Составьте рассказы на темы: «Путешествие по средневековому городу», «Рассказ старого ремесленника о своей жизни»
Обсуждение вопроса:
Путешествие по средневековому городу
Город был виден издалека. Он смотрелся расписным пряником среди окрестных полей с высокими стенами, на башнях которых развивались флаги и красными крышами (красный цвет означал, что их покрывала дорогая черепица). Путник обычно долго добирался в город и издалека всматривался во всё это великолепие.
У ворот встречала строгая стража, которая встречала путника по одежде — пускать бродяг и нищих не хотели. Но опрятно одетые купцы, да ещё с товаром проходили беспрепятственно.
За воротам путник сразу утопал в грязи часто немощёных улиц вперемежку с содержимым ночных горшков, которые выливались из окон прямо на улицу. Эти улочки были кривыми и узкими, потому тёмными; а некоторые дома не только возвышались на улицами, но и высели над ними — второй этаж порой был шире первого, потому получался почти тоннель.
Многие дома оказывались обшарпанными и ветхими. Красные крыши, которые издалека выглядели черепичными, вблизи оказывались соломенными, просто покрашенными в красный цвет.
По этим кривым улочкам путник выходил на главную площадь. И здесь рот невольно раскрывался от удивления. Площадь обычно была просторной, что особенно поражало после тесного лабиринта улочек и переулков. На площадь выходили самые богатые, потому опрятные дома. Здесь же как правило стояли ратуша и собор — шедевры архитектуры этого региона.
Рассказ старого ремесленника о своей жизни
Я — гражданин славного города Брюгге, всю жизнь прожил под защитой его стен, редко выходил за них и никогда не удалялся дальше, чем на пол дня пути.
Раннее своё детство я помню плохо, только знаю, что в семье нас было пятеро, я — старший и окрестили меня в честь святого Зигмунда.
Когда бегал уже сам по нашей улице, меня отдали в ученики ювелиру мастеру Хансу. Сам отец был кожевенником, и младшие братья переняли ту же профессию, но для меня родители хотели более благородного ремесла. Они долго копили деньги, которые заплатили мастеру Хансу за моё обучение. Так я попрощался отчим домом, хотя иногда туда прибегал, но с годами всё реже.
В первые годы обучения ученик — практически слуга. Но это нормально. Он при этом учиться, наблюдая за взрослыми. Постепенно, когда руки наполнились силой, а глаза научились примериваться и не подводить, мне доверили несложные части работы. Но в ювелирном деле таких мало, материал в любом случае дорогой.
Со временем я стал подмастерьем. Я получал уже часть прибыли и со временем стал работать не хуже Ханса. Оценил это не только мастер, но также его дочь — моя Бригитта, которая была мне верной женой всю жизнь.
Мой шедевр цех принял с радостью. А старому Хансу тогда уже всё сложнее давалась работа — подводили глаза, а в нашем деле много мелкой работы. Довольно быстро мастерская фактически перешла ко мне, а после смерти Ханса это было оформлено документально. Хорошая просторная мастерская с жилыми комнатами и лавкой на первом этаже. Так я проработал всю жизнь, хотя пару раз и пришлось кое — что подновлять.
Честный труд, искренняя молитва, соблюдение правил цеха — вот, что положено хорошему мастеру, то, чем была наполнена вся моя жизнь. С Бригиттой мы нажили троих сыновей и двух дочерей. Дочери, слава Господу, уже выданы за муж. Двое старших сыновей учатся у моих хороших друзей. Старший уже давно подмастерье и трудиться над собственным шедевром. Младшего учу я. Он унаследует моё дело и мастерскую.
Сочинение по истории “Путешествие по средневековому городу” или “Средневековый город”. Сочинение на тему «Мое путешествие по Средневековому городу
Путешествие по средневековому городу, 6 класс
Вопрос 2.
Назовите причины возрождения старых и появление новых средневековых городов в Западной Европе в X — XI вв
. (работа с учебником; стр.104-105)
Предполагаемые ответы учащихся :
1) прекратились набеги норманнов, венгров и арабов;
2) более безопасной стала жизнь и труд крестьян; стали распахиваться новые земли, что привело к увеличению урожайности;
3) изделия ремесленников стали пользоваться большим спросом;
4) произошло отделение ремесла от сельского хозяйства.
5) быстрый рост населения Европы; снижение смертности от голода и болезней;
Ответ принимается. Учитель более подробно объясняет как произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, т.е. делает упор на одну из главных причин образования городов.
В каких местах раньше всего могли возникать новые города?
Работа с историческими источниками. Учащимся предлагается отрывок из хроник, которые сообщают о возникновении городов, и предлагается ответить на вопросы: (документ, рабочий лист)
1. В каком веке начали возникать города?
2. Где возник город Фульда? Как это могло повлиять на его развитие?
3. Где возник город Майнц? Как это могло повлиять на его развитие?
4. Где ещё, на ваш взгляд, могли возникать города?
Ответы учащихся дополняет учитель
— на перекрёстке торговых путей, возле удобной морской гавани;
— у стен замка или монастыря;
— в излучине реки, моста.
Наше путешествие продолжается. Что бы время в дороге пролетело быстрее, я познакомлю вас с названиями средневековых городов. Названия многих городов возникли в Средневековье. Память о них сохранилась и дошла до наших дней. Страсбург (крепость на дороге). Эдинбург – крепость Эдвина. Кембридж (мост через реку Кем).
. Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на политической карте Европы города с одинаковым окончанием. I ряд на «бург»; II ряд на «фурт»; III ряд на «берг».
Бург: Макдебург, Бургос, Аугсбург, Регенбург
Итак, мы у ворот средневекового города
.
Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены не только надёжно защищают город, это символ могущества и свободы. Город с населением 10 тыс. жителей считается большим, а с населением 40 – 50 тыс. – огромным. Их в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и др. Чтобы нам открыли ворота средневекового города нужно выполнить задание.
Найдите на карте город Лондон королевства Англии и опишите его местоположение. Что вы знаете о современном Лондоне. (достаточно будет, если дети скажут, что сейчас это столица Великобритании) (работа с картой на стр.106-107 учебника)
Выполните задание 3 в рабочем листе.
Что бы мы увидели, оказавшись на улицах города? (сообщение учащихся стр. 116-119
Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии. Но со временем, города, окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинал борьбу за свои права. Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами ( от латинского слова «коммунис» — общий)
Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей городов можно встретить сеньора и епископа, купца и ремесленника, слуг и нищих. Состав городского населения был очень сложным.
Состав городского населения
Управление городом (заполнить первую часть схемы, §13 стр. 108, абзац 3)
Жителем города мог стать и крепостной крестьянин. А при каких условиях могли стать горожанами даже крепостные крестьяне? В этом нам помогут исторические источники.
Работа с источниками. Задание:
Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы:
(рабочий лист, документ №2, заполнение второй части схемы)
1.При каких условиях даже крепостной крестьянин становился свободным?
Наше путешествие продолжается. Мы у дома ремесленника. Как вы объясните слова ремесло и ремесленник. Предполагаемый ответ:
— это изготовление различных изделий кустарным способом;
– это люди занимающиеся ремеслом.
А как давно возникло ремесло? Предполагаемый ответ: ремесло возникло в глубокой древности. Какие вы знаете ремёсла?
Давайте зайдём в мастерскую ремесленника и посмотрим — как устроена жизнь ремесленника?
Рассказ учителя.
. ( Рабочий лист задание 4)
Расставить понятия к определениям. (цехи, устав, мастер, подмастерье, шедевр, ученик)
……….- союзы ремесленников одной специальности
………. – правила жизни цеха
………. – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату
………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру
………. – лучший образец изделия
Задание «Статут ткачей шерсти» ( документ 3, рабочий лист)
Кто имел право стать ткачом?
IV Закрепление:
1). На вопросы нужно ответить «да» или «нет».
Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени.
А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше — проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи превратился в лохмотья, а карета — в тыкву.
В средневековом городе каждая улица дышит волшебством, дома хранят легенды, а кошки по ночам рассказывают друг другу сказки на крышах. А ещё в Средневековье были очень красивые костюмы. Девушки носили пышные платья, а мужчины — расшитые драгоценными камнями камзолы. А современная одежда показалась бы бедной даже крестьянину.
Единственное, что мне не нравится в средневековых городах — это публичные казни на площадях! Человеку отрубали голову, а для людей это было развлечение. Это кажется мне неправильным, ведь казнь могли увидеть дети.
А вообще, в средневековых городах очень красиво. Не встретишь двух одинаковых домов — все они отличались друг от друга. А в центре города обязательно стоял замок, принадлежащий какому-нибудь богатому феодалу. По вечерам там зажигали камин, а коридоры освещали факелами. В замках часто устраивали пиры, где подавали свежую дичь, которую только что привезли охотники. А в башнях жили приведения, пугая по ночам всех обитателей. Я думаю, в замке очень страшно оставаться ночью, ведь каждую тень можно принять за ужасное чудовище.
Мне бы очень хотелось попасть в средневековый город хотя бы на один день. А лучше — пожить в замке! Носить самые дорогие и красивые наряды, участвовать в балах, скакать на лошади, ездить на охоту. Может быть, мне бы удалось увидеть настоящее привидение. Но те времена остались только в старинных былинах, сказаниях и легендах. А нам остаётся только рисовать их в своём воображении.
Посмотрите эти сочинения
Город в средневековье. Описание
Город располагался так, чтобы его удобно было окружить защитной стеной, но чтобы и окружающая среда служила ему защитой.
Первые средневековые города окружали земляным валом и деревянным частоколом, более поздние уже обносили одной, двумя, а то и тремя каменными зубчатыми стенами с круглыми башнями. В город, как и в феодальный замок, можно было попасть только через подъемный мост и узкие ворота, которые на ночь надежно закрывались. Возле городских ворот возвышалась виселица с телами повешенных — предостережение для тех, кто не ладит с правосудием. От ворот в город вела улица, проложенная кое-как и, конечно, не мощенная (мостовые появились в европейских городах лишь в конце средневековья, их было мало). Посреди проезжей части улицы — сточная канава «с навозной жижей, вытекающей из отхожих мест». В жару на улице нечем дышать из-за пыли и вони, а после дождя по ней ни проехать, ни пройти. В середине XV в. на одной из таких улиц едва не погиб со своим конем в непроходимой грязи император Фридрих Ш. Поскольку территория города была небольшой (ее ограничивала защитная стена), кривые городские улицы прокладывали узкими, иногда они не превышали 1-2 м в ширину. На такой улице не всегда могли разойтись двое встречных прохожих. Днем в такие улочки даже солнечный свет не проникал, ночью же они не освещались и становились царством грабителей.
Дом зажиточного горожанина. XIII в. |
Ночной Париж. Гравюра Г. Доре. XIX в. |
Городские дома с крутыми красными крышами тесно прилегали друг к другу и в большинстве случаев были деревянными (каменное строительство g городах началось где-то в XIV в.), поэтому пожары нередко уничтожали город дотла. Дом имел несколько этажей, тянулся вверх. Этажи образовывали выступы (эркеры, балконы, лоджии), которые нависали над улицей. Смежные дома почти касались друг друга своими верхними этажами. В доме был чердак с окном и блоком для поднятия сена, соломы, зерна — запасов на зиму.
Каждая семья имела свой дом, точнее — усадьбу, в которой был огородик и садик, конюшня, хлев, погреб, виноградная давильня и т. п. Усадьба окружалась надежной стеной, вход в дом и окна закрывались массивной дверью и ставнями (средневековый человек всего боялся). Словом, в средневековом городе почти все было, как в селе.
Городские дома нумерации не имели, ее заменяли распознавательные знаки — барельефы на религиозные сюжеты, скульптурные портреты хозяев и т. п. Площади отдельных городов Италии украшали фонтаны — остатки античной роскоши.
Основным архитектурным украшением средневекового города был собор, колокольня которого отбивала время и сообщала горожанам о пожаре, вражеском нападении или вспышке эпидемии.
В конце средневековья в городах появились ратуши, в которых собирался городской совет, крытые рынки, больницы, колледжи и шумливые студенческие общежития (с их появлением горожане забыли, что такое нормальный сон), складские помещения и т. п. Бани в средневековом городе, в отличие от античного, были редкостью и вдобавок поражали своей антисанитарией.
Итак, средневековые города в Европе были лишены элементарного комфорта, внешне непривлекательны. Материал с сайта //iEssay.ru
Вместе с тем, города неплохо обеспечивались продуктами питания. Вокруг них, ближе к их стенам, за которыми в случае вражеского нападения можно было укрыться, селились земледельцы. Каждый день прибывали на городской рынок их телеги, груженые различным продовольствием, на любой вкус и кошелек.
XII ст. Из старинного описания города Лондона
Люди различных профессий, продавцы разных товаров и всяческие поденщики ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимости от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, имеющихся на судах и в погребах, открыта для всех харчевня. Здесь ежедневно, в зависимости от времени года, можно было найти тертую, жареную, вареную пищу, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более качественное для богатых, дичь и разную птицу… Сколько бы воинов и прихожан ни прибыло в город или ни покинуло его, в любое время дня и ночи ни те, ни другие не оставались голодными.
Барельеф — скульптурное изображение на плоскости, в котором выпуклые фигуры выступают над поверхностью не более чем наполовину своего объема.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Город
Города в средневековой Европе были довольно малы.
Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.
Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.
Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.
Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.
Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.
60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.
Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.
Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.
Изображение города на миниатюре 15в.
Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.
Вариант №2
В поздние Античные времена город являл собой огорожённое стеной некоторое количество построек и домов, окружённое, как правило, обрабатываемыми землями. Дома же окружали цитадель или крепость, которая является вотчиной владыки, контролирующего значительное пространство вокруг города. И такие ячейки «город + окружающее пространство» составляли всю Европу в те времена, в том числе и Древний Рим.
Городов было множество, однако многие из них сравняли с землёй во время Великого Переселения народов. Немного городов уцелело, но во многих в целых остались только крепости. Такие крепости, оставшиеся от некоторых городов, занимали вожди, герцоги, бароны и епископы. Им служили крестьяне, которые занимались сельским хозяйством вокруг крепости.
Хозяйства, непосредственно примыкающие к крепости, были на вес золота, ведь, в случае осады, их собственники могли намного эффективнее обезопасить себя, обеспечив себе свой собственный запас, и одними из первых укрывшись в цитадели. Эти хозяйства скоро образуют новые города на руинах старых.
К X веку в городах начинает организовываться новое сословие – горожане. Их намного меньше, чем крестьян, но их влияние превосходит влияние крестьянства. Занимаются они ремёслами и коммерцией. К XIV веку крестьяне и горожане окончательно разделились на два сословия. Горожане отныне имели особые права и обязанности перед сеньором, человеком в крепости, они платили особые поборы, надевали специальную одежду.
К этому времени количество городов в Европе увеличилось в разы, принимались попытки отстроить старые города. Крестьянство сбегало в города, поскольку привилегии горожан были намного значительнее. Они обладали личной свободой, могли иметь собственное имущество. Сбегавшие в город крестьяне приносили с собой и общинное устройство. Горожане собирались, обсуждали насущные проблемы, избирали главу города, организовывали ополчение для защиты. Влиятельной силой в городе являлись цеха. Цех – объединение людей одной профессии (кузнецы, плотники), цеха контролировали цены на продукцию своих членов, защищали их от рэкета, притеснений. Быть в цеху для ремесленника было намного выгоднее, чем не быть в нём. Существовал также и аналоги цехов, которые объединяли людей коммерческих профессий – гильдии. Таким образом, цеха и гильдии, с развитием торговли и межгородских отношений, становились всё более влиятельной силой в городе, и даже участвовали в политической жизни города.
Такое самоуправление никак не могло быть на пользу феодалам, на земле которых возникали города. Хоть с растущих городов и можно было получать солидные налоги, вместе с налогами росли и противоречия между феодалами и городскими общинами. На ранних стадиях развития поселений без феодалов нельзя было обойтись, они защищали города от постоянных нападений, организовывали быт горожан. Но теперь, когда существуют такие вещи, как ополчение и община, феодальная повинность стала лишь обузой, камнем на шее развивающихся городов. Многие города в конце концов низвергли сеньоров. Некоторые города образовали мощные торговые республики (например, Генуя и Венеция).
6 класс история среднего века
Две главные проблемы средневекового города
Первой проблемой были нечистоты, ведь канализации не было очень долгое время, все выбрасывали и выливали просто на улицу, что становилось причиной распространения эпидемий. В ответ на это в городе появились люди, которые чистили туалеты и вывозили их содержимое за пределы городских стен.
А вторая проблема – это пожары. Поскольку дома были деревянными, они легко загорались, а плотность застройки приводила к тому, что из-за одного неосторожного человека выгорали целые кварталы.
Рис. 3. Пожар в средневековом городе.
Готовя доклад о городских пожарах, нельзя не рассказать о том, что политическая борьба за место в городском совете часто сопровождалась поджогами. Чтобы их прекратить, людей, пойманных за поджогом, сжигали живьем.
Окружающий мир (4 класс): придумать рассказ о путешествии в Средневековье.
|
Задание в учебнике:
Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в Средневековье.
Рассказ о путешествии в Средневековье.
Если бы я путешествовал в средневековье, то наверное присоединился к купцам, везущим специи из Восточных стран. Чтобы продать свой дорогой товар торговцы много путешествовали по всей Европе и конечно видели больше, чем остальные люди.
С удовольствием походил бы я по тесным улочкам европейских городов, где балкончики противоположных домов почти соприкасаются друг с другом. Походил по площадям и посмотрел на величественные храмы и ратуши. Тогда это были самые большие здания в городах и их не закрывали высотки. Конечно, наш торговый караван посетил бы европейских правителей, живущих в укрепленных замках. А если бы мы попали на рыцарский турнир и на пир в его честь я был бы счастлив.
Еще я обязательно познакомился бы со средневековыми мальчишками и узнал во что они играют и какие у них игрушки. Еще мне очень интересно было бы попасть в средневековую школу и сравнить ее с сегодняшней. Что осталось неизменным, а что поменялось.
А потом вместе с караваном мы вернулись на Восток за новой партией пряностей, и тогда бы я от них незаметно отстал и вернулся домой.
Жалко, что у меня нет машины времени.
Задание в учебнике:
Представь себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей?
Если бы я был владельцем средневекового замка.
Средневековые замки были не слишком уютны. Поэтому если бы я был владельцем замка, то приглашал к себе гостей только летом, чтобы они не мерзли.
На всякий случай я разжег бы в камине огонь, чтобы было не сыро и накрыл большой стол.
Я знаю, что в средние века одним из развлечений господ была охота. А значит, после завтрака я вместе с гостями отправился бы на охоту, добывать ужин. Потом мы пожарили бы мясо и устроили большой пир. Позвали танцоров и музыкантов и сами тоже потанцевали и спели.
На следующий день можно было бы устроить рыцарский турнир. Я не очень хорошо знаю, как они устраивались, поэтому пришлось бы нанять ведущего, который бы все устроил.
Потом, если бы позволила погода, можно было бы устроить пикник прямо на улице.
Надеюсь, гостям бы у меня в замке понравилось.
Сочинение по истории “Путешествие по средневековому городу” или “Средневековый город”. Сочинение по истории «Путешествие по средневековому городу» или «Средневековый город
Город
Города в средневековой Европе были довольно малы.
Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.
Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.
Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.
Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.
Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.
60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.
Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.
Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.
Изображение города на миниатюре 15в.
Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.
Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени.
А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше — проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи превратился в лохмотья, а карета — в тыкву.
В средневековом городе каждая улица дышит волшебством, дома хранят легенды, а кошки по ночам рассказывают друг другу сказки на крышах. А ещё в Средневековье были очень красивые костюмы. Девушки носили пышные платья, а мужчины — расшитые драгоценными камнями камзолы. А современная одежда показалась бы бедной даже крестьянину.
Единственное, что мне не нравится в средневековых городах — это публичные казни на площадях! Человеку отрубали голову, а для людей это было развлечение. Это кажется мне неправильным, ведь казнь могли увидеть дети.
А вообще, в средневековых городах очень красиво. Не встретишь двух одинаковых домов — все они отличались друг от друга. А в центре города обязательно стоял замок, принадлежащий какому-нибудь богатому феодалу. По вечерам там зажигали камин, а коридоры освещали факелами. В замках часто устраивали пиры, где подавали свежую дичь, которую только что привезли охотники. А в башнях жили приведения, пугая по ночам всех обитателей. Я думаю, в замке очень страшно оставаться ночью, ведь каждую тень можно принять за ужасное чудовище.
Мне бы очень хотелось попасть в средневековый город хотя бы на один день. А лучше — пожить в замке! Носить самые дорогие и красивые наряды, участвовать в балах, скакать на лошади, ездить на охоту. Может быть, мне бы удалось увидеть настоящее привидение. Но те времена остались только в старинных былинах, сказаниях и легендах. А нам остаётся только рисовать их в своём воображении.
Посмотрите эти сочинения
Нумерация
Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.
До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.
Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.
Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе. Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.
Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти. Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.
Со стороны площади доносится музыка. Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.
Планировка
Многие города имели примерно однотипную планировку. В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя.
От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.
Улицы города… Сюда редко проникает солнце.
Преградой для него служит прежде всего узость улиц, а также и довольно далеко, иногда на несколько футов, выступающие над нижними этажами верхние этажи.
Очень многие дома, кроме того, снабжены выдвигающимися вперед этажами. Недостаточная ширина улиц и эти этажи-выступы оставляют мало места для обитателей.
Город, не будучи в состоянии разрастаться в ширину, успешно растет вверх. В нижних этажах домов помещаются лавки, сараи, погреба.
А ведь еще недавно, не смотря на свои внушительные стены, город представлял огромное село с маленькими, крытыми соломою домишками.
Сочинение на тему я житель средневекового города
Село и город
И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками. Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.
Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.
Въезд английского сеньора в город
Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь. Эти „башмаки» играли роль современных галош. Собственно говоря, эта дополнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы, прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.
Выглядело это вот так
Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.
Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»
«Ворот же ровным счетом шесть, Притом еще два малых входа; Десяток рынков для народа. Прилавки не бывают пусты: Хоть отбавляй зерна, капусты, Плодов и сала и вина; На всяк товар своя цена, Обилен торг – куда ни глянь! Еще тут есть тринадцать бань Общественных и храмов восемь, Где Богу мы хвалу возносим. Река по городу бежит, Семь дюжин жерновов вертит… Здесь трудятся под каждой кровлей; Иные заняты торговлей, И бойко их идут дела! А большинство от ремесла Приобретает свой доход И припеваючи живет. А сколько в городе ремесел – Я было стал считать, да бросил»
Торговые площади
Город Нюрнберг на средневековой миниатюре
Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.
Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города. С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.
В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).
На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.
Горожане на миниатюре 13 века
Путешествие по средневековому городу, 6 класс
Вопрос 2.
Назовите причины возрождения старых и появление новых средневековых городов в Западной Европе в X — XI вв
. (работа с учебником; стр.104-105)
Предполагаемые ответы учащихся :
1) прекратились набеги норманнов, венгров и арабов;
2) более безопасной стала жизнь и труд крестьян; стали распахиваться новые земли, что привело к увеличению урожайности;
3) изделия ремесленников стали пользоваться большим спросом;
4) произошло отделение ремесла от сельского хозяйства.
5) быстрый рост населения Европы; снижение смертности от голода и болезней;
Ответ принимается. Учитель более подробно объясняет как произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, т.е. делает упор на одну из главных причин образования городов.
В каких местах раньше всего могли возникать новые города?
Работа с историческими источниками. Учащимся предлагается отрывок из хроник, которые сообщают о возникновении городов, и предлагается ответить на вопросы: (документ, рабочий лист)
1. В каком веке начали возникать города?
2. Где возник город Фульда? Как это могло повлиять на его развитие?
3. Где возник город Майнц? Как это могло повлиять на его развитие?
4. Где ещё, на ваш взгляд, могли возникать города?
Ответы учащихся дополняет учитель
— на перекрёстке торговых путей, возле удобной морской гавани;
— у стен замка или монастыря;
— в излучине реки, моста.
Наше путешествие продолжается. Что бы время в дороге пролетело быстрее, я познакомлю вас с названиями средневековых городов. Названия многих городов возникли в Средневековье. Память о них сохранилась и дошла до наших дней. Страсбург (крепость на дороге). Эдинбург – крепость Эдвина. Кембридж (мост через реку Кем).
. Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на политической карте Европы города с одинаковым окончанием. I ряд на «бург»; II ряд на «фурт»; III ряд на «берг».
Бург: Макдебург, Бургос, Аугсбург, Регенбург
Итак, мы у ворот средневекового города
.
Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены не только надёжно защищают город, это символ могущества и свободы. Город с населением 10 тыс. жителей считается большим, а с населением 40 – 50 тыс. – огромным. Их в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и др. Чтобы нам открыли ворота средневекового города нужно выполнить задание.
