напечатанными, насладиться актерской славой и получить заслуженное признание собственных режиссерских работ. Судя по всему, главным делом жизни Шукшина была все же литература, ей он отдавал большую часть сил. Его иногда называют писателем деревенским, хотя некоторые из историй происходят в городе и с горожанами (яркий пример – «Привет Сивому!»). Да место событий, в общем-то, и неважно, главное в этих зарисовках (а они по-чеховски короткие) совсем другое. О людях написал в рассматриваемом рассказе Василий Шукшин («Критики»). Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казенного милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно.