План рассказа Кто хозяин Осеевой
Перерсказ
В рассказе В. А. Осеевой «Кто хозяин?» действия происходят между друзьями, которые не могли поделить собаку. Однажды у уличной бездомной собаки появилось сразу два хозяина. Это были товарищи, мальчики по имени Коля и Ваня. За своим новым питомцем, у которого была перебита лапа, они ухаживали вместе. Но такое отношение длилось до определенного момента. После того, когда собака пошла на поправку, каждый из ребят решил стать его единственным полноправным хозяином.
Споры Вани и Коли по этому поводу порой были бесконечными. Из словесных безобидных перепалок они почти перетекали в грубые ссоры. Каждый из них старался доказать, насколько тщательно он заботился о найденной собаке. Они безустанно вспоминали те действия, которые совершали ради четвероногого друга. Коля вспомнил о том, что оказался первым, кто ее обнаружил. Лапу же перевязывал Ваня. Мальчики считали, что каждый из них имеет право присвоить ее себе.
Однажды с ребятами и собакой произошел эпизод, который изменил многое в отношениях героев произведения. Во время очередного спора навстречу мальчикам неожиданно выбежали овчарки, которые напали на Жука. Размышлять было некогда. Нужно было освободить своего четвероногого друга. Однако вместо этого Ваня, испугавшись, спрятался среди ветвей деревьев. Коля поспешно бросился на помощь своему питомцу. В защиту выступил и услышавший шум лесник. Оказалось, что напавшие животные принадлежали ему.
После драки на вопрос лесника о том, чья собака, Коля назвал ее своей. Ваня понял, что из-за своего поступка не достоин быть ее хозяином. Поэтому мальчик, не возражая, промолчал на вопрос лесника.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Кто хозяин Осеевой
Популярные сегодня темы
Мама – главный человек в жизни любого ребенка. Даже если ты уже взрослый, даже если уже пожилой, пока мама рядом, то ты маленький. Мама может заменить всегда и всех, а вот ее заменить уже явно не получится.
Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости
Основными персонажами произведения являются маленькие мальчик и девочка, названные писателем именами Кай и Герда, а также Снежная королева.
Весь мир состоит из звуков. Музыка окружает человека каждое мгновение жизни. Колыбельная, которую поёт мама, детские песенки, звучащие в мультфильмах детства, старые народные и застольные композиции, которые любила иногда петь бабушка.
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
Конспект урока обучающего творческого изложения по тексту «Кто хозяин?» 4 класс
специалист в области арт-терапии
Урок изложения с творческим дополнением в 4 классе
по тексту В. Осеевой “Кто хозяин?”
Формирование текстовых умений путём изложения текста с творческим дополнением.
1. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.
2. Развитие умения творчески дополнять текст.
3. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
4. Развитие орфографической зоркости.
5. Обогащение словарного запаса учащихся.
6. Воспитание любви к животным.
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, презентация, доска.
Здравствуйте, ребята! Настройтесь на урок и вспомните, как нужно работать на уроке, чтобы всё получалось! (Дружно, терпеливо, внимательно, уважительно.)
2. Актуализация знаний.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
-Правильно, ребята. А у кого есть собака?
— Расскажите, как нужно за ней ухаживать?
(Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить место для собаки, расчесывать длинношерстные породы.)
— Ребята, а как вы понимаете такое выражение: «Собака – друг человека»? (Собака всегда рядом с человеком, понимает людей и т.д.)
— Да, собака была первым животным, которое приручил человек. Нет на свете более понимающего и верного животного. Собаки заботятся о своих хозяевах, чувствуют их настроение. Собаки даже работают с людьми. Какие должности собак вы знаете? (Спасатели, собаки-поводыри, собаки-пограничники, собаки-няньки.)
— Да, собаки наши верные друзья, мы должны о них заботиться. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили!
— Сегодня вы пишете изложение. Про кого будет текст? (Про собаку.)
3. Чтение текста учителем.
-Послушайте текст, который я вам приготовила.
Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Случай в лесу определил настоящего хозяина.
Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.
— А продолжение вы напишете самостоятельно.
4.Первичный анализ содержания текста.
— О ком говорится в тексте? (О Жуке, Ване, Илье.)
— Кто такой Жук? (Большой черный бродячий пес.)
— Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком? (У Жука была больная лапа.)
— Чего хотел каждый из мальчиков? (Каждый из них хотел быть хозяином Жука.)
— Что помогло им решить этот вопрос? (Случай в лесу определил настоящего хозяина.)
— Что случилось однажды в лесу? (Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.)
5. Самостоятельное чтение рассказа детьми и коллективное составление плана.
— У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом, прочитайте первый абзац. Найдите слова, которые подсказывают, о чём в нём говорится. Как бы вы его озаглавили? (Мальчики и Жук. Мальчики ухаживают за больным псом.)
— Найдите и прочитайте 2 абзац. Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится Какой заголовок можно к нему подобрать? (Однажды в лесу. Случай в лесу. Случай, который определил хозяина.)
— А теперь подумайте, как бы вы продолжили эту историю.
Вопросы для подведения к составлению продолжения:
— Как могли повести себя мальчики? Испугались ли они?
— Как мог повести себя Ваня? Илья?
— Почему мог струсить Ваня/Илья?
— Какой поступок мог совершить настоящий хозяин собаки?
— Как Ваня/Илья защитил Жука?
— Что или кто могло помочь мальчику защищать Жука?
— Как вы ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?
— Как себя почувствовали мальчики после случившегося?
— Давайте теперь озаглавим продолжение. Как вы назовёте следующие абзацы (3,4)? (3. Ваня защитил Жука. Илья защитил собаку.) (4.Кто хозяин? Настоящий хозяин.)
-Вот мы и составили план.
Вариативная часть плана:
А) 3. Ваня защитил Жука.
Б) 3. Илья защитил собаку.
Дети выполняют движения по тексту.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
7. Словарная работа.
— Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения.
— Прочитаем их хором с доски по слогам. (Однажды. Вдруг. Яростный. Несчастный. Бродячий. Малинник.)
— В форме какого времени использованы глаголы в тексте? (Прошедшего времени.)
— Назовите глаголы. Какие глаголы вы подберёте к творческой части? Помните. Что они должны быть в форме прошедшего времени.
— Подберите синонимы к некоторым словам:
Большой(крупный), ухаживать(заботиться), несчастным (бедным), яростный (громкий, грозный, злой).
— Подберите антоним к слову бродячий (пёс). (Домашний.)
— Иногда при написании изложения мы используем такой приём, как перифраз.
— Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.)
— Найдите на карточках второй абзац. (Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.)
— Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз осенью ребята со своим псом вышли на прогулку в лес. Внезапно послышалось грозное гавканье. Из зарослей малинника выбежала пара собак и сбили с ног Жука.)
8. Повторное чтение и пересказ текста.
— Сейчас последний раз перечитаем рассказ.
— Представьте себе нарисованную картину по тексту.
— Перескажите по плану и добавьте свою часть. (Пересказывает 1 ученик. 1-2 ученика рассказывают свою творческую часть.)
9. Написание изложения с творческим дополнением.
— Приготовьтесь к написанию текста. Вам нужно не только изложить представленный текст, но и дополнить историю своими словами. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране)
Исправляют свои ошибки простым карандашом
11. Зачитывание изложений.
— Какой рассказ вам понравился?
— У кого история получилась похожей?
— А у кого она совсем другая?
— Я собираю ваши работы.
— Поведём итог нашего урока.
— Чему мы учились сегодня на уроке?
— Что понравилось больше всего?
— Над чем надо ещё поработать?
— Продолжите фразы:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Урок литературного чтения 1 класс «В.Осеева «Кто хозяин?»
специалист в области арт-терапии
Тема : В.Осеева «Кто хозяин?».
Цель: создать условия для ознакомления с произведение о детях, для формирования нравственных понятий «зло- добро» «честь- бесчестье», для развития учебных и читательских умений
— прививать доброту, заботу, внимание, любовь к животным. чувство жалости, сострадания,
ответственности за того кого приручили.
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
— определять основную мысль текста;
— выполнять правила работы в паре.
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Учебник для учащихся 1 класса,
3. Выставка книг В. А.Осеевой.
4. Портрет В.Осеевой
1.Проверка готовности к уроку.
— Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
2. Создание эмоционального настроя урока.
— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство, а вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных лучей.
— Я подарю улыбку вам, а вы подарите улыбки друг другу.
— Приятной всем работы на уроке!
Проверка готовности к уроку
Л: смыслообразование (Я должен посмотреть…).
Р: волевая саморегуляция.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-А вот чем мы будем заниматься на уроке, вы мне расскажите сами, после того как выполните задания в группах. А как мы работаем в группах?
— Сложите слово из букв.
1 группа (определяет жанр произведения) Рассказ
2 группа ( определяет автора произведения) Осеева
3 группа (определяет название произведения)
-Как вы думаете, почему именно такие слова я вам приготовила?
— Как их можно связать между собой?
Рассказ Осеева Кто хозяин?
-Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Какие цели поставим перед собой?
1 группа (определяет жанр произведения) Рассказ
2 группа ( определяет автора произведения) Осеева
3 группа (определяет название произведения) Кто хозяин?
-решаем проблемные вопросы
— работаем в тетради
— работаем с учебником
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.
3. Актуализация знаний
1. Нет ли на наших сенсорных крестах портрета? Чей это портрет?
— Что вы уже знаете об этой писательнице? Рассказ учащихся.
— Какие произведения Осеевой вы уже знаете?
(«Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье», )
— Что объединяет все эти рассказы?
( Это рассказы о детях)
( Они учат нас быть вежливыми, внимательными, заботливыми, добрыми, честными милосердными)
— Какие недостатки людей затрагивает в произведениях В.Осеева?
(Ложь, жадность, невнимательность, лень, грубость, хитрость трусость)
Прочитайте об авторе сообщение, выберите главное, расскажите своим товарищам
1 группа Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве 15 апреля 1902 года. В юные годы она мечтала стать актрисой
2 группа Работала воспитательницей с беспризорными детьми. В свободное время для своих воспитанников Валентина Осеева сочиняла сказки и пьесы.
Книги Валентины Осеевой рассказывают о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день.
На нашей книжной полке имеется выставка книг В.А.Осеевой. Если кто заинтересовался её произведениями, в свободное время можете прочитать эти книги.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
-Давайте обратимся к заголовку нашего произведения. Попробуйте определить, о чём пойдёт речь в произведении.
— Это рассказы о детях.
— Они учат нас быть вежливыми, внимательными, заботливыми, добрыми.милосерднымиВысмеивают ложь, жадность, невнимательность, лень, грубость,
4.Первичное усвоение новых знаний.
.Чтение произведения учителем и хорошо читающими учениками
— Какие чувства у вас возникли после прослушивания рассказа? ( чувства жалости. ответственности, сострадания)
— Кто из героев рассказа вам понравился? Почему?
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.
П: постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.
5.Первичная проверка понимания.
-Для того, чтобы лучше прочувствовать рассказ прочтите его в группах самостоятельно ( цепочкой по предложению)
А чтобы проверить, как вы поняли текст, в каждой группе имеются карточки с вопросами.
В течение 2 минут обсудите эти вопросы и приготовьтесь их озвучить.
Каждая группа может дополнять ответы
1 группа читает 1 часть
-Почему Жук оказался у Вани и Коли?
— Как вы думаете, почему собака выздоровела?
2группа читает 2 часть
— О чём горячо спорили мальчики?
— Почему никто не хотел уступать?
3 группа читает 3 часть
— Какие качества характера проявили герои рассказа?
— Чем закончился спор мальчиков?
— Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?
— Почему же рассказ называется «Кто хозяин»?
— Как вы думаете, кто же оказался настоящим хозяином Жука?
— Чему учит нас этот рассказ?
Самостоятельная работа в группах
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
П: выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.
6. Первичное закрепление.
Моделирование обложки ( в группах).
Определение: жанра, автора, темы, название
П: моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.
К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
7. Подведение итогов
-Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?
– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?
Самооценка учебной деятельности.
— Я все задания выполнял быстро и без ошибок.
Я своими ответами приносил пользу всей группе.
— Я был активным в течение всего урока.
— Я достиг целей, поставленных в начале урока.
Ребята возьмите « маленькие сердечки,» которые лежат у вас на столах. Подержите их в ладонях. Передайте им тепло своей души, доброту, любовь.
И тогда ваше маленькое сердечко превратится в большое доброе любящее сердце!
Давайте оживим наше сердце ( на доске выкладывается сердце)
П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л: адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.
Номер материала: ДБ-868213
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.