Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
лариса беглуева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Конспект занятия по развитию речи
(средняя группа)
Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
-учить детей пересказывать текст рассказа Н. Калининой «Помощники»,замечать несоответствие с текстом в пересказах товарищей;
_- закреплять умение образовывать слова названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий;
Полочка с кукольной посудой –двумя сахарницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру,блюдо для печенья, две солонки; картина «Саша и снеговик» (пособие «Звучащее слово»);звуковая демонстративная линейка.
Ход занятия:
Читаю рассказ Н. Калининой «Помощники»,задаю вопросы:
— Про кого этот рассказ? (Про Сашу и Алёшу)
_- Что делали ребята? (Помогали дежурным накрывать на стол).
-Кто мог сказать : «Вот так помощники!» (Воспитатели, родители, другие дети).
Снова читаю рассказ. Затем дети пересказывают текст. Обращаю их внимание на полноту передачи содержания рассказа, выразительность интонации. После каждого пересказаобращаюсь ко всем детям:
-Как пересказывал Серёжа?
-О чём забыл сказать Миша?
-Правильно ли Лена закончила рассказ? И т. п
Быстр встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
2. После физкультминутки предлагаю поиграть в магазин, где продаётся посуда.
Условия игры: покупку можно сделать после того, как скажешь как выглядит предмет, каково его назначение; если назвать посуду неправильно, продавец не поймет покупателя и не продаст вещь. Предлагаю сначала посмотреть, какая посуда есть в магазине. Это (показываю….хлебница. Это сахарница…Это…. салфетница. Вот блюдо для печенья, у него нет другого названия. А это специальное блюдо для сухарей – сухарница. А вот солонка и маслёнка.Запомните как звучат эти названия: сухарница,не солонка; хлебница, не маслёнка. Не ошибитесь, когда будете покупать. Кто какую посуду хочет купить?
3. Вывешиваю картину «Саша и снеговик», рассказываю.
Скучно было Снеговику одному с метлой стоять. Но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь сами- в имени его слышался звук (ш).Если дети не догадываются,подсказываю: Шура, Саша, Миша.
Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!
-Посмотри на меня и на мою одежду,- говорит Саша. На мне одеты шапка,шуба, шарф. Послушай,как я произнесу эти слова: шшшапка, шшшуба, шшшарф. Какой одинаковый звук слышится в названиях одежды? Огорчился Снеговик- не знает, что ответить.
-Помогите ему, дети (ответы детей)
-Молодцы, дети. Снеговик благодарит вас за помощь.
Теперь Саша задумался. Уточняю с детьми, что Снеговик сделан из снега,что шуба у него снежная, что нос у него снежный, и что в этих словах слышится звук (с).
4. Заключительная часть.
Перспективное планирование в образовательной области «Коммуникации: художественная литература» Коммуникации/художественная литература. Сентябрь. Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09 «Надо ли учиться.
Рассказ н калининой помощники для детей
Педагогические материалы:
Научные материалы:
Творческие материалы:
Занятие в средней группе по развитию речи по рассказу Н.Калининой «Помощники»
Занятие в средней группе по развитию речи
по рассказу Н. Калининой «Помощники»
Автор: Зинина Ирина Павловна
Образовательная область «Речевое развитие»
Упражнять детей в умении пересказывать, исполь¬зуя простые схематизированные изображения.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-назва¬ния предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
Формирование словаря. Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.
Приобщение к художественной литературе. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить с пред¬метным миром (название, функция, назначение).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству
Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
Раздаточный материал. Кольца Луллия.
3. Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.
1. Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи
3. Вопросы по содержанию рассказа
4. Повторное чтение с моделированием
5. Пересказы 5-6 детей
6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика
7. Проговаривание пословиц и поговорок по теме
8. Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»
9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»
15. Прощание с Кузей
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста, расставить их на место.
Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.
Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накры¬вали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить лож¬ки.
Воспитатель. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи обращает их внимание на полноту пере¬дачи содержания, выразительность интонаций.
Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.
Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы Кузе помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)
*Дорога ложка к обеду
*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
*Поспешишь, людей насмешишь.
*Кончил дело — гуляй смело
*Солнце красит землю, а человека труд.
*Торопливый дважды одно дело делает.
*Умел ошибаться, умей исправляться
*Уменье работать дороже золота.
Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.
Игра с использованием кругов Луллия «Разложим продукты в посуду»(под спокойную музыку дети выполняют задание)
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одина¬ковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник )
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель. Назовите слова, в названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)
Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.