Найдите на карте город Лондон королевства Англии и опишите его местоположение. Что вы знаете о современном Лондоне. (достаточно будет, если дети скажут, что сейчас это столица Великобритании) (работа с картой на стр.106-107 учебника)
Выполните задание 3 в рабочем листе.
Что бы мы увидели, оказавшись на улицах города? (сообщение учащихся стр. 116-119
Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии. Но со временем, города, окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинал борьбу за свои права. Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами ( от латинского слова «коммунис» — общий)
Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей городов можно встретить сеньора и епископа, купца и ремесленника, слуг и нищих. Состав городского населения был очень сложным.
Состав городского населения
Управление городом (заполнить первую часть схемы, §13 стр. 108, абзац 3)
Жителем города мог стать и крепостной крестьянин. А при каких условиях могли стать горожанами даже крепостные крестьяне? В этом нам помогут исторические источники.
Работа с источниками. Задание:
Прочтите исторический источник и ответьте на вопросы:
(рабочий лист, документ №2, заполнение второй части схемы)
1.При каких условиях даже крепостной крестьянин становился свободным?
Наше путешествие продолжается. Мы у дома ремесленника. Как вы объясните слова ремесло и ремесленник. Предполагаемый ответ:
— это изготовление различных изделий кустарным способом;
– это люди занимающиеся ремеслом.
А как давно возникло ремесло? Предполагаемый ответ: ремесло возникло в глубокой древности. Какие вы знаете ремёсла?
Давайте зайдём в мастерскую ремесленника и посмотрим — как устроена жизнь ремесленника?
Рассказ учителя.
. ( Рабочий лист задание 4)
Расставить понятия к определениям. (цехи, устав, мастер, подмастерье, шедевр, ученик)
……….- союзы ремесленников одной специальности
………. – правила жизни цеха
………. – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату
………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру
………. – лучший образец изделия
Задание «Статут ткачей шерсти» ( документ 3, рабочий лист)
Кто имел право стать ткачом?
IV Закрепление:
1). На вопросы нужно ответить «да» или «нет».
Улицы
В средние века улица была использована как мясницкий рынок. Убой скота и продажа мяса тушами, создал целый ряд опасностей для здоровья, что побудило такие внести указ (1301), который запрещал мясникам продавать тушки или куски мяса.
Которая уже была выставлена на продажу с их киосков и подвергавшимся солнечному свету на полный день (если конечно, мясо не был тщательно очищено и просолено). Мало что изменилось вообще-то…
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.
В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии — с XI—XII вв. Каждый цех имел особые «секреты мастерства», которые ревностно хранились.
За открытие оных секретов постороннему (не ученику или подмастерью) мастер мог быть исключен из цеха или даже изгнан из города.
мастеровые и рабочие различных профессии 15 век
Торговцы. Возможно подсчитывают прибыль /миниатюра15 в./
Продавцы-покупатели. По видимому идёт какая-то сделка., миниатюра 14 в.
Система сбора налогов в те времена тоже существенно отличалась от современной. Такого понятия как «подоходный налог» не существовало.
Жизнь в средневековом городе
урок-путешествие по средневековому городу, урок-презентация
урок изучения нового материала
компьютер, мультимедийный экран, слайдовая презентация.
способствовать формированию общего представления о средневековом городе, углубить знания о быте и культуре средневековых жителей; продолжить развитие познавательной активности учащихся; коммуникативных навыков
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.
Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль,
Другой — сидеть себе на месте. Листая старый календарь:
Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, послушаете и угадаете сами.
— Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? …
«Средневековый город»––––––– Это и будет являться темой нашего сегодняшнего урока. Некоторых вопросов мы уже касались на предыдущем уроке, а как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? …
Да, вспомнить то, что уже известно и узнать новое.
ОТКРЫВАЕМ тетради, записываем тему урока «Путешествие в Средневековый город» и сегодняшнее число 23.10.
1-я группа будут АРХИВАРИУСЫ
Давайте поработаем со словарями и узнаем, что же обозначают данные названия ваших групп.
МОЛОДЦЫ, справились. А теперь приступаем к основному исследованию. (РАЗДАЧА ЗАДАНИЙ И ТЕКСТОВ).
Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?
С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелыйплуг «с отвалом», переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.
обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.
Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?
Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи-ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X-XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.
В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.
СЛАЙД 5 (ДАТЬ КАРТУ)
— Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? …. Совершенно верно, он смотрит на карту.
