«История одного города»: краткое содержание и анализ
«История одного города»: YouTube / MyBook
Одно из самых заметных литературных произведений XIX века — роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Краткое содержание поможет вычленить основные события и акценты повествования, даст основу для глубокого анализа идей автора.
«История одного города»: краткое содержание
Жемчужина литературного наследия, которое оставил великий писатель Салтыков-Щедрин, — «История одного города». Краткое содержание — ориентир в изучении произведения.
Как уверяет Салтыков-Щедрин, «История одного города» — достоверная летопись города Глупова. Ее в течение почти ста лет вели по очереди местные архивариусы-летописцы. «История одного города» кратко повествует о службе каждого градоначальника и переменах, которые инициировал.
Летопись начинается с обращения последнего архивариуса. Он повествует, что власть в Глупове всегда была «в меру дерзающей», а жители — «в меру благодарящими». Хронологию смены власти и событий в Глупове поможет восстановить краткое содержание «Истории одного города»:
До возникновения города на землях жило древнее племя головотяпов. Победив все племена по соседству, они решили найти себе князя, чтобы тот организовал их хозяйство. Но ни один правитель не хотел руководить таким глупым народом. По просьбе головотяпов вор-новотор отыскал им князя, но тот не захотел жить со своими подданными и поставил вора наместником, назвав город Глуповым.
Князь ставил других начальников, но те крали еще больше. Тогда он сам явился в Глупов — с тех пор началась история города.
Градоначальник отличался хмуростью, мало говорил. Горожане удивлялись этому, но однажды раскрыли секрет: вместо мозга у него в голове был маленький органчик — прибор издавал всего пару фраз. Когда устройство сломалось, новую голову пришлось заказывать из Санкт-Петербурга, но она задержалась в пути.
Без правителя в Глупове воцарилась анархия. Горожане убивали друг друга, велась борьба за власть: на нее претендовали сразу шесть градоначальниц. Так продолжалось, пока не появился новый правитель.
Правление Двоекурова пошло Глупову на пользу. Строгий градоначальник проводил реформы и развивал городское хозяйство:
Двоекуров правил городом долго.
Поначалу город при нем процветал, но легкомыслие правителя в итоге подвело. Он влюбился в жену ямщика Аленку и, получив отказ, упек ее мужа в Сибирь. Со временем девушка поддалась на ухаживания, но в Глупов пришли голод и нищета. Горожане обвинили в этом Аленку: столкнули ее с колокольни и затеяли бунт. Чтобы подавить его, Фердыщенко пришлось вызывать в подмогу солдат.
Быстро забыв об Аленке, градоначальник увлекся стрельчихой Домашкой. В Глупове началась засуха, которая привела к череде пожаров. Опасаясь гнева горожан, Фердыщенко прогнал Домашку.
В конце своего правления Фердыщенко отправился в путешествие к городскому выгону. Всех глуповцев обязал дарить ему угощения, а через три дня умер от переедания.
Заступив на должность, Бородавкин изучил записи летописцев и решил следовать примеру Двоекурова. Он вернул обязательства о горчице и лавровом листе, ввел дополнительные налоги. Глуповцам это не понравилось — начался бунт. Бородавкин отправил против народа войско и после многочисленных столкновений победил.
Позже градоначальник затевал и другие «битвы за просвещение», в результате чего город Глупов обеднел.
После Бородавкина в Глупове правили многие градоначальники, однако совсем недолго:
При Грустилове городом завладели разврат и безделье. Жители не занимались урожаем, из-за чего наступил голод. Сам градоначальник лишь развлекался на балах. Наставить правителя на путь истинный удалось жене аптекаря, после чего Грустилов стал заботиться обо всех юродивых. Горожане покаялись в грехах, но полями так и не занялись. Когда градоначальник помешался на мистике, его быстро сместили.
Последнего градоначальника архивариус называл идиотом. Он захотел изменить облик города, перестроив каждое здание. Глупов разрушили, но возведению нового города препятствовала река. Угрюм-Бурчеев велел забросать ее мусором, однако вода все смывала.
Тогда градоначальник нашел для строительства новое место — идеально ровную низину. Но по неизвестным причинам строить город так и не начали. История Глупова на этом оборвалась.
