Поучительные притчи с моралью для детей
Поучительные притчи с моралью для детей
Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.
Божья коровка Притча для детей
Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Два совета Притча для детей
Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город.
Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
— Зачем? – не понял еж.
— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!
Ложь или правда? Притча для детей
Притча для детей про уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Детская притча про самое трудное дело
Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без устали матери помогала, а другая — поработает немножко и убежит во двор играть или уснет на диване. Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
— Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть.
Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и велел отдать его ленивой дочке.
— Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть лежит целый день на диване и отдыхает, — объяснил мудрец и добавил: — Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки. Вы не беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.
Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?»
Все-таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване весь день».
Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала, только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки. На следующий день вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол подмела, посуду помыла, печку растопила, кашу сварила.
— Дочка, отдохни немного, — предложила мать.
— Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целый день лежать без дела, — ответила дочка.
Поучительные притчи с моралью для детей
Два посла
Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.
Притча для детей об умении радоваться
Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.
Поучительные притчи с моралью для детей
Не обманывай
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? — спросил крестьянин с повозки.
— Отдохните немного, — предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент.
Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги.
«Все равно вперед меня не успеете», — пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
— Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, — сказал отец.
— Я себя не обманывал, — удивился сын.
— Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, — объяснил отец.
Притча. Как найти друзей
Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:
— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.
Вышла девочка на улицу — никого.
Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.
— Отпусти меня! — попросила божья коровка.
— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…
— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.
Говорящая собака
В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…
Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.
— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?
— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.
Поучительные притчи с моралью для детей
Притча для взрослых о детях
Притча про избалованную доченьку
Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?
Этическая беседа для начальных классов «Что такое хорошо и что такое плохо? Добро и зло»
специалист в области арт-терапии
Беседа проводится в начале учебного года (первая половина сентября).
Для учащихся 1-ых классов.
«Что такое хорошо, и что такое плохо? Добро и зло.»
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
— воспитание культуры речевого общения;
— знакомство с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
— развитие представлений учащихся о добре и зле;
— воспитание стремления совершать добрые дела;
— учить задумываться над сказанным словом.
Учитель : сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла. Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека. Наша беседа будет посвящена доброте и добрым делам! Как вы думаете, что такое «Добро»? это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка… (дети продолжают.) Что есть «зло»? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое… (дети продолжают.) Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? ( ответы учащихся.)
Работа по рассказу
Учитель : А сейчас я приглашаю вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра. (Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»)
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Нет,- ответил мальчик.
— Мама?- удивилась подружка.
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Учитель : Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? ( Дети отвечают ).
-А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.
Учитель : Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.
Учитель : Трудно ли быть добрым? ( Ответы детей )
Ученик читает стихотворение Н. Трутневой «Доброта»
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И в замен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель : Посмотрите на эти фотографии, если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.
«Где спряталось добро»
Учитель: Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)
Учитель : В народе всегда относились к доброте по особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на парте разрезанная пословица соберите пословицу и прочитайте.
Доброе слово, что дождь в засуху.
На добрый привет добрый ответ.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Спасибо – великая сила.
Учитель: Думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку относятся по доброму, то и ему в ответ хочется поделиться улыбкой и своей добротой. К нам в гости пришла улыбка, она ласковая приветливая, хотите, подружимся с ней. (Ответы детей). Тогда я подойду к одному из вас и подарю нарисованную улыбку со словами: «Я дарю тебе улыбку, потому что ты внимательный, добрый, заботливый и т.д. и улыбнусь, после этого он должен улыбнуться и передать свою улыбку соседу с добрыми словами. Последний игрок снова передаст улыбку мне. (Звучит тихо песня В.Шаинского «Улыбка», дети и гости под музыку передают нарисованную улыбку)
История слова «Добро»
Учитель: Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? (Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.) А знаете ли вы историю слова «Добро»? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения «дать добро» и «получить добро»? Что значит «дать добро»? (дать согласие, разрешение на что-либо.) Что значит «получить добро»? (получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.) Много добрых слово в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.
Учитель: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти? (Рассказы детей).
Ученик: А.Л. Барто «Мы не заметили жука»
Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
И я заву на помощь маму:
Ученик: М Садовский «Доброе сердце»
Я как-то в дом принес щенка,
Чтоб подкормить его слегка,
– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немного,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
– Ну, что ж, – она сказала, пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка….
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
– Ну, что ж, сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
Однажды я принес ежа,
И заяц в нашу дверь вбежал.
Наверное, от страху.
Сказала мама: – Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдется место!
Игра «Доскажи словечко»
Учитель: Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек. Предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко». (ведущий читает, дети заканчивают предложения.)
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день.)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (спасибо.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь … (здравствуйте.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:… (простите, пожалуйста.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания.)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Учитель: А теперь я предлагаю заглянуть в корзину добродетелей. Как вы думаете, что там? (предположения детей.) Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…» ( Дети произносят эти слова, из корзины вынимают и прикрепляют к доске слова:
— Помогать там, где нужна моя помощь;
— Заботиться о близких;
— Выручать друзей в беде;
— Улыбаться тем, с кем общаешься;
Учитель: Как вы думаете, трудно ли этому научиться? Что легче творить добро или зло?
Уч-ль: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
Учитель: Сегодня мы говорили о добре, добрых делах, добрых словах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы для себя?
ВЫВОД: Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.
Этические беседы в начальной школе
Этические беседы с младшими школьниками в начальных классах
Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Беседы проводятся на занятиях в группе продленного дня один раз в месяц. Продолжительность беседы не должна превышать 30-40 мин.
Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кинофильмы.
Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. При проведении беседы очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель как старший их наставник.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты и пр.
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить:
1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.
4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
5. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.
6. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми.
Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Цветик-семицветик
Цели: развитие у детей чувства милосердия и сострадания; воспитание гуманных чувств.
Ход беседы
Учитель. Дети, мы с вами смотрели документальный фильм «Аномалия». Вспомните, о ком этот фильм. (Ответы детей.)
Вспомните Сашу, который не может ходить. Ему помогли оборудовать молельную комнату, где он обращается к Богу сам и учит этому других. Помните девочку, которая рисует, держа карандаш во рту, потому что ее пальцы не сжимают карандаш; девочек, любящих танцевать, но не умеющих ходить?
— Кто помогает этим детям жить, ухаживает за ними?
— Могли бы эти дети ходить в обычную школу? Почему?
— Как мы должны относиться к таким детям?
Послушайте рассказ и подумайте, какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку.
— Что случилось с Ирой?
— Как сначала реагировали мальчишки на Колин поступок? А потом?
— Обращал ли Коля внимание на насмешки друзей?
— Какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку?
Игра «Сиамские близнецы».
Цель: развивать умение сотрудничества, чувство коллективизма у детей.
Оборудование: повязки на глаза, большой лист бумаги, карандаши.
Дети разбиваются на пары.
Учитель. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Скажите, что значит «сотрудничать»? Приведите примеры, когда вы с кем-нибудь сотрудничали.
Инструкция
Разбейтесь на пары, четверо будут работать, а остальные смотреть. Сядьте за стол. Я положу перед вами большой лист бумаги. Один в паре работает с завязанными глазами под руководством другого. Рисовать мы будем дом с забором, стоящий среди деревьев и цветов.
Физкультминутка
Учитель. Дети, встаньте. Представьте себе на минуту, что у вас болит правая рука. Попытайтесь расстегнуть пуговицы на одежде одной левой рукой. А теперь попытайтесь завязать шнурки, не получается? Закройте крепко-крепко глаза. Пройдите. Вам страшно идти? Вы боитесь натолкнуться на что-нибудь и упасть? Возьмитесь за руки, так легче идти? Вот видите, когда есть рядом опора, идти легче.
— Помните сказку «Цветик-семицветик»? Девочке Жене бабушка-волшебница подарила волшебный цветок. На что потратила Женя 6 драгоценных лепестков? И вот остался последний. И что же? (Чтение отрывка.)
— Как вы думаете, какой лепесток принес наибольшую пользу?
— Почему вы так думаете?
Сегодня мы с вами говорили о детях-инвалидах. По всему миру взрослые проявляют заботу о них: для таких детей строят специальные больницы, детские сады, школы; создают специальные книги и компьютерные программы; оборудуют тренажерные залы. Дети-инвалиды пользуются особыми правами.
Мы с вами должны проявлять сострадание к таким детям. Посмотрите, у меня в руках волшебный цветик-семицветик. Я раздам вам его лепестки, вы подумайте и напишите, чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, что хотели бы пожелать им.
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Добрым быть полезно
Цели: воспитание желания совершать добрые поступки; замечать в людях хорошее; формирование отрицательного отношения к жадности и зависти.
Ход беседы
— А что чувствуют жадные, злые, завистливые? (Ответы детей.) Постоянное недовольство вредит и сердцу, и нервам, и желудку. А еще у такого человека обычно мало друзей.
Игра «Расскажи о хорошем».
Дети по очереди берут карточки с именами детей группы и рассказывают о хороших качествах данного человека.
Тест «Твое мнение».
Напишите, о чем вам приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как помог кому-то или о том, как кого-то обидел.
Учитель. Вот видите, дети, о хорошем поступке вспоминать приятнее, да и делать добрые дела тоже. Доброту в себе нужно тренировать: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.
Игра «Связующая нить».
Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Описание игры
Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.
Учитель. Дети, а теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот, оказывается какие вы дружные в своей группе.
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Забота взрослых о детях
Цели: формирование представления детей о доброте; воспитание отрицательного отношения к эгоизму.
Ход беседы
Учитель. Дети, скажите, пожалуйста, как взрослые заботятся о вас? (Покупают игрушки, книги; заботятся, чтобы у детей было все необходимое.)
— А могут ли дети заботиться о взрослых? Как? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа.)
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Учитель. Удивило ли вас что-нибудь в отношении мальчиков к маме и бабушке? Что именно?
— Почему молчали мама и бабушка?
— Что бы вы сказали о поступке мальчиков? Как бы вы их назвали? (Равнодушными, черствыми, неблагодарными.)
— А как бы поступили вы?
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Учусь держать себя в руках
Цели: формирование умения изображать разные эмоции; воспитание умения переживать огорчения.
Ход беседы
Эмоции бывают приятными (положительными) и неприятными (отрицательными). Чем чаще человек испытывает положительные эмоции и реже отрицательные, тем меньше вредных нервных напряжений возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. И не только он сам. Рядом с жизнерадостным, спокойным, доброжелательным человеком и другим людям легче живется и работается. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Умеете ли вы это делать?
Тест
Вопрос: что, по-твоему, почувствовал Толя, и как он поступил?
1. Ушел в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала.
2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.
4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной.
Расскажите эту историю до конца в каждом из вариантов Толиного поведения. Обязательно обратите внимание на следующее:
— Что при этом почувствовала мама и как себя вела?
— Что почувствовал сам Толя?
— Удалось ли найти выход из положения?
Можно ли пережить огорчение? Как?
1. Никогда не спеши «выплеснуть» чувства на окружающих. Собери всю свою волю и сдержись.
2. Постарайся успокоиться. Для этого есть разные способы:
— Сделай дыхательную гимнастику: несколько глубоких вдохов и выдохов.
— Поговори с кем-нибудь на другую тему.
— Поплачь (но не демонстрируй это всем).
После такой разрядки обязательно почувствуешь себя спокойнее. Теперь можно обсудить положение. Решение найдется!
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Давайте говорить друг другу комплименты
Цели: формирование умения использовать комплимент адресовано и мотивированно; развитие коммуникативных способностей.
Ход беседы
Дети сидят на стульчиках.
Учитель. Дорогие мои друзья, сегодня мы отправимся с вами путешествовать по «Стране комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой стране всегда царят добро и любовь. А вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей.)
А есть комплименты льстивые, то есть угодливые, восхваляющие кого-либо незаслуженно.
Чтение басен «Кукушка и петух» и «Ворона и лисица».
Обсуждение содержания басен. Особо обращается внимание на различные мотивы лести. Воспитатель зачитывает мораль басни «Ворона и лисица».
Учитель. Пришло время поиграть.
Игра «Ласковое имя».
Цель: воспитывать гуманные отношения между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и имени другого.
Описание игры
Дети становятся в круг.
Учитель. Бросая мяч друг другу, назовите одно или несколько своих ласковых имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто в первый раз бросил мяч, и назвать его ласковое имя.
Игра «Комплимент».
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.
Дети становятся в круг.
Когда дети скажут по одному комплименту, воспитатель подбрасывает мяч и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, поменяемся опять». Дети меняются местами, и игра повторяется.
Учитель. Я рада, что вы растете доброжелательными людьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце и вы любите друг друга.
Вы, наверное, поняли, какую огромную роль играют комплименты в нашей жизни. Оказывается, не так уж легко правильно говорить и получать их. А главное, не путать лестный и льстивый комплимент.
Конспект беседы в начальной школе. Тема: Как научиться учиться
Ход беседы
Учитель. Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, что-то записывал, а пришел домой и ничего не помнит. И как задачу решать, совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли. Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Давайте выясним, в чем их причина, лично для каждого.
Тест
Выберите и отметьте подходящий вариант окончания фразы.