Рассказ на карачаевском языке про весну

Сказки

осень

1 Осень

2 осень

См. также в других словарях:

осень — осень, и … Русский орфографический словарь

ОСЕНЬ — жен. (от обсевать? от овесень? от осенять, сумрачный?) время года меж лета и зимы, астрах. три месяца, в кои солнце проходить знаки весов, скорпиона и стрельца; в общежитии, сентябрь и октябрь, до снежного пути и рекостава. На севере, с ильина… … Толковый словарь Даля

ОСЕНЬ — ОСЕНЬ, осени, жен. 1. Одно из четырех времен года, между летом и зимой. «Погода к осени дождливей.» Крылов. Лето быстрое летит. «Настала осень золотая.» Пушкин (см. золотой). Поздняя осень. «Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.» Некрасов … Толковый словарь Ушакова

ОСЕНЬ — «ОСЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1974, цв., 93 мин. Мелодрама. Смысл общественной проработки авторов «Осени» сводился к вопросу: «А если это не любовь?». Двое, которым уже за тридцать (тридцатитрехлетний Андрей Смирнов писал сценарий и ставил фильм в… … Энциклопедия кино

осень — чернотроп, бабье лето, сезон Словарь русских синонимов. осень / ранняя: бабье лето ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

«Осень» — «ОСЕНЬ», одно из первых стих. Л. (1828). Сохранившийся текст его не полон: стих., написанное на обороте листа 1, по видимому, имело продолжение на листе 2, к рый вырван. Известный нам текст «Осени» представляет собой пейзажную зарисовку,… … Лермонтовская энциклопедия

осень — багряная (Чулков); влажная (Чулков); глухая (Григорович); грустная (Бальмонт); дождливая (Башкин); желтая (Городецкий, В.Каменский); задумчивая (П.Соловьева); златая (Пушкин); золотая (Телешев); золотистая (Андреев, Блок); крепкая (Муйжель);… … Словарь эпитетов

ОСЕНЬ — см. Времена года … Большой Энциклопедический словарь

ОСЕНЬ — ОСЕНЬ, и, жен. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). | прил. осенний, яя, ее. По… … Толковый словарь Ожегова

осень — Время года, переходный сезон между летом и зимой, в астрономическом понимании – промежуток времени от момента осеннего равноденствия до зимнего сонцестояния (с 23 сентября до 21 22 декабря в Северном полушарии, с 20 21 марта до 21 22 июня в… … Словарь по географии

Осень — У этого термина существуют и другие значения, см. Осень (значения). Осенний пейзаж Осень (родственно др. прусск. ass … Википедия

Источник

Карачаево-балкарский язык

Как в языке может быть две литературные нормы и можно ли назвать сына Архыз

Карачаево-балкарский язык — Къарачай-малкъар тил

Этнический язык карачаевцев и балкарцев

Тюркские — кыпчакские — западнокыпчакские (половецко-кыпчакские) — карачаево-балкарский язык

Согласно переписи 2010 года, карачаево-балкарским языком в России владеет более 300 тыс. человек. Основные регионы его распространения — это Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики и Ставропольский край. Карачаевцы проживают в основном в горах и предгорьях Карачаево-Черкесии и в Ставропольском крае: в Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске, Железноводске, пригороде Ставрополя. Балкарцы же населяют главным образом Нальчик и историческую территорию под названием Балкария на юге Кабардино-Балкарии — долины рек Черек Балкарский и Черек Безенгийский, Чегем и Баксан.

Карачаево-балкарский язык признан государственным в обеих республиках, но имеет более прочные позиции в Карачаево-Черкесии — карачаевцы являются там самым многочисленным этносом (почти 41% всего населения республики). В Кабардино-Балкарии балкарцы составляют всего около 13% населения. Кроме того, их в целом в два раза меньше, чем карачаевцев: 113 тыс. против 218 тыс., по данным 2010 года. На карачаево-балкарском выходят газеты и журналы, работает телевидение, издаются книги. В школах и университетах язык преподается только как предмет.

