Рассказ на калмыцком языке моя семья

Сказки

Сочинение на калмыцком языке на тему «Герой Калмыкии»

специалист в области арт-терапии

Төрскән харсгч Алдр дәәнд советск цуг олн келн-әмтнлә хамдан Хальмгин үрдүд орлцла. Эдн фашизмәс Москваг харсла, Ленинградын болн Сталинградын төлә бәәр бәрлдлә. Эдн дотад Европиг сулдххин төлә зөрмгәр ноолдла. Эдн өндр, чагчм уулмуд, өргн теңгсмүд, урсхлта гүн һолмуд һатлла, нигт хар үүлмүд чигн сиичлә. Аш сүүлднь фашизмиг теднә бийсиннь хотл Берлинд күргҗ күүллә.

Догшн болн ик әәмшгтә эн дәәнд Хальмгин кесг миңһн үрдүд баатр зөрмгәр ноолдсндан СССРин орденмүдәр болн медальсар ачлгдла, Советск Союзин Герой нер хөр һар үрдүднь зүүлә.

Дөрвн җилин туршарт болсн алврт уга дән аш сүүлднь чиллә. Миңһн йисн зун дөчн тавдгч җилин хөн сарин йиснд түрүн болҗ Диилврин Өдр темдгллә. Эн җил Алдр Диилврин алдр байр темдлх.

Советск церг фашистск Германиг диилв. Диилврин өдр цуг әмтнә байр болҗ туурмҗтаһар давв. Болв делкән хойрдгч дәәнә һалыг бүклднь унтрахд Японя әәмшиг уурулх кергтә билә. Тер учрар мана халсар Японьд дән зарлгдв.

Немш фашизмлә баатр зөрмгәр ноолдсн ах лейтенант Бадмаев Эренцен Лидҗиевич эн дәәнд стрелков рот толһалҗ орв. Японцнрин эзлҗәсн Темән гидг уулын барун бөкинь булаҗ авх заквр ах лейтенант Бадмаевд өггдв. Ротын командир дәәчнрән дахулад уулур дәврлтән эклв. Хойр часин туршарт халун ноолдан болв. Кен чигн өөрдҗ чадшго гиҗ өшәтнә тоолҗасн уулур Эренцен Бадмаевин дәәчнр товин болн автоматын сумар хаалһ тәвәд, терүнәнә ора деер диилврин Улан туг хатхв.

Эн ноолданд Японцнр кесг салдсмударн болн офицермүдәрн, товмударн болн нань чигн зер- зевәрн һарутв.

Эренцен Бадмаевин дәәчнр дәлвртән цаарнднь кев. Эдн өшәтнә күчтә сөрлцә дарҗ, Маньчҗурин һазрар зун хөрдгч километрт уралан орв. Болв эн өөдмиг сулдхх закврта ах лейтенант хур метәр асхрҗах сумдин өмнәс ротан дахулад уралан орв. Советск дәәчнрин дәлвртиг японцнр дарҗ чадсн уга: тедн цухрв, өөдм сулдв. Сулдсн өөдм деер Бадмаев диилврин туган дәкн хатхв. Ах лейтенант Эренцен Бадмаевин ротын татсн хаалһар советск һол церг дәәлврт кеһәд, давҗ һарад, Муданьцзән балһснур орх арһта болв.

Эн күчтә ноолданд Эренцен Лидҗиевич күндәр шавтв, болв эн ротан үлдәҗ хәрү һарсн уга.

Бадмаев Эренцен Лидҗиевич Советск Союзин Герой нер зүүх зөвтә гиҗ полкин командир, дарунь дивизин болн корпусин командирмүд ачлврин цааснд һар тәәв.

Сталинә эрк шиилһнә ашт Хальмгин баарт үрн, үнн седкләрн зөрмг үүлдвр үүлдсн Бадмаев Эренцен Лидҗиевич Герой нер тиигхд зүүсн уга. Болв баатрин үүлдвр мартгдсн уга.

Читайте также:  Сказки про мальчика лешу седов

Источник

Презентация исследовательской работы «Образ семьи в языковой картине мира англичан и калмыков»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа ОБРАЗ СЕМЬИ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА АНГЛИЧАН И КАЛМЫКОВ Автор: Менкеева Иляна, учащаяся 7-б класса Руководитель: Антонова А.А., учитель английского языка

Актуальность Семья для каждого человека является самой важной ценностью

Объектом данного исследования выступает семья как социальный институт

Предметом исследования выступают особенности пословиц о семье в английском и калмыцком языках

Цель исследования: сравнительная характеристика понятия «Семья» в английском и калмыцком языках

Задачи рассмотреть семейные традиции в английской и калмыцкой культуре; провести сопоставительное исследование понятия «Семья» в различных словарях английского и калмыцкого языков ; собрать пословицы, содержащие или отражающие образ семьи.

Методы исследования теоретические: теоретический анализ научной литературы, языковых словарей; обобщение изученного материала. эмпирические: сравнение, интервью, социологический опрос-анкетирование.

Практическая значимость работы может иметь изданный нами специализированный словарь тематической группы «Family» на основе проведенного исследования.

The New Oxford Dictionary of the English Language «family» parents and their children sometimes including grandchildren and other relations;

«Калмыцко-русский словарь» под редакцией Б.Д.Муниева «өрк-бүл. семейство, семья. «гер-бүл»: а) дом со всем имуществом, движимое и недвижимое; б) семья, домочадцы. «бүл»: 1. семья, семейство; 2.(уст.) войсковая единица.

Обучающиеся 7 б класса

Спасибо за внимание!

Номер материала: ДВ-532410

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Диалоги по калмыцкому языку

специалист в области арт-терапии

Сән хонвт! Доброе утро!

Чамаг үзсндән байрлҗанав! Рад тебя видеть!

Ямаран бәәнәч? Как поживаешь?

Байрлҗанав, йир сән.(гем уга). Спасибо, прекрасно.(неплохо).

Чини керг – үүл ямаран? Как твои дела?

Сән, күцәмҗтә. Хорошо, успешно.

Мана школур ирхитн эрҗәнәв! Добро пожаловать в нашу школу!

Читайте также:  Рассказы чехова о детях и детстве

— Таньлдый. Давайте познакомимся.

— Мини нерн …..Меня зовут ….

— Өвк нерм….. Моя фомилия….

— Чини нерн кемб? Как тебя зовут?

-Ямаран школд чи сурчанач? В какой школе ты учишься?

— Би Ик- Буурла дундын школд сурчанав. Я учусь в Ики-Бурульской средней школе.

— Чи кедүдгч классин сурһульч? Ты ученик какого класса?

— Би арвдгч классин сурһульчв.

Я ученик 10 класса.

— Эндр тана класст кедү кичәл болхмн? Сегодня сколько уроков в вашем классе?

-Чамла таньлдсндан байрлҗанав. Я рад с тобой познакомиться.

— Чи спортд дуртавч? Ты любишь спорт?

— Э, би спортд йир дуртав. Да, мне очень нравится спорт.

— Чи спортар үүлддвч? Занимаешься ли ты спортом?

— Ямаран зүсн спортар соньмснач? Каким видом спорта занимаешься?

-Би бөк бәрлдәһәр (шатрар) үүлддүв. Я занимаюсь борьбой (шахматами).

— Чи спортивн марһанд орлцдвч? Ты принимаешь участие в сорев- ниях?

— Э,би спортивн марһанд орлцнав.

Да я принимаю участие.

— Орлцсн марһанд түрүн орм эзлҗ йов! Желаю тебе занимать первые места!

— Бийм тас уга болҗана. Я себя плохо чувствую.

— Эмч дуудтн. Пригласите врача.

— Би царцҗв. Я простыл.

— Би ик халутав. У меня высокая температура.

— Мини шүдм өвчәнә. У меня болит зуб.

— Мини толһам өвчәнә. У меня болит голова.

— Мини гесн көндрҗәнә. У меня расстройстово желудка.

— Би ямаран эм уухмб? Какие лекарства я должен принимать?

— Эн эм кедү күрнә? Сколько стоит это лекарство?

— Эрүл менд йовтн! Будьте здоровы!

-Чи умшхдан дуртавч? Ты любишь читать?

— Ямаран дегтрмүд чамд таасгдна? Какие книги тебе нравятся?

— Би тууҗин роман ( туульс,шүлгүд) умшхдан дуртав. Я люблю читать исторические романы (сказки, стихи)

— Чини дурта бичәч кемб? Кто твой любимый писатель?

— Мини дурта бичәч (шүлгч)….

— Альдас дегтрмүд авдвч? Где ты берешь книги?

— Би школын саңгас дегтр авдув. Я беру книги из школьной библиотеки.

— Дегтрин саңгин көдләч соньн һәәхүлмүд бүрдәнә.

Библиотекарь организует интересные выставки.

— Чи хальмгаһар келдвч? Ты

говоришь по- калмыцки?

— Э, би келҗ чаддув. Да, я могу говорить.

-Би хальмг келндән дуртав. Я люблю свой калмыцкий язык.

— Би хальмг кел дасчанав. Я изучаю калмыцкий язык.

— Энүнд юн бичәтә? Что здесь написано?

— Буйн болтха, келит нанд, би чикәр келҗәнәв? Скажите, пожалуйста, правильно ли я говорю.

Читайте также:  Сказки про глупых принцесс

— Э, чикәр. Да правильно.

Комплимент келлһн. Образцы комплиментов.

— Чи эндр йир сәәхнч, кецү сәәхнч. Ты сегодня прекрасно выглядишь.

— Чи йир сәәнәр келвч. Ты очень хорошо сказал (а).

— Чи йир ухатач. Ты так умна.

— Чи өр-өвч седклтәч. Ты так добра (добр).

— Әмтнд чи ик оньган өгнәч. Ты так внимателен к людям.

— Нанд йир тааста болҗана. Мне очень приятно.

— Үнн седкләсн ханҗанав, танд.

От души благодарю вас.

— Теңгрин бәәдл эндр ямаран? Какая сегодня погода?

— Эндр дулан (киитн,серүн,салькта). Сегодня тепло (холодно,прохладно, ветренно).

— Эндр теңгрин бәәдл (чилгр, хурта, цаста, нарта). Сегодня погода (ясная, дождливая, снежная, солнечная)

— Хур (цасн) орҗана. Идет дождь (снег).

— Ямаран йиртмҗин бәәдлд дуртавч? Какую погоду ты любишь?

— Би үвлин нарта, киитн өдрт дуртав. Я люблю морозные, солнечные, зимние дни

— Эндр йир сән өдр! Прекрасный день сегодня!

Буйн болтха! Пожалуйста!

Гемән сурҗанав! Прошу прощения

Оньган өгтн! Обратите внимание!

Би таниг соңсчанав. Я вас слушаю.

Буру гиҗәхшив. Не возражаю.

Би бас иигҗ санҗанав. Я тоже так думаю.

Ик таастаһар. С удовольствием.

— Ирснчн йир сән. Очень хорошо, что ты пришла (пришел).

— Бичә эмә. Не стесняйся.

— Эн мана заман. Это наша столовая.

— Үдин хот белн. Обед готов.

— Ода үдин хотан уухмн. Сейчас будем обедать.

— Эдлсн хот аршан болтха! Приятного аппетита!

— Идсн хот йир шимтә болв. Обед был очень вкусный.

— Танд, үдин цаган сәәнәр давулсндан ханҗанав. Большое спасибо за прекрасный обед.

Номер материала: ДБ-607543

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное