Рассказ на тему что такое библия

Сказки

Рассказ на тему что такое библия

Слово «Библия» происходит от латинского и греческого слов, означающих «книга». Это – собирательное имя, так как Библия является книгой для всех людей, на все времена. Это книга, непохожая ни на одну другую.

Шестьдесят шесть различных книг составляют Библию. Они включают книги закона, такие как Левит и Второзаконие; исторические книги, как например, Ездры и Деяния Апостолов; книги поэзии: Псалтирь и Экклесиаст; пророческие книги: Исаии и Откровение; биографические: Евангелия от Матфея и Иоанна; послания: к Титу и к Евреям.

Авторы
Около 40 различных человеческих авторов участвовали в написании Библии, которая создавалась на протяжении около 1500 лет. Ее авторами были цари, рыбаки, священники, государственные служащие, фермеры, пастухи и врачи. Из всей этой разнообразности возникла невероятная гармония, с общими темами, проходящими от начала до конца.

Это объясняется тем фактом, что Библия имеет одного Автора – Самого Бога. Она вдохновлена Им (2 Тимофею 3:16). Человеческие авторы писали именно то, что Бог хотел, чтоб они написали, и результатом этого стало безупречное и святое Слово Божье (Псалтирь 11:7; 2 Петра 1:21).

Части
Библия разделена на две основные части: Ветхий и Новый Заветы. Если кратко, то Ветхий Завет – это история нации, а Новый – история Человека. Нация была Божьим средством для появления в мире Человека – Иисуса Христа.

Ветхий Завет описывает формирование и сохранение израильской нации на протяжении многих веков. Бог обещал использовать Израиль для благословения всего мира (Бытие 12:2-3). Когда Израиль возник как нация, в ней Бог избрал семью, через которую должны были распространяться благословения – семью Давида (Псалтирь 88:4-5). Далее был обещан один Человек из семьи Давида, Который принесет обещанное благословение (Исаии 11:1-10).

Новый Завет детально описывает пришествие обещанного Человека. Его звали Иисус, и Он привел в исполнение пророчества Ветхого Завета, так как прожил безупречную жизнь, умер, чтобы стать Спасителем, и восстал из мертвых.

Центральная Личность
Иисус является центральной личностью Библии – фактически, вся книга написана о Нем. Ветхий Завет предвещает Его приход и подготавливает к нему. Новый Завет описывает Его приход и Его работу для спасения нашего грешного мира.

Иисус – это не просто историческая личность; фактически, Он – более чем человек. Он – Бог во плоти, и Его пришествие было самым важным событием в истории нашего мира. Представьте, Сам Бог стал человеком, чтобы дать нам четкую, понятную картину того, Кем Он является. Каков Бог? Он похож на Иисуса; Иисус является Богом в человеческом образе (Иоанн 1:14; 14:9).

Краткое изложение
Бог создал человека и поместил его в безупречную среду; тем не менее, человек восстал против Бога и отверг то, что Бог запланировал для него. Из-за греха на мир пало проклятие, но Бог немедленно создал план возвращения человечества и всего творения к их первоначальную славу.

Осуществляя Свой план искупления, Бог вывел Авраама из Вавилона в Ханаан (около 2000 г. до н.э.). Он пообещал Аврааму, его сыну Исааку и его внуку Иакову (также называемому Израилем), благословить мир через их потомков. Позже семья Израиля ушла из Ханаана в Египет, где они сформировались в нацию.

Около 1400 г. до н.э. Бог вывел потомков Израиля из Египта под предводительством Моисея, и дал им Землю Обетованную, Ханаан. Через Моисея Бог также дал израильскому народу Закон и вступил в завет с ними. Этот завет заключался в том, что если они будут верны Богу и не обратятся к языческим религиям окружающих наций, то будут процветать. Если же они оставят Бога и последуют за идолами, то Бог уничтожит их нацию.

Около 400 лет после этого, во времена правления Давида и его сына Соломона, Израиль вырос в великое и могущественное царство. Бог пообещал Давиду и Соломону, что их потомки будут править навеки.

После смерти Соломона израильская нация разделилась. Десять ее племен на севере были названы «Израилем», они просуществовали около 200 лет, пока Бог не осудил их за идолопоклонничество. Ассирия захватила Израиль в плен около 721 г. до н.э. Два племена на юге назывались «Иудой», они просуществовали немногим дольше, но со временем также отвернулись от Бога. Вавилон захватил их приблизительно в 600 г. до н.э.

Около 70 годами позже Бог милостиво привел оставшихся пленных назад на их собственную землю. Город Иерусалим, столица, был отстроен около 444 г. до н.э., и израильское государство было возрождено. На этом заканчивается Ветхий Завет.

После воскресения Иисус отправил Своих учеников повсюду распространять весть о Его жизни и спасительной силе. Ученики Иисуса разошлись во все стороны, неся весть о Нем и о спасении. Они прошли по Малой Азии, Греции и всей Римской империи. Новый Завет оканчивается обещанием Иисуса возвратиться для суда над неверующим миром и для освобождения Его творения от проклятия.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Что такое Библия?

Нахо­дясь на смерт­ном одре, Валь­тер Скотт, вели­кий шот­ланд­ский поэт и писа­тель, попро­сил своего друга, не отхо­див­шего от постели уми­ра­ю­щего: «Пожа­луй­ста, почи­тай мне Книгу». «Какую книгу?» – спро­сил тот с готов­но­стью. «Разве ты не знаешь? – был ответ, – она лишь одна»

Речь шла о Книге. О Книге, кото­рая един­ственно и может назы­ваться книгою, потому что в том смысле, в каком эта Книга явля­ется книгою, ника­кая другая книгою не явля­ется. Более того, все осталь­ные книги мы имеем лишь потому, что суще­ствует Книга. Именно для ее рас­про­стра­не­ния Ян Гут­тен­берг изоб­рел 500 лет назад печат­ный станок. Спустя сотню лет в России Иван Федо­ров создает печат­ный пресс, опять же, чтобы печа­тать Книгу – именно ее.

Более того, боль­шин­ство наро­дов, живу­щих на Земле, имеют свою пись­мен­ность лишь потому, что те, кто уже читал Книгу, хотели, чтоб и другие прочли ее. В поло­же­нии таких наро­дов нахо­димся и мы с вами. Именно для рас­про­стра­не­ния Книги среди восточ­но­ев­ро­пей­ских племен ино­странцы-мис­си­о­неры Кирилл и Мефо­дий создали алфа­вит «кирил­лица», став­ший осно­вой единой сла­вян­ской пись­мен­но­сти; а вокруг единой пись­мен­но­сти сфор­ми­ро­ва­лась единая куль­тура. Так воз­никла сла­вян­ская нация. И все это – бла­го­даря Книге.

Позже было напе­ча­тано мно­же­ство других книжек, в том числе – кри­ти­ку­ю­щих Книгу. Но уже то, что они вышли в свет, сви­де­тель­ствует о зна­че­нии Книги. Если бы не Книга, не суще­ство­вало бы создан­ного спе­ци­ально для нее печат­ного станка, и эти книжки не на чем было бы печа­тать. К тому же, насколько ни была бы попу­лярна та или иная книжка в то или иное время, не было случая, чтобы какой-нибудь бест­сел­лер пре­вы­сил тираж, кото­рым еже­годно рас­хо­дится Книга.

Эта Книга зани­мает настолько осо­бен­ное поло­же­ние, что у нее даже нет нужды в назва­нии – она так и назы­ва­ется: «Книга», или, по-гре­че­ски, – «Библия». Но что она собой пред­став­ляет? Спра­ши­вая об этом, можно полу­чить самые разные ответы. Одни скажут, что это самая чита­е­мая книга в мире. Другие, что Библия – собра­ние еврей­ского фольк­лора. Третьи будут утвер­ждать, что это – Слово Божие. Иные заявят, что Библия напи­сана одними людьми, чтобы дура­чить других. А кто-то, наобо­рот, скажет, что это сбор­ник мудрых мыслей, собран­ных по всему свету для нази­да­ния потом­ков. Иные же, что в Библии зашиф­ро­вана тайная муд­рость людей, достиг­ших осо­бого про­свет­ле­ния, и непро­свет­лен­ные не в состо­я­нии пони­мать ее. Най­дутся и те, кто будет наста­и­вать, что Библия – это посла­ние кос­ми­че­ского разума.

Давайте же попро­буем разо­браться, что такое Библия. Прежде всего, стоит обра­тить вни­ма­ние, что Библия, по боль­шому счету, – не одна книга, а целая биб­лио­тека, собра­ние книг. Первым, что вы уви­дите, открыв Библию, будет оглав­ле­ние – список книг, кото­рые в нее входят. Как мини­мум, там будут пере­чис­лены 66 книг. В этом случае на титуль­ном листе будет напи­сано «кано­ни­че­ские книги». Это значит, что ваше изда­ние Библии содер­жит абсо­лют­ный канон – те 66 книг, кото­рые при­знаны стан­дар­том (кано­ном) всеми хри­сти­ан­скими церк­вями. Если же такой над­писи нет – не пугай­тесь, у вас ничего не отнято, просто добав­лен ряд еврей­ских тек­стов, имев­ших хож­де­ние в первом веке на гре­че­ском языке. Ранние хри­сти­ане заим­ство­вали эти тексты у иудеев еще до того, как те опре­де­ли­лись со своим кано­ном, кото­рый мы теперь назы­ваем кано­ном Вет­хого Завета. Позд­нее, в сред­ние века, хри­сти­ан­ский канон Вет­хого Завета срав­нили с кано­ном иудей­ским, и ока­за­лось, что эти книги в него не входят. Поэтому многие церкви не при­знают эти книги как кано­ни­че­ские, и для них суще­ствует особое назва­ние – вто­ро­ка­но­ни­че­ские книги или апо­крифы.

Во всякой биб­лио­теке книги рас­став­лены по стел­ла­жам и полкам не слу­чай­ным обра­зом, а систе­ма­ти­зи­ро­ваны по разным кри­те­риям: по жанрам, по авто­рам, по хро­но­ло­гии, в конце концов – по раз­меру книг (на одной полке стоят книги в твер­дом пере­плете, а на другой тонкие бро­шюрки). Так же и в Библии. Почему, скажем, Посла­ние Рим­ля­нам стоит раньше Посла­ния Гала­там? По этой самой при­чине – обе книги рас­по­ло­жены на одной полке «Пере­писка апо­стола Павла», но сперва идут книжки потолще, затем – потоньше. Так же и на стел­лаже «Про­ро­че­ские книги»: неболь­шие по объему (так назы­ва­е­мые «малые про­роки») стоят на одной полке, уве­си­стые («вели­кие про­роки») на другой.

Книги, состав­ля­ю­щую Библию, весьма раз­личны по жанрам: это и исто­ри­че­ские хро­ники, и зако­но­да­тель­ные кодексы, и собра­ния мудрых изре­че­ний, и поэзия, и пере­писка, и опи­са­ние таин­ствен­ных виде­ний, и поучи­тель­ные исто­рии. В боль­шин­стве своем они напи­саны раз­ными людьми. Трудно даже пред­ста­вить себе это раз­но­об­ра­зие: Библию созда­вало около сорока раз­лич­ных авто­ров, кото­рые писали на трех разных языках (древ­не­ев­рей­ском, ара­мей­ском и гре­че­ском) и жили на трех кон­ти­нен­тах (В Европе, Азии и Африке). Это были цари, вель­можи, пас­тухи, воен­но­плен­ные, вое­на­чаль­ники, ремес­лен­ники, вино­чер­пии, рав­вины, врачи, исто­рики, чинов­ники, нало­го­вые инспек­тора. Люди разных про­фес­сий, раз­ного куль­тур­ного уровня, живу­щие в разных стра­нах, гово­ря­щие на разных языках. Боль­шин­ство из них не знало и нико­гда не видело, а зача­стую – и не подо­зре­вало о суще­ство­ва­нии друг друга. Более того, они жили в разное время: период их жизни состав­ляет 1500–2000 лет, то есть самые ранние тексты Библии были напи­саны, как мини­мум, за пол­торы тысячи лет до напи­са­ния наи­бо­лее позд­них книг.

Но есть нечто осо­бен­ное, что отли­чает эту биб­лио­теку от других. Несмотря на то, что ее тексты писало 40 разных чело­век на про­тя­же­нии двух тыся­че­ле­тий, в разных стра­нах, на разных языках, это – единая Книга, единое и цель­ное про­из­ве­де­ние в абсо­лют­ном зна­че­нии этого поня­тия.

У нее есть единая тема: греш­ное чело­ве­че­ство полу­чило спа­се­ние мило­стью Божией. Эта тема про­хо­дит сквозь всю Книгу.

У нее есть и единая ком­по­зи­ция. Библия подобна музы­каль­ному про­из­ве­де­нию. Возь­мите, напри­мер, первую часть Вто­рого фор­те­пи­ан­ного кон­церта Рах­ма­ни­нова – вы уви­дите как много в нем общего с ком­по­зи­цией Библии. Подобно музы­каль­ному про­из­ве­де­нию, Библия имеет вступ­ле­ние, в кото­ром вво­дятся все затра­ги­ва­е­мые в ней темы. Начало книги Бытия и впрямь звучит, как мощные тяже­лые аккорды оди­но­кого рояля в Рах­ма­ни­нов­ском кон­церте. Рояль здесь – Бог. Никого нет кроме Него. Он про­из­но­сит слово – и все сущее, все созву­чия взры­во­по­добно вры­ва­ются из небы­тия в бытие. И во всей Библии нет ни одной важной темы, осно­ва­ние кото­рой не было бы зало­жено в скупых и вели­че­ствен­ных стихах первых один­на­дцати глав книги Бытия.

После­ду­ю­щие части Вет­хого Завета звучат как экс­по­зи­ция, раз­ви­тие темы, после чего насту­пает куль­ми­на­ция – Еван­ге­лия. Мощное тутти всего оркестра дости­гает наи­выс­шего подъ­ема в повест­во­ва­нии о Стра­да­ниях и Вос­кре­се­нии Хри­сто­вых. Насту­пает реприза, завер­ше­ние всех тем – Деяния Апо­сто­лов и Посла­ния. В конце же звучит мощная кода, финал – книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова. И как раз­но­об­разно и мно­го­звучно ни было бы все это гран­ди­оз­ное про­из­ве­де­ние, каждая его деталь рабо­тает на глав­ную идею, состав­ляя единую ком­по­зи­цию.

Читайте также:  Рассказ про морских обитателей для детей дошкольного возраста

Далее, во всей Книге одно глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо. Во Втором фор­те­пи­ан­ном кон­церте Рах­ма­ни­нова глав­ный инстру­мент – рояль. Он цар­ствует во всем про­стран­стве про­из­ве­де­ния. Все в про­из­ве­де­нии под­чи­нено только ему, и фор­ми­ру­ется им, для него и через него. Осталь­ные инстру­менты лишь ука­зы­вают на его поло­же­ние: на сцене царя «играет» окру­же­ние. Глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо Библии – Хри­стос. Он Сам убеж­дает нас в этом: «Иссле­дуйте Писа­ния, ибо вы дума­ете чрез них иметь жизнь вечную; а они сви­де­тель­ствуют о Мне» ( Ин. 5:39 ). Вся Библия – о Христе, начи­ная с самых первых стихов – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (К Колос­ся­нам 1:16–17).

Итак, Библия имеет единую тему, единую ком­по­зи­цию и одно глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо. Пред­ставьте себе какое-нибудь другое про­из­ве­де­ние, состо­я­щее из дета­лей, кото­рые сде­лали разные люди, в разное время, в разных местах. И, тем не менее, это – единое про­из­ве­де­ние.

Кто бывал на Выставке Дости­же­ний Народ­ного Хозяй­ства в Москве, видел там «люби­мый лунный трак­тор» — Луно­ход. Пред­ставьте: вы под­хо­дите к экс­по­нату, и вам рас­ска­зы­вают: вот такие колеса ори­ги­наль­ной формы полу­чи­лись где-то под Сара­то­вом, когда спе­ци­а­ли­сты по метал­ло­об­ра­ботке раз­вле­ка­лись, экс­пе­ри­мен­ти­руя в сво­бод­ное от работы время над тех­но­ло­ги­че­скими про­цес­сами. Одно­вре­менно в НПО «Энер­гия» кто-то поду­мал: а почему бы ни наштам­по­вать квар­це­вых пла­сти­нок вот такого раз­мера. Еще в одном месте, скажем, где-нибудь в Кур­гане, кому-то захо­те­лось сде­лать крем­не­ор­га­ни­че­ские сочле­не­ния – вдруг при­го­дятся? И так далее… Потом все это совер­шенно слу­чайно свезли в одно место, сва­лили в одну кучу, и глядь – полу­чился луно­ход. Все детали точно подо­гнаны друг к другу, и всё служит единой цели. Конечно же вы, скорее всего, ска­жете, что все это сказки, и такого быть не может: навер­няка изна­чально суще­ство­вал общий замы­сел, был единый проект. Потому-то все эти детали, создан­ные в разное время, в разных местах, раз­ными людьми, так точно под­хо­дят одна к другой и состав­ляют единое целое – у кон­струк­ции есть единый автор. Кто бы, где бы потом ни про­ек­ти­ро­вал и ни изго­тав­ли­вал каждую деталь или узел, все они зара­нее заду­маны и преду­смот­рены гене­раль­ным кон­струк­то­ром.

Так и Библия, несмотря на то, что напи­сана раз­ными людьми, в разное время, на разных языках, имеет Еди­ного Автора, Еди­ного Гене­раль­ного Кон­струк­тора, кото­рый вложил, вдох­нул в сердца этих людей жела­ние – вдох­но­вил их – изго­то­вить эти детали, напи­сать эти книги, слу­жа­щие единой цели. Именно об этом пишет апо­стол Павел: «Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» ( 2Тим. 3:16–17 ).

Даже в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной биб­лио­теке, мы обычно не читаем все книги подряд, а начи­наем с того, что пред­став­ля­ется наи­бо­лее инте­рес­ным или важным. В Библии тоже не обя­за­тельно читать все книги подряд, можно начать с любой. Но с чего бы вы ни начали, помните – вы чита­ете то же про­из­ве­де­ние, того же Автора, на ту же тему, под­чи­нен­ное еди­ному замыслу, выра­жа­ю­щее единую мысль. Как во всей Книге, так и в каждой ее части отоб­ра­жен Божий план спа­се­ния чело­ве­че­ства.

Впро­чем, утвер­жде­ни­ями самой Библии, что она – бого­дух­но­вен­ная Книга, сейчас трудно кого-нибудь уди­вить. В наши дни раз­ве­лось мно­же­ство книг, в кото­рых заяв­ля­ется, что они вдох­нов­лены Высшим Разу­мом, если вообще не спу­щены непо­сред­ственно с Небес. И чем дальше, тем таких книг ста­но­вится все больше и больше (и, между прочим, в Библии давно пред­ска­зы­ва­лось, что так и будет про­ис­хо­дить в Послед­ние Вре­мена). Можем ли мы как-либо опре­де­лить – дей­стви­тельно Книга бого­дух­но­венна, или нет? В част­но­сти, каким кри­те­риям бого­дух­но­вен­ная Книга должна соот­вет­ство­вать?

В первую оче­редь, от бого­дух­но­вен­ного про­из­ве­де­ния стоило бы ожи­дать досто­вер­но­сти и точ­но­сти. Бог Все­ве­дущ, Его откро­ве­ние должно быть точным во всех дета­лях. Не менее важно и то, насколько иска­жены дошед­шие до нас тексты в срав­не­нии с их ори­ги­на­лами. Стоит ли на них пола­гаться? Выяс­нять, насколько досто­верна та или иная древ­няя книга, можно, срав­ни­вая ее с дру­гими пись­мен­ными про­из­ве­де­ни­ями того же исто­ри­че­ского пери­ода. Это довольно инте­рес­ная задача. Самый «моло­дой» текст Библии напи­сан при­мерно 1900 лет назад, самому древ­нему – около 4000 лет. Но давайте для крат­ко­сти оста­но­вимся лишь на Новом Завете, кото­рому «всего» 1900–1950 лет. Эти тексты напи­саны на про­тя­же­нии второй поло­вины Пер­вого века Н.Э. и, соот­вет­ственно, отно­сятся к антич­ному пери­оду исто­рии. Что мешает нам срав­нить их с дру­гими про­из­ве­де­ни­ями антич­ной лите­ра­туры, и посмот­реть, насколько досто­ве­рен текст, кото­рый мы рас­по­ла­гаем сего­дня, спустя почти две тысячи лет?

Выяс­ня­ется, что такие про­из­ве­де­ния антич­ной лите­ра­туры, как, напри­мер, «Исто­рия» Герод­ота или «Иудей­ские древ­но­сти» Флавия дошли до нас в коли­че­стве лишь около одного десятка спис­ков. Ведь до того, как был изоб­ре­тен печат­ный станок, книги пере­пи­сы­ва­лись от руки. Когда свиток при­хо­дил в негод­ность, его пере­пи­сы­вали – только так он мог дойти до нас – а извет­шав­ший ори­ги­нал выбра­сы­вали. Не сохра­ни­лось ори­ги­на­лов ни одного из древ­них тек­стов – только списки! Так вот, прак­ти­че­ски от всех антич­ных тек­стов до нас дошло лишь около десятка спис­ков, не более. Неимо­верно рекорд­ное поло­же­ние по этому пока­за­телю зани­мает «Илиада» Гомера – около шести­сот экзем­пля­ров. Число же древ­них спис­ков Нового завета, дошед­ших до нас, пре­вы­шает два­дцать пять тысяч экзем­пля­ров. И все эти списки сов­па­дают один с другим на уровне описок пере­пис­чи­ков, не вли­я­ю­щих на зна­че­ние текста – точек, запя­тых, чер­то­чек, дру­гого напи­са­ния тех же слов.

Но на сколько эти списки уда­лены во вре­мени от напи­са­ния ори­ги­нала? Ведь списки могут быть выпол­нены через многие сотни лет. А чем более позд­ние версии мы имеем, тем меньше уве­рен­ность, что текст их близок к ори­ги­налу. Для таких обще­при­знан­ных про­из­ве­де­ний антич­ной исто­рии, как, скажем, «Анналы» Тацита или «Галль­ские войны» Юлия Цезаря, харак­тер­ная раз­ница между ори­ги­на­лом и самым ранним дошед­шим до нас фраг­мен­том списка состав­ляет 500‑1600 лет. Что же каса­ется книг Нового Завета, то для фраг­мента этот про­ме­жу­ток состав­ляет всего 25 лет, для почти пол­ного текста – 100 лет, для абсо­лютно пол­ного текста – 250 лет. Обра­тите вни­ма­ние – мы рас­по­ла­гаем фраг­мен­тами спис­ков, выпол­нен­ных еще при жизни тех, кто лично знал авто­ров текста. Есте­ственно, вряд ли они могут быть под­дель­ными, потому что совре­мен­ники легко раз­об­ла­чили бы ложь.

Далее, важным фак­то­ром явля­ется сте­пень сохран­но­сти мате­ри­а­лов. Древ­ние про­из­ве­де­ния чаще всего дохо­дят до нас в виде фраг­мен­тов. Наи­бо­лее часто бывают уте­ряны начало и конец – внеш­ние края свит­ков и книг вет­шают в первую оче­редь. Из 142 книг «Рим­ской исто­рии» Ливия сохра­ни­лось лишь 35. От «Рим­ской исто­рии» Тацита из 14 книг до нас дошло 4,5. «Анналы» Тацита, счи­та­ются фун­да­мен­таль­ным про­из­ве­де­нием антич­ной исто­рии, но из 16 книг только две сохра­ни­лись пол­но­стью, и еще две – частично. В то же время в Новом Завете нет ни одного уте­рян­ного фраг­мента! Мы рас­по­ла­гаем абсо­лютно полным тек­стом.

Мы также рас­по­ла­гаем раз­но­об­раз­ными внеш­ними под­твер­жде­ни­ями досто­вер­но­сти этих тек­стов. Первым типом такого внеш­него под­твер­жде­ния явля­ются пере­воды на другие языки. Как уже гово­ри­лось, люди, читав­шие Книгу, хотели, чтобы и другие тоже прочли ее. И, не счи­та­ясь ни с какими затра­тами – ни вре­мени, ни денег, ни труда, они пере­во­дили ее на другие языки (зача­стую – созда­вая пись­мен­ность для наро­дов, не имев­ших тако­вой). Мы рас­по­ла­гаем пере­во­дами Библии на латин­ский и сирий­ский, выпол­нен­ными уже к 150 г. Н.Э. (то есть всего через 50 лет, после завер­ше­ния послед­ней книги Библии), а позже – и на другие языки антич­ного мира. И по всем этим пере­во­дам можно убе­диться, что они были сде­ланы с того же текста, кото­рым мы рас­по­ла­гаем сего­дня.

Кроме того, Книгу часто цити­руют. Ее цити­руют сего­дня, ее цити­ро­вали и раньше. И по древним небиб­лей­ским тек­стам (худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, пере­писка, трак­таты, поле­мика), дати­ро­ван­ным с 96-го по 400‑й годы, мы можем соста­вить полный текст Нового завета только на осно­ва­нии при­во­ди­мых там цитат. Даже если бы до нас не дошел Новый Завет в его ори­ги­наль­ном виде, мы все равно имели бы полный текст бла­го­даря цита­там, запе­чат­лен­ным как в трудах сто­рон­ни­ков Писа­ния, так и его врагов. Послед­ние при­во­дили обиль­ные цитаты, желая опро­верг­нуть учение хри­стиан; Гос­подь же исполь­зо­вал их рвение, заго­тав­ли­вая для нас сви­де­тель­ства досто­вер­но­сти Биб­лей­ских тек­стов. Инте­ресно полу­ча­ется: все, кто когда-либо сра­жался против Писа­ния, лишь созда­вали шум, при­вле­ка­ю­щий вни­ма­ние, и тем помо­гали Писа­нию утвер­диться.

Вывод очень важен: мы рас­по­ла­гаем досто­вер­ными и пол­ными тек­стами Нового Завета – именно теми, что были напи­саны изна­чально. Бого­дух­но­вен­ность Библии при­знают многие. В част­но­сти, на авто­ри­тет Библии опи­рался осно­во­по­лож­ник ислама пророк Маго­мет, про­воз­гла­шав­ший своей зада­чей вос­ста­нов­ле­ние мусуль­ман­ства (по-араб­ски – «покор­но­сти Богу») в соот­вет­ствии Торой и Инжи­лем, т.е. Биб­лией – Ветхим и Новым Заве­том. Всякий может убе­диться в этом, про­чи­тав Коран. В част­но­сти, в суре Аль Бакара, аят 62, гово­рится: Поис­тине, те, кото­рые уве­ро­вали, и те, кто обра­ти­лись в иудей­ство, и хри­сти­ане, и сабии, кото­рые уве­ро­вали в Аллаха и в послед­ний день и тво­рили благое, – им их награда у Гос­пода их, нет над ними страха, и не будут они печальны. Но многие совре­мен­ные ислам­ские дея­тели про­ти­во­по­став­ляет мусуль­ман­ство хри­сти­ан­ству и, тем более – иуда­изму. Как же они обос­но­вы­вают такое несо­от­вет­ствие? Они заяв­ляют, что у нас нет под­лин­ных тек­стов Писа­ния. Истин­ная Библия ранних хри­стиан, дескать, еще имела хож­де­ние во вре­мена Маго­мета, но после была уте­ряна, и нынеш­няя Библия – некий новый текст. Тем не менее, факты налицо: мы рас­по­ла­гаем тем же самым тек­стом Нового Завета, что суще­ство­вал и во время появ­ле­ния Корана, и задолго до этого. После же обна­ру­же­ния в 1947 году Свит­ков Мерт­вого Моря (речь о кото­рых пойдет ниже), отпали и все сомне­ния отно­си­тельно тек­стов Вет­хого Завета. Мы обла­даем полным тек­стом Писа­ния, соот­вет­ству­ю­щим ори­ги­налу.

Что ж, сохран­ность тек­стов – дело хоро­шее. Но явля­ется ли истин­ным то, что в них запи­сано? Я, напри­мер, могу выду­мать фан­та­сти­че­ский рас­сказ об ино­пла­не­тя­нах, напе­ча­тать его мил­ли­он­ным тира­жом, запа­ять каждый экзем­пляр в метал­ли­че­скую банку, зако­пать банки в разных частях света, и, не исклю­чено, что спустя пару тысяч лет, хотя бы один экзем­пляр сохра­нится. Причем – в абсо­лютно точном виде, без каких-либо иска­же­ний. Будет ли досто­вер­ность текста озна­чать досто­вер­ность опи­сы­ва­е­мых в нем собы­тий? Конечно же, нет! Как же тогда мы можем быть уве­рены в досто­вер­но­сти содер­жа­ния Нового Завета?

Тут нам при­хо­дят на помощь внеш­ние под­твер­жде­ния иного рода. Несмотря на то, что еван­гель­ские собы­тия про­ис­хо­дили в одной из наи­бо­лее уда­лен­ных про­вин­ций рим­ской циви­ли­за­ции, нехри­сти­ан­ские лите­ра­тур­ные и исто­ри­че­ские про­из­ве­де­ния не оста­вили их без вни­ма­ния. Среди еврей­ских, рим­ских и сирий­ских источ­ни­ков, дати­ру­е­мых пери­о­дом с 50-го по 180‑й годы, насчи­ты­ва­ется сем­на­дцать (!) небиб­лей­ских тек­стов, содер­жа­щих в общей слож­но­сти более 150 подроб­но­стей о жизни, учении, смерти и Вос­кре­се­нии Иисуса Христа, а также неко­то­рые эле­менты веро­уче­ния ранних хри­стиан. Рим­ские источ­ники при­над­ле­жат перу исто­ри­ков (Тацит, Све­то­ний, Галл), госу­дар­ствен­ных чинов­ни­ков (напри­мер, отчеты Плиния Млад­шего о ситу­а­ции с хри­сти­а­нами в под­чи­нен­ной ему про­вин­ции) и даже цеза­рей (Траян, Адриан). Иудей­ские (Талмуд, Иосиф Флавий) и гно­сти­че­ские источ­ники (фольк­лор­ные пре­да­ния типа «Еван­ге­лия истины», «Еван­ге­лия от Фомы», «Трак­тата о вос­кре­се­нии») при­во­дят свою точку зрения на факты, изло­жен­ные в Библии, и, хотя истол­ко­ва­ние фактов в них порой весьма экзо­тично, сами факты этими тек­стами под­твер­жда­ются (не было бы фактов – нечего было бы истол­ко­вы­вать).

Из нехри­сти­ан­ских источ­ни­ков (в том числе – напи­сан­ных вра­гами хри­сти­ан­ства) мы знаем об Иисусе; о совер­шав­шихся Им чуде­сах; об испол­нив­шихся в Нем про­ро­че­ствах Вет­хого Завета; о том, что Сам Он не только был про­ро­ком, но и заяв­лял о Своей боже­ствен­ной при­роде. Кроме того, Он назы­ва­ется вели­ким учи­те­лем и фило­со­фом, при­зы­вав­шим к отри­ца­нию других Богов, про­по­ве­до­вав­шим брат­ство веру­ю­щих в веч­но­сти.

Читайте также:  Песня может кто нибудь не знает что с бабулей мы друзья сказки нам она читает

Далее, из нехри­сти­ан­ских источ­ни­ков мы знаем, что по обви­не­нию в бого­хуль­стве Он был казнен через рас­пя­тие, а позже Его снова видели живым. Его уче­ники стали вер­ными после­до­ва­те­лями, про­по­ве­до­вав­шими Его имя и Его учение. Даже если бы до нас не дошла Библия, очень многое было бы известно нам из небиб­лей­ских источ­ни­ков. Мы рас­по­ла­гаем досто­вер­ным опи­са­нием жизни, учения и слу­же­ния Иисуса.

Ана­ло­гично обстоят дела и с Ветхим Заве­том. Взять хотя бы назва­ния наро­дов. Не так давно утвер­жда­лось, что многие народы, упо­мя­ну­тые в Ветхом Завете, вообще нико­гда не суще­ство­вали. Напри­мер – хеттеи, жившие, согласно утвер­жде­ниям Библии во втором тыся­че­ле­тия до Р.Х. Других исто­ри­че­ских тек­стов, где бы упо­ми­нав­ших этот народ, известно не было, и кри­тики утвер­ждали, что хеттеи — выдумка биб­лей­ских авто­ров. Так про­дол­жа­лось до 1905 года, когда архео­логи рас­ко­пали древ­нюю сто­лицу хет­теев и нашли огром­ное коли­че­ство тек­стов на гли­ня­ных таб­лич­ках. Опи­сы­ва­е­мая в них исто­рия ока­за­лась пол­но­стью соот­вет­ству­ю­щей тому, что было известно о хет­теях из Библии.

Стоит нам загля­нуть в Библию, многие загадки исто­рии раз­ре­ша­ются сами собой. Так, любой спе­ци­а­лист по древ­ней исто­рии рас­ска­жет вам, что при­мерно за 1500 лет до Рож­де­ства Хри­стова Египет стре­ми­тельно ста­но­вится вели­кой про­цве­та­ю­щей дер­жа­вой, а потом, вдруг, вне­запно, при­хо­дят дикие и плохо воору­жен­ные коче­вые пле­мена гик­со­сов и пол­но­стью пора­бо­щают всю страну. Пред­ставьте — огром­ную страну с мно­го­чис­лен­ной армией и самой совер­шен­ной воен­ной тех­ни­кой (колес­ницы были тан­ками того вре­мени) захва­тили раз­роз­нен­ные неор­га­ни­зо­ван­ные пле­мена кочев­ни­ков! Лишь добрую сотню лет спустя егип­тяне изба­ви­лись от вла­ды­че­ства гик­со­сов. Как такое могло про­изойти? Загадка!

Но в Библии мы нахо­дим то, чего не поже­лали запи­сы­вать еги­пет­ские исто­рики: рас­свет раз­ви­тия Египта сов­па­дает со вре­ме­нем еги­пет­ского пле­не­ния евреев. Египет про­цве­тал, потому что в нем было огром­ное коли­че­ство даро­вой рабо­чей силы, к тому же при­нес­шей с собой бла­го­сло­ве­ние Божье. «И был Гос­подь с Иоси­фом: он был успе­шен в делах и жил в доме гос­по­дина своего, Егип­тя­нина» – гово­рит Писа­ние ( Бытие 39:2 ). Когда же народ Изра­иля выхо­дил из Египта, армия со всеми колес­ни­цами и фара­о­ном во главе погна­лась за ними и была потоп­лена в Крас­ном море. Огром­ное госу­дар­ство оста­ется без руко­вод­ства и без армии! Потому-то оно ста­но­вится легкой добы­чей для диких коче­вых племен. Но если не при­ни­мать во вни­ма­ние этих данных, запи­сан­ных в Библии по вдох­но­ве­нию Гос­по­дина исто­рии, нам не понять исто­рии, достав­шейся нам во фраг­мен­тах чело­ве­че­ских сви­де­тельств.

В Библии мы обна­ру­жи­ваем все­воз­мож­ные назва­ния земель, имена царей, назва­ния горо­дов, опи­са­ние собы­тий, что гово­рит о скру­пу­лез­но­сти ее повест­во­ва­ния. Более ста лет свет­ские исто­рики вели интен­сив­ные иссле­до­ва­ния, желая опро­верг­нуть Библию. Теперь же исто­рики изу­чают Библию, чтобы про­ве­рить досто­вер­ность своих иссле­до­ва­ний.

Мы живем в счаст­ли­вое время, когда нас уже не ата­куют посто­янно вымыс­лами о лож­но­сти Библии. Досто­вер­ность и точ­ность Писа­ния во всех дета­лях обще­при­знанна. Но, опять же, точ­ность во всех дета­лях не явля­ется дока­за­тель­ством бого­дух­но­вен­но­сти. У меня есть теле­фон­ный спра­воч­ник, и он точен во всех дета­лях. Но явля­ется ли он бого­дух­но­вен­ной книгой? Конечно же, нет. Изло­жен­ные в нем данные были известны изда­телю и прошли тща­тель­ную про­верку.

А не гово­рится ли в Библии о том, что людям тех лет не было известно? Это пора­зи­тельно, но в текстах Библии мы нахо­дим данные есте­ство­зна­ния, о кото­рых люди не имели пред­став­ле­ния во вре­мена их напи­са­ния! Лишь спустя тысячи лет, бла­го­даря раз­ви­тию науки и тех­ники, в резуль­тате тща­тель­ных иссле­до­ва­ний и гени­аль­ных откры­тий люди узнали, о том, о чем в Библии было ска­зано изна­чально. Многие тысячи лет назад Библия утвер­ждала, что Земля круг­лая (Исаия 40:22); что она сво­бодно висит в про­стран­стве ( Иов. 26:7 ); что звезд на небе бес­счет­ное число ( Бытие 22:17 ), хотя до изоб­ре­те­ния теле­скопа были известны лишь около 1500 звезд – те, что видны нево­ору­жен­ным глазом.

В Библии ска­зано, что созвез­дия меняют свои очер­та­ния со вре­ме­нем ( Иов. 38:31 ); что воздух имеет вес ( Иов. 28:25 ); что жизнь обес­пе­чи­ва­ется кро­во­об­ра­ще­нием ( Бытие 9:6 ); что Луна и Солнце имеют разный размер ( Бытие 1:16 ); что земная кора нахо­дится в изо­ста­ти­че­ском (рав­но­вес­ном) состо­я­нии (Исайя 40:12); что на Земле суще­ствуют разные часо­вые пояса (Матфей 24:27 ср. Лука 17:34–36); что суще­ствует кру­го­во­рот воды в при­роде (Екли­зи­аст 1:7). Именно в Библии, за 3500 лет до того, как люди узнали о суще­ство­ва­нии бак­те­рий, явля­ю­щихся при­чи­ной инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний, опи­саны основы гиги­ены и эпи­де­мио­ло­гии (Вто­ро­за­ко­ние 23, Левит 15 ). Люди еще не знали, что такое микроб, но в Библии было опи­сано, как не зара­зиться, как осу­ществ­лять про­ти­во­эпи­де­ми­че­ские меро­при­я­тия, как орга­ни­зо­вать каран­тин.

Возь­мите любую книгу по есте­ство­зна­нию, напи­сан­ную 20–30 лет назад, и вы уви­дите, как без­на­дежно она уста­рела. И чем раньше она напи­сана, тем наив­нее она нам кажется теперь. Но лишь только сейчас, через тысячи лет, мы начи­наем пони­мать неко­то­рые истины, запи­сан­ные в Библии. Ни одна из науч­ных идей, опи­сан­ных в Библии, не уста­ре­вает. Тем не менее, с одной сто­роны, Библия – не учеб­ник есте­ство­зна­ния, с другой сто­роны, все эти науч­ные знания полу­чены людьми. Мог же кто-нибудь просто узнать об этом раньше других?

Не менее зна­чи­тель­ным сви­де­тель­ством бого­дух­но­вен­но­сти Библии явля­ются запи­сан­ные в ней про­ро­че­ства. Бог — вла­сте­лин исто­рии: «Я воз­ве­щаю от начала, что будет в конце, и от древ­них времен то, что еще не сде­ла­лось, говорю: Мой совет состо­ится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» ( Ис.46:10 ). Никто еще и пред­по­ла­гать не мог, как будут раз­ви­ваться собы­тия, а про­ро­че­ства уже сотни и тысячи лет до того были запи­саны в Библии, «ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые божьи чело­веки, будучи дви­жимы духом Святым» ( 2Пет.1:21 ).

Правда, сейчас такое время, что про­ро­ков – хоть отбав­ляй. Откры­ваем любую газету – там горо­скоп­чик: «Козе­ро­гам сего­дня грозят непри­ят­но­сти, и необ­хо­димо осо­бенно тща­тельно сле­дить за собой». Очень хоро­шее пред­ска­за­ние, даже козе­ро­гам понят­ное: у кого не слу­ча­ется непри­ят­но­стей, если не сле­дить за собой? Такое про­ро­че­ство гово­рит абсо­лютно ни о чем. Далее: «Раки, будьте сего­дня осо­бенно вни­ма­тельны, чтобы не пройти мимо своего сча­стья». Сча­стье не сло­жи­лось – значит прошли мимо, потому что были невни­ма­тельны. Подоб­ных про­ро­честв – огром­ное коли­че­ство. Допу­стим, про­ро­че­ства Ностра­да­муса. В них все настолько смутно – можно подо­гнать под них все, что угодно, было бы вооб­ра­же­ние.

Биб­лей­ские про­ро­че­ства имеют совер­шенно другую при­роду. К ним предъ­яв­ля­ются очень четкие тре­бо­ва­ния. И ответ­ствен­ность за досто­вер­ность про­ро­честв – нема­лая. Если бы кто из соста­ви­те­лей горо­ско­пов знал о ней, вряд ли бы решился на этот сомни­тель­ный бизнес. «Про­рока, кото­рый дерз­нет гово­рить Моим именем то, чего Я не пове­лел ему гово­рить, и кото­рый будет гово­рить именем богов иных, такого про­рока пре­дайте смерти. И если ска­жешь в сердце твоем: ‘как мы узнаем слово, кото­рое не Гос­подь гово­рил?» Если пророк скажет именем Гос­пода, но слово то не сбу­дется и не испол­нится, то не Гос­подь гово­рил сие слово, но гово­рил сие пророк по дер­зо­сти своей, – не бойся его» ( Втор.18:20–22 ).

Первое тре­бо­ва­ние, предъ­яв­ля­е­мое к истин­ному про­ро­че­ству – оно должно гово­рить о людях и собы­тиях, уда­лен­ных настолько, чтобы не воз­можна была про­стая догадка или про­гноз. Когда мы гово­рим, какая погода будет через неделю, или кто побе­дит на бли­жай­ших выбо­рах – это про­гноз. В Биб­лей­ских же про­ро­че­ствах гово­рится о собы­тиях, о кото­рых в прин­ципе еще никто знать не мог. Зача­стую эти собы­тия вообще про­ти­во­ре­чили здра­вому смыслу. Напри­мер, в самый рас­цвет Вави­лон­ского цар­ства, когда, каза­лось, ничто не грозит его про­цве­та­нию, было про­воз­гла­шено, что прой­дет такое-то коли­че­ство лет, и это самое могу­ще­ствен­ное госу­дар­ство в мире будет раз­ру­шено, причем – вполне опре­де­лен­ным обра­зом. И все сбы­ва­ется именно так, как было пред­ре­чено.

Во-вторых, про­ро­че­ство должно быть ясным и кон­крет­ным; содер­жать легко рас­по­зна­ва­е­мые детали, чтобы, когда оно испол­нится, ни у кого не было сомне­ний, что это испол­ни­лось именно оно.

И третье тре­бо­ва­ние – про­ро­че­ство должно испол­ниться во всех подроб­но­стях.

При­ве­дем пример – про­ро­че­ство об огром­ном городе-кре­по­сти Тире. Это был клю­че­вой тор­го­вый порт восточ­ного сре­ди­зем­но­мо­рья, и в его про­цве­та­нии были заин­те­ре­со­ваны все суще­ство­вав­шие страны, обо­га­щав­ши­еся за счет тор­говли с ним. Но вот некий еврей про­воз­гла­шает от Божьего Имени: «…Я – на тебя, Тир, и под­ниму на тебя многие народы, как море под­ни­мает волны свои. И разо­бьют стены Тира и раз­ру­шат башни его … раз­ру­шат стены твои, и разо­бьют кра­си­вые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду … И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для рас­сти­ла­ния сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Гос­подь, сказал это, гово­рит Гос­подь Бог» ( Иез.26:3–14 ).

Про­ро­че­ство это было про­из­не­сено, при­мерно, в 588 г. до Р.Х. и, каза­лось, начало испол­няться довольно быстро. Уже через год царь Наву­хо­до­но­сор оса­ждает город. Тир был пре­крас­ной кре­по­стью, и осада дли­лась три года. Через три года Тир пал, и Наву­хо­до­но­сор ушел, пред­ва­ри­тельно раз­ру­шив его укреп­ле­ния. Можно было ска­зать: суро­вый про­гноз в основ­ном сбылся, детали же в нем – худо­же­ствен­ное пре­уве­ли­че­ние (многие народы; камни, бро­шен­ные в море; голая скала, и прочее). Но про­хо­дит 250 лет, и слу­ча­ется то, чего в прин­ципе никто пред­ви­деть не мог: неболь­шая ранее мало­из­вест­ная полу­ди­кая этни­че­ская группа маке­до­нян, тихо суще­ство­вав­шая в тени про­цве­та­ю­щей ахей­ской куль­туры, вдруг фор­ми­рует силь­ней­шее госу­дар­ство и за какой-то деся­ток лет пора­бо­щает весь циви­ли­зо­ван­ный мир. Так воз­ни­кает огром­ная ранее не суще­ство­вав­шая Маке­дон­ская импе­рия во главе с Алек­сан­дром Вели­ким. Когда в 332 году мно­го­на­ци­о­наль­ное войско Алек­сандра Маке­дон­ского под­сту­пило к Тиру, насе­ле­ние, укры­ва­ясь от заво­е­ва­те­лей, пере­пра­ви­лось на остров, нахо­див­шийся в море напро­тив города, при­мерно в ста метрах от берега. Алек­сандр пред­ла­гает защит­ни­кам ост­рова сдаться и, когда они отка­зы­ва­ются, он, нико­гда не слы­хав­ший о каком-то там еврей­ском про­ро­че­стве, отдает гени­ально про­стой приказ: разо­брать все здания города камень за камнем и, сбро­сив их в море, насы­пать мол до самого ост­рова. Армия в точ­но­сти выпол­нила приказ, защит­ники ост­рова были схва­чены, а на месте, где неко­гда стоял огром­ный город, оста­лась лишь голая скала, место для рас­сти­ла­ния сетей.

Точно так же, во всех мель­чай­ших дета­лях и подроб­но­стях, сбы­лись про­ро­че­ства о раз­ру­ше­нии вели­чай­ших горо­дов древ­но­сти Вави­лона, Нине­вии, Иеру­са­лима. Но, раз­ру­ше­ние чего-то суще­ству­ю­щего, насколько надеж­ным оно не каза­лось бы, не самое неве­ро­ят­ное собы­тие. Как гово­рил герой Марка Заха­рова в фильме «Фор­мула любви», то, что один чело­век построил, другой завсе­гда поло­мать сможет. Но возь­мите обрат­ное про­ро­че­ство: вос­ста­нов­ле­ние уни­что­жен­ного. Так, почти 2000 лет Изра­иль­ского госу­дар­ства не суще­ство­вало. Но еще за сотни лет до паде­ния Иеру­са­лима про­ро­ками было пред­ска­зано, что в послед­ние дни Бог собе­рет Свой народ. Какой народ? Евреи были рас­се­яны по всему лицу земли, их ото­всюду гнали, уни­что­жали в погро­мах, сжи­гали в печах конц­ла­ге­рей. И вдруг, в 1948 году, воз­ни­кает госу­дар­ство Изра­иль! Полная неожи­дан­ность для всех – просто шок. По какой пред­ви­ди­мой при­чине такое может про­изойти? Ни по какой! Просто Бог – Вла­сте­лин исто­рии, и все, что Он сказал – сбу­дется. И сбу­дется не бла­го­даря есте­ствен­ному ходу собы­тий, а, наобо­рот, вопреки ему, чтобы все видели, Кто творит исто­рию.

Мы упо­мя­нули лишь несколько исто­ри­че­ских про­ро­честв. В Библии тако­вых – десятки. Но стоит отме­тить особый тип биб­лей­ский про­ро­честв – так назы­ва­е­мые Мес­си­ан­ские про­ро­че­ства. На про­тя­же­нии послед­них трех­сот лет до Рож­де­ства Хри­стова, от Мала­хии вплоть до начала про­по­веди Иоанна Кре­сти­теля, в Изра­иле вообще не было про­ро­ков ( 1Мак. 4:46 ). Но за многие сотни лет до пред­на­зна­чен­ного срока Писа­ние пред­ска­зы­вало приход Христа-Пома­зан­ника. Где и как Он родится; как будет жить; какие чудеса и зна­ме­ния совер­шит; кем и за какую сумму будет предан; по какому при­го­вору и каким обра­зом будет казнен, как вос­ста­нет из мерт­вых – мно­го­чис­лен­ные детали (всего – более трех­сот) Его жизни, смерти и Вос­кре­се­ния опи­саны за сотни лет до Его рож­де­ния на земле. Ученые под­счи­тали веро­ят­ность слу­чай­ного сов­па­де­ния испол­не­ния лишь три­на­дцати наи­бо­лее ясных и бес­спор­ных мес­си­ан­ских про­ро­честв, и ока­за­лось, что она состав­ляет один к 10140. Десять в 140‑й сте­пени – это еди­ница со ста сорока нулями после нее! С чем можно срав­нить такое число? Вы знаете, что вся наша все­лен­ная состоит из атомов (в Библии, кстати, об этом напи­сано за тысячи лет до откры­тия атома уче­ными – Притчи 8:26 ). Так вот, если бы каждый атом сам был целой все­лен­ной, то есть состоял бы из такого же числа частиц, как целая все­лен­ная, тогда всех этих вооб­ра­жа­е­мых частиц (атомов от атомов) было бы при­мерно 10 в 140‑й сте­пени. Так вот, веро­ят­ность испол­не­ния всего лишь 13‑и про­ро­честв такова же, как воз­мож­ность слу­чайно, наугад пой­мать одну зара­нее заду­ман­ную из таких частиц-от-частиц этой вооб­ра­жа­е­мой гипер­в­се­лен­ной!

Читайте также:  Представленный текст фрагмент одного из эпизодов книги записанного на основе рассказа кинооператора

Возь­мем лишь один пример про­ро­че­ства, кото­рое в прин­ципе невоз­можно объ­яс­нить иначе, как откро­ве­нием Божьим: «Итак знай и разу­мей: с того вре­мени, как выйдет пове­ле­ние о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, до Христа Вла­дыки семь седмин и шесть­де­сят две сед­мины; и воз­вра­тится народ и обстро­ятся улицы и стены, но в труд­ные вре­мена» ( Дан.9:25 ).

На самом деле это – двой­ное про­ро­че­ство. Народ Изра­иля уже тогда был угнан в раб­ство и рас­сеян, и пред­по­ло­жить, что евреи вер­нутся домой и вновь отстроят Иеру­са­лим, было слиш­ком бурной фан­та­зией. Здесь же это пред­ска­зы­ва­ется, а Исаия даже назы­вает имя того, кто даст евреям приказ всем вер­нуться домой и отстро­ить Иеру­са­лим – царь Кир (не менее пора­зи­тельно, что когда про­из­но­си­лось это про­ро­че­ство, ника­кого царя с таким именем еще не суще­ство­вало). Но в рас­смат­ри­ва­е­мом нами про­ро­че­стве Даниил за 600 лет до рож­де­ния Мессии не только пред­ска­зы­вает Его при­ше­ствие, но и сооб­щает его дату. Что же это за дата?

Сед­мина – это семь лет. Год тогда опре­де­лялся по лун­ному кален­дарю и состав­лял 360 дней. Если под­счи­тать вели­чину ука­зан­ного Дани­и­лом пери­ода вре­мени, полу­чится 173.880 дней. Нам известно, что указ о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, в пере­счете на наше лето­ис­чис­ле­ние, вышел 14 марта 445 года до Р.Х. ( Неем.2:5–18 ). Добав­ляя 173.880 дней к ука­зан­ной дате, то мы при­хо­дим к числу 6 апреля 32 г. Н.Э. Но, по мнению многих иссле­до­ва­те­лей, это – не что иное, как дата входа Гос­подня в Иеру­са­лим! Это был един­ствен­ный день в жизни Иисуса, когда Он явил Себя Вла­ды­кой, поз­во­лив воз­да­вать Себе цар­ские поче­сти!

Может ли такое сов­па­де­ние быть слу­чай­ным? Отнюдь! Это оче­видно каж­дому. Поэтому все, что могли утвер­ждать про­тив­ники Писа­ния, это что данное про­ро­че­ство – под­делка, что, дескать, фана­тики-хри­сти­ане позже впи­сали данный фраг­мент в ста­рин­ные тексты, чтобы под­твер­дить свою правоту. Вы можете найти эту точку зрения почти в любой книжке, напи­сан­ной до 1947 года. Но в 1947 году было сде­лано фун­да­мен­таль­ней­шее откры­тие: вблизи селе­ния Хибет-Кумран были най­дены, так назы­ва­е­мые, Кумран­ские руко­писи или Свитки Мерт­вого моря. Маль­чик-пастух пошел искать овцу поте­ряв­шу­юся, увидел в скале пещеру и, бросив в нее каму­шек, услы­хал звук раз­би­того гли­ня­ного сосуда. Маль­чик вска­раб­кался к пещере, и там ока­за­лась «закон­сер­ви­ро­ван­ная биб­лио­тека» – огром­ное коли­че­ство запе­ча­тан­ных гли­ня­ных кув­ши­нов с древними свит­ками. В антич­ные вре­мена в этих краях жила иудей­ская секта. При при­бли­же­нии римлян члены общины ушли, пред­ва­ри­тельно запе­ча­тав свитки в кув­шины и спря­тав их в пеще­рах. Так были най­дены самые древ­ние списки тек­стов Вет­хого Завета. И они ока­за­лись абсо­лютно сов­па­да­ю­щими с теми тек­стами, кото­рыми поль­зу­емся мы! В их числе был найден экзем­пляр списка книги про­рока Дани­ила, выпол­нен­ного за 300 лет до Рож­де­ства Хри­стова, и содер­жав­шее то же самое про­ро­че­ство – слово в слово! Любое подо­зре­ние о позд­ней­шей вставке просто отпало. Оста­лось лишь одно объ­яс­не­ние: Бог, Вла­сте­лин исто­рии, зна­ю­щий от начала, что будет в конце, вдох­но­вил Дани­ила запи­сать данное ему откро­ве­ние.

Сово­куп­ность тек­сту­аль­ных, исто­ри­че­ских, науч­ных и про­ро­че­ских сви­де­тельств убеж­дает нас: Библия – Слово Божье, откры­ва­ю­щее людям Его волю. Но есть и такие, кто гово­рит: «Библия – дей­стви­тельно вели­кая Книга, она послана с неба на Землю. Нам надо ее поло­жить на почет­ное место, покло­няться ей, цело­вать ее, и ни в коем случае не читать. Это – откро­ве­ние, данное святым Богом, и мы, греш­ные люди, в прин­ципе не можем понять того, что там запи­сано. Это – тайна». Тем не менее, Писа­ние гово­рит обрат­ное: Библия послана именно для нас, греш­ных людей, чтобы мы, читая ее, позна­вали Бога и Его волю отно­си­тельно нас. Об этом заяв­ля­ется одно­значно и неод­но­кратно:

Исаия 34:16: «Оты­щите в книге Гос­под­ней и про­чи­тайте; ни одно из сих не пре­ми­нет придти, и одно другим не заме­нится. Ибо сами уста Его пове­лели, и сам дух Его собе­рет их». Обра­тите вни­ма­ние: не при­зо­вите какого-нибудь жреца, ора­кула или тай­но­видца, кото­рый рас­шиф­ро­вал бы напи­сан­ное – про­чи­тайте!

2‑е посла­ние Петра 3:2: «чтобы вы пом­нили слова, прежде речен­ные свя­тыми про­ро­ками, и запо­ведь Гос­пода и Спа­си­теля, пре­дан­ную Апо­сто­лами вашими». Слова, речен­ные про­ро­ками, необ­хо­димо пом­нить!

Откро­ве­ние 1:3: «Блажен чита­ю­щий и слу­ша­ю­щие слова про­ро­че­ства сего и соблю­да­ю­щие напи­сан­ное в нем; ибо время близко». Блажен (т.е. абсо­лютно счаст­лив) не только чита­ю­щий, но даже слу­ша­ю­щий, если при этом еще и соблю­дает напи­сан­ное, а это под­ра­зу­ме­вает пони­ма­ние чита­е­мого или услы­шан­ного.

2‑е Тимо­фею 3:15: «Притом же ты из дет­ства знаешь свя­щен­ные писа­ния, кото­рые могут умуд­рить тебя во спа­се­ние верою во Христа Иисуса». С дет­ства! То, чего Бог хочет от чело­века напи­сано про­стым языком, и даже ребе­нок может пони­мать это.

Нельзя не упо­мя­нуть еще одно сви­де­тель­ство в пользу того, что Библия – слово Божие. Это – ее спо­соб­ность изме­нять жизни людей. Не много най­дется таких, кто брался бы серьезно про­честь эту Книгу, и остался таким же, как и раньше.. Прак­ти­че­ски каждый веру­ю­щий может рас­ска­зать об этом свою соб­ствен­ную исто­рию. Мы можем доба­вить к этим сви­де­тель­ствам и огром­ное коли­че­ство таких извест­ных имен, как Бла­жен­ный Авгу­стин или Фран­циск Ассиз­ский; Блез Пас­каль или Клайв Льюис, Чарльз Колсон или Джош Мак­Дауэл. Всё это – люди, отвер­гав­шие Писа­ние, и начав­шие читать его с чисто кри­ти­че­ской целью – опро­верг­нуть выдумки рели­ги­оз­ных фана­ти­ков. В резуль­тате они стали самыми убеж­ден­ными гла­ша­та­ями Книги!

Чарльз Колсон, бывший совет­ник пре­зи­дента США, а теперь пре­зи­дент Тюрем­ного Брат­ства, рас­ска­зы­вает: «Когда мой самый близ­кий друг впал в это безу­мие, я, как юрист, решил подойти к этому вопросу просто: взял недель­ный отпуск и уехал на дачу, при­хва­тив Библию и блок­нот для дело­вых заме­ток, в кото­ром каждая стра­ница была раз­де­лена на две колонки. В одну колонку я соби­рался запи­сы­вать аргу­менты в пользу того, что Библия – слово Божие, во вторую – против этого. К концу отпуска первая колонка была испи­сана до конца тет­ради. Вторая оста­лась чистой. Как чест­ный чело­век я должен был при­знать, что, нра­вится мне это или нет, Библия – слово Божие».

Спо­соб­ность Библии менять людей к луч­шему при­знают даже ате­и­сты. Они гово­рят: «Мы не верим в эти сказки, но нужно раз­ре­шать народу изу­чать их потому, что от этого люди ста­но­вятся лучше». Дово­ди­лось вам слы­шать такую точку зрения? Так, может быть, это вовсе и не сказки, а пред­на­зна­че­ние чело­века? А сказки ате­и­стов, от кото­рых, как сами они при­знают, чело­век лучше не ста­но­вится, не что иное, как насле­дие греха, того самого бунта против Бога, что зало­жен в падшем чело­веке. Библия полезна, потому что она – инструк­ция нашего Изго­то­ви­теля, а Он знает наше пред­на­зна­че­ние как никто другой: «Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» ( 2Тим.3:16–17 ).

Не полез­ность Библии опре­де­ляет ее цен­ность! Не потому она истинна, что полезна, а полезна, потому что истинна! Потому что она – истин­ное Слово Божие; потому что дана нам с опре­де­лен­ной целью: «Сие же напи­сано, дабы вы уве­ро­вали, что Иисус есть Хри­стос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:31 ).

Встает вопрос, почему же, не смотря на столь оче­вид­ную досто­вер­ность этой Книги – и с точки зрения тек­сту­аль­ной, и с точки зрения про­ро­че­ской, и с точки зрения исто­ри­че­ской, и с точки зрения нрав­ствен­ной – люди про­дол­жают ее отвер­гать? Хотя людей посто­янно обма­ны­вают и тем, что пишут в газе­тах, и тем, что обе­щают в пред­вы­бор­ных про­грам­мах кан­ди­даты на раз­лич­ные посты, люди упорно про­дол­жают верить и тому, что пишут в газе­тах, и пред­вы­бор­ным обе­ща­ниям кан­ди­да­тов. Но чем больше накап­ли­ва­ется сви­де­тельств истин­но­сти Библии, тем с боль­шим сомне­нием к ней отно­сятся, силь­нее ее отвер­гают. Почему? Об этом тоже ска­зано в Библии. В каждом из нас живет грех – от рож­де­ния зало­жен­ный в нас бунт против Бога. Оче­вид­ное и ясное мы отвер­гаем, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам помогла не при­ни­мать истину. Об этом-то и пишет апо­стол Павел: «Но как они, познав Бога, не про­сла­вили Его, как Бога, и не воз­бла­го­да­рили, но осу­е­ти­лись в умство­ва­ниях своих, и омра­чи­лось несмыс­лен­ное их сердце; назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели» ( Рим.1:21–22 ).

Вся Книга имеет единую тему: греш­ное чело­ве­че­ство полу­чило спа­се­ние мило­стью Божией. Библия – живое Божие Слово, Слово жизни. Ни одна исто­ри­че­ская книга, ни одна фило­соф­ская книга, ни одна нра­во­учи­тель­ная книга за всю исто­рию чело­ве­че­ства не под­вер­га­лась такой кри­тике, как Библия. Само­уве­рен­ные интел­лек­ту­алы посто­янно рас­шибли свои лбы об эту Книгу, пыта­ясь дока­зать ее лож­ность. Где эти люди? Кто их помнит? Чем больше люди искали сви­де­тельств против нее, тем больше обна­ру­жи­вали дока­за­тельств ее истин­но­сти. Ничем нельзя объ­яс­нить суще­ство­ва­ние этой Книги, кроме как откро­ве­нием Творца.

В свое время Воль­тер заяв­лял, что своими тру­дами он пол­но­стью подо­рвал веру в Книгу, и через сотню лет уже никто уже не будет пом­нить, что такое Библия. Знаете, что сейчас нахо­дится в бывшем доме Воль­тера в Женеве? Евро­пей­ский офис Объ­еди­нен­ных Биб­лей­ских обществ. Библия как суще­ство­вала, так и суще­ствует. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава чело­ве­че­ская – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Гос­подне пре­бы­вает вовек; а это есть то слово, кото­рое вам про­по­ве­дано. Итак, отло­жив всякую злобу и всякое ковар­ство, и лице­ме­рие, и зависть, и всякое зло­сло­вие, как ново­рож­ден­ные мла­денцы, воз­лю­бите чистое сло­вес­ное молоко, дабы от него воз­расти вам во спа­се­ние; ибо вы вку­сили, что благ Гос­подь» ( 1Пет.1:24–2:5 ).

Вы когда-нибудь видели ново­рож­ден­ных мла­ден­цев? Очень любо­зна­тель­ные суще­ства! Сколько для них всего инте­рес­ного вокруг. Когда у меня роди­лась дочка, мне так нра­ви­лось смот­реть, как она с пер­вого дня позна­вала мир. Ей было инте­ресно, когда мама ходила по ком­нате; ей было инте­ресно. что это за боро­да­тый мужик под­хо­дит с погре­муш­кой, кто это такой? Сол­неч­ный лучик про­бился через окно – она заулы­ба­лась. Все вокруг при­вле­кало ее вни­ма­ние. Но суще­ство­вало нечто, без чего ее ничто уже не инте­ре­со­вало. Это – молоко матери. Если не было этого, все осталь­ное теряло смысл. Об этом-то, и гово­рит Писа­ние: «как ново­рож­ден­ные мла­денцы, воз­лю­бите чистое сло­вес­ное молоко», потому что без него мы не можем соот­вет­ство­вать своему пред­на­зна­че­нию. Без этого все осталь­ное, чему мы могли бы радо­ваться, теряет смысл. Это – един­ствен­ный фун­да­мент, на кото­ром мы можем стро­ить свою жизнь.

Источник

Познавательное и интересное