Рассказ на тему что говорит о человеке буддийская культура 4 класс

Сказки

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №16 «Интерес»

Конспект внеурочного занятия курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

«Буддизм – древнейшая из мировых религий».

Аленчикова Светлана Андреевна

учитель английского языка

Образовательные: знакомство с мировой религией – буддизм, жизнью ее основателя Сиддхартхи Гаутамы.

Развивающие: развитие воображения, образного мышления, логики обучающихся, формирование навыков публичного выступления

Воспитательные: воспитание духовной культуры, религиозной терпимости, умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

2. Сообщение темы и задач урока.

Здравствуйте! Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»

Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?

Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.

Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Детям предлагается ответить на ряд вопросов «да» или «нет»

После того как дети ответили предлагается просмотреть отрывок о Будде (Приложение)

После просмотра учащиеся вновь возвращаются к утверждениям и отвечают снова.

— Изменилось ли ваше мнение? Почему?

4. Знакомство с четырмя истинами буддизма.

Будда изложил четыре истины:

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

45 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:

Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.

Священный текст буддизма собран в книги Трипитака (три корзины мудрости) записаны на древнем языке – санскрите.

Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. « Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.

5. Динамическая пауза. Структура Микс-пэа-шеа.

(Дети под музыку идут по классу, по сигналу учителя все останавливаются.

-соберитесь в группы сколько существует истан в буддизме

— соберитесь в группы из скольки частей состоит трипитака.

6. Творческая работа.

У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью. ( дети работают)

После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?

Источник

«Основы мировых религиозных культур. Жизнь Будды» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Урок 25 «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе.

Тема урока: «Жизнь Будды».

Развитие умения видеть и оценивать поступки людей с точки зрения нравственного выбора.

Формирование уважительного отношения к религиям и их представителям.

Способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий.

Развитие образного мышления, познавательного интереса, воспитание художественного вкуса и формирование культурной эрудиции.

Оборудование: презентация, наглядный материал, учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Шапошникова Т.Д. (Амиров и др.), карточки для рефлексии.

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы мир окружающий познать,

Нужно серьёзно всё изучать

2. Актуализация изученного.

1.Какие религии называют мировыми?

2.Назовите мировые религии, которые вы знаете?

3.Как переводится слово «ислам»?

5.Как называется священная книга христиан?

6.Что означает слово «православие»?

7.Какая самая древняя религия, в отличии от других,

является религией одного народа?

8.Назовите священную книгу иудаизма.

3. Изучение нового материала.

— Мы назвали с вами три мировые религии. Христианство, Ислам и Буддизм.

-Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Так прошло 6 лет. И вот как-то, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел»: он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану. Существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама и стал Буддой Просветленным.

4. Работа по учебнику.

Давайте прочитаем о чем рассказывает нам легенда на стр 145 учебника.

Комментированное чтение буддийской легенды

( параллельно слушаем материал из электронного пособия. )

5. Работа со словарем.

-Давайте запишем в наш словарь, что означает слово «будда».

-А кто может мне сказать, что означает слово «срединный» и почему принц Сиддхартха выбрал срединный путь?

Звучание мантры «Ом ма ни падме хум»

Расслабиться, закрыть глаза и представить, что мы сидим под деревом на берегу красивой реки, глубокий вдох и медленный выдох.

7. Закрепление пройденного материала.

Задания из учебника. Стр.149.

1.Рассмотрите иллюстрации к уроку. О каких событиях из жизни будды они рассказывают.

2.Разъясняем и дополняем.

— О какой религии мы говорили на уроке?

-Как звали человека, который ее проповедовал?

— Что означает слово «будда»?

-Кто были первые слушатели Будды?

-В каком возрасте умер Будда?

-Какие были его последние слова?

«Нет ничего вечного. Будьте сами себе светильниками»

-Как вы понимаете его слова? (мнение детей)

— Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста

и сказанного на уроке?

— Ребята, у каждого из вас на парте карточка с изображением градусника.

-Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии.

Источник

Буддизм для детей: кратко

Б уддизм — одна из мировых религий. Основой для зарождения буддизма как мировой религии стало Учение Будды, которое принёс в наш мир Будда Шакьямуни ещё две с половиной тысячи лет назад. Родившись царевичем в семье влиятельного правителя, принц Сиддхартха треть жизни прожил во дворце своего отца, но затем покинул его, стал отшельником и долгие годы посвятил практике медитации, чтобы постичь Истину. Что же заставило принца покинуть роскошный дворец своего отца, беззаботную жизнь и даже отказаться от права наследования трона? Каких успехов на своём пути достиг принц Сиддхартха и в чём принципиальное отличие его Учения от других философских и религиозных концепций?

