Тест. «Сказочные» слова с необычным ударением
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какое ударение должно быть в выделенном слове?
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Варианты ответов
Вопрос 2
Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
Варианты ответов
Вопрос 3
Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Варианты ответов
Вопрос 4
Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
Варианты ответов
Вопрос 5
Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую
Варианты ответов
Вопрос 6
Найди «сказочное» слово с необычным ударением.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
Варианты ответов
Вопрос 7
Найди «сказочное» слово с необычным ударением.
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Варианты ответов
Вопрос 8
Найди «сказочное» слово с необычным ударением.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит
Варианты ответов
Вопрос 9
Найди все «сказочные» слова с необычным ударением, рифма и ритм тебе поможет в этом.
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток
Грамматические сказки. Волшебник Ударение
специалист в области арт-терапии
Грамматические сказки
Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.
А с чего это они поссорились? Дело в том, что когда О и А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается…
К счастью, на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она вдруг станет слышать ясно, не может быть ни малейшего сомнения в её написании.
Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень захотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно
писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А или О (да и другие тоже, как, например, Е – И).
Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а главное, буквы не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
— Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗАМÓК и сказал:
— Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМÓК, и возник ЗÁМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали:
— Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые БÉЛКИ. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо ÁТЛАС получился АТЛÁС, вместо КÁПЕЛЬ – КАПÉЛЬ, вместо ДОРÓГА – ДОРОГÁ, ГОРОДÁ – ГÓРОДА. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Презентация к уроку родного (русского) языка во 2 классе на тему: «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Урок родного (русского) языка во 2 классе
Учитель: Варзина А.В.
Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную.
Бери себе и злата и серебра сколько твоей душе хочется.
Ударились птицы о сырую землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной.
ТРАВА ШЕЛКОВАЯ
ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК
Не надо мне ни злата, ни серебра.
Дворец весь в золоте и серебре.
СИЛУШКА НЕСКАЗАННАЯ
Сказанное слово сто рублей стоит, несказанному цены нет.
1. Ударение подсказывает, как прочитать незнакомое или редкое слово
2. Ударение различает слова, которые пишутся одинаково
3. Ударение передает сказочную манеру речи: подсказывает ритм
4. Ударение передает сказочную манеру речи: различает «сказочные» и обычные слова
КАК СНЕГ
КУРАМ
ПОЛОЖА РУКУ
ПОВЕРИТЬ
ВОДИТЬ
НА СМЕХ
НА ГОЛОВУ
НА СЛОВО
ЗА НОС
НА СЕРДЦЕ
1. Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие в тридешева.
2. У честного купца зуб на зуб не приходил.
3. Баба-яга, костяная нога, так спит, что с неё пар валит, от храпа оконца дрожат.
4. Большой стал хорониться за меньшого, а от меньшого ответу нету.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Ударение»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Ударение»
Цели урока : ( слайд 3)
1. Закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги.
Используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
Работать над усвоением норм литературного ударения.
Учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и лексических задач. (слайд 4)
— Сколько в слове слогов? От чего зависит их количество?
— Разделите слова на слоги : ( слайд 5)
Как называются слова, близкие по своему значению?
С одним из слов составьте словосочетание, разберите его.
Придумайте предложение, в котором одно из слов было бы обращением.
Игра «Определите количество слогов»! Запишите их количество цифрой на узкой
полоске (цифровой диктант): ( слайд 6)
Ты родился в России.
родное, деревья родные,
Родина начинается с детства.
( слайд 7 – проверка цифрового диктанта)
2. Работа по теме урока.
Запись темы на доске и в тетрадях.
— Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему Сережа оказался в смешном положении?
Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: «Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять». Он берет бутылку с лекарством и читает: «Три раза ij день по столовой ложке. После приема пищи». Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?» — «Я лекарство принял, а там написано: после приема — пищи». Мама рассмеялась; «Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. Здесь написано: «Три раза в день после приема пищи», то есть после завтрака, обеда и ужина». И Сережа сразу вспомнил, что.
Как вы думаете, о чем?
