Сочинение на тему: Духовные и нравственные качества Герасима в рассказе Муму, Тургенев
Духовные и нравственные качества Герасима
32 предложения/ 434 слова
Рассказ «Муму» И. С. Тургенева — дворянина по происхождению, особенно интересен тем, что он повествует о жизни глухонемого крестьянина Герасима. В произведении автор раскрывает внутренний мир своего героя, подчеркивает высокие духовные и нравственные качества этого человека. Писатель дает читателю возможность взглянуть на русское общество времен крепостного права глазами Герасима и прочувствовать всю тяжесть положения своего героя, находящегося в полном подчинении у старой капризной барыни.
Герасим — это сильный рослый деревенский мужчина, который с детства лишен был возможности слышать и говорить. Но это не помешало ему стать лучшим работником на селе, а затем и «самым замечательным лицом» на московском дворе барыни. Мужчина служит у помещицы в должности дворника и к своим обязанностям относится очень добросовестно: поддерживает порядок и оберегает имущество хозяйки, как свое собственное. Герасим бесцеремонно расправляется с ворами, но «своих» людей не трогает.
Все это характеризует крестьянина, как человека порядочного, разумного, имеющего нравственные принципы. В отношениях с девушкой Татьяной, а затем с собачкой Муму проявляется духовность героя.
Влюбившись в робкую прачку, он окружает ее своей заботой: дарит подарки, защищает от обид и насмешек. При этом Герасим не требует ничего взамен, лишь всюду следует за Татьяной. А когда он узнает о том, что девушку хотят выдать за башмачника Капитона, он не позволяет себе обидеть ее. Он понимает и принимает новые обстоятельства, хотя и очень страдает.
Потеряв Татьяну, Герасим сутки не выходит из своей каморки, а лишь сидит и тихо мычит на кровати какую-то песню. Но затем герой берет себя в руки, и в нем даже не заметно особых перемен: «Он только стал как будто поугрюмее…» Пережитое разочарование не делает Герасима злым. Мужчина не утрачивает способности любить. Потому, когда он находит в реке маленького щенка, он ухаживает за своим питомцем так, как ни одна мать не ухаживает за ребенком. Он не спит ночами, обтирает Муму, поит ее молоком, делает мягкую подстилку из соломы.
Именно в отношениях с Муму герой окончательно раскрывается перед читателем. Мы видим, насколько глубоко мужчина способен чувствовать любовь. И то, что Герасиму приходится по приказу хозяйки утопить свою «питомицу», становится настоящей трагедией для крестьянина.
Этот приказ ломает всю его систему ценностей и заставляет пойти против своей натуры. Единственная причина, по которой Герасим следует ему, — это чувство долга: «Ну, да…он ее утопит. Уж можно быть спокойным. Коли он что обещал. » — говорит про него лакей Степан.
Решившись исполнить поручение барыни, герой по-прежнему внешне выглядит спокойным. Лишь «две слезинки» падают из его глаз, когда он в последний раз кормит свою Муму в трактире. Но внутри у Герасима все бунтует против такой бесчеловечной жестокости. Это в итоге становится причиной бегства героя от своей помещицы. Единственной его возможностью вернуть свою душу и защитить свои моральные принципы.
специалист в области арт-терапии
Урок литературы в 5 классе
Тема : И.С. Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества героя.
2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о герое 4) учить сжато излагать повествовательный текст.
5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
1) воспитание нравственных качеств личности на примере главного героя рассказа;
Проверка домашнего задания(см. предыдущий урок)
2.Вступительное слово учителя.
Своё отношение к крепостному праву он выразил так:
3 . Чтение и анализ 2 главы.
5. Герасим его отношение к происходящему.
Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся доказать нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
-Сегодня на уроке нам встретятся слова :
Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет
Деспотизм- поведение деспота.
Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.
Нравственный. Безнравственный. Деспот.
Герасим. Вся челядь. Барыня.
-Опишите Герасима, какой он был? Что вам в нём понравилось?
-Докажите близость Герасима к природе.
-С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?
-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).
-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).
-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей.
Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно. В России был много крепостников-самодуров. Тем и страшна была сила их произвола. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право- эксплуатация одного человека другим
Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.
-Чему вас научила эта повесть?
-что я узнал сегодня на уроке
-что мне на уроке понравилось больше всего
Вывод: Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и настойчиво ему следовать
Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства»
в форме судебного заседания
Тип урока: нетрадиционный, повторение и обобщение знаний.
образовательные – повторить и обобщить знания, полученные при изучении произведения И.С.Тургенева «Муму», учиться анализу литературного текста;
развивающие – способствовать развитию артистизма, свободного изложения своих мыслей, умения правильно обобщать данные и делать выводы;
воспитательные – создать условия для воспитания у учащихся нравственности через анализ поступков героев, уважительного отношения к говорящему и к его мнению.
Методы, используемые на уроке: познавательный, поисковый, словесный.
