Зощенко «Елка» основная мысль (чему учит)
Зощенко «Елка» основная мысль произведения понятна каждому ребенку, ведь автор показывает читателям пример плохого поведения.
Михаил Зощенко «Елка» главная мысль
Главная мысль — человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей. Хороший человек никогда не возьмёт то, что ему не принадлежит; он всегда слушается родителей и никогда не станет обижать других людей словами, а тем более затевать драку.
Замечательный небольшой рассказ Михаила Зощенко, показывает что нужно быть вежливыми, уметь делится и правилам общения и поведения в обществе. Произведение «Елка» учит детей слушать родителей, отвечать за свои поступки, а не прятаться или молчать, как это сделали брат с сестрой, ведь иначе не было конфликта с гостями. Но было и в этой ситуации и положительное: дети запомнили, что можно и чего нельзя делать. Не нужно брать то, что тебе не разрешали или чужое, а если уж взял, то отвечай за свой проступок, не обвиняй других и не веди себя невоспитанно.
Чему учит рассказ «Елка»?
Для детей писатель показывает пример неправильного поведения: дети тайком начали поедать сладости для гостей; проявили трусость, свалия вину за содеяное друг на друга; обидели приглашенных на праздник. В итоге они остались без подарков и без праздника.
Отсюда можно сделать следущие выводы:
Все перечисленные выше уроки писатель вынес из случившегося с ним в пять лет.
Для взрослых в рассказе показан пример правильного и неправильного воспитания. Мама была непоследовательна в своих действиях: сначала наказала детей, потом заступилась за Миньку и обидела пришедших на праздник.
Папа всех рассудил таким образом, что дети, лишившиеся дорогих им подарков, на всю жизнь запомнили случившееся и больше так не поступали.
Главные герои рассказа «Елка» Михаила Зощенко
Зощенко «Елка» краткое содержание для читательского дневника
Мальчик Минька (сам автор) и его старшая сестра Леля тайком зашли в комнату, где стояла рождественская елка. Родители украсили ее подарками, сладостями и игрушками. Леля решил попробовать пастилку, а Минька взял яблоко и надкусил. Ему захотелось достать что-то повкуснее и он принес стул, но опрокинул его и сломал фарфоровую куклу. Когда пришли гости и мама начала раздавать подарки. Она нашла обкусанное яблоко и испорченную куклу. В качестве наказания мама отдает паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Минька ударил его и начался скандал и ругань между родителями. Дети выгоняют гостей и отбирают у них подарки, но папа объясняет детям, что они плохо поступили и обещает утром раздать все подарки.
Главными словами в рассказе являются:
«не хочу, чтобы мои дети были жадными и злыми. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня… Поэтому я такой сравнительно весёлый и добродушный».
Анализ произведения
В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.
Краткое содержание
В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.
Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.
Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.
Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.
Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.
Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.
Дети запомнили его слова на всю жизнь. Больше они никогда никого не обижали и не брали чужого.
План пересказа
По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.
Он включает в себя следующие пункты:
Основная мысль и характеристика персонажей
Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.
Они имеют следующие качества:
Писатель показал, что эгоистичным и жадным людям будет очень тяжело жить в обществе, ведь с ними никто не захочет общаться, а значит, они останутся в одиночестве.
Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.
Рассказ учит:
Следует быть добрым и приветливым человеком, радовать других людей и никогда не жадничать.
Отзывы читателей
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Автор здорово описал жадность детей, что является проблемой во многих семьях. Думаю, книга легко научит любого ребенка, как нужно вести себя в обществе. Персонажи запомнят свой некрасивый поступок, им будет стыдно. Я обожаю Зощенко, это мой любимый писатель. Он всегда с юмором подходит к важным проблемам, пишет интересные произведения, которые можно читать детям вместо сказок.
Жанр этого произведения — поучительный рассказ, а значит, в нем есть чему научиться. Писатель показал на примере героев, как себя нельзя вести. Эта книга будет интересна даже взрослым, ведь в ней есть ответ на вопрос, как научить детей вести себя в обществе.
Рассказ «Елка» меня впечатлил. Дети устроили гостям настоящий «сюрприз». У меня до сих пор при виде елки возникает картинка с братом и сестрой, которые испортили всем праздник. Я брала сборник рассказов Зощенко в библиотеке, книжка была с иллюстрациями. Все произведения этого автора достойны прочтения. Из них можно многому научиться. Я читала книгу давно, но ценные уроки мне запомнились до сих пор.
Елка: для читательского дневника
Михаил Зощенко: Елка: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник – 1
В рассказе ‘Елка’ Михаила Зощенко идет речь о брате и сестре: Леле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней елки и подарки.
Леля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Леля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Леля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.
Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лели и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила какому-то мальчику Минькин паровозик.
В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лели и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям.