Попробуем сделать вывод, что такое ударение.
Далее класс работает с предложением:
дать характеристику предложению;
найти в нем грамматическую основу;
3) задать вопросы по предложению;
4) обозначить орфограмму-пробел.
— Запишите словосочетания, расставьте ударения в одинаково звучащих словах. ( слайд 9)
Пропасть между скалами — пропасть без следа;
плачу от боли — плачу добром;
вымыли полы — полы пальто;
длинная дорога — Родина мне дорога.
Солнце село — село за рекой.
1) На бахче у нас растет,
Как разрежешь — он течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется (крапива).
3) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфор).
Чтоб скорей в библиотеке
отыскать ты книгу смог,
в ней бывает картотека, специальный (каталог).
Как бойцы на парад.
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё(алфавит)
— Как образовалось слово алфавит?
Оно составлено из названий двух букв греческого алфавита: альфа и вита (бета). Слову алфавит соответствует слово азбука, которое составлено из названий двух первых букв славянского алфавита: аз и буки.
1) Я травянистое растение
с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение, |
и превращаюсь я в конфету.
I ) Я сборник карт: от ударения
зависят два моих значения:
захочешь — превращусь в название
блестящей, шелковистой ткани я.
Мы для пильщика подставка,
мы для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
нам другое ударение —
осторожней будешь с нами:
забодаем мы рогами!
— Рассказывая о роли ударения в слове, можете использовать и стихотворение Я.Козловского:
лихо прыгают козлы
Крикнул филин: «Я сего
Мука, хлопок, пропасть, трусить, избегать, вычитать.
— Прочитайте вслух, отмечая в выделенных словах ударение. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких — только изменяет их форму (падеж, число и т. д.):
I ) В классе вымыли полы. — Сергей вычистил полы пальто.
2) Столяр сделал книжные полки. — По дороге день и ночь двигались вооруженные полки
4) Открыты все окна. — Я стою у окна.
5) Собрались директора всех школ города. — Учителя собрались в кабинете директор
. 6) Я мою руки. — Дай мою книжку
А сейчас в группе однокоренных слов выделите корень и расположите их одно за другим так, чтобы ударение падало на первый, второй и т. д. слоги.
молодежь дорогой переносит
молод дорого носит
молоденький дороже носить
помолодел дороговатый переносной
— Выполните подобное задание из учебника (упр 337).
— Характерной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность
(понял — понят — поняла).
Встречаются и слова, имеющие варианты с разными ударениями.
Послушайте стихотворение-шутку В. Громова.
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог —
Как говорить вернее — творог?!
А может правильней — творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, —
Лицо, как роза, расцвело.
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?»
А может, правильнее — творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка.
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
«Н-да, я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок.
Но как же все-таки — творог,
А может, правильнее — творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило. творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
— Задача: найдите в стихотворениях слова с двойным ударением.
Комбайнер жатвою пропах,
Он раньше птиц на старте.
Могучий полевой размах
Вошел в его характер.
Комбайнер-комбайнёр: традиционные варианты.
И. вдруг он понял: вот с кем он прожил
Все эти годы странствий и обманов
. Вот чьи он фотографии возил
На дне пустых дорожных чемоданов. (К. Симонов ).
Не разъезжал по свету,
Не знал он, где кончался
(А. Твардовский). прожил — прожил
Козлы — козлы, полки — полки, замок — замок, атлас — атлас (показать рисунки).
Игра «Проверь себя»: вызванному ученику показываю карточку с записанным на нём словом,
в котором не поставлено ударение, — он произносит слово. Переворачиваю карточку и показываю это же слово с поставленным знаком ударения.
Сутолока, библиотека, средство, фарфор, километр, каталог, цыган, документ, жаворонок, ненависть, случай, столяр, магазин, процент.
— Почему не рифмуются последние слова в следующих двустишиях:
Рожь мы пишем с мягким знаком,
С этим я давно знаком.
Уродились густые хлеба,
Будет много душистого хлеба.
Номер материала: ДВ-271467
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. |