Рассказ л н толстого кавказский пленник историко литературная основа рассказа 5 класс

Сказки

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: история создания рассказа

Рассказ повествует о двух русских офицерах Жилине и Костылине, попавших в плен к горцам. Татары заставили пленников написать родным письма с требованием выкупа. Небогатый Жилин знал, что у старушки-матери нет таких средств, поэтому написал неправильный адрес. У обеспеченного Костылина такой шанс был. После двух попыток сбежать Жилин все же сумел добраться к своим и спастись. Костылина же, едва живым, выкупили за большие деньги долгое время спустя.

Толстой, как и большинство писателей 19 века, поднимает тему войны на Кавказе, жесткой, кровопролитной и беспощадной. Его произведение учит тому, что воевать бессмысленно, так же как и враждовать по национальному признаку, и в любой ситуации оставаться Человеком.

История создания

Лев Толстой попал на Кавказ по убедительной просьбе старшего брата Николая. С 1851 по 1854 г. Лев Николаевич вместе с братом служил в поселении на берегу Терека. Молодой человек, приехавший туда в поиске невероятных событий, поначалу был разочарован, пока ему не открылась глубина истинного Кавказа. Это так глубоко впечатлило писателя, что он перенес свои эмоции на бумагу, выразив их в произведениях «Казаки», «Хаджи Мурат», «Кавказский пленник».

Рассказ был написан Толстым для «Азбуки», которую он создавал для своих подопечных школьников. Основан он был на двух реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором.

Именно этот эпизод Лев Николаевич впоследствии изобразил в сцене спасения Жилина.

Другой факт из жизни Лев Толстой прочитал в воспоминаниях полковника Ф.Ф. Торнау в журнале «Русский вестник». Полковник описывал вспыхнувшие чувства между абхазской девушкой Аслан Коз и русским офицером, попавшим в пленв ее ауле

Кроме того, писатель лично встречался с русскими военными, попадавшими в плен, чтобы узнать все нюансы. Толстой резко осуждал как жестокость горцев, так и царских генералов, выступая против национальной вражды и стравливания народов между собой.

Этапы работы

Рассказ «Кавказский пленник» задумывался для «Азбуки», но впервые увидел свет в журнале «Заря» в 1872 г.

Толстой высоко оценивал свое произведение, говоря, что все его художественные произведения из «. области дурного искусства», за исключением «Кавказского пленника» и «Бог правду видит».

Публикация произведения

Вскоре после публикации рассказа в «Заре», по воспоминаниям дочери писателя, автор, оставшийся инкогнито, писал в газете «Всемирная иллюстрация», что произведение уникально в своем роде, написано простым языком, без прикрас, а художественная простота «доведена до апогея».

Самуил Маршак много лет спустя отмечал, что это лучший образец «маленькой повести для детей».

Рассказ Толстого актуален до сих пор: очень важно помнить о том, что все мы люди, и никогда не сдаваться!

Источник

История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Дидактический материал к уроку литературы в пятом классе «История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» ставит своей целью помочь учителю познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция», помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа

Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»»

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

История создания рассказа

Льва Николаевича Толстого

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,

вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция»,

помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа

Лев Николаевич Толстой –

п исатель, общественный деятель, педагог

В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.

В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» — школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» — арбуз, «Б» — бочка, «Р» — рыба.

Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера. Все вы помните «Притчу про лгуна», которая повествует о мальчике, трижды обманывавшем пастухов. Когда на охраняемое им стадо действительно напали волки, крики о помощи оказались бесполезными: юному лжецу никто не поверил.

История создания рассказа

Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.

Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.

История создания рассказа

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.

Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.

История создания рассказа

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Читайте также:  Пожарные собаки толстой главная мысль рассказа для читательского дневника

Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.

История создания рассказа

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.

История создания рассказа

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.

Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа

История создания рассказа

Прочитав название, предположите, о чём пойдет речь в произведении?

Сюжет рассказа прост:

История создания рассказа

Кто такой кавказский пленник?

человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе.

Предположите, почему же Л.Н.Толстой даёт название рассказу «Кавказский пленник», а не «пленники»?

В плен попадают два офицера, но лишь один из них оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого.

Сюжет и композиция рассказа

небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.

изображение одного события, имеющего начало и конец.

цепь событий, происходящих в произведении.

построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

Перечислите элементы композиции.

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями

Заполните таблицу после прочтения произведения.

Источник

Презентация к уроку «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

Минзянова Раиса Наилевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №174» Советского района г. Казани

Тип урока: урок введения в тему

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.

Презентация к уроку литературы «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»»

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)

1. Расширить свои знания о

2. Продолжить знакомство с

3. Продолжить работу над развитием читательских

Толстой – наша национальная гордость

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Лев Толстой на Кавказе

Кавказ — «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)

Смысл заглавия рассказа

Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности

«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».

(Из записи в дневнике от 3 июня 1853 года)

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Антитеза – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит – молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Мечеть – молитвенный дом у мусульман, «церковь ихняя».

Монисто – ожерелье из монет.

Ногаец – представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Читайте также:  Придумай свою сказку об игрушках 2 класс литературное чтение

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

1. Музей Льва Николаевича Толстого на станции Лев Толстой. URL: http://tolstoy.lipetsk.ru/category/yasnaya-polyana-v-zhizni-i-tvorchestve-tolstogo/ (Дата обращения 06.06.2019).

3. Сайт Гизатулиной Ольги Ивановны «Люди как реки…». URL:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Тульской губернии, в родовом имении Ясная Поляна. Он был четвёртым ребенком в большой дворянской семье. «Николеньку я уважал, с Митенькой был товарищем, но Серёжей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, его рисованием, его веселием и в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом», – вспоминал Лев Толстой о братьях.

Толстому не было и девяти лет, когда он лишился обоих родителей.

Все предки Льва Толстого были военными, верой и правдой служили царю и Отечеству. Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I.

В 1851 году Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Три года Лев Николаевич и его брат Николай служили на Кавказе, принимая участие в боевых действиях. На тот момент Российская империя была втянута в войну с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война 1817–1864 годов оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт численного перевеса русской армии и её технического превосходства. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская природа, быт и обряды горцев, свободолюбие и несгибаемая воля этого горного народа поразили Толстого и дали материал для многих его произведений. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». Именно тема войны и свободы звучит в названии рассказа «Кавказский пленник»: Кавказ олицетворяет свободолюбие, независимость, а слово «пленник» подразумевает войну.

«Кавказский пленник» – рассказ (автор назвал произведение былью), был написан для «Азбуки» Льва Толстого, своеобразного сборника рассказов для детей, школьного пособия. Впервые был опубликован в 1872 году в журнале «Заря».

События, описанные Львом Николаевичем в рассказе, происходили больше 100 лет назад. Российские войска, защищавшие дружеские народы Кавказа от набегов племён кавказских горцев, имевших тесные связи с мусульманской Турцией, постепенно продвигались от крепости к крепости.

Горцы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Журналы и газеты того времени охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену. Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие – нападение горцев на Толстого и четырёх других офицеров, отставших от обоза.

«Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно», – записал 23 июня 1853 года Лев Толстой в своём дневнике.

По сюжету небогатый русский офицер Жилин собирается домой, чтобы повидать мать и, возможно, жениться. И попадает в плен вместе с другим офицером.

Пребывание в плену меняет взгляд Жилина на горцев, узнав их жизнь изнутри, полюбив этот свободный народ, русский офицер становится пленником прекрасного Кавказа. Интересно, что в рассказе горцы часто называются писателем татарами. Дело в том, что тогда в России принято было это название для всех мусульман.

Кроме подробного описания жизни горского аула, в рассказе присутствуют и пейзажные зарисовки. Всё подчинено идее рассказа. На примере этого рассказа Толстой учит нас не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели; призывает людей уважать друг друга, чужую веру.

Автор, поднимая в произведении важные общечеловеческие проблемы, прославляет сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сравнить героев художественного текста – значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два (или более) героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.

Поступки, мотивы поступков – это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Примерный план сравнительной характеристики:

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

8. Авторская позиция.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

Л. Н. Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

В память об этом случае Садо подарил Л. Н. Толстому свою саблю. Она теперь хранится в музее Л.Н. Толстого, расположенном в Москве. Дочь писателя Александра так описывала эту историю: «Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шёл медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и ещё четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем, горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утёсов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое – Толстой и Садо – по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам вместе с Садо во весь дух помчался вперёд к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер: убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под неё высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях».

Читайте также:  Перечислите описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выделите цветом верное. Кому написали это письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка… Приезжай со мной проститься»?

Нужно вспомнить содержание произведения и выбрать один правильный ответ, выделив его цветом.

Главными персонажами являются Жилин и Костылин, которые попадают в плен к татарам. Но кому было адресовано письмо? Помните, как Костылин сразу согласился написать письмо, чтобы прислали за него выкуп, а Жилин спорил с татарами и написал письмо, указав неверный адрес, потому что из родных у него была только старенькая мама. Значит, верный ответ – Жилину.

На ленте времени расположите даты и события в жизни Л. Н. Толстого.

Нужно представленные фразы распределить по шкале времени в соответствии с указанными датами. Находим ключевые слова, например «родился», «поступает на военную службу», «опубликован рассказ «Кавказский пленник», вспоминаем, когда это было. Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

1828 год – родился Л. Н. Толстой

1851 год – Л. Н. Толстой поступает на военную службу

1872 год – опубликован рассказ «Кавказский пленник»

Источник

Презентация по литературе о рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстого (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

КАВКАЗ, территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс. км2. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Лев Толстой участвовал в военных действиях, где показал себя храбрецом. Но как умный человек Л.Н. Толстой понимал, что война приносит лишь горе простому человеку. Поэтому по окончании военных действий он вышел в отставку и полностью посвятил себя литературе.

Л. Н. Толстой был граф по происхождению, знатный дворянин, но он изменил порядки в своём имении, дал крестьянам свободу и землю, себе оставил небольшой надел, который сам же и обрабатывал, любил пахать, любил простую крестьянскую жизнь и труд.

Толстого очень огорчало, что дети простых бедных крестьян не имеют возможности учиться, и в 1859 году он решил открыть школу в Ясной Поляне, причём бесплатную. Всего со временем было создано 20 школ.

Л. Толстой написал для крестьянских детей «Азбуку» и рассказы к ней.

«Кавказский пленник» Рассказ имеет реальную основу. Материалом послужили впечатления самого Толстого, а также рассказ современника Ф.Ф. Торнау, попавшего в плен к горцам.

Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Плен – Пленник – Пленить – рабство, состояние, в котором находится человек, захваченный противником. человек, захваченный противником и лишённый свободы. взять в плен. очаровать, увлечь.

О чём будет рассказ?

С какими героями мы знакомимся в 1 главе? Жилин Костылин

Данная презентация используется на первом уроке изучения рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник».

В ней содержится биография писателя, разъясняются основные понятия, которые используются в рассказе: Кавказская война 1817-1864 г., рассказ-быль, плен, пленник, пленить.

Также учащимся предлагается поразмышлять о смысле названия рассказа перед началом чтения.

Номер материала: ДБ-654374

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное