Рассказ моряка о великой отечественной войне
В годы Великой Отечественной войны наши моряки героически сражались и на Балтике, и на Севере, на Чёрном море, и
на Тихом океане. Моряки участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы, они с честью воевали и на суше – в рядах морской пехоты.
Вот один из примеров. Героические защитники Севастополя к 1942 г. отразили два крупных наступления немецких войск и бесчисленное количество вражеских атак. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, они мужественно выполняли свой воинский долг. Моряки сражались как в рядах защитников крепости, так и выполняли на кораблях рейсы в Севастополь.
«Защитники Севастополя всё более нуждались в подкреплении. Выбывали из строя бойцы, не хватало боеприпасов, в палящий зной осажденные страдали без воды, экономили сухари, консервы. Каждый рейс в Севастополь экипажи всех кораблей Черноморского флота старались использовать как можно эффективнее. К маю 1942 года опыт и сноровка моряков позволяли осуществлять и сами рейсы, и погрузку, и выгрузку намного быстрее, чем это делалось раньше. Так, на крейсере «Ворошилов» были специально изготовлены лотки для выгрузки ящиков с боеприпасами, сходни, по которым скатывали орудия, автомашины, походные кухни.
Каждый в экипаже точно знал свое рабочее место во время разгрузки корабля и приема раненых, для которых были подготовлены дополнительные носилки. Командиром крейсера «Ворошилов» был старейший моряк с большим практическим опытом службы на флоте – капитан 1-го ранга Ф.С. Марков.
В составе отряда, во главе которого ходил в те майские дни в Севастополь крейсер «Ворошилов», были эсминцы «Сообразительный», «Свободный». В один из последних майских походов отряд принял полностью 9-ю бригаду морской пехоты – 3400 бойцов и командиров, 36 орудий, 12 минометов, автомашины и около 400 тонн б оеприпасов… Почти весь путь прошли спокойно, но на подходе к Севастополю от ряд подвергся атакам бомбардировочной и торпедоносной авиации, однако корабли не только отбили все атаки, а даже сумели уничтожить два Хе-111», – вспоминал вице-адмирал Азаров И.И.
Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки «потаенного судна» изобретателем Ефимом Никоновым из подмосковного села Покровское. Однако судно Никонова испытания не прошло, и работы были прекращены. Несмотря на то, что в последующие сто лет не производилось строительства каких-либо подвод ных судов, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством к тому служат статьи, напечатанные в журнале «Московский телеграф» за 1825 год. В журнале помещен исторический обзор «Подводный корабль», где подробно рассказывалось о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фултона и Монжери. В 1827 г. журнал «Славянин» опубликовал статью уже упоминавшегося Монжери «О подводном мореплавании и войне». Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки Шильдер К.А. был знаком с этими статьями…
В одном из боевых походов подводной лодки «Л-3» под командованием капитана 3 ранга Грищенко П.Д. побывал писатель Александр Зорин. В тот раз лодка прошла почти полторы тысячи миль под водой и, как пишет командир лодки, «семьдесят восемь раз пересекала линии минных заграждений, на пяти из них подрывалась, вражеские корабли сбросили на лодку более двухсот глубинных бомб».
Так вот психика Зорина (бывшего батальонного комиссара Гражданской войны, человека не робкого десятка) не выдержала всей этой морально-психологической и физической нагрузки: после похода он попал в госпиталь. Писатель Зорин здоровье восстановил, а вот радист подводной лодки, главный старшина Василий Чупраков, нервы и психика которого тоже не выдержали после всего пережитого, 7 лет лечился в различных больницах Ленинграда, но так и скончался, не покидая их. Этот пример говорит об исключительной напряжённости длительных боевых походов, усталости экипажа, вымотанного физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением. У всех воюющих стран были свои непреодолимые трудности, которые приходилось преодолевать.