«История одного города»: анализ произведения
Роману Салтыкова-Щедрина необходим глубокий анализ: «История одного города» — это нелегкое чтиво. Автор видел проблемы российского общества, не боялся хлестко говорить о них. Вот что нужно знать о произведении:
Идею для романа «История одного города» Салтыков-Щедрин обдумывал долгое время. Задолго до написания у него сложился образ Глупова как макет системы власти и самодержавного строя в России. Однако, приступив к созданию произведения, автор несколько раз ставил его на паузу.
Роман издан в 1870 году. Писатель подвергся критике и негодованию. Его обвиняли в оскорблении народа и искажении русской истории, из-за чего значительно ухудшилось восприятие его творчества в целом.
Салтыков-Щедрин почитал сатиру, и его «История одного города» — яркий тому пример. Это сатирический роман, формой и способом изложения напоминающий летопись. События, о которых идет речь, кажутся абсурдными и нереалистичными. Однако это не так: автор гиперболизировал некоторые вполне реальные образы.
В центре внимания повествователя — скверная политическая система и безынициативный народ, который послушно подчиняется никчемным правителям. Писатель, обеспокоенный судьбой страны, пытался показать: русское общество не умеет существовать без авторитарной власти и сразу погружается в анархию.
Главные герои романа — двадцать два градоначальника, которые по очереди принимают власть в Глупове. Почти в каждом из них узнаем реальных исторических правителей, а некоторые — собирательные образы чиновников того времени. Большинство градоначальников относились к своей должности крайне безответственно. А те, кто преуспевал в правлении, были строги и деспотичны.
Еще один центральный герой у Салтыкова-Щедрина — глуповцы. Это собирательный образ народа. Горожане рады любому правителю независимо от его качеств и компетентности, потому что сами не умеют и не хотят организовывать свою жизнь, стремятся возложить это бремя на другого.
«История одного города» в сокращении позволяет понять, как сильно автор переживал за судьбу своего народа и не боялся открыто говорить о проблемах русского общества.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткое содержание М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Краткое содержание «Истории одного города» поможет тем, у кого нет времени на прочтение полной версии романа. Эта повесть названа многими критиками лучшим творением автора. В момент выпуска она вызвала отклик общественности, а Салтыкова-Щедрина критиковали за укоры власти и населения Российской империи. Жанр произведения – сатирический роман, в котором обличаются привычки народа и монархов в самодержавном государстве. Многие мысли повести, однако, актуальны и в современном обществе.
Основные герои
Основные действующие лица повести, вокруг которых крутится сюжет – это градоначальники небольшого города с говорящим названием Глупов:
Второстепенными героями романа являются простые люди, населяющие Глупов. Народ показан в качестве собирательного образа. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин сделал его готовым терпеть унижения и притеснения властью. Своеобразная обобщенная масса, проявляющая себя только в голод и мор.
Очень краткий пересказ
Летопись о жизни маленького городка под названием Глупов – содержание «Истории одного города». В давние времена на Руси проживали головотяпы – это древний народ, решивший найти себе правителя, наводящего определенные правила в племени. В один момент они находят очень глупого князя, согласившегося руководить народом.
Племя головотяпов получило новое название и теперь стало племенем «глуповцев», а на месте поселения основался город Глупов. В течение столетия 1731-1826 гг. к власти приходили другие градоначальники. Каждый из двадцати одного – глупые и ограниченные люди. Кто-то из них добивался улучшений или не делал ничего, а другие только делали жизнь глуповцев невыносимой.
Жизнь в городе нестабильна, настроения у жителей постоянно меняются. В течение века Глупов подвергался стихийным бедствиям, неурожаям и пожарам. Однако виноваты в бедах не правители, а глуповцы – невежественные, ленивые. Им всегда нужно кому-то подчиняться, они готовы терпеть все «особенности» градоначальников.
В тяжелые годы герои рассказа бунтуют, но все проходит незамеченным. После 1826 года история прерывается, а что происходило дальше – неизвестно. Остается догадываться, что все в Глупове осталось на своих местах.
Краткое содержание рассказа по главам
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» рассказывает кратко «подлинную» летопись города Глупов. Охватывает период 1731-1826 годов.
От издателя
Автор старается убедить аудиторию в реальности происходящего в романе. История Глупова повторяет развитие Российской империи в период монархии. Содержание романа «фантастическое», а иногда «практически невероятное». Структура летописи по главам также объясняется автором – это описания всех правителей города.
О корени происхождения глуповцев
Часть фигурально повествует об истории призвания варяг, описанной «Повестью временных лет». До Руси на территории Глупова селились многие племена. Самое сильное из них – головотяпы, ставшие предками современных глуповцев. Они победили всех соседей, но не могли ничего делать без руководства. Тогда было решено найти правителя «со стороны».
Все князья отказывались руководить головотяпами. Тогда и был найден самый глупый правитель, вместо которого правил вор-новотор. С того момента на месте поселений племени появился город Глупов. Его жители стали официально зваться глуповцами.
Головотяпы смирные, подчиняются власти и раболепствуют. Вор-новотор со временем попадается на воровстве, за что князь выносит ему приговор о смерти. Тогда вор убивает себя, перерезав горло огурцом. Эпоха завершается на крике князя «Запорю!», адресованном вороватым наместникам.
Опись градоначальникам
В этой главе поименно перечисляются все градоначальники, правившие Глуповым. Некоторые удостоились пары строк, а жизнь других подробно расписана. Все фамилии правителей «говорящие», прототипами некоторых персонажей являются реальные люди.
Органчик
С 1762 года городом правит Дементий Брудастый. Несмотря на все ожидания горожан, добиться просветления не удается – градоначальник угрюм и молчалив. Один раз писарь случайно заметил, что туловище Брудастого находится за столом, но вот голова расположена рядом на столе. Жители обращаются за помощью к органных дел мастеру, в результате чего выясняют, что у него в голове находится небольшой органчик. Все, что он мог произносить, – это «Не потерплю!» или же «Разорю!».
Голова Брудастого возле тела
Механизм в голове отремонтировать не вышло, в итоге заказали новую. Однако посыльный испугался говорящей части тела и выбросил ее. С этого момента заканчивается правление Брудастого. В Глупове царит хаос, объявляются и сразу исчезают самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Пародирует период Дворцовых Переворотов. В городе также правят женщины, борясь друг с дружкой за власть. Каждая старается привлечь внимание атаманов для поддержки. Успешнее всего это получается у немки с фамилией Штокфиш.
Во время постоянных перебранок в городе стояла анархия, иногда начинались драки между жителями. Примечательна последняя градоначальница Дунька, укрепившаяся на клоповом заводе. Она натравливала насекомых на всех горожан, что были против нее.
Известие о Двоекурове
После смутного времени бразды правления перенимает Двоекуров. Он восемь лет управлял городом. Это – один из немногих, оказавших хорошее влияние на жизнь, градоначальников: вводил новые правила, хотел просвещать людей.
Голодный город
Следующий правитель – Петр Фердыщенко, успешно правивший городом шесть лет. Глупов же в это время только процветал. Со следующего года начинаются несчастья. Мужчина влюбляется и начинает творить глупости ради Аленки Осиповой, жены ямщика.
Петр добивается счастья, но тут начинаются засухи и голод. Население устраивает бунт и казнит Аленку, считая ее виновницей всех бед. Чтобы усмирить волнения, из губернии высланы солдаты. Глуповцы приняли их за гонцов с провизией. На этом глава заканчивается.
Соломенный город
Фердыщенко продолжает править и находит новый объект воздыханий. Добиваясь стрельчихи Домашки, он вновь забывает об обязанностях. В городе начинаются сильные пожары, снова начинаются волнения.
Фантастический путешественник
Проходит время после пожара, и Петр решает отправиться в путешествия. Приключения проходят недалеко – он прогуливается в местах выгона скота, требует подарков от жителей, ведет переговоры с пастухом, узнает о известных местах, богатствах. Из-за большого количества подношений Фердыщенко погибает от переедания.
Войны за просвещение
Следующий правитель, Василиск Бородавкин, читает о развитии города, хочет стать реформатором. Пример для подражания – Двоекуров. Однако среди всех реформ Двоекурова Василиск ухватывается только за одну идею – нужно сеять горчицу. Жители не хотят вновь питаться горчицей и учиняют бунт.
Начинается небольшая гражданская война, проходящая на болотах. В один день Бородавкин замечает, что войска ушли, оставив вместо себя оловянных солдатиков. Градоначальник создает из них резервные войска, направляется брать Стрелецкую слободу. Уничтожая, по совету оловянных солдатиков, избы горожан, Бородавкин побеждает.
Эпоха увольнения от войн
Следующий правитель – Негодяев, выступавший против Конституции. Его сразу за это уволили, хотя летописец намекает о других причинах. Выясняется, что Негодяев – истопник, что близко к демократам.
Еще один начальник – Микеладзе. Манерный правитель, желавший лишь привлекать дам и покорять их деликатностью. При этом даже он заметил все пороки и лишения города после Бородавкина. Прекращает просвещение, не выпускает новых указов. Вскоре погибает от истощения после дам.
Далее шел Феофилакт Беневоленский. Составил ряд указов и законов, однако выяснил, что не имеет права их выпускать. Во время правления Беневоленского горожане существовали сами по себе. В итоге Беневоленский издает два закона, после чего его отстраняют за сотрудничество с Наполеоном.
Четвертый начальник – Прыщ. Не увлечен правлением, при нем все живут счастливо и сыто. Однако глуповцы все равно недовольны, подозревая Прыща в колдовстве. Горожане замечают странности в поведении Прыща: он заставляет все вокруг мышеловками на время сна. Как выяснилось, это из-за трюфелей в голове. В итоге предводитель дворян поедает голову Прыща.
Странное поведение правителя
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий правитель – советник Иванов, обладавший небольшим ростом. О нем практически ничего не говорится, так как начальник быстро умер, ничего не оставив после. Далее правил Викон де Шарио родом из Франции. Он любил разные веселья, а в результате оказался женщиной.
В это время происходили массовые неистовства, а сам период назван «Скоропреходящим глуповским баловством». Постепенно город становится языческим. Переход осуществлялся с небольших суеверий, ритуалов, а завершился строительством «Вавилонской» башни. Градоначальник поощрял такое поведение горожан и помогал им.
После француза появляется влюбчивый Эраст Грустилов. На тот момент все население Глупова уже перешло на идолопоклонство. Теперь они не заботятся о материальных вещах и посвящают себя духовному и «культурному». Грустилову нравится такой исход событий.
Постепенно жители вовсе перестают трудиться. Градоначальнику же тоже неинтересны такие проблемы. Грустилов проводит время на балах, не замечая жизни города. Так в Глупов пришел голод.
Во время одного из балов Глупов встречает юродивую из далекого Гамбурга — Пфейффершу, в которую сразу же влюбляется. С этого момента городом правят убогие и юродивые, ранее забытые и брошенные. Женщина же увлекается мистическим ритуалами, пишет книги и правит градоначальником.
Грустилов потворствует возлюбленной, жители при этом продолжают лениться и каются в грехах. По ночам вся элита города собирается за прочтением критических высказываний Страхова. Обо всем этом становится известно начальству штабс-офицера. Грустилов отправляется в отставку, давая дорогу новой эпохе.
Подтверждение покаяния. Заключение
Последний правитель — Угрюм-Бурчеев. Он никак не проявлял характер, однако жители все равно его боялись. Издатель так же, как и летописец, называет его идиотом, однако все равно боится. Все, чем интересуется Угрюм-Бурчеев — простое, незамысловатое. В голове начальника есть план, который нужно воплотить досконально. Угрюм-Бурчеев желает устроить в городе тоталитарный режим, назвав место Непреклонском. Более о Глупове ничего не известно. Предположительно, все остается по-прежнему.
Оправдательные документы
Издатель прилагает так называемые «Оправдательные документы» под авторством некоторых правителей.
Главная мысль
Краткое содержание произведения показывает все пороки общества. «История одного города» точно передает мышление людей, не способных противостоять самодержавию. Людям всегда проще жить в повиновении, чем самим бороться за правду и строить справедливое общество.
Краткий пересказ полезно прочитать тем, у кого нет времени на знакомство с целым романом. Произведение актуально во все времена, ведь жители города – это современные люди, привыкшие плыть по течению. Они не пререкаются с государством и довольствуются малым.
Сочинение по произведению История одного города Салтыкова-Щедрина (рассуждение)
В своем произведении «История одного города» Салтыков – Щедрин ловко переплетает фантастику с реальностью. Этот шедевр автора многие называют рассказом, что не совсем верно. Скорее его можно именовать юмористическим романом, в котором выставляются на показ все изъяны правящей власти, при чем сделано это в сатирическом жанре.
Сюжет романа развивается в одном городе, в котором друг за другом меняются начальники, но всё это не приносит абсолютно никаких результатов. Ни одному из них не удается хоть как-то стабилизировать и улучшить качество жизни горожан.
В романе описывается не только обстановка этого конкретного города, но и проблемы всей России в целом. Начальство отличается глупостью и каждый из обладающих какой-либо властью, преследует свои собственные цели.
Автор описывает город Глупово каждый раз по новому: иногда у него это столица, иногда небольшой городишко, а иной раз и вовсе большая деревня. В основном произведение посвящено высмеиванию местных градоначальников, которых ставят во главе управления городом, а они, вместо того, чтобы способствовать его развитию и процветанию, медленно, но верно растаскивают его по кускам.
Уделяется также внимание и местному населению. Создаётся такое впечатление, что жителям вообще наплевать, что происходит в их родном городе. Они даже не пытаются изменить что-либо в сложившихся обстоятельствах и не рискуют идти против системы. Народ просто принимает позицию молчаливого наблюдателя и равнодушно следит за привычной уже сменой руководства. Горожане в очередной раз подстраиваются под нового начальника и смотрят, как он разрушает их город, а вместе с ним и их собственную жизнь, при этом ни на что не надеются и смиренно довольствуются тем, что имеют.
Всех неоднократно сменившиеся начальников объединяет особое деспотичное отношение и откровенная тирания народа. К примеру, люди боялись и трепетали от одного только взгляда последнего из градоначальников, Угрюм – Бурчеева и подобно зомби беспрекословно подчинялись и готовы были следовать за ним повсюду. Именно ему пришла в его бестолковую голову идея разрушить город до основания, а затем начать отстраивать его заново. Разрушить то он его разрушил, а вот строительство нового города так и не началось и остались его жители жить на этих развалинах.
В своем романе автор обвиняет в сложившейся ситуации не только власть имущих, но и равнодушный народ. Он не призывает никого к восстанию, а просто даёт понять, что руководителю в одиночку не под силу управлять ни городом, ни страной. Поддержка простых людей ему просто необходима.
2 вариант
М.Е. Салтыков-Щедрин, один из известнейших русских писателей 19 века, всю свою жизнь был защитником правды и свободы, борцом против зла.
«История одного города», написанная в 1869 году, представляет собой сатиру на политику российского самодержавия 18-19 веков, оформленную в виде пародии на летопись. Произведение изображает жизнь города Глупова в уродливо-комическом виде.
Жители города Глупова – головотяпы – с целью наведения порядка в городе сами нашли себе градоначальника. Его правление не привело ни к чему хорошему, а только разорило город. С тех пор в Глупове сменяются градоначальники, один лучше другого. Они ничего не делают для того, чтобы улучшить жизнь горожан, заботятся только о своем благополучии. В «Описи градоначальникам» перед нами проходит галерея правителей, страшных своей жестокостью и тупостью: Органчик, Прыщ, Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский и другие. Один из них оказался с фаршированной головой, другой – безмозглым существом, а самый страшный из них – Угрюм-Бурчеев – деспотом и тираном, мечтой идеального мира которого являются казармы военного типа.
Городские жители привыкли к чинопочитанию и раболепию, поэтому не борются за свои права. Они радуются, когда происходит смена правителя, и верят, что новый наведет порядок. Под глуповскими градоначальниками Салтыков-Щедрин иносказательно изобразил русских царей и министров. Автор мастерски использует прием гротеска, употребляет говорящие фамилии, тем самым выражая свое отношение к персонажам.
Задача писателя заключалась в том, чтобы показать неспособность градоначальников к управлению страной, их враждебность народу, идиотизм, потерю всех человеческих свойств. Все эти люди – олицетворение несправедливого строя, основанного на произволе и порабощении народа.
Роман осуждает народную пассивность и долготерпение, в нем содержатся подлинные факты и события русской жизни. Критикуя долготерпение и покорность народа, Щедрин показывает и пробуждение сознания глуповцев: в сцене смерча можно предположить назревание народной революции против самого страшного из правителей – Угрюм-Бурчеева.
Также читают:
Картинка к сочинению По произведению История одного города
Популярные сегодня темы
«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II
Лето — это самая жаркая, самая приятная пора в году. Вокруг всё цветет, всё пахнет, всё играет множеством красок, всё окутано и согрето солнцем.
Повесть «Роковые яйца» можно назвать антиутопией, которая усиливается за счет авантюрного сюжета и научно-фантастического колорита. Можно сказать, что данным творением автор откликается на культурную
В рассказе Александра Ивановича Куприна рассказывается о молодом небогатом офицере Николае Евграфовиче Алмазове и о его находчивой и любящей жене Верочке Алмазовой.
В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон
Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Год написания –1870 г.
История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.
Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.
Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.
В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.
Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.
После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.
Посмотрите, что еще у нас есть:
«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.
В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.
На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.
К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.
Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.
Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.
Композиция
Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.
Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.
После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.
В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.
В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.
В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».
«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.
Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.