Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
Айгуль Галлямова
Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе на 2015-2016 учебный год
Тема занятия и основные художественные произведения Дополнительная литература
А. Барто «Первоклассница», «Что такое школа»,
1-2 неделя. Тема: «День знаний». Е. Пермяк «В школу».
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало».
3-4 неделя. Тема: «Вспомним лето». Н. Сладков «Лесные сказки»,
Чтение О. Бондарчук «Куда спряталось солнце?» М. Пришвин «Календарь природы».
1-2 неделя. Тема : «Дом в котором я живу»
(День республики). С. Васильева «На Урале», П. Бажова
Чтение стихотворения З. Александрова «Родина». «Малахитовая шкатулка»,
«Серебряное копытце», Е. Лопатина
«Сказ об Урале батюшке»
3-4 неделя. Тема: «Осень золото роняет».
Чтение рассказа Г. Скребицкого А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
«Четыре художника. Осень». А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш
бедный сад…», Н. Носов «Огородники»,
р. н. с. «Мужик и медведь».
1-2неделя. Тема: «Откуда хлеб пришел» (Труд повара). В. А. Сухомлинский «Как из зернышка
Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб». вырос колосок», «Хлеб – это труд»,
3 неделя. Тема: «Здоровей-ка». М. Потоцкая «Острое поросячье заболевание», М. Потоцкая Чтение С. Капутикян «Вкусная каша». «Острое поросячье заболевание», В. Донникова «Хозяюшка»,
Н. Пикулева «Потихоньку», А. Барто «Сорока- ворона», «Сто
одежек», «Девочка чумазая», А. Майков «Колыбельная»,
Э Мошковская «Нос умойся!», «Мой замечательный нос»,
«Уши», М. Пляцковский «Однажды утром», М. Пришвин
4 неделя. Тема: «Моя семья. День матери». Д. Габе «Мама», «Работа», «Моя семья», Е. Пермяк «Для чего
Чтение. Р. Миннулин «Ох, уж эти взрослые». руки нужны», К. Ушинский «Сила не права», Л. Толстой
«Котенок», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки»,
Р. Рождественский «Алешкины мысли».
1 неделя. Тема: «Кто как готовится к зиме». В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»,
Чтение р. н. с. «Зимовье зверей». В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся», В. А. Сухомлинский
«Как ёжик готовился к зиме», Пришвин «Жил-был медведь».
2 неделя. Тема: «Зимушка зима. Зимующие птицы». И. Суриков «Вот моя деревня…», И. Бунин «Первый снег»,
Разучивание стихотворения Е. Есенина «Белая береза». И. Никитин «Встреча зимы», Г. Ходырев «Лишь пестрая осень
ушла со двора», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
3-4 неделя. Тема: «Новогодний калейдоскоп». В. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Брехт «Разговор через
Чтение и пересказ рассказа Н. Носова «На горке». форточку», Н. Павлова «Самая зимостойкая яблоня»,
И. Суриков «Суд над декабрем», В. Берестов «Гололедица»,
К. Бальмонт «Снежинка», Е. Благинина «Елка», Д. Хармс «Дворник
Дед Мороз», К. Зубарева «Зимние праздники», «Новый год в
России, или особенности национального Рождества»,
2 неделя. Тема: «Быть здоровыми хотим». А. Барто «Сто одежек», «Девочка чумазая», Т. Собакин «О Чтение Литовской сказки «Почему кот моется после еды». пользе овсяной каши», М. Гали «Хлеб», Я. Аким «Яблоко»,
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному
делу», И. Семенов «Как стать Неболейкой».
3 неделя. Тема: «В гостях у сказки». Чтение произведений: «Кукушка», «Златовласка», «Чудесные
Чтение сказки «Серебряное копытце». истории про зайца по имени Лек», «Три золотых воска Деда –
Всевода»,», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Царевна-
лягушка», «Финист – ясный сокол», «12 месяцев», «Цветик-
семицветик», «Крупеничка», «Сказка о царе Салтане…»,
«Никита Кожемяка», «Желтый аист».
4 неделя. Тема: «Город мастеров». Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», В. Осеева «На катке»,
Чтение и беседа по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Е. Трутнев «Морозный ветер».
1-2 неделя. Тема: «Животный мир. Н. Сладков «Лесные сказки», А. Кушнир «Птицы»,
Дикие животные края». обр. О. Капицы «Лиса и кувшин», В. Бианки «Сказки и
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». рассказы о животных», Л. Толстой «Лев и собачка».
3-4 неделя. Тема: «Защитники Отечества». С. Маршак «Полевая кухня», «Лыжник», «Парашютистка»,
Заучивание стихотворений С. Маршака «Трубач», «Летчик». «Пограничник», «Будущим защитникам»;былины:
«Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча», «Алеша Попович»; А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», И. Грошева «23 февраля», Л. Куликов «Сын летчика».
1-2 неделя. Тема: «Весна. Международный Г. Виеру «Мамин день», А. Барто «В мамин день», «Мама
женский день». поет», «Все она», «Разлука», Е. Благинина «Посидим в
Чтение и заучивание наизусть стихотворения тишине», «Загадка», Е. Серова «Колыбельная для мамы»,
А. Майкова «Весна». Л. Давыдова «Я маму люблю».
3-4 неделя. Тема: «Наш быт. Саша Черный «Колыбельная», «Русская изба».
Народная культура и традиции».
Чтение: К. Чуковский «Телефон».
1неделя. Тема: «Встречаем птиц». Н. Сладков «Птицы весну принесли», В. Чаплин «Прилетели
Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Грачи». грачи», Н. Сладков «Журавли», «Иволга», Сухомлинский
«Как воробушки ждали солнца», Н. Романов «Котька и птичка».
2неделя. Тема: «Приведем планету в порядок». Длительное чтение: К. Булычев «Девочка с Земли», «Алиса и
Заучивание. В. Орлов «Летит корабль». крестоносцы», В. Шипунова «Ритмы и рифмы космоса».
3неделя. Тема: «Азбука безопасности. ПДД». Т. А. Шорыгин «Осторожные сказки», С. Маршак «Пожар»,
Чтение Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи в Н. Носов «Кирюша попадает в переплет»,Л. Толстой «Прыжок»,
парке». С. Михалков «Дядя Степа», Я. Пишумов «У любого
4неделя. Тема: «В окно повеяло весной». М. Пришвин «Весна в лесу», Г. Ладонщиков «История про
Чтение р. н. с «Заюшкина избушка». снеговика», Н. Сладков «Весенние ручьи», Э. Шим «Камень,
ручей, сосулька и солнце», В. Бианки «Как звери и птицы весну
1неделя. Тема: «День Победы». С. Михалков «Быль для детей», Л. Серова «Дедова колоша»,
Чтение рассказа И. Туричина «Защитники». Б. Заходер «Серая звездочка», В. Осеева «Лесные партизаны».
2неделя. Тема: Т. Шорыгин «Умный наперсток», Е. Воробьев «Обрывок
«Я- исследователь». провода».
Чтение Н. Носов «Затейники».
3неделя. Тема: «Мир природы. Цветущие растения К. Паустовский «Кот – ворюга», В. Бианки «Сказки и рассказы о
леса, сада, луга. Насекомые». животных», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Благинина
Чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса». «Одуванчик», Е. Стюарт «Подснежник», С. Аксаков «Аленький
цветочек», А. Барто «Мы не заметили жука».
4неделя. Тема: «Вот какие мы стали большие». Я. Аким «Неумейка», «Заколдованная девочка».
Чтение произведения Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей 6–7 лет «Путешествие по сказкам» В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе» Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе ДОУ Николай Николаевич Носов «Незнайка в Солнечном городе», Глава 15.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи» Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Вид.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран» С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне) Программное содержание: учить выделять главную мысль рассказа;.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Малые формы фольклора» Тема: «В гости к бабушке Загадушке» Цель: Закрепление знаний о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце» Программное содержание: 1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая.
НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» Программное содержание: воспитывать интерес к сказкам, предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины,.
Проект в средней группе по чтению художественной литературы «В гостях у дедушки Корнея» Название: «В гостях у дедушки Корнея». Проект: Краткосрочный, Информационно-творческий Участники проекта: дети, родители, воспитатели;.
Работа с родителями по освоению речевого развития дошкольников и чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь Мероприятие, тематика: 1. «Для Вас, родители» Режим дня, сетка занятий, возрастная характеристика детей 4-5 лет Формы работы: Оформление.
10 зимостойких сортов яблони, которые еще не поздно посадить на участке
Самыми популярными плодовыми деревьями на приусадебном участке являются яблони. Их плоды вкусные и полезные. Из множества сортов этой культуры зимостойких не так много. Некоторые из них можно посадить в эти осенние дни.
Айдаред
Яблони этого сорта выращивают в средней полосе и на юге России. Иногда он известен под названием Альдаред.
Деревья этого сорта наиболее быстро растут в первые 3-4 года после посадки. Средняя высота дерева – от 3 до 6 м. Крона образуется шарообразной формы, ветки могут располагаться очень густо, поэтому нуждаются в ежегодной осветляющей обрезке.
Айдаред начинает плодоносить на третий год. Плоды среднего размера весят в среднем 140-190 г, имеют крепкую, блестящую кожуру ярко-желтого, переходящего в ярко-красный цвет. Мякоть плода сочная, слегка хрустящая, белого цвета с кремовым оттенком, имеет кисло-сладкий вкус. Урожай собирают в конце сентября или в октябре.
Для посадки рекомендуется приобретать здоровые саженцы в проверенных плодопитомниках. Идеальным местом для посадки будет южная или юго-восточная часть участка с достаточным солнечным освещением и защитой от ветра.
Антей
Яблоня устойчива к низким температурам, отличается высокой стабильной урожайностью плодов средним весом около 200 г. Цвет яблок зеленый с бордовым «румянцем», мякоть плотная, сочная, крупнозернистая, имеет кисло-сладкий вкус и приятный аромат.
Дерево начинает плодоносить на 2-3 год, плоды собирают в сентябре – октябре, урожай без последствий хранится до мая. С каждого дерева в среднем собирают около 50 кг.
Сажать яблони рекомендуется на солнечном месте с легкой плодородной почвой и нейтральной кислотностью.
Алеся
Среднеспелая культура Алеся от белорусских селекционеров обладает иммунитетом к болезням и устойчивостью к морозам, что способствовало распространению сорта в средней и северной полосе России.
Яблоня достигает от 3 до 4 м в высоту, крона шарообразная, компактная, средней загущенности. Плоды желтые с багряным отливом, весом 100-150 г каждый. Мякоть сочная, бело-кремовая, среднезернистая, сладкая с легким кислым оттенком.
Однолетние или двухлетние саженцы выбирают с крепкой корневой системой, без повреждений на коре. Участок для посадки должен быть с хорошей освещенностью и слабокислой, не переувлажненной почвой.
Антоновка
Яблоня сорта Антоновка имеет редкую шарообразную крону, вырастает до 5 метров в высоту. Обильная урожайность чередуется с умеренной. Сорт хорошо транспортируется.
Плоды в зрелом периоде белого с кремовым оттенком окраса. Мякоть сочная, белая с кисловатым пряным вкусом, созревает в октябре.
Яблоня хорошо растет на плодородной почве, не любит переувлажнения. Для посадки рекомендуются достаточно освещенные солнцем участки.
Белорусский синап
Зимостойкая яблоня с пирамидальной кроной и мощной корневой системой. Высота дерева достигает 5 м. Обладает иммунитетом к грибковым инфекциям.
Сорт имеет высокую урожайность. Яблоки собирают в конце сентября или в начале октября. Масса плода в среднем 145 г. Окраска зеленовато-белая с неровным «румянцем». Мякоть крепкая, мелкозернистая, кисло-сладкая. Урожай в холодильнике может храниться до весны.
Богатырь
Яблоня средней морозостойкости, требует утепления в зимний период. Крона раскидистая, высота дерева достигает 6 м.
Данный сорт характеризуется как выносливый и урожайный, сохраняет полезные свойства до конца апреля. Форма плода округлая, цвет в зрелом состоянии желтый, средний вес плода составляет 125-200 г. Мякоть белая, плотная, кисло-сладкого вкуса с утонченным ароматом. Из-за плотности мякоти есть яблоки лучше в декабре.
При посадке выбирают безветренный солнечный участок с глубоким залеганием грунтовых вод. Саженцы располагают на расстоянии 5-6 м.
Дарунок
Это позднезимний крупноплодный сорт обладает морозоустойчивостью, иммунитетом к грибковым заболеваниям, засухоустойчивостью и высокими вкусовыми качествами плодов.
Яблоня вырастает до 3,5-4 м в высоту, крона средней густоты, компактная. Яблоки крупные, темно-красного цвета, средний вес плода – 200 г, максимальный вес – 350 г. Мякоть нежная, сочная, мелкозерниста, зеленого оттенка с кисло-сладким вкусом. Плодоносит уже в первые сезоны после посадки, не требует частого полива.
Почва предпочтительно суглинистая или дерновая. Участок безветренный и сухой, без грунтовых вод.
Сорт Лобо примечателен своей зимостойкостью и отличными вкусовыми качествами плодов, пригоден для всех зон земледелия России. Яблоня вырастает до 4 м, крона округлая.
Плодоносить сорт начинает на 3-4 год, вес плода – 150-200 г, одна яблоня может дать урожай до 200 кг. Яблоки имеют плоскоокруглую форму, зеленовато-желтого цвета с малиновым «румянцем», в стадии созревания плоды становятся полностью малиновым. Мякоть белая, нежная, мелкозернистая, вкус сладкий с карамельным привкусом и выраженным малиновым ароматом.
Сорт засухоустойчив, во влажном климате воприимчив к грибковым заболеваниям.
Макинтош
Зимний сорт Макинтош характеризуется неприхотливостью, высокой урожайностью и вкусовыми качествами плодов. Это среднерослая культура, крона пирамидальная, высота дерева – 5-6 м. Сорт начинает плодоносить на 6-7 год после посадки.
Плоды округлые, средний вес 150-200 г, цвет кожуры зеленый с багровым румянцем. Вкус кисло-сладкий с карамельным привкусом и ярким ароматом.
Яблоня имеет среднюю морозоустойчивость и нуждается в дополнительном укрытии.
Северный синап
Морозоустойчивый сорт с поздним созреванием плодов, имеющих десертный вкус.
Дерево сильнорослое, достигающее высоты 7 м, крона пирамидальная и не очень густая. Сорт дает высокий урожай – до 170 кг с одного дерева. Плоды бочковидной формы весом 110-130 г, зеленые с темно-красным румянцем, неоднородного размера. Мякоть плотная, сочная, мелкозернистая, сладкая с приятной кислинкой.
Сорт устойчив к засухам и заболеваниям при правильном уходе.
Выращивание зимних сортов яблонь распространено во всех регионах страны и доступно даже неопытным садоводам. При соблюдении рекомендаций можно получить высокий урожай вкусных и сочных плодов, которые обогатят ваш рацион витаминами и вкусными заготовками.
Рассказ н павлова самая зимостойкая яблоня
Зеленая тайга
«Тайга — самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, подняли на дыбы, растопырили косматые лапы.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся.
Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет кем-то задетая ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».
Вопросы по содержанию:
*Что такое тайга? Какая она?
*Какие деревья растут в тайге?
*Почему человеку трудно здесь ходить?
*Как автор описал тайгу?
*В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.
Экологическая тревога «Сказки о нефтяной рыбке»
Закинул дед невод во второй раз — выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась ста рику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую служ бу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!»
Вот такая грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радост ней. Раньше, возвращаясь из дальних странствий, моряки расска зывали о чудесных странах да о заморских диковинках. Теперь же, как сговорились, твердят одно: «Пропадают, братцы, моря-океаны!
Кораблей на водных путях как автомобилей на шоссе. И с каж дого, даже с самого маленького суденышка в волны бросают му сор. Вот и превращаются голубые просторы в грязную свалку».
А когда море становится грязным от ядовитой для всего живо го нефти — совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Помыл танкер-нефтевоз свои громадные баки — грязную воду вылил в море. Вот беда, так беда! От этой отравы умирают рыбы (вспомните просьбу «нефтяной-золотой» рыбки), дельфины болеют, а иногда даже гибнут чайки и другие морские птицы. Вода на многие кило метры покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки, и еще не отравленная рыба погибает от голода.
В последнее время были изобретены даже «морские дворни ки» — специальные суда, наводящие чистоту в море; есть кораб ли-мусоросборщики и корабли-нефтесборщики.
* Почему моряки, возвращаясь из дальних странствий, говорят: «Пропадают, братцы, моря-океаны»?
* Как нужно вести себя на берегу реки, озера или пруда? Моря?
В степях живут животные-кочевники: сайгаки, куланы, туры, вечно странствую щие в поисках лучших пастбищ и водопоев. Но так же жили и живут строго оседлые звери-норники. Самые характерные из них — сурки. Эти крупные грызуны, дости гающие веса до 5—6 кг, живут семьями. Каждая семья имеет одну основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк, и несколько кормовых, или защитных, нор, которые соединяются с зимо вочной норой сетью протоптанных зверька ми тропинок. От наиболее удаленных кор мовых нор одной семьи тропинки ведут к норам соседних семей, и, таким образом, вся степь покрыта сложной системой нор и дорожек. Если пасущийся сурок замечает опасность, он опрометью бросается к бли жайшей норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение — и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Орлу или волку не часто прихо дится лакомиться нежным мясом сурка при таком коллективном оповещении об опас ности.
Еще в начале XIX в. сурки населяли прак тически все степи Евразии, от Венгрии до За байкалья, захватывая значительные участки местности и горных степей. Близкие виды сур ков широко населяли прерии Северной Аме рики. В наше время сурки всюду сохранились лишь небольшими изолированными колония ми, да и то, как правило, лишь в заповедниках, на землях коневодческих хозяйств или в мес тах, не пригодных для распашки земли.
Удивительна манера сурков кормиться. Пасущийся сурок никогда не сгрызает всех стеблей растения. Тут откусит он один стебе лек, там листочек или верхушку побега, в результате растительный покров на месте «сурчиных пастбищ» не меняется. Этим, да еще относительно постоянной численностью, сурки резко отличаются от сусликов, полевок и других степных грызунов.
Уже к середине лета у сурков заканчива ется линька и они успевают набрать много подкожного и внутреннего жира. К концу лета растительность постепенно выгорает, сур ки все реже появляются на поверхности, и в один, обычно холодный или дождливый, день исчезают совсем. Входы в зимовочные норы они забивают плотными пробками, для чего специально месят влажную глину со сво им пометом. Спят сурки всю зиму без перерыва, и просыпаются только весной следующего года.
Самая зимостойкая ягода
Пойдем-ка к нам в сад. Знаешь, у нас тут растут яго ды. А попробуй-ка отгадай, что где посажено. Ну-ка, вот здесь? Не отгадать? Конечно! Ничего, кроме снега, не видно. А здесь растет малина. И, знаешь, у малины какие кусты. Выше папы с мамой!
Куда же они подевались? Да мы их осенью пригнули к земле. Пригнули и связали Друг с дружкой, чтобы не поднимались. Там они лежат под снегом.
Малине под снегом тепло.
А здесь что растет? Раскопай-ка немного снег но гой. Видишь еловые лапки? И все равно тебе не отга дать, что у нас здесь посажена садовая земляника.
Это мы ее нарочно осенью накрыли еловыми лапка ми. Потом снег пошел. И насыпался между лапками и сверху. Если будет сильный ветер, он может свер ху весь снег сдуть, а между лапками все равно оста нется.
И землянике под снегом тепло.
А тут что? Смородина! Отгадал! Да нетрудно отга дать—все кусты видны. Вон сколько прутиков торчит из-под снега.
Мы смородину никак не защищаем. Она мороза не боится. Так и стоит всю зиму и нисколечко не подмер зает. Папа говорит — смородина зимостойкая ягода. Са мая из всех зимостойкая. Я. Павлова
Шел я однажды зимой по лесу.
Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево. Я шел не торопясь, поглядывая кругом.
Вдруг вижу — на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю — немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трепаная, как и те, что на снегу валяются.
Отошел я в сторону и сел на пенек. Просидел минут пять, гляжу — к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пестрая — белая с черным, а на голове черная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.
Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку.
Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вытащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее, оперся на растопыренный хвост и начал изо всех сил долбить шишку, выклевывать семена.
Расправился с этой, полетел за другой.
Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
Видно, понравилась дятлу эта осина с расщелинкой в стволе, и выбрал он ее для своей «кузницы». Так называется место, где дятел шишки долбит.
Засмотрелся я на дятла, как он своим клювом шишки расклевывает. Засмотрелся и задумался:
«Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена на землю. Какие погибнут, а какие весной и прорастут. »
Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится! Кто их насеял: дятел, клесты или белки? Или ветер семена занес?
Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потолще травинок. А пройдет тридцать — сорок лет — и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор.
Летят снежные пушинки
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Чем тише морозная, погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани и белые цветы и звезды обращается в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся Друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под- ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.
Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.