Форма работы: в группах.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, изображения героев рассказа: Герасима, барыни, Муму, судейский молоточек.
Оформление: класс оформлен в виде зала судебного заседания: отдельные столы для адвокатов и прокуроров, расположенные напротив друг друга, между ними места для присяжных, стол для судьи.
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!
Судья: Прошу садиться! Сегодня в нашем зале суда будет рассмотрено необычное дело. В качестве обвиняемого предстанет не живой человек, а литературный персонаж – Герасим из рассказа «Муму», рассказ этот мы будем использовать в качестве материалов дела. Главным свидетелем выступит автор произведения Иван Сергеевич Тургенев.
Итак, подлежит рассмотрению уголовное дело по обвинению Герасима, крепостного крестьянина некой московской барыни, в совершении ряда преступлений, а именно в убийстве собачки Муму и незаконном бегстве с барского двора в Москве в деревню. Сторону обвинения представляет прокуратура. В качестве защиты выступает коллегия адвокатов. Решение по делу возлагается на суд присяжных. Целью судебного заседания является выявление истинных причин, побудивших Герасима к совершению преступлений, и поиск ответа на вопросы: «Виноват ли Герасим? Если виноват, то в какой степени? Если не виноват подсудимый, то кого следует привлечь к суду?» Слушание по делу объявляется открытым. (удар молоточка)
Раскроем образ персонажа Герасима, позволим присяжным лучше узнать обвиняемого. Слово предоставляется коллегии адвокатов.
Адвокат 1: Опираясь на материалы дела (стр. 209), могу сообщить следующее: Тургенев считал Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди, «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», почитался хорошим работником, работал за четверых, «был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок» (стр. 211), усердно исполнял он свою обязанность» дворника (стр. 210).
Судья: У прокуратуры есть замечания?
Прокурор 1: Многие из окружавших его дворовых крестьян замечали за Герасимом странное поведение: (стр. 210) иногда он «то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих», «то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».
Судья: О заявленных свидетелях прошу предоставить более полную информацию.
Адвокат 2: Об управляющем Гавриле известно, что он вместе со старшой компаньонкой Любовь Любимовной «крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею» (стр. 232), башмачник Капитон Климов был «пьяница горький» (стр. 211), Харитон – «лекарь, которого все искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время все вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями».
Адвокат 3: Среди дворовых крестьян была прачка Татьяна. В материалах дела на стр. 213 есть данные, что это была «женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая. С родинкой на левой щеке», «нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно». По приказу барыни Татьяна стала женой пьяницы Капитона.
Прокурор 3: Прошу заметить, что эта самая Татьяна в особенности боялась Герасима. Когда его «привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную» (стр. 213). А когда Герасим начал ухаживать за ней, она «просто не знала, как ей быть и что делать» (стр. 214), и даже решилась на обман, прикинувшись пьяной, так как знала о неприязни Герасима к алкоголю.
Адвокат 4: Неприязнь к алкоголю и пьяницам – это еще одно достоинство нашего подзащитного. Финалом этой истории стал подарок Герасима Татьяне красного хлопчатобумажного платка, на что женщина, «с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни…, не вытерпела, прослезилась и… по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом» (стр. 221).
Судья: Уважаемые адвокаты и прокуроры, благодарю за подробные сведения, попрошу ближе к нашему делу. Как в жизни подсудимого появилась собака по кличке Муму и как он к ней относился?
Адвокат 5: Герасим нашел Муму еще совсем маленьким щенком недалеко от Крымского Брода, тонущую в реке. Принес домой и стал за ней ухаживать.
Адвокат 6: И.С.Тургенев свидетельствует, что «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» (стр. 222). Он очень любил эту маленькую собачку, возился с ней, как нянька, даже позволял спать в своей постели.
Судья: У прокуратуры есть замечания?
Адвокат 1: Протестую, господин судья. Герасим совершил это по приказанию барыни.
Судья: Протест отклоняется. Поясните суду, кто такая барыня?
Адвокат 2: Барыня – хозяйка всех крепостных крестьян, перечисленных выше, по материалам дела на стр. 208-209 «вдова, окруженная многочисленной дворней». Одинокая, так как «сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
Она была богатой и властной женщиной, крестьянскими жизнями распоряжалась по своему усмотрению: хотела – наказывала, хотела – миловала, а хотела – женила, как Капитона на Татьяне.
Прокурор 5: Прошу суд учесть, что по показаниям самой барыни, данные на странице дела 265, расходятся с точкой зрения адвокатов. Барыня, узнав об убийстве и побеге Герасима, «разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку».
Адвокат 3: Протестую, господин судья. Барыня была человеком непостоянным: она то беспощадно наказывала своих крестьян, то могла прикинуться слабой и беззащитной, вызывая жалость окружающих. Действовала по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других. К своим слугам относилась неуважительно, не считая их за людей. Такое поведение называется самодурством. А потому ее показания считать основанием для суда считаю неоправданным.
