сочинение по картине письмо с фронта В. Лактионов
Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьей приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья» [2]. Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.
Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. Недавно вернувшийся с фронта, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Серёжа, девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину
В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев. Картина широко известна по многочисленным выставкам и публикациям, неоднократно воспроизводилась в печати. Ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.
Великая Отечественная война. Сколько горя и страданий она принесла людям. Сколько спето грустных песен о ней, сложено стихов и нарисовано картин. Есть среди них жуткие и пробирающие до дрожи, а есть такие, в которых читается надежда. Именно полотно Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта» показывает те приятные моменты, которые могли случиться в те времена.
За этим приятным и восторженным моментом не сразу заметны обтертая стена дома и проломленный пол. Тяжело им приходится без мужской силы. Но солнышко и письмо дают надежду на ближайшую победу и возвращение героев домой. Все скоро наладится, нужно только верить.
Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)
Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».
Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.
Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.
Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!
Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.
На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.
Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.
Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.
6, 7 класс
Интересные сочинения по картинам
Этот холст наполнен такой магией и волшебством, что невольно захватывает дух
Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.
Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
Подготовка к сочинению по картине А.Лактионова «Письмо с фронта»
За письмом, надеюсь, вслед
Буду сам обратно…
А.Твардовский “Василий Теркин”
Сегодня мы познакомимся с картиной Александра Ивановича Лактионова “Письмо с фронта”, с талантом художника в изображении важного события в жизни страны начала 40-х годов XX столетия.
Цель урок: выбрать и систематизировать необходимые языковые средства, которые помогут написать сочинение по собственным впечатлениям. Запишем тему урока.
65 лет прошло со дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне.
– Ребята, вспомните, в каком году началась и закончилась эта страшная война? (1941-1945г.г.)
– Это очень важно помнить вам, молодому поколению, что на долю нашей страны выпало такое тяжелое, жестокое бремя. Но не утихает боль, не покидает память людей об этом страшном времени. Снимаются фильмы, публикуются художественные произведения о войне, слагаются песни.
– В мире и без войн так мало доброты, милосердия. Жизнь – самое ценное, что есть у человека, и надо сделать все, чтобы жизнь не прервалась из-за чьих-то эгоистических идей.
Талантливые люди искусства не остались в стороне, когда началась война. А после победы все еще были живы воспоминания, которые причиняли боль.
Но были и светлые моменты в эти времена, ибо человек жил, любил и надеялся. Радостью было получение любой весточки с фронта. Письма, приходившие с фронта, со знакомым почерком, были самыми желанными. Это означало – солдат жив.
И вот такой эпизод из жизни военного времени изобразил русский художник Александр Иванович Лактионов (1910-1972г.г.)
“Лактионов – русский живописец. Его творческое наследие составляют, главным образом, портреты и жанровые картины. Лучшая из них – “Письмо с фронта”. Она написана в 1947 году в подмосковном городе Загорске, где жил художник. Загорск вырос около Троице-Сергиевой лавры, теперь ему возвращено старое название – Сергиев Посад. Вероятно, поэтому фон картины именно загорский: дворик монастыря со скромным куполом церкви и шпилем колокольни. Произведения Лактионова привлекают к себе искренностью, правдой выраженных в нем чувств, простым и типичным сюжетом, которые находят отклик в сердце каждого человека.” (Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.)
– Попробуйте вкратце рассказать, что вы видите на картине? (Солдат вручил письмо, первая радость от получения долгожданной весточки уже позади.)
– Действительно, мы не только видим, что произошло, но можем понять, что предшествовало этому моменту и что будет дальше.
– Как вы определите тему и главную мысль картины? (Тема: семья получила долгожданное письмо; мысль: радость вестей с фронта.)
– Вспомните и назовите типы речи. (Повествование, описание, рассуждение.)
– Какой тип речи будет определяющим в вашей работе? Почему? (Повествование. Цель: рассказать о событиях, интересном эпизоде.)
– Посмотрите внимательно на картину. Рассказав лишь об этом событии, ваш рассказ будет неполным, невыразительным. Элементы какого типа речи вы введете в сочинение? Почему? (Описание. Цель: показать детали, дать характеристику предмету, состояния природы, внешности человека, интерьера или местности.)
– К какому типу речи будет относиться ваша работа? (Повествование с элементами описания.)
– Вспомните и назовите стили речи. (Разговорный и книжный (художественный, научный, публицистический, официально-деловой) стили речи.)
– Можно ли в тексте художественного стиля использовать фрагменты разговорного? В каких случаях это возможно? (Возможно, использовать в диалоге персонажей, героев картины, чтобы показать особенности их речи.)
– Значит, в зависимости от типа речи определите, какой будет композиция вашего сочинения.
Чтобы помочь в составлении сочинения – повествования (рассказа), обратитесь к рисунку 1. Он поможет вам систематизировать знания, полученные на уроке.
– Назовите части композиции любого текста. (Введение, основная часть, заключение.)
– Обратимся к таблице, запишем в графе “ Композиция”: Введение.
– Какова особенность введения как части композиции? (Нужно подготовить читателя к восприятию текста (рассказа), т.е. пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ по – настоящему нельзя. Введение объясняет, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героями.)