— По мнению большинства тюркологов, современный карачаево-балкарский язык сохранил чистоту древнетюркских корней и традиций. Его носители остались в изоляции от других соседей и родственных племен в горах. Тем самым они эту чистоту сохранили.

Карачаево-балкарский алфавит на арабице

— Я вам анекдотичный случай расскажу. Карачаевец вышел в поход и добрался до Баксанского ущелья. Говорит: «Салам алейкум, малкъарлы». Ему говорят: «Сам ты малкъарлы! Какой я тебе малкъарлы?» — «А кто ты?» — «Я баксанец». В Чегеме ответили «чегемец», в Безенги — «безенгиец». Когда карачаевец добрался до Верхней Балкарии и сказал местному жителю: «Салам алейкум, малкъарлы», тот обрадовался и говорит: «О! Добро пожаловать, къарачайлы! Скажи мне, вот мы два больших брата, малкъарлы и къарачайлы, — а посередине вся эта мелкотня откуда взялась?»

— Когда я учился в школе, эту категорию нам не преподавали. В вузе — уже да. Прошло некоторое время, и в школьном учебнике появился залог. Потом опять исчез. Я у своего бывшего руководителя, заведующего кафедрой карачаево-балкарского языка и литературы в университете, спрашиваю: «А в чем проблема?» Он засмеялся и говорит: «Мы начали критиковать составителей, что в учебнике неправильно трактуют эту категорию. Они взяли и просто выкинули ее из учебника».

Говорит Роберт Хапаев, г. Черкесск

Мен Хапаланы Роберт, Чораны джашындан туугъанма. Средний Азияда туугъанма. Минг бла тогъузунчю алтмыш тёртюнчю джылда къайтханбыз ызыбызгъа кёчюргенден сора. Атауулубуз Чахуларыды. Чахуну джашы Тохтар, Тохтарны джашы Чомай, Чомайны джашы Чора, Чораны джашы Азрет, мен да Азретни джашыма. Ишлегеним да — прораб болуб ишлейме, юйле ишлейбиз, кёб мекямлары болгъан аллай юйле ишлейбиз. Ишден сора да сюйгеним тау сыртгъа чыгъыб, къайдам, блай бир къазанчыкъ да асыб, тишликчик да этиб, джууукъ адамларым бла, сюйген адамларым бла. Кесим ашагъандан эсе бек адамла ашасала сюйеме. Кёлюм бла разы болама. Аны юсюнде Аллахны разылыгъын таба болурма адамлагъа джукъ ашатсам. Ол бек сюйген затымды. Сюйген адамларым да. Джерни юсюн англаргъа да сюйеме. Кёб юсюне гитче атауулу джерибизден чыкъмагъанлай джюрюрге сюйеме. Конакъ баш келсе да, къайдам, айландыргъа кюрешеме, кесим сюйген джерлени да кёргюзтеме. Алкъын джаратмагъан адам да болмагъанды. Бек джаратыб кетедиле джерлерибизни. Аллах разы болсун.

Я — Хапаев Роберт, сын сына Чоры. Я родился в Средней Азии. Мы вернулись из депортации в 1964 году. (Прим. ред. — Речь идет о депортации карачаевского народа 1943 года. Формально карачаевцы вернулись из Средней Азии в 1957 году, но некоторые семьи возвращались позже.) Наш атауул (род) — Чаху. Сын Чаху — Тохтар, сын Тохтара — Чомай, сын Чомая — Чора, сын Чоры — Азрет, я — сын Азрета. Я работаю прорабом, строю многоквартирные дома. Помимо работы я люблю подняться к горным хребтам, взять с собой казанчик, сделать шашлычок вместе со своими близкими людьми, с теми, кого люблю. Я больше люблю кормить других людей, чем кушать сам. Тогда у меня душа радуется. Думаю, что Аллах доволен мной, когда я кормлю людей. Я очень это люблю. И мои близкие это любят. Кроме того, я люблю изучать нашу землю. В основном я путешествую по нашей малой родине. Когда к нам приезжают гости, я показываю им наши места — те, что люблю больше всего. Пока не было никого, кому у нас не понравилось бы. Все уезжают влюбленные в наши земли. Да будет доволен вами Аллах.

Читайте также:  Рассказ о любимом журнале непоседа 2 класс

Источник

Рассказ на карачаевском языке про весну

Автор: Биджева Джемма Борисовна

Организация: МБОУ КГО «СШ №3 им. Х.У. Богатырева» (ДС «Радуга»)

Населенный пункт: г. Карачаевск, Карачаево-Черкесская республика

Программное содержание: систематизировать, обобщить знания и представления детей о своем родном городе и республике, о его основных достопримечательностях и исторических событиях;

развивать познавательный интерес к истории, культуре родного народа и народов, населяющих нашу республику; умение связно говорить, выразительно и эмоционально рассказывать; воображение детей;

формировать чувство гордости, любви, ответственности за свою малую родину, ее историю, природное и культурное наследие, воспитывать гостеприимство, доброжелательность.

Предварительная работа с детьми: целевые экскурсии к городским достопримечательностям, рассказы воспитателя, заучивание стихов и песен, национального танца, просмотр видео-фрагментов о строительстве и открытии города, беседы с детьми о городе.

Методы и приемы: словесные (вопросы к детям, беседы), наглядные методы (презентации, иллюстрации), дидактические игры, практическая продуктивная деятельность (аппликация), групповая и индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор; презентация с изображениями основных достопримечательностей города Карачаевска; иллюстрации достопримечательностей города формата А4, разрезанные на части (7); фонограммы песни «Карачаево-Черкессия моя», запись национальной музыки для танца; чаша (гоппан), иллюстрации чаш и элементы национальных орнаментов (на каждого ребенка), цветной круг из плотного картона, руль, в середине которого приклеено изображение герба Карачаевска.

Словарная работа: экскурсовод, достопримечательности, гостеприимство, традиция, орнамент.

Структура занятия

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

II. Основная часть.

Среди полей, холмов, оврагов,

Любимый сердцу уголок

Кусочек Родины прекрасной,

где сеть извилистых дорог.

Здесь родники с водой студеной.

И воздух от лугов хмельной

А солнце так ласкает нежно

Купаясь с ветром и землей.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (Ответы детей)

Правильно, мы поговорим о нашей Родине, о наших местах. А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей).

Да, правильно, ребята, это место родное для человека, где он родился, где живут его родные люди, родственники. Это страна, где живет человек. А вы знаете, в какой стране мы живем? (ответы детей)

Правильно, мы живем в России, большой, красивой, сильной стране, вместе со многими другими народами. А как называется главный город нашей страны? Кто может мне назвать? (Ответы детей). Молодцы, конечно Москва!

А кто-нибудь из вас был в Москве?

Наша страна состоит из больших и малых республик и краев. Кто скажет, в какой республике мы живем? (Ответы детей).

Наш край называется Карачаево-Черкесия. Это замечательная республика, где дружно живут карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, русские и много других наций и народностей. Здесь красивая природа, чистый воздух и реки, добрые и трудолюбивые люди. Каждый человек ценит свою родину как свой дом, где живут его родные люди.

А сейчас послушаем стихотворение и песню о нашей республике.

Ребенок: Край седых вершин с тамадой Эльбрусом

Горцы здесь живут на земле свободной

А для Руси она сердце Кавказа

Звонких песен край, и лихого танца

Песня: «Карачаево-Черкесия моя»

Воспитатель: В нашу республику приезжает очень много гостей, туристов, которые хотят увидеть нашу красивую природу, отдохнуть, покататься на лыжах, подышать чистым воздухом. Многие из их них едут в Теберду и Домбай – наши знаменитые курорты. Для того, чтобы туда попасть, они проезжают через наш город. Как называется город, в котором мы живем? (Карачаевск). А почему он так называется? (Потому что он является центром Карачая, главным городом карачаевского народа).

Вот совсем недавно я встретила несколько человек, которые приехали издалека в наш город, потому что они слышали о том, какая у нас красивая природа, уютный город и замечательные люди. Они попросили меня показать фотографии красивых зданий и памятников в нашем городе, т.е. наши достопримечательности. Я не смогла сама выбрать из них самые лучшие. В этих конвертах лежат эти фотографии, давайте их посмотрим вместе с вами, и вы поможете мне определить, какие из них мы покажем нашим гостям.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что же случилось с этими фотографиями?! По ошибке их разрезали на части. Что же делать? Ребята, вы поможете мне их собрать? (Ответы детей: да!). Давайте соберем эти картинки.

Дети по группам выполняют работу.

Воспитатель: Дети, вы мне очень помогли. Я думаю, что и можете помочь мне и дальше.

А для этого мы с вами поиграем в игру «Экскурсоводы».

Дети, а что делают экскурсоводы? (Это люди, которые показывают и рассказывают гостям о самых интересных местах и событиях).

Вы тоже будете показывать и рассказывать нашим гостям о самых красивых и интересных местах нашего города, об их истории. И начнем мы с самого известного памятника нашего города – «Горянки», визитной карточки города, который присутствует на гербе Карачаевска.

Дети по очереди рассказывают о достопримечательностях г.Карачаевска

Ребенок: Есть обычай на Северном Кавказе

Он давно нам предками дан

Гостя долгожданного встречая,

Что горянка подает? Айран.

Всех гостей нашего города приветствует с чашей айрана горянка. Она стала настоящим символом Карачаевска. Эта скульптура была создана Хамзатом Крымшамхаловым в 1965 году. (На презентации фото памятника в разные годы).

Все жители и гости города называют ее ласково «Горянка», хотя на самом деле памятник называется «Приглашение в Карачаевск». Этот памятник показывает, что любому гостю у нас очень рады, и мы всегда готовы его угостить самым вкусным и полезным напитком нашего народа – айраном. Гостеприимство – это наша традиция, то, что у нас принято делать в отношении гостей.

Воспитатель: Следующий экскурсовод расскажет нам немного об истории создания нашего города и его создателях.

Ребенок: Наш город Карачаевск был создан по предложению Курман-Алия Курджиева и благодарные жители установили ему памятник, где изображен верхом на коне, как когда-то, когда открывал город. В строительстве города принимали участие не только жители нашего края, но специалисты из Москвы и др. городов. (На слайде презентации фото, изображающее, как К. Курджиев верхом на коне разрезает ленту в честь открытия нового города 7 ноября 1927 года). Новому городу дали название «Микоян-Шахар».

Воспитатель: еще об одном историческом памятнике, расположенном вблизи нашего города расскажет нам….

Ребенок: На территории нашего города люди жили с древних времен. И до настоящего времени сохранились здания, которые были построены более тысячи лет назад. Таким является аланский храм, расположенный в 7 км от города на реке Чуана. (слайд с изображением Шоанинского храма). Этому храму уже больше 1000 лет, но и сегодня в нем проходят службы.

В 2016 году в России выпущена серебряная памятная монета в 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

Воспитатель: храмы в городе были построены и последнее время.

Ребенок: одним из красивейших зданий нашего города является здание центральной соборной мечети, построенное в 2007 году. Благородное и изящное здание имеет золотой купол и два минарета.

Читайте также:  Песенка из передачи в гостях у сказки слушать

Воспитатель: наше путешествие продолжается. Следующий наш экскурсовод…..

Ребенок: Жители города отличаются большим трудолюбием, смелостью и отвагой. Самым знаменитым из них посвящена Аллея Героев Советского Союза и России и Аллея знатных людей Карачая. Здесь стоят памятники воинам, которые прославились своими подвигами во время Великой Отечественной войны, а также дочери и сыны нашей малой Родины, чьи труд, знания и талант внесли огромный вклад в развитие города и республики.

(На слайде изображения Аллеи Героев Советского Союза и России и Аллеи знатных людей Карачая).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень интересно рассказали и показали нашим гостям достопримечательности нашего города. Вы очень хорошо потрудились, теперь мы немного отвлечемся и сделаем небольшой перерыв, отдых. А как люди лучше всего отдыхают, развлекаются? Правильно – танцуют! И мы тоже будем танцевать, но не просто танец, а наш национальный танец.

Воспитатель: Мы хорошо отдохнули и можем продолжать знакомить наших гостей с нашим городом. Наши гости могут насладиться не только прекрасными видами природы и памятниками, но отведать наши вкусные национальные блюда. Какие блюда нашей горской кухни вы любите? Хорошо ли вы их знаете?

Для этого поиграем в игру «Угости друга». Каждый из вас будет передавать чашу своему соседу и называть блюдо, которым он хочет угостить его. Дети передают чашу друг другу и называют блюда национальных кухонь (Хычин, айран, либжа, берек, шашлык, джерме, сохта, бышлак биширген, манты, шорпа и т.д.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы знаете, как нужно встречать и угощать своих гостей.

А теперь мы покажем нашим гостям, какие талантливые у нас люди. Издревле они украшали одежду, предметы быта, домашнюю утварь различными узорами, которые называются орнаментом. Мы тоже попробуем создать свои узоры и украсим ими наши чаши.

(Дети выполняют аппликацию на заранее подготовленные чаши из картона, приклеивают орнаментальные элементы растительного и животного характера, традиционные в национальной вышивке, ковроделии, украшении домашней утвари).

Воспитатель: Давайте покажем, какие замечательные, красивые чаши у вас получились. Нашим гостям они очень понравились.

Ребята, вы будущее нашего города, вам в нем жить через много лет, и каким он будет в будущем, зависит от вас. Хотите заглянуть в будущее и увидеть наш город через 20 лет? (Ответы детей: Да!) Для этого мы воспользуемся машиной времени: волшебным кругом и волшебным рулем с символом нашего города. Нам помогут магические силы: фантазия и выдумка.

Дети по очереди встают на волшебный круг, и, держа руль в руках, называют то, что они хотели бы построить в городе (новые дома, лунопарк, ледовый дворец, аэропорт и др.)

Молодцы, ребята!! У вас великолепные планы по улучшению нашего города. Я уверена, когда вы вырастете, вы обязательно воплотите их в жизнь.

А что мы можем уже сегодня сделать для нашего города? (ответы детей)

Правильно, не сорить, сажать цветы и деревья, бережно относиться к нашей природе, соблюдать правила поведения на улице.

А теперь мы поиграем в небольшую викторину, посвященную нашему городу, вспомним, о чем мы говорили на занятии.

Молодцы, вы действительно хорошо знаете наш город и готовы про него рассказывать нашим гостям.

И в завершение давайте прочитаем стихи, которые разные поэты посвятили нашему городу.

Ребенок: Карачаевск – небо, горы,

Ты – гнездо мое родное,

Ребенок: Кусочек рая в поднебесье, Кавказа сердце и душа,

Укрыт зелёным покрывалом, гнездо орлиное в горах,

Любимый город Карачаевск, да сохрани тебя Аллах! [2]

Где солнце, горы и свободы, о мой благословенный край.

III. Итог НОД

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы знаете и любите наш город, готовы с радушием принимать в нем наших гостей, делать все для того, чтобы он был еще лучше и краше.

Список использованной литературы:

Источник

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дорогие друзья! Приглашаем вас совершить виртуальное путешествие по дням недели и познакомиться с их названиями на карачаевском языке. А совершим мы это путешествие вместе со мной. Давайте знакомиться: Магомедова Лаура Азретовна, учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ. Педагогический стаж – 30лет. e-mail: laura.magomedova Работаю по инновационной программе интенсивного обучения родному (карачаевскому) языку. Являюсь одним из авторов методического пособия «Методика болушлукъ къарачай тил бла литературагъа юретиуню интенсивли окъуу программаны тамалында къуралгъан экспериментал материал», рецензентом экспериментальной программы, разработчиком авторской программы.

Конкурсная презентация Выполнена на государственных языка РФ: русском и карачаевском языках Презентацию выполнила: учитель высшей категории МКОУ «Гимназия №9» г. Черкесска МАГОМЕДОВА ЛАУРА АЗРЕТОВНА ИНФОУРОК

Кюн* – 1)день 2)солнце Ыйыкъ – неделя Ыйыкъны кюнлери – Дни недели СЕЗЛЮК ИШ:

*** Баш кюн ишни башлады Гюрге кюнню санады, Барас кюнде ашыкъды, Орта кюнде арытды, Байрым кюн джума болду, Шабат кюн юйде турду, Ыйых кюн базар этди. Джети кюн – ыйыкъ кетди.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Номер материала: ДБ-226403

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

60 лет Возрождения карачаевского народа

специалист в области арт-терапии

Тема мероприятия : Живи и процветай, мой Карачай!

Цель мероприятия : Сохранение исторического наследия прошлого своего народа, укрепление знаний и семейных традиций посредством изучения истории своего народа и своей семьи.

Под мелодию читаются стихи

Будь горд, потомок вольного народа,
И голову в печали не склоняй!

В тебе живет высокая свобода

Земли, чье имя вечно — Карачай!

1-й вед. – Кюн ашхы болсун, багъалы къонакъла, устазла, сохтала!

2-й вед. – Добрый день, уважаемые гости, учителя и учащиеся!

1-й вед . Сегодня мы будем говорить о возрождении карачаевского народа – Дня торжества разума и справедливости, дня радостной вести о возвращении на Родину.

2-вед . Сегодня мы будем вспоминать, как с радостью карачаевцы вновь вступили на родную землю предков, как дружно участвовали в строительстве своей республики, Советской страны, как прославили свой народ, Карачаево-Черкесскую республику, Россию, как жил и живет небольшой горский народ по законам чести и во имя мира и созидания.

Звучит песня «Переселение» на сл. и муз. А. Узденова

На экране демонстрируется фильм «Геноцид»

1-й вед. Переселенцы были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах. Цель такого расселения очевидна – полная ассимиляция народа, его исчезновение как этноса

Читайте также:  Рассказ метель и вьюга краткое содержание по главам

2-й вед. Как указывалось в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания. А на местах питания не было – ели коренья, листья, траву, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву.

1- вед . Только за первые два года геноцида (1943-1944) погибли 22 тысячи малолетних детей-карачаевцев

(Инсценировка по стихотворению Б.Лайпанова « Разговор мальчика с матерью » )

Автор :Горящий очаг, закипающий чай,
И ветер молитву доносит…
Мальчик :Когда мы поедем с тобой в Карачай?» –
Автор Ребенок у матери спросит.

Она почерневший возьмет таганок,
Задумчиво сядет поближе:
Мать : «Поедем с тобою, поедем сынок…»
Автор :А голову клонит все ниже.

Украдкой лицо отвернет от огня,
Слезой затуманятся очи.
Мать : «Вот вырастешь скоро
большой у меня,
Тогда и поедем, сыночек.

Тогда я в дорогу с тобой соберусь
Туда, где хорошие люди.
Ты горы увидишь, увидишь Эльбрус,
Они – как большие верблюды!

Там родина наша, сыночек, и там
Покой обретем и надежду.
Оставим мы здесь
эту рухлядь и хлам,
Ходить будем в новой одежде!

Мы справимся –
лишь бы cкopee ты poc –
И с бедами там, и с нуждою.
И станешь ты сильным,
как горный утес,
А мама твоя – молодою.

Там горные реки –
как чистый хрусталь,
Там звезды – как спелые сливы!
Ты станешь там смелым
и твердым как сталь,
И стану я самой счастливой.

Там мед – загляденье, ешь не хочу!
Хлебать будешь прямо из бочек…» –
Мальчик : «Я голоден, мама, я хлеба хочу!» –
Мать : «Не плачь, дорогой, спи, сыночек».

2-й вед. Жёсткие условия проживания в местах ссылки, отсутствие элементарных социально-бытовых условий, массовый голод, частые вспышки инфекционных заболеваний, тяжёлый женский и детский труд, постоянное нервно- эмоциональное напряжение ссыльных, репрессивный характер надзора повлекли за собой массовую смертность среди карачаевцев, ослабление генофонда и здоровья выживших.

1-й вед. По определению историка А.Некрича, у карачаевцев погибло более 40% населения. Смертность была настолько высока, что уровень 1943 г. (88тыс.) карачаевцами был достигнут только к 1959 г., т.е. через 16 лет после выселения.

2-й вед. Еще шла Великая Отечественная война. За годы войны более девяти тысяч карачаевцев отдали жизнь за свободу Родины. Многие карачаевцы, как представители «наказанных народов», не получили заслуженные награды и звания. По данным исследователей только к высокому званию Героя Советского Союза были представлены 25 карачаевцев. Их дела застопорились в особых отделах частей и соединений по причине принадлежности бойцов к репрессированному народу. В годы войны звание Героя было присвоено только танкисту Xаруну Богатыреву.

Слова и музыка Альберта Узденова, песня «Турнала»

Боз булутла къачхы джелге бойсуна
Барадыла къыбыла таба Шималдан
Чырмалалла Миннги Тауну бойнуна
Кеб мычымай къарайдыла башындан.

Булутлагъа тирелмезге кюреше
Деу садакъны учу кибик тизилиб
Бир-биринден хапар биле, селеше
Къалмасын дей. онгсзуракъ юзюлюб

Сиз учасыз къыбыла таба турнала
Сау къал эте, къанат къагъа, къычыра
Бир бирде кюй сокгъан кибик зурнала
Чыгъаралла сейир мыдах макъамла

Сизни къанат тюбюгюздед джуртубуз
Ушамайды сизге мени джазыуум
Бюгюн къанат тюбюндеме джуртуму
Бек эскертед кесин озгъан джарсыуу.

Ким биледи энди сизни ненчагъыз
Къайтмай къалыр джаз бла бирге таулагъа
Сиз къайтыргъа таулада да ненчабыз
Кете бара сукъланырла саулагъа.

2-й вед. В глубоком тылу, за тысячу верст от фронта спецпереселенцы работали по 12-14 часов без устали. Большинство работало в колхозах, совхозах и МТС.

Как сообщали с мест партийные органы, среди карачаевцев было немало передовиков производства.

За выдающиеся достижения в выращивании сахарной свеклы молодые карачаевки Нузула Кубанова, Патия Шидакова, Тамара Абдуллаева были награждены орденами Ленина с присвоением звания Героя Социалистического Труда.

« Къайытхан кюн халкъыма»

Онтёрт джылны джер тырнакълаб джашагъан,

Джыламукъ бла гырджынны тенг ашагъан,

Сарнайса сен, тау джуртунгу ийнакълай,

Джарлы халкъым, ой, джаралы Къарачай!

Адамларынг Азияда къалдыла,

Джюреклеге кетмез ауруу салдыла,

Къабырларынг къум тюзледе сынсызлай,

Уланларынг къазауатда ызсызлай.

Ол джыллада джан бергенле къайтмазла,

Тауларына тансыкъ салам айтмазла,

Махар суудан бауурланыб ичмезле,

Саула этген бу кюулени эштмезле.

Ол джылланы къан ызлары кеберле,

Аллах айтса, уланларынг джетерле.

Сен джырларса, тауларынгда алгъынлай,

Джарлы халкъым, ой, джаралы Къарачай

Мы не забудем этих черных дней,

В глазах стоят расстрелянные зори.

Но грусть бывает краткой у детей.

Мы выжили. И в жизнь включились вскоре.

Расти мы торопились. Возмужав,

Спешили одолеть любые беды.

Но мы не знаем, где отцы лежат,

Что в годы те сражались за Победу.

Не знал о наших бедствиях отец,

До фронта не дошла об этом правда.

И принял он «За Родину!» свинец –

За отчий край под небом Сталинграда.

А мы с детьми казахскими росли,

С киргизской и узбекской детворою.

Они нас угощали, чем могли

Суровою военною порою.

Делили корку хлеба пополам,

Кумысом нас и чаем угощали.

И женщины нам волосы ласкали.

— Апай, ата, ота – шептали мы.

(На ласку чья душа не отзовется?)

Спасибо, люди! Из кромешной тьмы

Изгнанникам вы возвратили солнце.

1-й вед. На наше мероприятие мы пригласили очевидцев тех событий.

2-й вед. Слово предоставляется очевидцам

2-й вед. Я молю тебя, Господи, ныне:

Лучше в камень меня преврати,

Но остаться не дай на чужбине,

К моему очагу возврати!

Звучит мелодия гор

Мени миллетим аллай миллетди,

Джуртун джауладан къоруучу,

Хоншу миллет бла шохлукъ джюрютген,

Керек кюн билек болуучу.

Ол Азияда азаб заманда

Джерге бараза тартханды.

Аны къолу бла сюрюлген бачха,

Сабан, сад чомарт чакъгъанды.

Мени миллетим узакъ джуртлада

Кеб къыйынлыкъ чекгенди,

Топуракъ къумдан къум шекер шилеб,

Мырдыны мамукъ этгенди.

Къадама ташны салгъанлай.

Къадау таш тебмез, артыкълыкъ джетмез,

О, бирлеш, бирик, Къарачай!

Песню Кечеруковой Байдымат «Меникиди,меники» исполняют учащиеся 3 класса

Кёкде бухар булутчукъ,

Нюр ауазлы булбулчукъ!

Кюн таякъчыкъ меники,

Гоккалагъа джан атхан

Джел келтирген хапарчыкъ,

Джерге тюшген чапракъчыкь!

Бютеулей да меники,

2- й вед. На Родине, наконец, получив доступ к знаниям из мальчишек и девчонок, перенесших страшные тяготы войны и депортации, выросли академики, доктора наук, генералы, герои труда, поэты и писатели, артисты.

И сегодня мы с гордостью можем говорить о представителях нашего народа на всю страну, на весь мир.

Показывается Презентация об известных сыновьях и дочерях Карачая.

Биз джашайбыз мийик ариу таулада

Миллетибиз таза ариу адамла.

Кеб минглени атыбызны айтдырыб.

Бюгюнлюкле кесибизни билдириб

Къарачайым, алгъыш тилейле санга.

Терек чачакъ, гокка хансла джаяргъа

Миллетиме кюн сайын кюч къошулсун,

Айча джарыб, джулдузладан кеб болсун!

Кеб къыйынлыкъ джашауунгда сынагъан

Сындырыргъа табылмады бир адам.

Акъылынг бард, ненгда джетед миллетде.

Адамларынг джашайд таза иннетде.

Очаг не гаснет больше никогда!

Пусть больше никогда – ни днем, ни ночью

Дороги не отыщет к нам беда!

Чем трудность встреч друзей издалека!

И пусть свобода наша вечной будет,

Как наши горы, что стоят века!

Источник

Познавательное и интересное