Судья: Протест принимается. Теперь по существу дела. Как произошло убийство Муму?
Прокурор 6: Из материалов дела на странице 237 известно, что Герасим на украденной у причала лодке вместе с собакой уплыл далеко от города против течения реки. Потом «выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, последний раз посмотрел на нее…, отвернулся, зажмурился и разжал руки».
Адвокат 4: Протестую. Герасимом двигало лишь любовь и жалость к своей питомице, он считал, что сделает это наиболее безболезненно, не причинив страданий и мучений.
Судья: Протест отклонен. Выводы предоставим делать суду присяжных. По существу первого обвинения есть дополнения?
Адвокат 5: Нет, господин судья.
Прокурор 2: Нет, господин судья.
Судья: Приступим ко второй части обвинения – незаконное бегство с барского двора.
Прокурор 3: По законам крепостного права крестьянин обязан был находиться на месте, определенном для него барином. То есть Герасим не имел права покидать барский двор в Москве и уходить в деревню.
Адвокат 6: После вынужденного убийства самого дорогого существа для Герасима, он, больше не желая подчиняться жестокой барыне, чувствуя лишь злобу и обиду на несправедливость, уходит в деревню, на свою родину. Его желание никогда больше не видеть человека, разрушившего его счастье, вполне уместно.
Адвокат 1: Хочу добавить, что в деревне, вдалеке от барыни, он хотел чувствовать себя в безопасности от ее самодурства.
Судья: Материалы дела исчерпаны. По существу есть замечания, дополнения?
Прокурор 4: Нет, господин судья.
Адвокат 2: Нет, господин судья.
Судья: Слово предоставляется суду присяжных.
Присяжный судья 1: Принимая во внимание личность подсудимого: трудолюбивого, исполнительного, аккуратного, надежного, ответственного, честного человека – суд присяжных отрицает возможность возникновения в голове у Герасима плана преднамеренного убийства.
Присяжный 2: Немой от рождения Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, умеющие говорить, страдают душевной немотой.
Присяжный 3: Многие в зале суда задаются вопросом. Почему Герасим не взял Муму с собой в деревню? Надо понимать, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам, и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит собаку, желая показать, что он верный слуга и не прекословит барской воли. Из материалов дела ясно, что идея уйти в деревню рождается у него уже после совершения убийства. Если бы он додумался до этого чуть раньше, собака осталась бы жива.
Присяжный 4: Прощание с единственным любимым существом разорвало в нем оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою коморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков» (стр. 238). Это не бегство, это бунт против крепостного права.
Присяжный 5: На вопрос «Виновен ли Герасим в убийстве Муму?» суд присяжных отвечает: не виновен. Крепостной крестьянин, целиком принадлежавший воле барыни, не имеющий ни права слова, ни права свободного передвижения, ни права свободно мыслить и чувствовать, просто не имел другого выхода.
Присяжный 6: На вопрос «Виновен ли Герасим в бегстве?» суд присяжных отвечает: не виновен. Через образ Герасима Тургенев изобразил русское крепостное крестьянство. Огромный слой населения, бессловесный от рождения, как и громадный немой дворник, устал терпеть беззаконие барства. Пора было начинать бороться за свои права, Герасим сделал первый в борьбе за отмену крепостного права.
Секретарь: Прошу всех встать – суд идет.
Судья: Прошу садиться. Провозглашается приговор суда: Дворника Герасима признать не виновным в убийстве собаки Муму и бегстве в деревню. Следствие направить на дальнейшее расследование данных преступлений с привлечением к ответственности барыни.
4. Подведение итогов урока. Слово учителя.
5. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму» по предложенному плану (распечатан для каждого ученика) :
Какие поступки совершает?
Какие качества Герасима проявляются в этих поступках?
Чем Герасим отличается от других дворовых?
6. Рефлексия: Ребята, понравился ли вам урок? Кому из вас образ и поступки Герасима стали понятнее? Кто так и не понял человеческую сущность этого героя?
Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”
Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.
2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).
Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”
— Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)
— Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).
— Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)
— Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).
Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)
На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.
4. Повторение ранее изученного материала.
— Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)
— А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)
— За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)
— Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)
— А стоило бы ему побороться за своё счастье?
— Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)
Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.
5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.
Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.
— Что это было? (Герасим нашёл Муму).
— Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).
— Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.
— Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)
— Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)
— Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).
Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.
— А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.
Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)
— Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).
Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.
Такое поведение человека называется лицемерием.
Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.
— Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)
Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.
— Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?
— А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)
При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.
— Герасим жестокий человек?
-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.
Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )
— Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)
— А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).
Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)
— Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?
— Что помогает передать эти чувства? (музыка)
— Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?
— С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)
— Сколько раз звучит колокол? (3 раза)
— Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)
После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.
— А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)
Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.
— Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)
— С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)
— Выразительно прочитайте это описание.
— Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)
Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)
— Вернёмся к теме урока.
— Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
— Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
— Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
— Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Дом.задание: Задание распечатано на листочках:
Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)
1. Синквейн “Преображение”
2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”
3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”