Рассказ мальчишка елена габова краткое изложение

Сказки

Урок литературы (внеклассное чтение) по произведению Елены Габовой «Мальчишка».

Урок литературы (внеклассное чтение) в 7 классе по произведению Елены Габовой «Мальчишка» (стратегия «Чтение с остановками»).

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №3 с УИОП г.Усинск

Вавилова Ольга Георгиевна

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Ребята, определите, что объединяет следующие выражения:

«Не пускайте Рыжую на озеро»

«Нина Игнатьевна против Артемова»?

Ответы детей (данные произведения ранее были уже прочитаны учащимися в предыдущих классах).

Учитель: Эти произведения написаны известной писательницей Еленой Габовой. Она автор 22 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, две книги изданы в Японии. Печаталась в журналах «Юность», «Костёр», «Наш современник», «Путеводная звезда» и других. Рассказы и повести переведены на английский, немецкий, украинский, японский, венгерский, норвежский, а также языки народов России. Елена Васильевна Габова – лауреат международных литературных премий, член Союза писателей России. Живёт в Сыктывкаре, где и родилась.

Книги Габовой не оставляют равнодушными никого. Они заставляют грустить, радоваться, помогают найти выход из трудных жизненных ситуаций. Это очень важно, ведь не всегда мы можем отличить хорошее от плохого, тем более сейчас, когда жизнь в нашей стране так стремительно меняется, и не всегда к лучшему.

С одним из таких содержательных произведений мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке. Это рассказ «Мальчишка».

Учитель: Предположите, опираясь на заглавие и на ту информацию о писательнице, с которой я вас познакомила, о чём пойдёт речь в рассказе Елены Габовой.

Ответы детей (фиксируются на доске).

3. Стадия «Осмысление».

Учитель: Давайте обратимся непосредственно к рассказу, чтобы проверить наши предположения. (На каждой парте лежит текст, который разбит на три части. Далее идёт чтение с остановками).

1 часть.

Мальчишка был девочкой. Задорный вздернутый носик, жёлтые, в крапинку, глаза, веснушки весело жили на её лице. Конопушки были рассыпаны по нему, как весенняя мать-и- мачеха в пригретых местах.

Что касается девчонок, то не очень-то хотелось Мальчишке играть в их вечные куколки-пупсики, секретики, скакалки.

Мальчишка гордо и обиженно бродила по двору в одиночестве, превращая в мелкое крошево встречающиеся на пути стёкла и бесцельно разбрасывала по сторонам палки и щепки.

Она подзывала к себе бесхозных собак и, взяв на руки грязную дворнягу, разговаривала с ней, как с другом. Некоторое время псина чувствовала себя счастливой, нужной человеку, пусть этому, маленькому, в красной шапочке с помпоном. Но Мальчишку звали домой, и собака опять становилась свободной и могла идти куда угодно. Но пёс не хотел свободы. Он долго не уходил от дома Мальчишки. Около её дверей всегда околачивались одна-две облезлые псины. Дома их держать не разрешали.

Когда Мальчишка, которую родители и учительница звали Люсей, окончила первый класс, её отправили к тётке в деревню.

На следующий после её приезда день жители маленькой северной деревушки наблюдали такую картину: впереди мчалась Мальчишка в жёлтом сарафане (по причине жары ей не выдали брюк), сзади – армия босоногих пацанов с палками наперевес. Все кричали:

Героиня

Мальчишки – Девочки

не принимали в свои игры не играли с ней

ОДИНОЧЕСТВО

Названные выше ответы детей при работе над характеристикой героини фиксируем на доске.

2 часть.

— Ура! За Чапаева!- и неслись по единственной деревенской улице вниз, к реке. Кипели лужи под худыми, в цыпках, ногами, рассыпались в разные стороны неуклюжие розовые поросята, похожие на фасолины, которые мама покупала в магазине. С восторженными визгами неслись за малолетками возбуждённые собаки, которых не прогоняли, а наиболее крупных пытались оседлать, как горячих коней.

О Мальчишкино счастье!

Деревенские мальцы оказались не такими, как городские. Пусть они были неухоженные, лохматые, пусть здорово ругались и сплевывали сквозь зубы. Пусть у кого-нибудь на одной ноге носок желтого цвета, а на другой – синий. Какие пустяки! Зато им было безразлично, что Мальчишка – девчонка! Главное – она командир! За такой можно было бежать не только в ближний лес объедать черничные кусты, но и на край света!

Когда Мальчишка получила ранение в бою – разодрала спину о забор с гвоздем, и тетя смазывала здоровенную царапину йодом, Мальчишка не ревела, а только шипела, как гусь. Пацаны с уважением взирали на ее мужество с улицы через окна и через пять минут с саблями наперевес, с Мальчишкой впереди, снова мчались на боевых скакунах.

Все лето продолжалась бы прекрасная жизнь, но, на беду кавалеристам, Мальчишка встретилась с козленком.

По возрасту козленок был настоящей козой. У него были рога и борода, как у взрослой козы, но размером она была с месячную и дальше расти не хотела.

Хозяева выгнали ее за ненадобностью. Молока коза не давала, резать ее не стали. Раз недоразвитая, может, и мясо какое вредное.

Мальчишка познакомилась с ней ночью. Проснулась оттого, что в тишине (необычайно густой, негородской тишине) кто-то жалобно мекал, словно звал маму.

О какой беде говорит автор? (О встрече Люси с козленком)

Опишите козочку и ее жизнь в деревне, опираясь на текст рассказа. ( По возрасту козленок был настоящей козой. У него были рога и борода, как у взрослой козы, но размером она была с месячную и дальше расти не хотела. Хозяева выгнали ее за ненадобностью. Молока коза не давала, резать ее не стали. Раз недоразвитая, может, и мясо какое вредное.

3 часть.

Мальчишка вскочила с дивана, на котором спала, на цыпочках подбежала к окну и увидела в белой ночи трогательного в своей малости и беззащитности рогатого и бородатого козленка.

Через минуту Мальчишка была уже рядом, гладила, целовала бородатую мордочку и вела за передние ноги в дом.

Утром тетя обнаружила на диване спящую в ногах Мальчишки безродную козу. Мальчишке влетело. Но она оказалась упрямой. Заявила, раз козленок ничей, значит, будет ее.

Она узнала его историю, и ее маленькое сердце заполнилось родственным чувством к козленку. Его, как и Мальчишку в городе, отовсюду гнали. Мальчишки, бойцы ее славного отряда, не хотели даже погладить, с брезгливостью отворачивались. Они говорили, что коза больная, раз такая недомерка.

— Сами вы недомерки! – гордо сказала Мальчишка и всю свою могучую армию променяла на слабое существо, которое никто не любил.

И началась не игра, а война.

С утра до вечера деревенские мальчишки преследовали своего командира. Дразнили ее козлятницей, бросали комками глины, грозились заколоть козленка.

Мальчишка боялась оставить его одного даже на минуту без присмотра. А вдруг они его вправду заколют? Или сильно побьют. Ванька Молчанов уже два раза стукнул козленка палкой, подкравшись сзади.

Мальчишка прятала козочку в пустые собачьи будки, но соседи услышав меканье, выселяли ее с незаконной жилплощади.

Через неделю тетя звонила родителям Мальчишки:

— Приезжайте за Люськой, Христа ради! Заберите ее с козой или без! Я больше терпеть такого не могу! Спят вместе, едят тоже! Пипуныровы козу бросили, а мне ее Люська велит взять, да на кой она мне, безмолочная? Приезжайте, забирайте скорее чадо свое!

Через два дня автобус увозил Мальчишку по тряской дороге в сторону города. За автобусом аккуратными ножками семенила коза и жалобно кричала:

Как будто малыш звал маму. Небольшие глаза козочки, формой напоминающие ольховые листочки, отчего-то слезились, было похоже, что коза плакала.

Козочка все больше отставала от автобуса, за задним стеклом которого виднелось насупленное лицо Мальчишки с мокрыми конопушками.

Стоя на обочине дороги, молча провожали Мальчишку деревенские пацаны, бойцы ее славного отряда.

И началась не игра, а война.

С утра до вечера деревенские мальчишки преследовали своего командира. Дразнили ее козлятницей, бросали комками глины, грозились заколоть козленка.

Мальчишка боялась оставить его одного даже на минуту без присмотра. А вдруг они его вправду заколют? Или сильно побьют. Ванька Молчанов уже два раза стукнул козленка палкой, подкравшись сзади).

Как будто малыш звал маму . Небольшие глаза козочки, формой напоминающие ольховые листочки, отчего-то слезились , было похоже, что коза плакала .

Козочка все больше отставала от автобуса, за задним стеклом которого виднелось насупленное лицо Мальчишки с мокрыми конопушками ).

Именно на эти понятия хотел обратить наше внимание автор произведения.

Читайте также:  Про снежный колобок рассказ калининой мнемотаблица

4. Стадия «Рефлексия».

На заключительном этапе можно предложить учащимся составить синквейн по рассказу «Мальчишка».

Вариант синквейна:

Жизнерадостная, одинокая, с добрым сердцем

Играет, ищет друга, заботится о козочке

Маленькое сердце способно на многое

Источник

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро

На уроке физкультуры с ней в паре никто не хотел выполнять упражнения. Все делали кислые, брезгливые лица. Даже ученица Быкова двойки получала из-за того, что полностью отказывалась подчиняться учителю, когда тот с руганью просил что-то сделать вместе со Светой.

Что интересно, Света не обижалась на одноклассниц.

Ребята любили ходить в походы. В любую погоду собирались. А летом обязательно, чтобы с ночёвкой. Ходили за город в Озёл. Красивое место с озером, сосновым бором и лугом. Рыбачили, варили вкусную уху. С ними ездила и Света. Она в лодке доплывала до середины озера и начинала петь. И так каждый раз. Пугала своим визгом не только ребят, но и рыбу, клёв не шёл. «Выла» часа полтора. Резонанс по округе был что надо, чтобы затыкать уши.

В девятом классе решили после последнего экзамена опять вместе в поход пойти. Уже всё заранее распределили кто что берёт. Одноклассник Женька Рыжухе посоветовал не ездить ей в поход с ними. Она отказалась от такого предложения. И Женька дал слово товарищу, что сделает так, чтобы Рыжая не поехала в поход. Не пустит её и всё тут. Не нужна она: весь поход из-за неё портится.

И вот наступил тёплый июнь. Ребята все на палубе теплохода. Двадцать пять человек с палатками и тюками, удочками и рюкзаками. Экзамены закончились, замечательно! Впереди новая жизнь. А сейчас смех и лето.

Света сидела в сторонке. К ней подошёл Женька и буквально за минуту до отплытия взял её сумку и побежал на причал. Там и оставил Светкину котомку. А сам вернулся на палубу теплохода. Рыжуха растеряно смотрела на эту картину. Затем резко вскочила и побежала к берегу. Тем временем теплоход отчалил. Женька радостный махал рукой Свете. Так поступили и одноклассницы. Все кричали ей прощальные слова. Хвалили Женьку, что ловко провернул это дело с Рыжей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

«Человеческая комедия» – это собрание сочинений (98), в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке

Автор рассказа, будучи главным действующим лицом, вспоминает, как очень давно, примерно сорок лет тому назад, одну историю. Еще мальчишкой, он после рыбалки шел по скошенному лугу и встретил небольшую птицу

Как и в остальных произведениях К.Г. Паустовского, в «Скрипучих половицах» автор затрагивает тему Родины, тему России. Паустовский восхищается красотой русской природы и делится с читателями своими чувствами

Рассказ о животных, которые обитают в тёплых Африканских странах. Главными героями этой работы, оказались, кролики и удавы. В этом интригующем произведении, происходят удивительные действия быстрых кроликов

Когда началась война, никто не понял. Я весело махал уходящему на фронт отцу и смеялся, еще не осознавая, что произошло и какое будущее ожидало нас. Знания приходили постепенно – в письмах с фронта

Источник

Елена Габова — Не пускайте Рыжую на озеро:
Краткое содержание

Время событий – примерно 1990-е годы, место – провинциальный городок. Рассказчик – одноклассник.

«Светка Сергеева была рыжая». Волосы толстые, медные, в здоровенную косу заплетенные. Веснушки по всему лицу, тоже здоровенные. И зеленые, «как лягушата», глаза. Голос «пронзительный», высокий. И из бедной семьи. От них, рыжих, отец ушел. Словом, всем в классе было противно на нее глядеть. Особенно девчонкам. Маринка Быкова на физкультуре вообще отказывалась с ней в паре заниматься.

Весь класс любил походы с ночевкой на Озёл, к озеру. И Рыжуха тоже. Вечно одна там была. И дешевые бутерброды ее никто не ел. Фотографировались тоже без нее. А еще она «выла» там в лодке посреди озера. Пела, то есть. Что-то грустное. Слышно на всю округу. Рыбы пугались – у рассказчика и его друга Женьки рыбалка шла насмарку.

После экзаменов в 9 классе все опять в поход. Женька решил не пускать туда Рыжую. Просил, чтоб не ездила. Но она сказала, что будет «отдельно». Тогда Женька вынес ее сумку с теплохода. Рыжуха пошла за ней, а теплоход отчалил. Все смеялись. Рыбалка в этот раз удалась. Только рассказчику было немножко не по себе. А осенью Рыжуха поступила в музыкальное училище.

Уже студентом в Петербурге он пошел с девушкой в театр, Мариинку. На сцене пела восходящая звезда – золотоволосая одухотворенная Рыжуха. За кулисы «земляк» не пошел, застыдился. И понял, что «Светка оказалась золотой». А весь класс – «рыжий».

Читательский дневник по рассказу «Не пускайте Рыжую на озеро» Габовой

Сюжет

Весь класс не любит Светку Сергееву. За то, что рыжая, бедная и поет противно. В походе рыбу голосом распугивает в озере. После 9 класса ее в поход не пустили, сумку выбросили на берег с теплохода. А потом Рыжуха стала оперной певицей и красавицей. И однокласснику стыдно. Выходит, это класс был весь «рыжий» и противный, а Света – «золотая».

Отзыв

Типичная школьная история. Одноклассница-изгой – человек с талантом и золотым сердцем, но никто этого не хочет замечать. Ее ненавидят только за внешность. У всех в классе имена – у нее кличка. Тема эгоизма, несправедливости, черствости, жестокости, травли. И удивительного терпения, дружелюбия, искренности. Тема творчества, мечты. Повесть учит оценивать человека по делам, а не внешности или количеству денег. С людьми нужно уметь договариваться, ставить себя на их место. Раскаяние, хоть и запоздалое, тоже хороший урок в жизни. Нужно учиться признавать свою неправоту, просить прощенья.

Источник

Двойка по поведению

В сентябре 1983 года в Сыктывкаре состоялся семинар молодых писателей, на котором был представлен рассказ Елены Габовой «Двойка по поведению», напечатанный затем в журнале «Юность» за 1984 год (текст приводится по более поздней, чем в журнале, версии).

Рисунок Н. Протасова.

— Вот она! Вот Коданева!

Мальчишки разом отлипли от стен и бросились на Таню. Они вырвали и бросили под ноги ранец, окружили ее тесным кольцом и так повели к мужскому туалету. Они улюлюкали, кричали и свистели. Валерка Приходнов дергал за косу по-подлому, накручивая ее на руку.

Все было непонятно и страшно, словно Таня по ошибке попала в страну врагов, и они сейчас расправятся с ней, расправятся дико и стыдно.

Таня пыталась вырваться, но ей заломили руки и втолкнули в туалет.

Здесь ее ждали мальчишки из параллельных шестых, все вместе они прижали Таню к стене.

— Дураки, пустите, что я вам сделала?

Приходнов зло расхохотался ей в лицо и крикнул:

— Соловьева! Давайте сюда Соловьева!

Таня сразу все поняла. Сразу вспомнился вчерашний вечер. И снег, и ледяная горка. И Приходнов. И то, как он понравился вчера Тане. То, что он делал сейчас, было так не похоже на представление о нем.

«Ничего, что он двоечник, — думала вчера Таня. — Я буду ему помогать. Зато он какой! Смелый! Все его слушаются!»

Читайте также:  Рассказ о профессии кладовщик для 2 класса

Мальчишки приволокли Соловьева, он плакал. Они толкнули его к Тане, и Приходнов приказал:

Таня еще сильнее вжалась в стенку, а Соловьев, маленький, красный от рева, повернулся и замолотил кулаками по голове ближнего шестиклассника. Мальчишки повернули его обратно и снова бросили на Таню.

— Целуй ее! — скомандовал Приходнов. — Она тебя любит! Целуй быстро!

Стало напряженно-тихо, и в этой тишине прозвучал спасительный звонок.

Все бросились по классам.

Приходнов стукнул Таню и Соловьева лбами и побежал тоже. Он бежал последним, и Таня, собрав обиду в кулачки, догнала его, замолотила по спине. А когда он повернул к ней лицо с узкими зелеными глазами, она изо всех сил провела ногтями по его желтым веснушкам. Полоски-царапины на лице Приходнова сразу расширились, набухли, из них показалась кровь.

— А-а-а! — закричал Приходнов вслед убегавшей Тане. — Будешь знать, как его любить!

Он рукавом утер кровь с лица и тоже побрел в класс. Приходнова догнала учительница и увидев, что с ним творится, ахнула, схватила за руку, и они побежали на второй этаж к медсестре.

В туалете плакал маленький Соловьев, уткнув голову в холодную стенку.

Мальчишки, лишившись предводителя, не трогали Таню, только с любопытством на нее оглядывались. А она, с порванным воротничком, растерянная, растрепанная, дрожала всем телом и ни на кого не могла смотреть. Мужской туалет, эта запретная для девочек зона, орущая насмехающаяся толпа, злой беспощадный Приходнов — все это стояло перед глазами и не давало прийти в себя.

И уже как будто не было вчерашнего вечера.

Учились шестиклассники во вторую смену. На втором уроке в классе зажигали свет. Домой Таня возвращалась в полной темноте, фонари в их районе почему-то не горели. Обычно она шла с подружками, но сегодня — одна. В школе потерялась варежка, и Таня долго ее искала.

— Коданева, подожди! — окликнули ее.

Валерка Приходнов и Саня Муравченко догнали Таню.

— Нашла рукавицу? — спросил Приходнов.

— Нашла, — ответила Таня. — Это не ты ее спрятал?

— Я, — сознался Приходнов. — Ты бы спросила у меня, я бы сразу ее обратно нашел. В другой раз спрашивай.

— Ты лучше больше не прячь, — попросила Таня. — Я боюсь одна в темноте возвращаться.

— А ты с нами будешь, с нами не страшно, — пообещал Приходнов и громко запел некрасивую взрослую песню. Муравченко его поддержал, и они, подражая словам песни, зашатались, как пьяные. Таня за них покраснела.

Падали звездочки снега. Вечер был теплый, первый такой после сильных морозов, когда шестиклассники даже два дня не учились.

Прохожих не было на тихой улочке. Мимо проезжали редкие машины, высвечивая фарами дорогу и снежинки перед собой.

— Кода, хочешь, фокус покажу?

Приходнов остановился, подождал очередную машину и бросил под нее портфель.

— Ух, мимо! Коданева, подожди, не уходи, я счас под другую машину брошу. Вот увидишь, попаду!

Они с Муравченко бросили портфели под вторую и под третью машины, но под колеса не попали. Последний грузовик, пропустив портфели между колес и проехав еще немного, остановился. Из кабины выскочил шофер и погнался за мальчишками. Они дико обрадовались и помчались прочь. Таня, сама того не ожидая, бросилась за ними, как соучастница и верная подруга. Шофер их, конечно, не догнал, и всех это страшно развеселило. Все почувствовали себя ловкими, смелыми. И Тане передался мальчишеский азарт. Прежде она ни в каких озорствах не участвовала. Рядом был ее дом, а расставаться с мальчишками уже не хотелось.

— Выходи гулять, Кода, я тебя здесь подожду, — сказал Приходнов.

Услышав это, Муравченко удивленно покрутил головой. Что это с Валеркой — девчонку зовет гулять? Приходнов не обратил на это внимания.

Таня знала, что если зайдет домой, улицы ей не видать, и без того задержалась. А погулять кому ж не хочется в теплый снежинчатый вечер? К тому же Таня впервые гуляла с мальчишками и немножко гордилась этим. Правда, Приходнов и Мураченко — двоечники, в школе на плохом счету, ну и что?

Она согласилась погулять, не побывав дома.

— Ура! — крикнул Приходнов и подставил Тане подножку. Она упала в снег, вскочила и толкнула Приходнова. Он развалился в сугробе и заржал. Таня подала ему руку, он резко дернул ее. Она упала на Валерку, и они весело забарахтались в сугробе.

— Ребя, айда на горку в наш двор! — предложил Муравченко.

Это была удивительная горка — высокая, крутая, сделанная без единой доски — от твердых ступенек с одной стороны до изумительно ровного ската цвета морской волны с другой. Делали ее отцы трех двухэтажных домов, не доверяя детям ни трамбовать снег, ни заливать поверхность. Каждый вечер детвора устраивала на этой горке зимние праздники и возвращалась домой неохотно — мокрая, замерзшая, но румяно-счастливая.

Сейчас, поздно вечером, горка стояла непривычно одинокая и была похожа на памятник Детству.

Ребята побросали на снег портфели, радостно побежали к ступенькам. На ходу Таня подобрала картонку и наверху плюхнулась на нее. Как чудесно было мчаться вниз, зажмурив от ветра глаза, и за короткое время почувствовать, как хорошо на свете!

Мальчишки форсили перед Таней, катались стоя, с шиком, ловко прыгая в снег там, где лед под горкой кончался. Таня скатывалась на картонке или на корточках. Над ней смеялись.

— Кода, катайся стоя! Кода, ветер услышишь! — просил Приходнов.

— Бояха, трус! — добавлял Муравченко и презрительно ронял: — Баба!

Таня хотела обидеться — так легче уйти, и не смогла. Уж слишком хорошо ей было с мальчишками. В следующий раз она поехала стоя. Это оказалось нестрашно, надо было просто приседать в том месте, где спуск кончался, и начинался прямой лед. Зато восторг поднимался на высоту Таниного роста. Таня захлебывалась им и смеялась почти беспрерывно.

Падала она только в тех случаях, когда дорогу ей преграждал Приходнов. Он вставал на лед и отпрыгивал лишь в тот момент, когда приближалась Таня. Но она все равно пугалась и падала.

— Боишься? Меня боишься? — Приходнов обгонял Таню на ступеньках и поворачивал к ней лицо с узкими зелеными глазами. — Ты меня, Кода, не бойся, я тебя никогда не обижу.

— Еще раз встанешь, я домой уйду, — сказала Таня.

Больше он не вставал.

— Ребя, давайте паровозиком? — предложил Муравченко.

Ему, наверное, стало скучно. Он катался сам по себе и удивлялся ненормальности Валерки — на какую-то девчонку обращает столько внимания! Сам же говорил, что они — бабы!

Источник

Урок литературы (внеклассное чтение) по произведению Елены Габовой «Мальчишка».

Урок литературы (внеклассное чтение) в 7 классе по произведению Елены Габовой «Мальчишка» (стратегия «Чтение с остановками»).

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №3 с УИОП г.Усинск

Вавилова Ольга Георгиевна

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Ребята, определите, что объединяет следующие выражения:

«Не пускайте Рыжую на озеро»

«Нина Игнатьевна против Артемова»?

Ответы детей (данные произведения ранее были уже прочитаны учащимися в предыдущих классах).

Учитель: Эти произведения написаны известной писательницей Еленой Габовой. Она автор 22 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, две книги изданы в Японии. Печаталась в журналах «Юность», «Костёр», «Наш современник», «Путеводная звезда» и других. Рассказы и повести переведены на английский, немецкий, украинский, японский, венгерский, норвежский, а также языки народов России. Елена Васильевна Габова – лауреат международных литературных премий, член Союза писателей России. Живёт в Сыктывкаре, где и родилась.

Читайте также:  Презентация сказки серая шейка подготовительной группе

Книги Габовой не оставляют равнодушными никого. Они заставляют грустить, радоваться, помогают найти выход из трудных жизненных ситуаций. Это очень важно, ведь не всегда мы можем отличить хорошее от плохого, тем более сейчас, когда жизнь в нашей стране так стремительно меняется, и не всегда к лучшему.

С одним из таких содержательных произведений мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке. Это рассказ «Мальчишка».

Учитель: Предположите, опираясь на заглавие и на ту информацию о писательнице, с которой я вас познакомила, о чём пойдёт речь в рассказе Елены Габовой.

Ответы детей (фиксируются на доске).

3. Стадия «Осмысление».

Учитель: Давайте обратимся непосредственно к рассказу, чтобы проверить наши предположения. (На каждой парте лежит текст, который разбит на три части. Далее идёт чтение с остановками).

1 часть.

Мальчишка был девочкой. Задорный вздернутый носик, жёлтые, в крапинку, глаза, веснушки весело жили на её лице. Конопушки были рассыпаны по нему, как весенняя мать-и- мачеха в пригретых местах.

Что касается девчонок, то не очень-то хотелось Мальчишке играть в их вечные куколки-пупсики, секретики, скакалки.

Мальчишка гордо и обиженно бродила по двору в одиночестве, превращая в мелкое крошево встречающиеся на пути стёкла и бесцельно разбрасывала по сторонам палки и щепки.

Она подзывала к себе бесхозных собак и, взяв на руки грязную дворнягу, разговаривала с ней, как с другом. Некоторое время псина чувствовала себя счастливой, нужной человеку, пусть этому, маленькому, в красной шапочке с помпоном. Но Мальчишку звали домой, и собака опять становилась свободной и могла идти куда угодно. Но пёс не хотел свободы. Он долго не уходил от дома Мальчишки. Около её дверей всегда околачивались одна-две облезлые псины. Дома их держать не разрешали.

Когда Мальчишка, которую родители и учительница звали Люсей, окончила первый класс, её отправили к тётке в деревню.

На следующий после её приезда день жители маленькой северной деревушки наблюдали такую картину: впереди мчалась Мальчишка в жёлтом сарафане (по причине жары ей не выдали брюк), сзади – армия босоногих пацанов с палками наперевес. Все кричали:

Героиня

Мальчишки – Девочки

не принимали в свои игры не играли с ней

ОДИНОЧЕСТВО

Названные выше ответы детей при работе над характеристикой героини фиксируем на доске.

2 часть.

— Ура! За Чапаева!- и неслись по единственной деревенской улице вниз, к реке. Кипели лужи под худыми, в цыпках, ногами, рассыпались в разные стороны неуклюжие розовые поросята, похожие на фасолины, которые мама покупала в магазине. С восторженными визгами неслись за малолетками возбуждённые собаки, которых не прогоняли, а наиболее крупных пытались оседлать, как горячих коней.

О Мальчишкино счастье!

Деревенские мальцы оказались не такими, как городские. Пусть они были неухоженные, лохматые, пусть здорово ругались и сплевывали сквозь зубы. Пусть у кого-нибудь на одной ноге носок желтого цвета, а на другой – синий. Какие пустяки! Зато им было безразлично, что Мальчишка – девчонка! Главное – она командир! За такой можно было бежать не только в ближний лес объедать черничные кусты, но и на край света!

Когда Мальчишка получила ранение в бою – разодрала спину о забор с гвоздем, и тетя смазывала здоровенную царапину йодом, Мальчишка не ревела, а только шипела, как гусь. Пацаны с уважением взирали на ее мужество с улицы через окна и через пять минут с саблями наперевес, с Мальчишкой впереди, снова мчались на боевых скакунах.

Все лето продолжалась бы прекрасная жизнь, но, на беду кавалеристам, Мальчишка встретилась с козленком.

По возрасту козленок был настоящей козой. У него были рога и борода, как у взрослой козы, но размером она была с месячную и дальше расти не хотела.

Хозяева выгнали ее за ненадобностью. Молока коза не давала, резать ее не стали. Раз недоразвитая, может, и мясо какое вредное.

Мальчишка познакомилась с ней ночью. Проснулась оттого, что в тишине (необычайно густой, негородской тишине) кто-то жалобно мекал, словно звал маму.

О какой беде говорит автор? (О встрече Люси с козленком)

Опишите козочку и ее жизнь в деревне, опираясь на текст рассказа. ( По возрасту козленок был настоящей козой. У него были рога и борода, как у взрослой козы, но размером она была с месячную и дальше расти не хотела. Хозяева выгнали ее за ненадобностью. Молока коза не давала, резать ее не стали. Раз недоразвитая, может, и мясо какое вредное.

3 часть.

Мальчишка вскочила с дивана, на котором спала, на цыпочках подбежала к окну и увидела в белой ночи трогательного в своей малости и беззащитности рогатого и бородатого козленка.

Через минуту Мальчишка была уже рядом, гладила, целовала бородатую мордочку и вела за передние ноги в дом.

Утром тетя обнаружила на диване спящую в ногах Мальчишки безродную козу. Мальчишке влетело. Но она оказалась упрямой. Заявила, раз козленок ничей, значит, будет ее.

Она узнала его историю, и ее маленькое сердце заполнилось родственным чувством к козленку. Его, как и Мальчишку в городе, отовсюду гнали. Мальчишки, бойцы ее славного отряда, не хотели даже погладить, с брезгливостью отворачивались. Они говорили, что коза больная, раз такая недомерка.

— Сами вы недомерки! – гордо сказала Мальчишка и всю свою могучую армию променяла на слабое существо, которое никто не любил.

И началась не игра, а война.

С утра до вечера деревенские мальчишки преследовали своего командира. Дразнили ее козлятницей, бросали комками глины, грозились заколоть козленка.

Мальчишка боялась оставить его одного даже на минуту без присмотра. А вдруг они его вправду заколют? Или сильно побьют. Ванька Молчанов уже два раза стукнул козленка палкой, подкравшись сзади.

Мальчишка прятала козочку в пустые собачьи будки, но соседи услышав меканье, выселяли ее с незаконной жилплощади.

Через неделю тетя звонила родителям Мальчишки:

— Приезжайте за Люськой, Христа ради! Заберите ее с козой или без! Я больше терпеть такого не могу! Спят вместе, едят тоже! Пипуныровы козу бросили, а мне ее Люська велит взять, да на кой она мне, безмолочная? Приезжайте, забирайте скорее чадо свое!

Через два дня автобус увозил Мальчишку по тряской дороге в сторону города. За автобусом аккуратными ножками семенила коза и жалобно кричала:

Как будто малыш звал маму. Небольшие глаза козочки, формой напоминающие ольховые листочки, отчего-то слезились, было похоже, что коза плакала.

Козочка все больше отставала от автобуса, за задним стеклом которого виднелось насупленное лицо Мальчишки с мокрыми конопушками.

Стоя на обочине дороги, молча провожали Мальчишку деревенские пацаны, бойцы ее славного отряда.

И началась не игра, а война.

С утра до вечера деревенские мальчишки преследовали своего командира. Дразнили ее козлятницей, бросали комками глины, грозились заколоть козленка.

Мальчишка боялась оставить его одного даже на минуту без присмотра. А вдруг они его вправду заколют? Или сильно побьют. Ванька Молчанов уже два раза стукнул козленка палкой, подкравшись сзади).

Как будто малыш звал маму . Небольшие глаза козочки, формой напоминающие ольховые листочки, отчего-то слезились , было похоже, что коза плакала .

Козочка все больше отставала от автобуса, за задним стеклом которого виднелось насупленное лицо Мальчишки с мокрыми конопушками ).

Именно на эти понятия хотел обратить наше внимание автор произведения.

4. Стадия «Рефлексия».

На заключительном этапе можно предложить учащимся составить синквейн по рассказу «Мальчишка».

Вариант синквейна:

Жизнерадостная, одинокая, с добрым сердцем

Играет, ищет друга, заботится о козочке

Маленькое сердце способно на многое

Источник

Познавательное и интересное