Командир легендарной минного заградителя «Л-3», капитана 3 ранга Грищенко П.Д. писал: «. Нет такого человека, который бы ничего не боялся. Но опасность, которая нас подстерегает, страшна только до того момента, пока она неизвестна. Как только она становится ясной – мобилизуйте все силы на борьбу с ней. Здесь не до переживаний. И вы побеждаете».
Хочется ещё отметить, когда пропаганда Геббельса кричала о гибели советского флота на Балтике, о том, что «русские лодки намертво заперты в горле Финского залива», несколько наших лодок действовало в самой «волчьей пасти» – в Померанской бухте на меридиане 14 («С-6») и в Данцигской бухте («С-10»), а в сентябре 1942 г. «Л-3» в походе, о котором выше шла речь, действовала как раз на меридиане Берлина.
Перед Великой Отечественной, до 1941 г. ещё пятеро подводников: Бурмистров И.А., Вершинин Ф.Г., Египко Н.П., Коняев А.М., Трипольский А.В. стали Героями Советского Союза.
Северный флот против немцев: забытые подвиги моряков во время войны
Первый бой
В 4 часа 20 минут 29 июня 1941 года после полуторачасовой огневой подготовки горный корпус «Норвегия» начал наступление вдоль всей советско-финской границы. В этот же день началась и стратегическая оборонительная операция в Заполярье и Карелии, продолжавшаяся до 10 октября 1941 года.
Немцы сразу развили высокий темп наступления, сумев быстро разгромить заставы 100-го погранотряда и подразделения 14-й стрелковой дивизии.
Вечером 29 июня критичность ситуации, складывающейся на Крайнем Севере, была оценена в самой Москве. ВС Северного флота получил радиограмму наркома ВМФ Кузнецова, предписывающую «обеспечить немедленный выход кораблей Северного флота в Мотовский залив и до последнего момента оказывать поддержку армии».
ВС СФ решил поддержать огнем корабельной артиллерии сухопутные части, обороняющие полуострова Средний и Рыбачий. Был сформирован отряд кораблей, в который вошли эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», два катера охранения – «морские охотники», которые переправили на берег корректировщиков артиллерийского огня.
«Валериан Куйбышев»
И уже на следующее утро эскадренные миноносцы открыли сокрушительный огонь по немцам. Разбитые егеря, лишившись поддержки танков и артиллерийских орудий, уничтоженных первыми же залпами, бросились бежать, вызывая на помощь авиацию.
Именно этот катер и стал главной целью «Юнкерсов», разозленных тем, что советские эсминцы сумели скрыться от них в тумане. Начался бой, беспримерный по неравенству сил: 18 «Юнкерсов» против одного катера.
Кроль понимал, что его спасение только в скорости хода и в резком маневрировании. Катер ни минуты не оставался на одном курсе, буквально прыгая с волны на волну.
Иосиф Кроль
Немцы, как всегда наносившие удары по корме, были озадачены такой высокой маневренностью, и атаковали с предельно малой скоростью пикирования. Но тут свое слово сказали моряки, дежурившие у зенитного пулемета, которые сбили первый же «Юнкерс», зашедший для атаки. Следом рухнул в воду и второй штурмовик – он был поврежден осколками собственной бомбы, взорвавшейся от касательного удара о корму катера.
Советские солдаты бьют по «Юнкерсам»
Удивительно, но «Юнкерсы» так и не смогли справиться с катером: израсходовав боекомплект, пилоты были вынуждены оставить свою цель. В итоге «морской охотник» на одном еле-еле работающем двигателе кое-как сумел добраться до наших. Подвиг старшего лейтенанта Иосифа Кроля не остался незамеченным даже среди огромных трудностей и трагедий первых дней войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года все члены экипажа (старший лейтенант Кроль, старпом Александр Бородавко и механик Борис Векшин) были награждены орденами Красного Знамени.
Морпехи против егерей
Егеря 136-го горно-стрелкового полка 2-й дивизии корпуса «Норвегия» с ходу попробовали было захватить перешеек на хребте Муста-Тунтури, где оборону занимал только 2-й батальон 135-го стрелкового полка РККА. Вернее, не занимали оборону, а под непрерывным огнем немцев буквально вгрызались в холодные скалы, пытаясь отрыть окопы.
Германские начальники корпуса «Норвегия» наблюдают за боем
Самое тяжелое время пришлось на апрель 1942 года, когда Сталин приказал уничтожить фронт в Заполярье. Тогда на перешеек высадилась 12-я бригада морской пехоты. Боекомплект и провизию рассчитали на неделю боев, поэтому зимнее обмундирование с собой не брали, весна все-таки. Но уже в начале мая температура резко упала до нуля, начались дожди, потом ударил мороз и началась снежная пурга. Сухие пайки наших бойцов промокли и обледенели, одежда покрылась ледяной коркой.
Военком Елисеев докладывал:
Настроение в основном хорошее, но личный состав измотался от холода. Опухоль рук от мороза. Одежда сырая и около костров промокает. Обувь мокрая. Продукты сегодня получены только водка и сухари, на завтра ничего нет.
Только через неделю на позиции начали подвозить полушубки, валенки и теплое белье, но было уже слишком поздно. За две недели боев большая часть бригады либо погибла, либо получила обморожения.
Позиционная война на хребте Муста-Тунтури сохранялась до 1944-го. Лишь в ходе Петсамо-Киркенесской операции (наступательных боевых действия Карельского и Северного флотов против войск вермахта) советские морпехи, высадившиеся в губе Малая Волоковая, совместно с защитниками Муста-Тунтури обратили в бегство элитные части горных стрелков.
«Туман» против эсминцев
СКР-12 «Туман»
Ледокол против крейсера
Схема операции «Вундерланд»
24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон, держа курс на Северную Землю, чтобы доставить припасы станции метеорологов. В заливе Миддендорфа Карского моря ледокол и встретил немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который под видом американского корабля вел охоту на союзнические караваны в рамках операции «Вундерланд». Капитан крейсера Вильгельм Меендсен-Болькен, увидев перед собой ветерана пароходостроения, предложил капитану сдаться.
С тонущего корабля удалось спустить две шлюпки. Одну из них обозленные немцы потопили пулеметным огнем, потом все-таки решили взять пленных, среди которых оказался раненый капитан Качарава, радист Шаршавин и руководитель полярной станции Золотов. Судьба их неизвестна. Скорее всего они погибли в лагерях. Также вместе с кораблем погибли комиссар Элимелах и механик Бочурко, отказавшиеся покидать родное судно. Спастись удалось только кочегару Вавилову, которому на каком-то обломке удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и через 32 дня эвакуирован самолетом.
Но бой крейсера с ледоколом не был бессмысленным. Получивший повреждения немецкий крейсер был вынужден прекратить охоту и вернуться в порт для серьезного ремонта.
«Бриз» против подлодки
Сторожевой корабль «Бриз»
Но были в истории Северного флота и радостные моменты. Один из них произошел в ночь на 25 ноября 1941 года, когда сторожевой корабль «Бриз» под командованием капитана Всеволода Киреева нес дозорную службу на подходах к Белому морю.
Корабль стоял с выключенным мотором, когда один из сигнальщиков внезапно увидел на черной глади моря большое продолговатое пятно всплывшей субмарины.
Три кабельтовых – это примерно 700 метров. Видимо, немецкие подводники решили проверить стоявший без движения советский корабль.
Удирать от подлодки было уже бессмысленно. И тогда капитан Всеволод Киреев решил броситься прямо на врага, решив, что немцы просто не успеют погрузиться на перископную глубину для торпедного залпа.
— Полный вперед! – приказал капитан. – Огонь!
Два снаряда из носовой пушки попали в рубку подводной лодки. Уклоняясь от атаки советского корабля, немцы стали срочно погружаться. Но было уже поздно: через несколько минут «Бриз» с большой силой врезался в корпус подлодки, сдирая и сминая стальные листы обшивки в гармошку. Протащив лодку на таране несколько десятков метров, сторожевой корабль дал задний ход. Как только форштевень «Бриза» отделился от корпуса лодки, субмарина пошла ко дну.
