Рассказ кусок хлеба главная мысль

Сказки

Урок внеклассного чтения в 9-ом классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказу «Кусок хлеба» Е.Лисиной

специалист в области арт-терапии

Нет ничего дороже хлеба

(урок внеклассного чтения в 9-ом классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказу «Кусок хлеба» Е.Лисиной)

Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб драгоценность – им не сори!
В столовой хлебом не сори,
Сколько съешь столько бери!

Цели и задачи урока:

знакомство с краткой биографией А. И. Приставкина и Е. Н. Лисиной.

Проникновение в глубину мировосприятия писателя;

Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;

Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства насильственного переселения целых народов.

Развитие навыков комментированного аналитического чтения.

подвести учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений.

· Понять нравственную проблематику повести «Ночевала тучка золотая…»

· Раскрытие драмы гонимых войной детей, втянутых в трагические обстоятельства переселения целых народов.

· Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям.

показать важность и значимость слова – художественной детали – в литературном произведении;

учить умению самостоятельно работать с текстом, анализировать его;

формировать осознанную оценку произведения искусства;

развивать творческие способности учащихся, самостоятельность мышления;

формировать нравственные, духовные идеалы;

воспитывать личность, гражданина, умеющего осмыслить и дать верную оценку истории своей страны.

I. Вступительное слово учителя

Но сначала познакомимся с краткой биографией писателей.

Какие эпизоды произведений вы читали с большим волнением? (Не забывайте о теме урока)

Каковы ваши первоначальные представления о братьях Кузьмёнышах и Еле?

1.Зачитайте отрывки, которые раскрывают заветную мечту детей.

Вывод: единственной заветной мечтой Кузьмёнышей и Ели была мечта о куске хлеба, при мысли о котором во рту у них накипала слюна, за которым готовы были пойти хоть на край света. Сашка и Колька мечтают о святая-святых – хлеборезке. Поэтому они разрабатывают невероятный план проникнуть туда и начинают рать подкоп. Очутившись в святилище, они животом вдохнут опьяняющий, дурманящий хлебный запах и съедят «бухарик». «Слюна закипела во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось завыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь (хлеборезки), чтобы отперли, открыли. Пусть потом в карцер, куда угодно. Накажут, изобьют, убьют. Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе. Как он пахнет?!»

Читайте также:  Рассказ о заповеднике россии 4 класс окружающий мир кратко

2.На какие жертвы, риски шли дети, чтобы как-то выжить в голодное лихолетье?

(Кузьмёныши, пропуская уроки, роют подкоп; в каждом звуке и слышится одно: «Хлеб, хлеб…» Еле тоже при чтобы прожить. И Колька с Сашкой крадут всё, что плохо лежит, чтобы выжить ещё один день. Дрожат бедные дети от страха: вот-вот их схватят, изобьют, посадят. Но голод сильнее всего – схватывает живот, в голове мутнеет.

3. Можно ли оправдать воровство детей?

4.Какие тяготы переживают ребята в дороге?

(Страшный голод. Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки на 5 суток и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой, потом сунул по куску хлеба и все. Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. «Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: «От войны за детишками спасается!» На 500 человек им дали немного продуктов: муки, из которой варили баланду; собирали крапиву, из нее тоже готовился суп. Но скоро и это кончилось, продуктов не давали.

Девятилетняя Еля готова идти хоть на край света ради хлеба. «Хлеб?! Дальняя дорога больше не пугает меня…Иногда во время страды, в нашем колхозе давали по целому ломтю хлеба, и я его пробовала. Но я, родившаяся в год войны, не помню, чтобы моя мама когда-нибудь пекла его.»)

5.Что кажется фантастичным братьям в рассказе Кутузове, а Еле в словах врача?

(Кузьмёныши с возмущением слушают страницы романа «Война и мир», где дряхлеющий Кутузов во время войны чуть ли не с отвращением разжёвывал жёсткое крылышко цыплёнка. «Да они бы тотчас за косточку обглоданную от того крылышка побежали куда угодно».

Читайте также:  Рассказ пришвина кладовая солнца чему учит

И Елю, растущую в крайней нужде, поражает врач, советующий кормить больную Лизук сливками: «Разве сливки едят. их собирают для пахтанья, получившееся масло сдают государству…»)

6. Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля? Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба? О чём мечтали Сашка и Колька, делающие раскоп?

(В районной столовой взвесили девочке два куска хлеба. (Кузьмёнышыи тоже видят только взвешенный хлеб). «Осторожно, будто только что вылупленных птенцов, кладу их на ладонь, – читаем в рассказе, – они ещё тёплые. Мой рот наполняется слюной. Но мы их съедим не сейчас. Моя мечта – как сказка: «Мы сядем в поле у дороги…я разломлю один кусок пополам, и, никого не стесняясь, медленно-медленно, долго-долго мы будем есть хлеб…» Мечта Ели – насладиться вкусом хлеба! Второй кусок она хочет принести домой и, разделив его на три части, опять есть хлеб, уже с мамой.

Кузьмёныши тоже мечтают, что возьмут всего «три бухарика». Один съедят вместе, а два надёжно припрячут)

7. Почему мечте детей не суждено было сбыться? Что они чувствуют?

Мальчики не могут Еля в исступлении. В ярости девочка избивает свою сестру, виновницу разбившейся мечты)

8.Какие слова подчёркивают трагедию происшедшего?

(Весь мир, пахнущий хлебом и цвета хлеба, с исчезновением двух кусков становится чёрным. «Земля качается под ногами…Чёрные рамы окон стоят передо мной как ряды кладбищенских крестов.»

9.Трагические события, трагические судьбы. Хрупка жизнь детей. Подчёркивая это, с кем сравнивают их писатели?

(С тучками и былинками. «Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет,» – размышляет Колька. О полной беззащитности детей говорит Е. Лисина, сравнивая девочек с двумя былинками, которых даже слабый ветер сдувает, как бурьян.)

Читайте также:  Рассказ про 1 сентября 5 предложений

10. Как заканчивается рассказ «Кусок хлеба»?

(Рассказ заканчивается оптимистически – волшебным сном Ели. Девочка будет жить в тепле, она будет самой счастливой на свете, потому что в их доме будет хлеб. Во сне оеа видит, как «мама выгребает жар из печи…ставит хлеб в печь. Хлеб у нас не караваем, а отдельными ломтями.»

Источник

Познавательное и интересное