Возникновение буддизма: кратко для детей

Две с половиной тысячи лет назад где-то в районе современной северной Индии в семье царя Шуддходаны родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой. Когда у царя родился наследник, которого он ждал много лет, во дворец пригласили мудреца Аситу, чтобы тот предсказал судьбу новорожденного. Когда же мудрец Асита увидел мальчика, он заплакал. Отец принца встревожился и спросил у мудреца, почему он плачет. На что тот ответил, что сыну царя суждено стать Буддой — «пробудившимся ото сна», — познать Истину и поделиться этой Истиной со всеми. Отец принца не хотел мириться с тем, что наследник трона станет отшельником, и решил окружить сына богатством, роскошью и блаженством, чтобы тот никогда не познал страданий и нужды и, как следствие, чтобы у него даже не возникло мысли о том, что нужно искать какие-то методы избавиться от страданий.

Читайте также:  Проект для яслей в гостях у сказки

Сказано — сделано. Царь Шуддходана велел выслать из города Капилавасту, в котором размещался его дворец, всех старых, больных, немощных и нищих людей. Царь с детства окружил сына только красивыми, молодыми и жизнерадостными людьми. По ночам слуги даже срезали в царском саду увядшие цветы, чтобы принц Сиддхартха был в полной иллюзии абсолютного совершенства мира. И именно так Сиддхартха жил 29 лет своей жизни, пребывая в полной иллюзии, что все люди счастливы, никто не страдает и у всех всё хорошо. Но затем с принцем произошла история, которая навсегда перевернула его жизнь.

Однажды принц решил отправиться на прогулку. Отец строжайше запрещал сыну выходить за пределы дворца, однако тот хотел посмотреть, как живёт его народ. Во время этой прогулки принц Сиддхартха встретил сначала старика, затем человека, который лежал посреди улицы и бился в лихорадке, а потом — похоронную процессию.

Эти три встречи перевернули сознание принца, и он понял, что мир полон страданий и, самое главное, старости, болезни и смерти не избегнет никто в его государстве, в том числе его любимая семья и он сам. Однако впереди принца ждала ещё одна судьбоносная встреча — четвёртая. Уже возвращаясь во дворец, принц встретил отшельника, который ходил в простой накидке, просил подаяния, а всю жизнь посвятил медитациям и поиску истины. Принц был настолько поражён умиротворённостью и спокойствием отшельника, а также его простым отношением к жизни, что впоследствии решил тоже достичь такого состояния. Вернувшись во дворец, Сиддхартха долго обдумывал увиденное и принял решение покинуть отцовский дворец, чтобы найти способ избавиться от страданий и, самое главное, потом рассказать об этом способе всем людям. Ночью принц в сопровождении своего слуги покинул отцовский дворец. Доехав до границы царства своего отца, он попрощался со слугой, облачился в одежду отшельника и отправился на поиски истины.

Долгие семь лет Сиддхартха посвятил этим поискам — он обучался у различных учителей йоге и медитации. Сиддхартха сознательно подвергал себя различным лишениям и ограничениям: спал под открытым небом, ограничивал себя в пище. Он настолько истощил своё тело, что чуть не умер от голода, но добрая девушка Суджата, обнаружив его без сознания, накормила Сиддхартху рисом. Тогда он понял, что излишнее самоистязание не ведёт ни к чему хорошему, и сел под деревом, принял намерение погрузиться в медитацию и не выходить из неё до тех пор, пока не постигнет истину. 49 дней и ночей Сиддхартха провёл в медитации. Чтобы этому помешать, к нему приходил демон Мара, присылал своих дочерей и пытался напугать Сиддхартху своим войском из демонических существ. Но Сиддхартха выдержал все испытания и на 35 году жизни, ровно в ночь своего рождения, достиг пробуждения и стал именоваться Буддой, то есть «пробудившимся».

Познав Истину, Будда, как и планировал, начал делиться ею с людьми. Первыми, кому он прочитал проповедь, были его товарищи, с которыми он медитировал ранее. Это были пять отшельников, которым он и прочитал свою первую проповедь. Именно эта проповедь и стала основой Учения Будды. Какую же истину Будда поведал своим товарищам?