Новое в блогах
На Черноморском флоте
На Черноморском флоте
Отцу моему, Иванову Павлу Степановичу, посвящается
Ушёл в Мир иной мой папа, Павел Степанович, 2 января 1951 года. Светлая память фронтовику, прошедшему за все военные годы путь от Тихого океана до Венгрии. Весь израненный вернулся он домой в октябре 1945 года. Судьба хранила его, дала мне возможность увидеть отца. Но фронтовые раны сократили его жизнь. Лишь пять лет прожил он после окончания Великой Отечественной войны. В эти годы у нас по вечерам иногда собирались фронтовики. Они откровенно рассказывали о своём боевом пути. Их рассказы явственно всплывают сейчас в моей памяти.
В последнее время я часто вспоминаю о папе. И как-то пришла мысль – оставить память о нём его потомкам. Ведь я осталась последней, кто знал его. В 1950 году родилась дочь, Валентина, а через семь месяцев папа умер. Конечно же, она отца не помнит. Я полагаю, что память о Павле Степановиче Иванове должна жить и передаваться из поколения в поколение.
Быстроистокский военкомат отправлял с первых дней мужчин района под Ленинград. Там они и сложили свои головы, защищая легендарный город. Мало кто вернулся домой после войны. Папа был моряком, его направили на Тихоокеанский флот. Об этом я уже написала небольшой рассказ. Сейчас я напишу о его участии в боевых действиях на Черноморском флоте. Его воспоминания прошедшие через призму прожитых мной лет излагаю я в виде этого рассказа. Так в начале ноября 1941 года папа вместе с другими моряками-тихоокеанцами прибыл с Дальнего Востока в распоряжение Черноморского флота и был приписан на лидере эскадренных миноносцев «Ташкент» в качестве механика. На Чёрном море уже несколько месяцем шли сражения с немецкими захватчиками. ЧФ имел большие потери от немецкой авиации.
Папа рассказывал, что по прибытию на корабль за каждым матросом было закреплено определённое место у боевого орудия – это кроме того, что каждый выполнял работу по своей специальности. Корабль был большой, только экипаж лидера насчитывал 344 человека. Когда в небе появлялись немецкие самолёты, при сигнале тревоги все матросы быстро бежали к орудиям, к закреплённым местам. Главная артиллерия «Ташкента» состояла из шести 130-мм орудий. И если зенитчик погибал от пуль врага во время бомбёжки корабля около зенитной артиллерийской установки, то сразу же его должен был заменить другой матрос. А обстрелы кораблей на Чёрном море были постоянные, и матросы гибли каждый день, поэтому за каждым орудием было закреплено много матросов.
Я помню, как папа часто вспоминал в кругу фронтовиков о многих походах на корабле, но в памяти остался рассказ об одном трудном походе. Трудность состояла в том, что во время конвоирования этих кораблей шёл то дождь то снег, и дул сильный ветер. Поход кораблей проходил в тяжёлых условиях девятибалльного шторма. В такую погоду немецкие бомбардировщики не бомбили корабли. Пелена мокрого снега скрывала из видимости даже охраняемые суда, но моряки справились с заданием успешно.
Будучи уже взрослой я прочла в Интернете о том, что имя лидера эскадренных миноносцев «Ташкент» навеки вошло в летопись героической 250-дневной обороны Севастополя. Его помнят и бойцы морской пехоты, и воины Приморской армии, защищавшие город, помнят и команды спасённых «Ташкентом» транспортных судов. В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера совершал туда регулярные рейды, доставляя с Кавказа сражающимся войскам подкрепления и конвоируя транспортные суда. Находясь в главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнём.
Так 22-24 декабря 1941 года лидер многократно открывал огонь по гитлеровцам. За три дня боёв «Ташкентом» было выпущено около 800 снарядов главного калибра. При каждом прорыве в осаждённый город корабль десятки раз подвергался яростным атакам врага. Только 24 июня 1942 года комендоры лидера сбили один и повредили три самолёта противника, а также уничтожили торпедный катер. Через день, в следующем рейсе, «Ташкент» зенитным огнём снова сбил фашистский самолёт, а другой повредил.
Через пробоину внутрь лидера влилось свыше 1700 тонн воды, что составляло 45 % его водоизмещения. Но, следуя с большим дифферентом на нос, корабль продолжал отбиваться от наседавших врагов всеми огневыми средствами. За время этого боя только спаренная кормовая 76,2-миллиметровая зенитная арт установка «Ташкента» выпустила 750 снарядов, а дивизион зенитных автоматов – 3500. Четыре бомбардировщика Ю-88, сбитые метким огнём «Ташкента», рухнули в волны Чёрного моря.
Израненный, но непобеждённый корабль по прибытии в зону действия нашей истребительной авиации был встречен эсминцами «Бдительный», «Сообразительный» и спасательным судном «Юпитер». С их помощью он достиг Новороссийска. За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград.
В годы Великой Отечественной войны лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских советских городов, конвоирование транспорта с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнём. Он входил в состав боевого охранения других кораблей. За год участия в боевых действиях «Ташкент» прошёл свыше 27000 миль, провёл свыше ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевёз 19300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолёта и потопил торпедный катер противника.
На площади Нахимова в возрождённом из пепла Севастополе на несколько десятков метров протянулась гранитная мемориальная стена. На ней высечены наименования соединений, кораблей и воинских частей, фамилии Героев Советского Союза, защищавших город-герой от фашистских захватчиков в годы минувшей войны. Одним из первых на граните начертано имя прославленного лидера эскадренных миноносцев «Ташкент».
Рассказ о моём прадедушке участнике великой отечественной войны, командире роты легендарного евпаторийского морского десанта Шевченко Николае Никифоровиче
РАССКАЗ О МОЁМ ПРАДЕДУШКЕ
УЧАСТНИКЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ,
КОМАНДИРЕ РОТЫ ЛЕГЕНДАРНОГО ЕВПАТОРИЙСКОГО МОРСКОГО ДЕСАНТА
ШЕВЧЕНКО НИКОЛАЕ НИКИФОРОВИЧЕ
Автор: Шевченко Николай
Регион: г. Краснодар
капитан-лейтенант Шевченко, 1946 год
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! (Р. Рождественский)
Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова (с отличием)
военно-юридическая академия г. Москвы (с отличием)
Участник и инвалид Великой Отечественной войны
Служил на Черноморском и Северном Флотах
Участвовал в военных операциях:
— морской десант в Евпатории
Орден Отечественной Войны 1 степени
Орден Отечественной Войны 2 степени
два Ордена Красной Звезды
Медаль за оборону Севастополя
Медаль за оборону Кавказа
Медаль за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945
Медаль за боевые заслуги
девять юбилейных медалей
родился 23 мая 1917 года в станице Кавказкая в семье железнодорожника. Он был двенадцатым ребёнком в семье.
В 1941 году окончил полный курс Черноморского высшего военно-морского училища в г. Севастополь.
С началом Отечественной войны училище в полном составе ушло на фронт сражаться с немецко-фашистскими захватчиками.
Не успели еще высохнуть чернила на экзаменационных листах выпускников, а они, молодые необстрелянные лейтенанты, уже шагнули сразу прямо в войну, заняв командирские посты у артиллерийских орудий, в рубках и на мостиках боевых кораблей.
Он совершил на катере два рейса в осаждённый фашистами Севастополь, доставив туда боеприпасы, продовольствие и вывел на буксире две баржи с ранеными бойцами и жителями Севастополя. Дважды уходил от атаки немецкой подводной лодки. За эти подвиги был награждён двумя Орденами Красной Звезды.
В январе 1942 года с целью отвлечения сил противника от осаждённого Севастополя была предпринята высадка в Евпатории тактического десанта.
Основной ударной силой десанта был отдельный батальон морской пехоты в составе 740 человек. Одной из рот батальона командовал В ночь на 5 января 1942 года тральщик «Взрыватель», 7 катеров-охотников и морской буксир вышли из осаждённого Севастополя. Десантникам сказали, что немец их не ждёт и высадка будет спокойная. Но оказалось, что немцы заминировали побережье, просвечивали его прожекторами и открыли по кораблям прицельный артиллерийский и миномётный огонь. Моряки высаживались в ледяную воду. Во время высадки было убито и ранено около полусотни человек, в том числе командир батальона. Несмотря на потери, вначале всё шло по плану.
Рота лейтенанта высадилась на Товарной пристани. Перед ними стояла задача захватить порт и прилегающие к нему районы. Рота прошла через сквер им. Ленина в западную часть города, разгромив по пути жандармерию и гестапо, и была остановлена противником у здания Центральной курортной поликлиники.
Отрывок из беседы с корреспондентом газеты «Известия» :
Для борьбы с десантом гитлеровцы срочно направили в Евпаторию пехотный полк, разведывательный и саперный батальоны, несколько артиллерийских батарей, танки, самоходные орудия и авиацию. К 10 часам утра немцы имели уже более чем 5-кратное превосходство в живой силе и подавляющее преимущество в технике.
Было принято решение отходить, пробиваться обратно к морю. При отходе раненые моряки, чтобы не попасть к немцам, сами подрывали себя гранатами.
Батальон, окруженный противником, прижатый к морю, яростно отбивал атаки врага, удерживая ту часть города, где находились Товарная и Пассажирская пристани, чтобы мог высадиться второй эшелон десанта. Но высадка второго десанта не произошла из-за сильного шторма в 7 баллов.
Отрывок из беседы с корреспондентом газеты «Известия»:
Обессиливший продвигался к головному кораблю «Взрыватель», на котором собирались все раненые. На причале встретил друга, старшего помощника капитана буксира А. Иванчука. Тот взял Шевченко с собой. И они вдвоём, не зная фарватеров, через минные поля, в сильный шторм вели буксир в Севастополь.
А головной корабль «Взрыватель» погиб. На нём фашисты сосредоточили главный огонь. Корабль, до отказа заполненный ранеными, выбросило на мель. В живых оставалось меньше трети экипажа, около 30 человек. Немцы предлагали сдаться. Но моряки сами в себя стреляли, подрывали себя, а когда кончились патроны, пятеро последних моряков кинулись в море.
Три дня они удерживали Евпаторию, три дня.
Из 740 человек погибло 700.
сначала числился в числе погибших.
Остались в живых единицы. Каждого спасло чудо.
Разве не чудо, что дважды раненый командир роты ковылял к кораблю «Взрыватель», который был потом расстрелян танками с берега, а его перехватил по дороге товарищ и отвёл на буксир. Буксир вернулся в Севастополь. доставили в госпиталь, где он пробыл 6 месяцев. Восстановить здоровье полностью не удалось. Он стал инвалидом Великой Отечественной войны. Но главное, что он остался жив.
За участие в этом десанте награждён Орденом Отечественной войны 2 степени.
Подвиг Евпаторийского морского десанта увековечен в городе двумя памятниками, посвятил этому десанту песню «Чёрные бушлаты».
После госпиталя в 1943 году был направлен в г. Баку командиром соединения подводных лодок, там проходил службу до конца войны.
Высадка морской пехоты
Картина «Евпаторийский десант, 5 января 1942 года»
Фашисты имели подавляющее превосходство в живой силе, на улицах Евпатории наши моряки дрались один против пятерых.
Разбитый корпус «Взрывателя» ещё несколько лет стоял в 6 км к югу от Евпатории безмолвным памятником мужеству моряков и только в 1946 году тральщик был разобран.
Памятник (стела с барельефами) десанту в Евпатории.
Боевые награды Шевченко Николая Никифоровича
учащийся 1В класса общеобразовательной школы № 65 г. Краснодар.