Рассказ ‘Елка’ учит детей тому, что нельзя жадничать и показывать себя плохим хозяином, иначе можно испортить праздник не только гостям, но и себе самому.
Кратчайшее содержание рассказа ‘Елка’ в 6 предложений
Главные герои рассказа ‘Елка’ и их характеристика
План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко
Главная мысль рассказа ‘Елка’
Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.
Чему учит рассказ ‘Елка’
Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.
Отзыв на рассказ ‘Елка’
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.
Пословицы к рассказу ‘Елка’
Читательский дневник – 2
Главные герои и их характеристика
Сюжет краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя, иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить
План рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко.
Можно составить такой план по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко для пересказа:
Главная мысль
Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Чему учит эта книга
Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.
Пословицы к рассказу елка
Тайное становится явным.
На чужой каравай рот не разевай.
Не было бы счастья да несчастье помогло.
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
На что и клад, коли в семье лад.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Позвал гостей, а накупил костей.
Берут завидки на чужие пожитки.
В одну лапу всего не соберешь.
На чужую кучу нечего глаза пучить
Читательский дневник – 3
Главные герои рассказа Елка М.Зощенко: Лелька – старше Миньки, ей 7 лет, девочка с боевым характером, любит нашкодить, но обычно все сваливает на брата. Минька – младший брат, ему 5 лет,более осторожный, но слушается Лельку и ему часто достается вместо нее от родителей за шалости.
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ Зощенко для читательского дневника: Минька и Лелька – брат и сестра ждут гостей на Новогодний праздник. Все готово, елка наряжена, гости вот-вот придут. Лелька подстрекает Миньку отведать сладостей, висящих на елке. В итоге дети не удерживаются: Лелька съедает пастилу, Минька – обкусывает яблоко, случайно ломают игрушки, лежащие под елкой, приготовленные в качестве подарка гостям. Наконец приходят гости, надкусанное яблоко, сломанная кукла и паровозик становятся причиной ссоры мамы детей с гостями. обиженные гости уходят, праздник испорчен, Минька и Лелька наказаны – лишены всех своих игрушек.
Пересказ можно составить по следующему плану:
в семье украсили ёлку.
дети, старшая Леля и младший Минька, рассматривают украшения.
Леля съедает пастилку, а Минька откусывает яблоко.
мальчик хочет залезть повыше и нечаянно разбивает куклу.
мама узнает о происшествии и отдает Минькин подарок другому мальчику,
Минька мстит,
гости обижаются и уходят.
дети рады, так как все подарки достаются им.
папа решает наказать детей.
Ещё План для пересказа :
Вывод по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко – если обижать других людей, брать и портить чужие вещи, жадничать – можно лишиться друзей, играть будет уже не с кем. Все тайное всегда становится явным. Гораздо лучше радоваться приходу гостей, дарить подарки, не брать чужое – тогда и праздник удастся.
Главная мысль рассказа ‘Елка’
Нельзя быть жадным и если пригласил людей в гости, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым и обходительным, потому что иначе можно умереть в одиночестве.
Чему учит рассказ ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки и хорошее настроение, чтобы иногда получать подарки самим
Краткий отзыв к рассказу ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ мне очень понравился не только моралью, но самой атмосферой праздника, которую правда испортила некрасивая выходка детей.
Но зато Минька на всю жизнь запомнил важные слова, которые ему сказал папа и больше себя так плохо не вел.
Пословицы к рассказу ‘Елка’
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Гостю первое место и красная ложка.
Читательский дневник – 4
Долгожданная елка.
Разорение елки.
Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
Приход гостей.
Разоблачение Миньки и Лели.
Мальчик и паровозик.
Уход гостей.
Слова папы.
Жадность главный враг дружбы.
Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.
Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.
Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.
Читательский дневник – 5
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ в 5-6 предложений.
Краткий пересказ рассказа ‘Ёлка’:
Автор рассказывает нам историю о том, как мальчик, которого звали Минька с большим нетерпением ждал наступления Нового года. Перед праздником дети Минька и Леля зашли в гостинную и увидели наряженную, красивыми бусами и игрушками ёлку, так же на ёлке висели сладости. Леля съела пастилку, а Миша откусил яблоко. Потом Миша, который хотел достать что-нибудь с ёлки упал со стула и сломал ручку фарфоровой кукле.
Когда наступил праздник мама позвала детей и стала вручать всем подарки и что-то сладкое с ёлки.
Тогда мама рассердилась и подарила паровозик, который был для Миньки другому мальчику. Дети поругались, так же из-за детской ссоры поругались и мамы детишек. Когда все собрались уходить Леля сказала что это хорошо, ведь все игрушки достанутся им. С работы пришёл папа и сказал всем, что без друзей они просто помрут в одиночестве. Так же добавил, что он не хочет что бы дети ругались и тем более прогоняли гостей из дома. Минька на всю жизнь запомнил хороший урок полученный от папы и больше никого не выгонял и не обижал маленьких.
Автор характеризует Лелю, как очень хитрую и жадную девочку, будучи гораздо высокой девочкой она пыталась перехитрить своего младшего братика Миньку и ела сладости с ёлки, которые мальчику просто было не достать.
Мне не понравилось, как Леля поступила с гостями, которые пришли к ним на праздник, её обрадовало что дети ушли а все подарки достались им с Минькой.
Миньку автор описывает, как маленького братика Лели, который в начале новогодней истории оказался не менее злым и эгоистичным мальчиком, чем его сестра Леля. Минька тоже был рад уходу гостей и даже обидел мальчика, который пришёл к ним в гости.
Понравилось мне в Миньке то, что он прислушался к папиным словам, который отругал детей за неправильное и некрасивое поведение и отношение к гостям. Минька на всю жизнь запомнил слова папы и больше никогда так не поступал.
Читательский дневник – 6
Я прочитал рассказ М.Зощенко Ёлка.
Главные герои этого рассказа Лёля и Минька. Леля и Минька очень любят сладости. И вот на наряженной елке висели конфеты, пастила, яблоки. Когда мама ушла на кухню, дети пробрались в комнату, где стояла ёлка. Сестра Миньки – Леля доставала до пастилы, а Миньке доставалось всегда лишь яблоко.
Вот он решил поставить стул, чтобы достать до других сладостей и случайно разбил куклу, лежащую по елкой. Когда пришли гости, мама Лели и Миньки начала дарить подарки. Девочке досталась разбитая кукла. Мальчику мама хотела подарить яблоко, но оно оказалось надкушенным и тогда мама подарила мальчику заводной паровозик, который был предназначен для Миньки. Гости обиделись и ушли. А папа Лели и Миньки наказал их, отдав все игрушки гостям. Прочитав рассказ, я для себя сделал вывод, что нужно всегда слушаться взрослых и ничего не брать без спроса.
Главными героями рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко являются :
Минька – обычный пятилетний мальчик, у которого ещё, как и у всех детей его возраста только начинает формироваться характер ;
Леля – старшая сестра Миньки. Ей уже семь лет, но ведь это тоже немного. Поэтому девочка и не смогла проявить благоразумие, и вовремя остановиться при поедании ёлочных угощений ;
Главная мысль лежит на поверхности – хороший человек никогда не возьмёт то, что ему не принадлежит ; он всегда слушается родителей и никогда не станет обижать других людей словами, а тем более затевать драку.
Тайное становится явным;
на чужой каравай рот не разевай;
не было бы счастья да несчастье помогло;
кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами;
гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены;
Родительское слово мимо не молвится.
Читательский дневник – 7
План рассказа Ёлка
Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Автор рассказа Ёлка показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.
Краткое содержание Зощенко Елка для читательского дневника
Год: 1932 Жанр: рассказ
Главные герои: брат и сестра Минька и Лёля
В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора – о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом. Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.
Чему учит: Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание – стыд, который они не забудут.
Михаил Зощенко: Елка: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
В рассказе ‘Елка’ Михаила Зощенко идет речь о брате и сестре: Леле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней елки и подарки.
Леля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Леля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Леля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.
Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лели и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила какому-то мальчику Минькин паровозик.
В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лели и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям.
Рассказ ‘Елка’ учит детей тому, что нельзя жадничать и показывать себя плохим хозяином, иначе можно испортить праздник не только гостям, но и себе самому.
Анализ произведения
В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.
Краткое содержание
В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.
Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.
Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.
Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.
Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.
Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.
Дети запомнили его слова на всю жизнь. Больше они никогда никого не обижали и не брали чужого.
План пересказа
По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.
Он включает в себя следующие пункты:
Основная мысль и характеристика персонажей
Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.
Они имеют следующие качества:
Писатель показал, что эгоистичным и жадным людям будет очень тяжело жить в обществе, ведь с ними никто не захочет общаться, а значит, они останутся в одиночестве.
Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.
Рассказ учит:
Следует быть добрым и приветливым человеком, радовать других людей и никогда не жадничать.
План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко
Лёля и Минька — Зощенко Михаил Михайлович
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату.
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лелька научила.
— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Леля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
2. КАЛОШИ И МОРОЖЕНОЕ
Когда я был маленький, я очень любил мороженое.
Конечно, я его и сейчас люблю. Но тогда это было что-то особенное — так я любил мороженое.
И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, у меня прямо начиналось головокружение: до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.
И моя сестрёнка Леля тоже исключительно любила мороженое.
И мы с ней мечтали, что вот, когда вырастем большие, будем кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.
Но в то время мы очень редко ели мороженое. Наша мама не позволяла нам его есть. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. И по этой причине она не давала нам на мороженое денег.
И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах калошу. Обыкновенную резиновую калошу. Причём очень ношенную и рваную. Наверное, кто-нибудь бросил её, поскольку она разорвалась.
Вот Леля нашла эту калошу и для потехи надела её на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой.
Вдруг по улице идёт тряпичник. Кричит: «Покупаю бутылки, банки, тряпки!».
Увидев, что Леля держит на палке калошу, тряпичник сказал Леле:
— Эй, девочка, продаёшь калошу?
Леля подумала, что это такая игра, и ответила тряпичнику:
— Да, продаю. Сто рублей стоит эта калоша.
Тряпичник засмеялся и говорит:
— Нет, сто рублей — это чересчур дорого за эту калошу. А вот если хочешь, девочка, я тебе дам за неё две копейки, и мы с тобой расстанемся друзьями.
И с этими словами тряпичник вытащил из кармана кошелёк, дал Леле две копейки, сунул нашу рваную калошу в свой мешок и ушёл.
Мы с Лелей поняли, что это не игра, а на самом деле. И очень удивились.
Тряпичник уже давно ушёл, а мы стоим и глядим на нашу монету.
Вдруг по улице идёт мороженщик и кричит:
Мы с Лелей подбежали к мороженщику, купили у него два шарика по копейке, моментально их съели и стали жалеть, что так задёшево продали калошу.
На другой день Леля мне говорит:
— Минька, сегодня я решила продать тряпичнику ещё одну какую-нибудь калошу.
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.
Валентина Ивановна, учитель
Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.
Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
Последствия проделки
Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.
Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.
Главным моментом в кратком содержании «Елки» Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.
С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.
Что предложила Леля?
Важным эпизодом в кратком содержании «Елки» Зощенко является предложение девочки не открывать подарки, а лучше съесть что-нибудь вкусное. Брат поддерживает сестру, и она моментально съедает одну пастилу. Минька откусывает маленький кусочек яблока.
Тогда Леля решает съесть не только пастилу, но и одну конфету. Она была высокого роста, поэтому могла достать до самых «вкусных» украшений. Минька же был маленького роста и мог дотянуться только до яблока. Примечательным является то, что он изменяет имя сестры, добавляя к нему увеличительный суффикс («Лелище»), намекая на ее рост.
Леля поддразнивает брата, говоря, что она съест пастилу, орех и возьмет себе еще и хлопушку. Минька чуть не заплакал от обиды. Он решает пододвинуть к елке стул, чтобы дотянуться до других сладостей. Но стул падает на мальчика, он поднимает его, но тот снова падает, теперь уже прямо на подарки.
Леля говорит, что брат отломил руку фарфоровой кукле. Тут они услышали, как к двери подходит мама, и убежали в другую комнату. Сестра говорит брату, что мама наверняка его накажет. Минька хотел заплакать, но в этот момент к ним пришли гости.
Главные герои рассказа Елка М.Зощенко
Лелька — старше Миньки, ей 7 лет, девочка с боевым характером, любит нашкодить, но обычно все сваливает на брата. Минька — младший брат, ему 5 лет,более осторожный, но слушается Лельку и ему часто достается вместо нее от родителей за шалости.
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ Зощенко для читательского дневника
Минька и Лелька — брат и сестра ждут гостей на Новогодний праздник. Все готово, елка наряжена, гости вот-вот придут. Лелька подстрекает Миньку отведать сладостей, висящих на елке. В итоге дети не удерживаются: Лелька съедает пастилу, Минька — обкусывает яблоко, случайно ломают игрушки, лежащие под елкой, приготовленные в качестве подарка гостям. Наконец приходят гости, надкусанное яблоко, сломанная кукла и паровозик становятся причиной ссоры мамы детей с гостями. обиженные гости уходят, праздник испорчен, Минька и Лелька наказаны — лишены всех своих игрушек.
Вывод по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко — если обижать других людей, брать и портить чужие вещи, жадничать — можно лишиться друзей, играть будет уже не с кем. Все тайное всегда становится явным. Гораздо лучше радоваться приходу гостей, дарить подарки, не брать чужое — тогда и праздник удастся.
В читательский дневник рассказ Михаила Зощенко ‘Елка’ можно кратко записать:
Брат и Сестра Лелька и Минька совершили ужасный поступок. Родители позвали гостей и других детей и хотели угостить их сладкими украшениями, но Лелька и Минька все съели, сломали игрушки. Когда пришли родители и другие дети они были очень разочарованы. Лельке и Миньке было очень стыдно. Мама начала за них заступаться и подарила Минькин паровозик обиженному мальчику. Миньке это было очень неприятно и он разревелся. Но в итоге, главные герои осознали свою ошибку и сказали, что больше так не будут. Эта история послужила им уроком на всю жизнь, которую автор помнит даже в зрелом возрасте.