Рассказ муравейник 2 класс литературное чтение

Сказки

Презентация по литературному чтению на тему «Эдуард Шим «Муравейник» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Э. Шим «?» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Отгадай загадку Выстроен семьи трудом Настоящий город – дом. Днем все сто дверей открыты, Ночью их и не ищи ты. МУРАВЕЙНИК

Э. Шим «Муравейник» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Сегодня на уроке  Вспомним, какие бывают жанры литературы  Познакомимся: 1. С биографией писателя Эдуарда Шима 2. С произведением «Муравейник»

Сказка Колыбельная песня Стихотворение Быль Рассказ Закличка-веснянка Жанр

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) (1930 – 2006) Писатель родился 23 августа в Ленинграде. Во время войны был эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки – столяр и садовод, токарь и шофер». Эдуард Шим – автор текстов ряда песен, в частности, очень популярной в 1974 году песни «Ускакали деревянные лошадки». Он хорошо понимал детей, которые часто являются героями его рассказов. Он психологически точно изображал отношение детей к миру взрослых. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

Муравейник Сижу на корточках перед муравейником. Смотрю, как суетятся муравьи, похожие на капельку смолы, перевязанную посередке ниточкой. – Что поделываете, муравьи? – Дом ставим. – Как вы его ставите? – К лесу задом, к солнышку передом. И вправду: повернут муравейник своей широкой стороной к солнцу. Чтоб теплей было в доме. Вот хитрые! – Муравьи, вы что тащите? – Хвоинки тащим. Палочки. Чешуйки от шишек. – Зачем они? – Крышу покрыть. Чтоб дождик не промочил. И вправду: все чешуйки да палочки аккуратно на крыше уложены. Со смыслом. Не протечёт вода в дом. Вот мастера! – Убери ногу! – сказал муравей. – Чего?! Убери ногу, говорю, с моей тропинки! Не видишь, мне тяжело? Гляжу – тащит муравей гусеницу. Впятеро себя больше. – Зачем тебе гусеница? – Да убери ты ногу! Нам обедать пора!

Ответь на вопросы 1. От лица кого рассказывается о событиях в произведении? 2. Как называется дом муравьев? 3. Как муравьи ставят дом? Найди в тексте и прочитай. 4. Почему они ставят дом именно так? 5. С помощью чего муравьи покрывают крышу? 6. Зачем нужно покрывать крышу? 7. Чем заканчивается рассказ? Кого муравьи будут кушать на обед?

Читайте также:  Рассказ про питера пэна на английском

Сегодня на уроке я  Вспомнил, какие бывают жанры литературы  Познакомился: 1. С биографией писателя Эдуарда Шима 2. С произведением «Муравейник»

Домашнее задание Еще раз выразительно прочитай рассказ Выполни упражнение №3 на стр. 71 в печатной тетради Еще больше о муравьях ты можешь узнать, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=_sBJxZvPA9M

Номер материала: ДБ-1174477

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: Как муравьишка домой спешил. «

специалист в области арт-терапии

Конспект урока литературного чтения по теме:

Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».

Форма проведения урока: решение проектной задачи.

Цель : Формировать у учащихся способность к сравнению научного и художественного текстов по предложенному плану.

· расширить кругозор учащихся;

· создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей вжиться в текст, почувствовать точность языка писателя, понять основную мысль произведения;

· создать условия для развития навыков работы с художественным текстом,

исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать,

· развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

· развивать речь детей;

· расширять представления об окружающем мире живой природы;

· создать условия для формирования умения работать в группе;

· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы,

Личностные. У обучающегося будут сформированы:

— положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

Читайте также:  Рассказ о герое повести в дурном обществе вася валек тыбурций

— способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как

поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Регулятивные. Обучающийся научится:

— менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

— оценивать результаты работы, организовывать само- и взаимопроверку;

— участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные. Обучающийся научится:

— сравнивать художественный и научно-популярный тексты;

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

— представлять целостную картину мира благодаря интеграции с окружающим миром.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

— реализовывать потребность в общении со сверстниками;

— проявлять интерес к общению и групповой работе;

— высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные результаты. Обучающийся научится:

— анализировать научно-популярный текст, выделять существенные признаки;

— сравнивать тексты с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

— Сегодня мы продолжаем знакомство с автором, чьё произведение мы

закончили изучать на прошлом уроке. Отгадайте загадку

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Ответ: Муравейник)

Как называется это произведение?

— Скажите, пожалуйста, кто написал «Как Муравьишка домой спешил?».

— Что вы знаете об этом авторе?

— О чём его повести и рассказы?

Сообщение об авторе ( Риналия)

3. Актуализация опорных знаний.

А) Фронтальная работа.

Давайте проверим и вспомним, о чём и ком вы читали.

-Как развивается сюжет?

-С кем познакомился Муравьишка?

-Какой момент был самым захватывающим? Какова развязка?

-Всегда ли муравей показывал положительные черты характера?

-К какому жанру относится это произведение: сказка или рассказ?

-Что в этой сказке вымысел и что взято из реальной жизни?

-К какому виду литературы относится сказка В. Бианки?

(художественная, научная, научно-популярная – на доске)

Б) Сообщения о насекомых

— Вашим домашним заданием было приготовить сообщения о насекомых, встретившихся Муравьишке в его путешествии. ( дети делают сообщения)

В)Работа в парах.( тесты на знание содержания сказки)

Приступаем к выполнению работы, не спешим, на выполнение этого задания вам отводится 4-5 минуты.

— Оцените свою работу в парах (правильность выполнения, участие в работе, умение работать с одноклассником)

Создание проблемной ситуации

А) ( прослушивание звуков леса)

Читайте также:  Рассказы для развития памяти у взрослых

2017год –это год экологии ( Экология это…….)

-А что вы сами знаете о муравьях?( сообщения Алина и Мират)

Как вы думаете, можно ли о жизни муравьёв рассказать иначе, научным языком?

(учитель зачитывает текст из энциклопедии)

— Понятен ли вам смысл данного текста? К какому виду литературы вы его отнесёте? (возвращаемся к табличкам на доске, табличку с научным текстом убрать после ответа).

4. Постановка учебной задачи

— Для того чтобы дети могли получать научные знания понятным языком существует специальный литературный стиль, с помощью которого В.Бианки написал следующее произведение.

— Откройте, пожалуйста, учебники, найдите текст «Муравейник зашевелился» на стр. 67. Давайте его прочитаем. (Читает ученик с хорошей дикцией и выразительностью чтения). Беседа по тексту.

-Можно ли сказать, что произведение написано научным языком, таким же языком как статья о муравьях, которую я вам прочитала?

-Скажите, пожалуйста, к какому жанру можно отнести это произведение? (обращаемся к надписям на доске)

-как вы думаете, почему этот рассказ является научно-популярным, а не просто научным?

— Есть ли в рассказе непонятные термины, которые надо смотреть в специальном биологическом словаре? Какой вывод сделаем?

— Давайте сравненим научно-популярный и художественный текст о муравьях, написанных В. Бианки.

Физминутка «Муравейник на поляне».

Муравейник на поляне ночью крепко спит.

А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:

Лапками перебирают, и головками качают.

Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!

Ты, дружок, их береги.

5.Построение проекта выхода из затруднен ия

Практическая работа с таблицей (индивидуальная)

Внимательно прочитайте вопросы

— Какие произведения мы будем сравнивать?

«Как Муравьишка домой спешил»

2. Главный герой (герои)

3.Жанр (сказка, рассказ)

4. С какой целью написан (познавательно-развлекательная, познавательная)

5. Научные факты (если они есть, поставь +)

6.Вид текста (научно-популярный, художественный)

6. Первичное закрепление ( чтение по цепочке и ответы на вопросы)

Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношение автора к героям и событиям

Точные факты, научные факты, термины

Выразительные слова: эпитеты, сравнения; приёмы олицетворения, звукопись

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

Какие трудности встретились? Что наиболее интересным было на уроке?

Читать рассказ В. Бианки «Муравейник зашевелился», пересказ.

Источник

Познавательное и интересное