– Итак, введение может вызвать интерес читателя к рассказу. Но уточним самое важное: кто же расскажет нам это событие? (Рассказчик (наблюдатель) или один из героев картины.)
– От какого лица будет идти речь в сочинении, если вы рассказчик? (Речь пойдет от 3-го лица: “Они читали письмо”.)
– Представьте, если вы – один из героев картины, вы раскрываете свои переживания, чувства. (Речь от 1-го лица: “Мне было тогда 10 лет, и я хорошо помню, как мы получили это письмо”.)
– В ведении мы узнаем, кто расскажет нам эту историю.
– Озаглавьте и запишите первый пункт плана (I. Это было в Загорске… Место встречи:
а) время года, суток, пейзаж;
– Назовите место действия, время года, суток. Запишите предложения в таблице:
Это было в самом конце войны.
Теплом утром сквозь небольшие тучки пробивались тонкие лучи солнца, освещавшие весь двор.
Лето, утро, небо, зелень, описание природы.
– Объясните постановку знаков препинания. Дайте устную характеристику 2-го предложения.
– Найдите служебные части речи и объясните их правописание. Назовите известные вам производные предлоги.
– Уточните место встречи. (Двор.) Опишите местность “Рисунок № 1”.
Дома стояли, словно образуя круг, площадь перед домом (мальчики играли футбол), люди собирались, дружили, делились новостями…
Описание местности.
– Переходим к основной части композиции. Какова её особенность? Расскажите устно.
Завязка – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии сюжета.
Развязка – разрешение конфликта в произведении, исход событии.
– Значит, основная часть поможет ближе познакомиться с героями и событиями, которые произошли.
– Озаглавьте следующий пункт плана. (Долгожданное письмо.)
– Подходит момент знакомства с героями “ Рисунок № 1”.
II. Долгожданное письмо:
а) крыльцо;
б) герои;
в) чувства.
– Стремитесь показать не только героев, но и кратко описать их внешность, одежду.
– Описание интерьера (вернее, его части) поможет вам объяснить, в каких условиях жили люди в военное время “ Рисунок № 1”.
Прогнивший пол, обвалившиеся куски штукатурки, разрушенный заборчик.
– Какой части речи эпитеты? (Причастия.)
– Составьте предложение, содержащее завязку. Кто принес письмо? (Солдат – однополчанин вручил письмо. Раненый боец, с палочкой, с забинтованной рукой.)
– На какую деталь следует обратить внимание во внешности солдата. (Медали за храбрость, их много, значит, это не начало войны.)
– Поза бойца указывает на то, что он тоже внимательно слушает чтение письма. Запишите предложения: Солдат, улыбаясь и покуривая, слушает. Он еще расскажет семье о том, что не напишешь в коротком письме.
– Объясните постановку знаков препинания. Назовите и определите грамматические основы предложений.
– Кто еще присутствует при чтении письма? ( Вся семья. Мать (на переднем плане, деталь – очки), видимо, уже прочитавшая письмо. Стоит в стоптанных туфлях, платок прикрывает седые волосы. Девочка внимательно слушает: ей, наверное, обидно и завидно, что читать письмо дали братишке.)
– Обратите внимание еще на одну деталь военного времени в изображении молодой женщины. (Девушка – дежурная ПВХО (противовоздушный хозотряд). Во время бомбовой атаки фашистов молодые люди сбрасывали с крыш домов зажигательные бомбы, взрывавшиеся через несколько секунд. В их распоряжении были лопаты, щипцы, вода, песок. Многие погибали, но члены отряда шли на это добровольно, чтобы этим принести пользу городу).
– Еще один будущий участник беседы: вдали, на заднем плане, шагает навстречу нам солдат в полевой форме, готовый присоединиться к обсуждению вестей с фронта.
– Таким образом, на картине изображены простые советские люди в обычной для военного времени тыловой обстановке. Персонажи взяты из жизни нашего народа в дни войны. Ненавязчивые детали в художественной, образной форме раскрывают содержание произведения. Картина вся светится, солнечный свет кажется ощутимым на лицах людей, на одежде и в пейзаже. Даже письмо приобретает символический смысл – это свет, надежда на победу.
– Как называется последняя часть композиции? (Заключение.)
– В заключении напишите свое мнение о том, какой след оставил этот случай в памяти людей? Чему он научил?
– Какова основная идея повествования? (Показать радость: добрые вести объединяют людей.)
– Как назовете последний пункт плана? (III. Победа близка!)
Выбор языкового материала остается за вами.
-Подведем итоги. Какой тип речи используете в сочинении? Какой стиль речи изберете?
– Приведите примеры заглавия сочинения. (Победа близка. Добрые вести. Родное письмо).
– А ведь она могла быть старшей сестрой героини картины. Думаю, что персонажи, изображенные на картине Лактионова, читают такие письма.
– Обратите внимание на эпиграф. Перед вами строчки из поэмы “Василий Теркин” А.Твардовского, поэта, побывавшего на войне.
– Это главное для бойцов – вернуться живыми домой, к родным, к семье. А пока письмо с фронта – единственная, но крепкая связь людей, единство народа в этой кровопролитной войне.
Написать сочинение – рассказ по картине Александра Лактионова “Письмо с фронта”, репродукция которой находится на вклейке учебника “Русская речь” Е.Н.Никитиной.
«Письмо с фронта». История одного шедевра
Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.
Нестандартный взгляд Александра Лактионова
Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.
Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором «лининианы» и знаменитейшей работы «Ленин в Смольном». Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?
И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.
Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.
Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.
Когда народ голосует
Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у «Письма с фронта» остановились. И полетели вопросы: «Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?»
Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.
Как написать сочинение по картине А. Лактионова «Письмо с фронта»?
Лактионов Александр Иванович – известный художник, живописец. Его картина «Письмо с фронта» является самой знаменитой. В данное время она находится в Третьяковской галерее.
На картине художник изобразил счастливых людей, которые читают письмо с фронта. Люди на картине изображены в произвольных позах, на лицах у них улыбки. По счастливым лицам людей можно сделать вывод, что в письме сообщаются очень хорошие новости. Мальчик, читающий письмо, сидит в центре этой группы людей на табурете. На переднем плане полубоком, облокотившись о стену стоит женщина. Наверное, она – мать этого мальчика. Она, как и все с улыбкой слушает новости с фронта.
Примечательна фигура солдата, который стоит облокотившись о косяк дерева. В левой руке у него трость, а правая рука перевязана. Это могут быть ранения, полученные на фронте. Картина залита солнцем. Вдали видно ясное почти безоблачное небо.
Люди живут в домах барачного типа. Деревянное крыльцо, на котором расположились люди, уже обветшало. На стене облупилась штукатурка и обнажились кирпичи. Картина передает настроение и атмосферу последних дней войны. До победы осталось совсем немного.
Светлая, радостная и добрая картина. Весточка с фронта хорошая. Художник передал это настроение прежде всего при помощи очень светлого голубого неба с белыми облаками, а также яркого солнца, которое освещает дома и людей.
На дальнем плане картины видны белые двухэтажные дома с бордовыми крышами.По залитому солнцем двору идет мальчик. Возможно, он также хочет узнать новости.
В центре картины мы видим людей. Они расположились на крыльце старого дома. Деревянный пол уже начал проваливаться, а штукатурка на стенах осыпалась, обнажив красный кирпич.
На стуле сидит мальчик в галстуке и синей кепке. В руках он держит письмо и читает его собравшимся. Рядом с ним стоит молодая девушка со светлыми волосами. На ней белое платье и яркая зеленая кофта. Лицо ее раскраснелось то ли от солнца, то ли от волнения.
Возле нее стоит солдат. Он курит сигарету и слушает новости. Грудь его украшают медали. Рука солдата перебинтована, он опирается на палочку. Возможно, это он привез письмо.
Возле стены стоит женина в возрасте, должно быть это мать автора письма. В руках она держит очки и конверт. Слева видим девчушку с озорными косичками, в которые вплетены ленты, и в вышитой блузке.
Война объединяла людей, они с нетерпением ждали новостей с фронта. Хорошо, когда новости были добрыми, как в этот раз.
Картина » Письмо с фронта» А. Лактионова на первый взгляд выглядит такой светлой и радостной! Ясный летний день, на переднем плане- улыбающиеся люди. Но мы знаем, что идёт война.
И сразу обращаешь внимание на крылечко дома, где стоят все эти люди; пол прогнил, штукатурка обвалилась- сразу видно, что в доме не хватает мужских рук. Мужчины на фронте, защищают Родину.
Так редки эти вести с фронта, особенно радостные. Мне кажется, что письмо перечитывается не в первый раз. Мама или жена солдата, которая занимает на картине одно из центральных мест, держит в руках очки и одну страницу из письма, а мальчик, который сидит на табурете с увлечением и лёгкой улыбкой, вчитывается в эти строки. Может отец даёт какой наказ в письме или брат описывает для младшего военные истории.
Раненый солдат, с перевязанной рукой и костылём под мышкой, в форме и при орденах, покуривая, вслушивается в содержание письма. Он всё знает и после поправки, скорее всего, он тоже отправится на войну.
Сама война обошла этот городок, но её присутствие можно заметить. Все люди, изображённые на картине, скромно и бедно одеты. Главная героиня носит стоптанные туфли, старую юбку с заплаткой и вылинявшую кофту. На девочке сарафанчик, из которого она уже выросла и он стал ей коротким, как и простая, наверное, вышитая своими руками рубашка. Читающий письмо мальчик тоже одет скромно; разношенные сандалики, потерявшая свой цвет от времени рубашка, но красный галстук украшает чтеца. Молодая девушка на заднем плане выглядит получше, может её наряд хранился где-то в сундуке, ожидая такого повода нарядится. Светлое платье и зелёная кофта, на которой видна красная повязка, значит, после прочтения письма её будет ждать какая-то работа, чтобы помочь фронту.
Лица людей на картине всё же радостные, значит, вести с фронта хорошие, воина идёт к своему концу.