— Ребята, что обозначено на карте красными точками?
— Всегда ли в Европе было такое количество городов?
Совершенно верно, ребята! Давайте ка сейчас с вами тоже отправимся в далекое путешествие, в один из средневековых городов, а в какой – вы сейчас отгадаете сами.
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
1. | Г | е | р | б | |||||||||
2. | р | ы | ц | А | р | ь | |||||||
3. | з | а | М | о | к | ||||||||
4. | о | Б | р | о | к | ||||||||
5. | У | л | и | ц | а | ||||||||
6. | я | Р | м | а | р | к | а | ||||||
7. | Г | о | р | о | д |
Прежде стоит сказать, что Гамбург был не просто городом, а СВОБОДНЫМ городом. А как же назывались свободные города в Средневековье? Этому и посвящен РЕБУС.
Первый слог — кусок земли, второй — мычание коровы, третий – предлог. …
Давайте уточним в словаре точное значение этого слова.
Итак, теперь мы с вами точно знаем, что Гамбург это свободный Средневековый город и я вам вручаю ключик от ворот и мы с вами продолжаем путешествие.
Слайд 11 (КАРТИНКА ГАМБУРГА)
Перед нами средневековый город. Он небольшой. Население обычно не превышало 5-6 тысяч человек, а часто бывало и того меньше — 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон, Париж, Константинополь насчитывали до 100-200 тысяч жителей.
Перед нами множество маленьких улочек. Давайте зайдем в одну из них. Посмотрите, здесь очень узко. Вряд ли сможет проехать повозка. Дома строили в два — три этажа. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, означавшие занятие владельца.
Слайд 13 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 14. (РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ)
Вот наконец кривая сделала последний поворот и нашему взору открылась большую людная площадь, где идет бойкая рыночная торговля. Центром городской жизни и единственным просторным местом была рыночная площадь. Давайте –ка с вами узнаем пре нее побольше.
Давайте ответим на вопрос: для чего нужна была рыночная площадь??
СТР 130 ( Работа с учебником).
ВЫВОД (Учитель) Из фонтана на площади горожане брали воду. При большом скоплении жителей на этой площади казнили преступников. Здесь всегда было людно и шумно, делали покупки, обсуждали важные вопросы.
СЛАЙД 15 (ФОТО РАТУШИ)
Пробираясь между торговыми рядами с разными товарами, подходим к самому большому зданию города – городской ратуше.
ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ ПРО НЕЕ ИНФОРМАЦИЮ В УЧЕБНИКЕ: СТР. 131
Что же представляла собой ратуша? ПОРАБОТАЕМ В ГРУППАХ: (чит по группам и делают выводы)
ВЫВОД (Учитель) Ратуша
— это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.
Наше представление о средневековом городе было бы не полным, если мы не посмотрим жилище горожан. Давайте оставим шумную площадь и свернем в переулок.
ВЫВОД. Мы можем утверждать, что в средние века религия играла огномную роль в жизни горожанина.
Слайд 16 (ЖИЛИЩЕ ГОРОЖАН)
Здесь нужно быть очень осторожным и смотреть как себе под ноги так и на то, что над головой.
На средневековых улицах нет мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скапливающиеся груды мусора и нечистот выбрасывались в реки и рвы. Сточные канавы и вывоз мусора появился только в 14 веке.
В правилах городского совета было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон.
— Как вы думаете, чем было вызвано это предписание?
ДЕТИ: Власти пытались регулировать ширину улиц.
Ну а теперь нам пора торопиться пока не закрылись городские ворота. Последний раз окинем взглядом средневековый город и вернемся в день сегодняшний.
Почему появляются средневековые города?
Основное устройство города?
СЛАЙД 18 ( Картинка)
СЛАЙД 19 ( ответы к тесту) ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕСТРАМИ И ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА.
ХОТЕЛИ бы вы жить в Средневековом городе?
Сегодня на уроке мне понравилось..
Мне не понравилось…
Что я сейчас знаю про средневековый город? …
Настроение в ходе урока у меня: (раздаю карточки НАСТРОЕНИЕ).
Параграф 16 учить, творческое задание написать мини-сочинение на тему: МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД.
Налог
Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.
Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.
При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.
За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.
Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.
А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.
Город Париж на изображении 15 века.