Будда рассказал своим друзьям-отшельникам о том, что познал сам. Он объяснил им, что жизнь полна страданий и все живые существа, так или иначе, их испытывают. Это происходит потому, что жизнь переменчива, всё очень быстро меняется и это причиняет страдания. Человек не может достичь какого-то стабильного счастья, потому что ситуация вокруг всё время меняется. Поэтому в мире так много страданий, причиной которых являются, как сказал Будда, человеческие желания и привязанности.

К примеру, если человек очень любит употреблять какую-то определённую пищу, она доставляет ему удовольствие, и он стремится постоянно есть именно эту пищу, то её отсутствие будет причинять ему страдания. К тому же, эта пища может быть ещё и вредной, как это часто бывает, и, употребляя её, человек будет причинять вред своему здоровью. В итоге это всё приведёт к страданиям, причиной которых является привязанность к определённой пище. И так во всём: любые привязанности приводят к страданиям.

Что же Будда предложил в качестве выхода из этой ситуации? Будда сказал, что состояние, когда нет привязанностей и, как следствие, нет страданий, достижимо. Это состояние называется нирваной. И чтобы достичь такого состояния, Будда рекомендовал своим последователям соблюдать восемь предписаний:

Именно эту истину поведал Будда своим товарищам-отшельникам во время своей первой проповеди. И именно она легла в основу современного буддизма.

Интересное о буддизме для детей

Помимо первой проповеди, Будда прочитал своим ученикам ещё множество проповедей. И помимо стремления к личному освобождению от страданий, он призывал своих учеников также помогать на этом пути и другим. Будда призывал взращивать в себе четыре самых главных качества: любящую доброту, сострадание, сорадование и беспристрастность. Под любящей добротой следует понимать доброжелательное отношение ко всем живым существам и готовность помочь им, а также воздержание от проявления гнева и ненависти. Под состраданием следует понимать полное осознание того, что живые существа страдают, и не быть к этому безразличным. Сорадование — значит разделять с окружающими их радости, не завидовать им, радоваться их успехам. А беспристрастность — это равностное, одинаково благожелательное отношение ко всем. Будда призывал не разделять окружающих на тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится. Следует одинаково хорошо относиться ко всем.

Интересно, что Будда, достигнув Просветления, вспомнил все свои прошлые жизни, а также узнал о том, как устроен мир, как происходит процесс перевоплощения и так далее. И, познав всё это, именно на основе этих знаний он дал своим ученикам рекомендации для максимально гармоничной и счастливой жизни. К примеру, достигнув Просветления, Будда узнал о так называемом законе кармы, который можно описать простой поговоркой: «Что посеешь, то и пожнёшь». И именно с этой точки зрения он призывал своих учеников не совершать плохих поступков, потому что всё, что мы совершаем, к нам возвращается.

Делаем добрые дела — так же будут поступать и с нами, совершаем зло — то же самое вернётся и к нам. И Будда увидел в момент Просветления, что этот закон работает всегда и в отношении всех живых существ. И сегодня большинство людей страдают именно потому, что не знают или не верят в этот закон. И от этого Будда предостерегал своих учеников. Неверие в закон кармы он называл самым тяжёлым заблуждением, которое приносит людям много вреда. Потому что, не понимая закон кармы, люди совершают зло и потом то же самое получают в ответ.

Именно в этом базовое отличие Учения Будды от многих других учений: наставления и советы Будды основаны на его личном опыте, на той истине, которую он смог познать. Советы, которые дал нам Будда, позволяют нам счастливо и гармонично жить. В этом главное их преимущество: эти советы просты и эффективны.

Источник

Презентация по ОРКСЭ по теме » Человек в религиозных традициях мира » ( 4 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда. ПОДСКАЗКИ: то же, что лоб в старославянском языке (бить ч., высокое ч.); 2) 100 лет.

Каждый из людей, высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью Этимология (версия происхождения): от чело- верх, век- сила, т.е. обладающий полной силой, взрослый

1.Человечек, 2.человечишка, 3.человечище, 4.человечество, 5.по-человечески, 6.нечеловеческий, 7.сверхчеловек, 8.человечный, 9.бесчеловечный, 10.очеловечить, 11.человеколюбивый, 12.человеконенавистник, 13.человекообразный. 14. Чело+век 15. Чело + вечность

Религия-это связь человека и Бога

Что делает верующий человек для общения с Богом? Что такое молитва? Что такое таинства? Что такое намаз? Что такое мантра?

Человек Молитва Чтение Таинства (Крещение, Евхаристия) Заповедь хранения субботы Намаз Мантра Православная культура

Читайте также:  Рассказы про дружбу человека и животного

? Почему чтение- важная часть жизни христианина, иудея, мусульманина

Крещение — приобщение к Церкви и очищение от грехов Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро) Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов Исповедь (покаяние) — «отпущения грехов», от имени Христа Брак (венчание) Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать) Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители

В иудаизме запрещается праздное удовольствие Праздность- пустое времяпровождение, ничегонеделание Удовольствие- забава, развлечение Молитва: личная и общественная (3 ежедневные) Понятие «кавана» (направленность сердца)

Шабат- самый древний из еврейских праздников (четвёртая из десяти заповедей на скрижалях- о сохранении святости субботы, нельзя работать). Радостный семейный праздник, сопровождается молитвами и обрядами. Подготовка к встрече субботы- наведение порядка в доме, очищают тело и мысли. Обязательными являются стол, накрытый скатертью, зажжённые свечи, халы- традиционный хлеб в форме заплетённой косы, вино или виноградный сок.

Мир стоит на трёх основаниях- на Торе (её изучении), на служении (Богу) и на добрых делах Две души животная (содержится в теле изначально и стремится к материальным удовольствиям) Божественная (спускается в тело с небес и побуждает творить добрые дела)

Первое, за что Аллах спросит своих рабов в день суда, будет молитва. Молитвы подразделяются на: обязательные; одобряемые; дополнительные. Обязательных молитв пять. Молитва состоит из ракятов. «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного»

Правдивость Надёжность и верность Искренность Щедрость Терпение Скромность Вежливость, корректность Сила нравственная и физическая (аль-кувва) Достоинство и самоуважение Поиск мудрости и знаний Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам Общительность, доброе отношение к окружающим Пристрастие к чистоте и красоте 1) 5 молитв в день(намаз); 2) пост (воздержание от пищи в рамадан); 3) закят (очистительная милостыня)

Вот, что рассказывают о сотворении человека Священные книги иудеев, христиан и мусульман. Библия, книга Бытия, 1 глава, стихи 27 — 28: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всякими животным, пресмыкающимся по земле. Коран, Сура 38, аяты 71 — 73 (перевод В. Пороховой): И вспомните, Как Бог ваш ангелам сказал: «Я человека сотворю из глины. 72. Когда Я вид ему придам, Вдохну в него от Духа Моего, — Падите ниц пред ним в поклоне». 73. И пали ангелы все вместе ниц пред ним. Мы видим, что иудеи, христиане и мусульмане считают человека Божьим творением. Это налагает на человека большую ответственность перед Богом, ведь в Библии сказано, что человеку отдаётся во владение земля и все, кто её населяет, а в Коране — что человек возвышается даже над ангелами.

Подумай, что мог сделать Бог с кусочком глины. Попробуй сделать это из пластилина и принеси на следующий урок. Подготовь рассказ на тему: «Что говорит о человеке православная культура (исламская культура, буддийская культура, иудейская культура)» – по выбору. Стр. учебника: 28-29. Спиши одну из предложенных пословиц в тетрадь и объясни, как ты её понимаешь.

Источник

Урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

специалист в области арт-терапии

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Ф.И.О Миронова Ираида Васильевна

МБОУ «Верхнеушминская нач.школа- детский сад» Балтасинского района РТ

Модуль «Основы светской этики», урок № _34__, тема урока «Как я понимаю буддизм».

Краткое описание последовательности этапов урока: Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников, организована эвристическая беседа с обучающимися, которая помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме «Буддизм – древнейшая мировая религия». На этом же этапе формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»

Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация. Этот этап урока позволяет осуществить интеграцию с такими предметами как история, МХК, литература, что позволяет развивать у учеников кругозор, воображение, целостное представление об истории и культурном наследии человечества.

С помощью методики «понятийное колесо» основные понятия урока воспроизводятся учениками в ассоциации. Такой прием позволяет обучающимся запоминать и понимать сложные термины.

Для самостоятельной работы ученикам предлагается индивидуальная творческая работа. Итогом урока становится творческое представление рисунков, созданных учениками.

В конце урока проводится рефлексия как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции, важность темы по методике «неоконченное предложение»

в области знаний воспитание духовной культуры, религиозной терпимости, умения видеть красоту и гармонию

мира глазами буддистов.

6. Используемый учебный материал:

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебное пособие «Основы буддийской культуры».

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей

Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»;

7. Описание этапов занятия

Здравствуйте! Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»

Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?

II . 1 слайд – Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.

Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

2 слайд – Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

3 слайд Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

4 слайд – Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»

5 слайд – С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедеть, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.

Читайте также:  Сказки или рассказы михалкова

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

III . 1) Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.

А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «восьмиричный» путь? С чем у вас ассоциируется это понятие? (работа с понятийным колесом)

2) У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью. ( дети работают)

После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?

На уроке я научился….

Я чувствовал себя на уроке….

(кто хочет озвучить вслух?)

Структурные элементы урока

Эмоциональный настрой учеников

Формирование умения планировать учебную деятельность

Наличие мотивации к труду

Формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»

Работают с содержанием учебника, определяют тему урока

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Бережное отношение к духовным ценностям

Знание, понимание и принятие

ценностей буддийской культуры культуры

Уважительное отношение к традициям буддизма

Первичная проверка понимания изученного

А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «восьмиричный» путь? С чем у вас ассоциируется это понятие? (работа с понятийным колесом)

Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Овладение логическими действиями анализа, обобщения, отнесение к известным понятиям

Отказ от деления на «своих» и «чужих», работа на результат, бережное отношение к духовным ценностям

Формирование первоначальных представлений о буддизме, знание, понимание и принятие

ценностей буддийской культуры, понимание значения религии в жизни человека

Ценностное отношение к народным традициям, первый опыт межкультурной коммуникации,уважительное отношение к традиционным религиям

Предлагает найти содержание темы урока.

– На какой странице учебника этот материал?

Предлагает из раздела «Вы узнаете» определить задачи урока

Предлагает прочитать 1-2 абзацы на стр. 124

Разыскивают необходимую страницу.

Называют задачи урока

Участвуют в беседе

Овладение логическими действиями анализа, сравнения, установления аналогий,

бережное отношение к духовным ценностям

Наличие мотивации к труду

Знание, понимание и принятие

ценностей религиозной культуры

Понимание религии в жизни человека

Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков

Уважительное отношеие к религии

Предлагает прочитать текст, найти и записать в словарики значения слов аскет, медитация, нирвана

Работают со словарями

Смотрят и высказывают свое мнение.

Овладение навыками смыслового чтения

Бережное отношение к духовным ценностям,развитие доброжелательност и эмоциона

Знание, понимание и принятие

Ценностное отношение к традициям

Предлагает ответить на вопросы 3 и 4 на стр. 127

Дети находят ответы по тексту, высказывают свои мнения.

Овладение навыками смыслового чтения

Бережное отношение к духовным ценностям,развитие доброжелательност и эмоциона

Знание, понимание и принятие

Ценностное отношение к традициям

У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью.

Учащиеся рисуют Будду.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

наличие мотивации к работе на результат

Знание, понимание и принятие личностью

религии как основы религиозно-культурной традиции

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

Предлагает посмотреть слайд 6 из презентации и записать в тетрадь истины буддизма.

Записывают в тетрадь 4 благородные истины буддизма

Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения

На уроке я научился….

Я чувствовал себя на уроке….

(кто хочет озвучить вслух?)

Учащиеся высказывают свои мнения

Формирование оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Наличие мотивации к работе на результат

Принятие личностью ценности религии

Ценностное отношение к учебному труду

Обобщение и систематизация

Учащиеся отвечают на вопросы

Овладение логическими действиями обобщения, построение рассуждений

Бережное отношение к духовным ценностям

понимание значения религии в жизни человека и общества

Ценностное отношение к буддийской культуре

Информация о домашнем задании

Сообщает о домашнем задании:

2) заполните таблицу

Религии мира и их основатели

Записывают домашнее задание

1. Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников, организована эвристическая беседа с обучающимися, которая помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме «Буддизм – древнейшая мировая религия».

На этом же этапе формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»

С помощью методики «понятийное колесо» основные понятия урока воспроизводятся учениками в ассоциации. Такой прием позволяет обучающимся запоминать и понимать сложные термины. Для самостоятельной работы ученикам предлагается индивидуальная творческая работа.

Итогом урока становится творческое представление рисунков, созданных учениками. В конце урока проводится рефлексия как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции, важность темы по методике «неоконченное предложение»

2. Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?(начинается презентация)

II. 1 слайд – Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

2 слайд – Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа.

Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети.

Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.3 слайд – Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.2)У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью. (дети работают)После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?

Источник

Познавательное и интересное