Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)
Уроки на подобные темы необходимы для формирования духовного мира подростка, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается.
Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель») »
Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
Люди недоумевали и спрашивали:
— Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
— Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!
— Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?
Все исходит от Сердца.
Действительно, можем ли мы говорить о любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно иметь большое Человеческое Сердце.
2. Чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе (слайд 1)
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.
Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.
Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
(- Обида, чувство мщения)
Месть. На что похожа?
Ассоциации с данным словом (слайд 2) (Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток)
4. Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?
Именно эти вопросы волнуют автора рассказа «Мститель», и на них мы попытаемся сегодня ответить, анализируя прочитанный нами рассказ.
Тема урока (слайд 3)
Урок-размышление «Месть или прощение» по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который много писал для детей. (Послушаем Артема, он нам немножко расскажет об авторе)
Знакомство с писателем (слайд5)
Цели и задачи урока (слайд 4)
Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, внутреннему монологу, кроме того, он участник всех событий в произведении)
А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.)
– Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений.
– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).
– Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.
– Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.
(«… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости. »)
– Что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова). (слайд 10)
Вскоре созрел план мести.
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).
– Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?
(Не сразу. Он говорит: «Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.»)
Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет.
И Витька улыбается «от уха до уха», радостно соглашается: «Ну ладно, тогда пойдем»).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
Какие картины вы рисуете в своем воображении? Картины довольно-таки мирные.
Мальчишки вместе жгут костер, собирают рыжики, раскапывают норку, купаются в реке.
Но не так спокойно на душе у главного героя. Ведь он все время ищет удобный момент, чтобы отомстить. Найдите в тексте цитаты, доказывающие это.
«Айда за солью! – думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. – Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня никуда не уйдешь».
Сначала желание отомстить очень сильно. Но постепенно оно ослабевает. Зачитайте строки, которые показывают, что обида утихает, главный герой успокаивается.
«Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно…»
«Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки. »
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– Что можно сказать о Витьке? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
Почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.
— Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.
– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу» (В нем отражается мягкая авторская ирония).
— Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?
Чем закончилась конфликтная ситуация?
3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, выполнив различные задания.
Отомстить, ударить, отплатить
Делать, любить, радоваться
Делайте чаще добро
4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!
Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать.
И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки из стихотворений Эдуарда Асадова и Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль ваша дружба крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться…
Нет большей радости.
Не ради славы или сладостей,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Все встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
1.Написать небольшой отзыв по рассказу «Мститель»
2.Нарисовать, каким вы представляете месть и прощение. Подумайте, какие краски для этого подберете.
3. Разгадывание кроссворда
4. Выполнение теста
5.Синквейн (небольшое стихотворение (5 строчек), без рифмы.)
1 строчка-существительное (Месть)
2 строчка – два прилагательных
3 строчка – три глагола
4 строчка – предложение
5 строчка – существительное (вывод)
4.Синквейн (небольшое стихотворение (5 строчек), без рифмы.)
1 строчка-существительное (Прощение)
Конспект урока по рассказу Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
Материал может использоваться на уроках внеклассного чтения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»»
Конспект урока по рассказу
Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
Составитель: Юдина Ю. В.,
студентка 205 группы.
Тема: «Учись прощать. » (по рассказу В. А. Солоухина «Мститель»)
Цель: выявление идейно – художественного своеобразия рассказа В. А. Солоухина «Мститель».
познакомить учащихся с биографическими фактами жизни писателя;
вызвать эмоциональный отклик на произведение;
продолжить обучение анализу художественного произведения;
способствовать воспитанию в детях милосердия и умения прощать.
способствовать развитию связной речи, образного мышления;
Средства обучения: фотография В. А. Солоухина, ксерокопии рассказа В. А. Солоухина «Мститель».
Методы обучения: репродуктивный, эвристический.
Приемы обучения: выразительное чтение, беседа, словарная работа, работа с темой урока, стилистический эксперимент, словесное рисование, подбор цитат, создание проблемной ситуации, анализ языка пейзажа, кроссворд.
Тип урока: урок изучения художественного текста.
I- организационный этап
Приветствие. Общий психологический настрой на урок.
Готовность детей к уроку.
II- этап проверки домашнего задания
Текст учащиеся читали дома.
Выявление первичного восприятия текста:
-Ребята, к сегодняшнему уроку вам нужно было прочитать рассказ Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Какие чувства вы испытали во время чтения?
-Ребята, любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы.
-Какие проблемы общества затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?
-Чтобы узнать как внимательно вы читали рассказ, давайте разгадаем небольшой кроссворд.
Закончите фразу из текста: «Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка – вечно он что-нибудь… (придумает)».
Кем стали после похода в лес герои рассказа.
Какое чувство вызывает у героя обида?
Закончите фразу из текста: «Придумал вот яйца …(стащить)»?
Что порождает обида и злость?
Фамилия одного из героев рассказа.
Что почувствовал герой после удара в спину?
Как называется небольшой костер?
-Ребята, какое слово у нас получилось?
-Правильно, нужно уметь прощать и быть добрым и гуманным по отношению друг к другу.
Готовность детей к уроку
Рассказ понравился, так как главный герой все же простил Витю и не совершил ничего плохого
Чувство уважения, симпатии к главному герою и радости от того, что все закончилось хорошо: ребята стали хорошими друзьями
Проблемы милосердия, сострадания, гуманизма, дружбы, об умении прощать и быть добрым к ближнему.
III- этап подготовки к активному и осознанному восприятию нового материала
— Тема нашего урока : «Учись прощать…»
-Подумайте в течение урока почему тема нашего урока звучит именно так, раскрывает ли она основную мысль рассказа?
Задачи нашего урока:
познакомиться с автором произведения, это расширит наш кругозор;
рассмотрим проблемы, поднятые автором в рассказе
IV- этап усвоения новых знаний
Начнем с биографии
(работа с фотографией В. А. Солоухина).
— Что вы знаете о Владимире Алексеевиче Солоухине?
-Давайте узнаем о нем побольше фактов?
(доклад учащихся или слово учителя)
Вот как В. А. Солоухин рассказывает о себе:«Я родился десятым (последним) в крестьянской, можно бы сказать, патриархальной семье.»
Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.
«В августе 1942 года меня призвали в армию, как и всех моих сверстников. Но, в отличие от них, сложивших головы при первом же соприкосновении с фронтовым огнем, я оказался в Полку Специального Назначения (лотерея и рулетка судьбы).»
В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений «Дождь в степи» появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники «Журавлиха (1959), «Имеющий в руках цветы (1962), «Жить на земле (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее.
В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.
Также Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
-Как вы понимаете значение слова «месть», «мститель»?
-Вот какое лексическое значение нам дает Толковый словарь С. И. Ожегова:
МСТИТЕЛЬ— тот, кто мстит, отомстил.
-Какой антоним слова «месть»?
-Как вы понимаете слово «милосердие»?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
3. Анализ художественного текста
Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.
— А что такое новелла?
Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
— Как вы считаете, кто главный герой и почему?
— Какое настроение у героя в начале рассказа?
-Почему настроение радостное?
(«Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.
Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.»)
— Что за происшествие случилось на школьном участке?
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
КАТЫШ-маленький круглый комок, скатанный из чего-н. мягкого.
— Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?
— Какое чувство овладело мальчиком?
-Как герой рассказа решает отомстить?
– Что испытывает герой, осуществляя план мести?
-Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
-Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.
-Найдите в тексте описание дня.
«Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные нити паутинок, летающих в золотисто-голубом.»
-Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.
«По-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я не видел ни картошки, ни солнца, ни неба…»
–Как вы думаете, почему?
-Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте. ( Анализ языка пейзажа)
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
– Какую роль они выполняют в тексте?
— А что автор нам рассказывает о Витьке Агафонове?
-Есть ли описание внешности?
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет?
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.
– Следовательно, почему герой не отомстил?
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести?
– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик?
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте?
Урок + тест + презентация по русской литературе по теме «Владимир Солоухин «Мститель»»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ мой конспект мститель.doc
Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД : формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.
I . Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1
— Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.
II . Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2
— Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
— Какие основные факты биографии вам запомнились?
— Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.
— Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?
— Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.
— Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
— Какое слово у вас получилось?
— Что оно обозначает? (действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)) СЛАЙД №4
2. Составление кластера (на доске)
— Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?
— Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).
— Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.
Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
— Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).
Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.
— На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.
— Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5
— Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).
— А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
(«Месть или прощение»?) СЛАЙД №6
— Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)
— Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.
Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10
4.Нечаянно заманить в лес
6.Очень непросто ударить человека
7.Теплинка (небольшой костер)
9.Витька не такой плохой мальчишка
10.Очень не хотелось сразу идти домой
— Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ)
— Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 227)
— Понравилось ли вам произведение?
—На сколько частей можно разделить текст? (3)
-Теперь давайте вместе озаглавим каждую часть.
— Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 228 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)
— Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)
— Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 228 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)
— За что Витька его ударил? (Ни за что)
— Что решил рассказчик? (стр. 228 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)
— Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 228 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)
— Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываются)
ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.
— Где начинается 2ая часть? (стр. 228 – зачитать Вскоре созрел план мести)
Желание и план мести
— Что задумал герой? (стр. 228 Отомстить. Позову в лес и набью морду)
— Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)
— Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)
— Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 229 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)
— Чем потом занялись ребята? (стр. 230 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)
ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. СЛАЙД №8
— Отдохнули и снова вернемся к нашему рассказу. Переходим к 3ей части. Как озаглавим ее?
— Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 232 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)
— Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)
ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.
— А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)
2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»
— Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
— Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.
— События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта и после него. СЛАЙД №9
«Серебряные нити паутины»
«Не видел ни солнца, ни неба»
— Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..»
V . Итог урока. Включение нового знания в систему. СЛАЙД №10
Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
— Умей прощать, и мощь твоя умножится.
— Сильнее всех побед — прощение.
— И рад бы заплакать, да смех одолел.
— Месть – это ответное зло.
— Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)
VI . Самостоятельная работа с проверкой.
— Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока , дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
— Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)
— Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)
VII .Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 11
-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) _________
VIII . Оценки за урок
— Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)
-…. какую бы оценку ты себе поставил(а)?
— Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки.
IX . Информация о домашнем задании. СЛАЙД №12
— Откройте дневники, запишем домашнее задание
По выбору :
— Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»
Вот лишь некоторые из их ответов:
Месть – это…пожар в лесу; смерч; бумеранг; водоворот……
Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….( объем сочинения – 1-2 стр.)
— Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.
— Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.
— В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.
Выбранный для просмотра документ презентация урока.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус R М L Е G C D Т S N I W Ь Z МЕСТЬ
Месть – действия в отплату за причинённое зло, возмездие за что- нибудь. Жажда мести. Сделать что-нибудь из мести. (Из словаря Д. И. Ожегова)
(по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»)
Карточка Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10 1. Обида и злость 1 2.Норка шмеля 5 3.План мести 2 4.Нечаянно заманить в лес 3 5.Рыжики, за солью 6 6.Очень непросто ударить человека 10 7.Теплинка (небольшой костер) 7 8.Мысли о мести 4 9.Витька не такой плохой мальчишка 8 10.Очень не хотелось сразу идти домой 9
Желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается «Если вдуматься, Витька этот не такой уж плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно…» «Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки. »
Пейзаж до конфликта «Теплый, радостный денек»; «Серебряные ниточки паутины» после конфликта «Не видел ни солнца, ни неба»
Домашнее задание (по выбору): 1) Месть – это… пожар в лесу, смерч, бумеранг, водоворот… Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с … 2) Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого подберете 3) Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна
Выбранный для просмотра документ рабочий лист по литературе.docx
Тема урока__________________________________________________________ Дата__________
— Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10
4.Нечаянно заманить в лес
6.Очень непросто ударить человека
7.Теплинка (небольшой костер)
9.Витька не такой плохой мальчишка
10.Очень не хотелось сразу идти домой
Дайте небольшую характеристику слову «месть», используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.
Выбранный для просмотра документ тест.docx
1. Фамилия одного из героев рассказа:
2. Какая удача выпала детям вместо урока арифметики?
В) идти на урок физкультуры
3. «Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал…». Что почувствовал герой рассказа?
В) острую зубную боль
4. Как называется небольшой костер, который развели ребята в лесу?
5. «Мне делается легко от принятого решения: не бить Витьку. И мы заходим в село как…»:
Б) лучшие дружки – приятели;
В) не знакомые друг другу люди
Это урок открытия новых знаний. Данный урок является вторым в изучении темы: «В. Солоухин «Мститель».
Структура сочетала этапы: организационный, постановка учебной задачи, подведение итогов урока, рефлексия деятельности, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. В качестве наглядного материала применяла мультимедийную презентацию. Для более быстрой работы учащихся на уроке мною были использованы рабочие листы. Ученику было легче соориентироваться в пространстве темы, он знал, что конкретно требуется сделать.
Выдержка из текста:
— Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
— Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.- Молодцы!- Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).
Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.- На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.
Постановка учебной задачи.
— Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5- Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).- Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.
Открытие нового знания.Построение проекта выхода из затруднения.
ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.- А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»- События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта и после него. СЛАЙД №9- Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)
-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…VIII. Оценки за урок-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)- Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки.
Информация о домашнем задании.
-Откройте дневники, запишем домашнее заданиеПо выбору:- Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»