Сочинение на тему: Павлунины радости (В. И. Белов. «Скворцы»)
Книга Скворцы Белова — это книга о мальчике, который имел больные ноги. Данное произведение очень интересно и знакомит нас с такими человеческими качествами, как терпение, любознательность, доброта, сопереживание, наблюдательность. Чтобы познакомиться с работой автора поближе, предлагаем вам вариант рассказа Белова Скворцы для читательского дневника. А чтобы уметь сделать анализ произведения и выделить главных героев, нужно познакомиться с Беловым и его рассказом Скворцы в кратком содержании.
Белов Скворцы
Итак, краткий пересказ Скворцы Белова поведает вам о мальчике Павлуне, который из-за своих больных ног все время должен находиться в кровати. Доктор советует родителям показать мальчика в области, но пока у них на это нет денег, поэтому Павлуня продолжает лежать и верить в лучшее. Его развлечением стал букварь, который он уже много раз перечитал и вид из окошка. Правда, что там можно увидеть? Ведь окно выходило на огород. Однако мальчик настолько наблюдательный, что замечает малейшие изменения. Вот сосулька на карнизе. Он видит, как по ней скатывается капля воды. А вот среди огорода, где было белым бело, появилась черная земля, началась оттепель.
Для Павлуни было настоящей радостью, когда отец построил скворечник. Теперь мальчик может наблюдать за птицами и за тем, как создается птичье семейство. Но, настоящее горе и потрясение испытал мальчик. Скворечник упал, а вместе с тем разбились и яйца. Погибли будущие птенцы. Павлуша так хотел помочь птицам, так хотел спасти яйца, что даже наплевал на свое заболевание ног. Он доковылял до скворечника, но ничего не смог поделать, яйца все были разбиты. Пришел мальчик в себя уже на руках своего отца, который постарался утешить своего любимого сына. Он сказал, что он вновь установит более надежно скворечник и птицы вновь прилетят и отложат яйца, а его, Павлушу, родители обязательно отвезут в область и покажут специалистам. И, хоть автор дальше не пишет продолжение из жизни Павлуши, но очень хочется, чтобы от этого мальчика болезнь отступила и у него было все замечательно.
Белов Скворцы главные герои
В рассказе Белова Скворцы главным героем является Павлуня. Это добрый, замечательный, любознательный и наблюдательный ребенок, которого очень любят родители и делают так, чтобы болезнь мальчика была менее заметной. Правда, чтобы вылечить ребенка у них нет денег, но, отец обещает, что уже летом они отправятся в больницу. Павлуша догадливый, он мечтатель и любит вспомнить разные моменты из своей жизни.
Главная мысль рассказа Скворцы Белов
Я считаю, что главной мыслью рассказа Скворцы Белова есть сострадание ко всему живому, будь это человек или птицы, все нуждаются в поддержке и заботе. Автор хочет научить нас не только любить природу, но и видеть ее красоту, даже в мельчайших деталях.
Рассказ на тему мир детства павлуни
Подробное решение Страница / 2 Часть 25стр. по литературе для учащихся 5 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014
1.Как относятся к Павлуне мать и отец? Каковы, на ваш взгляд, условия жизни семьи? Почему так беден круг общения, занятий мальчика?
Несколько лет назад, когда у мальчика заболели ноги, местный фельдшер посоветовал родителям отвезти его в областную больницу. Но вот уже который год Павлуня проводит в постели, а родители все надеются накопить денег на его лечение. Родители его работают не покладая рук, отец постоянно на поле, часто нет дома и матери. Это небогатая семья и позволить сыну больше развлечений, чем один букварь и окно они просто не могут.
Видимо Павлуня не успел завести хороших друзей, не ходил в школу, рос в семье один, поэтому круг его общения ограничивался только родителями.
2.Каким выглядит мир детства Павлуни: о чём он думает, мечтает? Как писатель раскрывает его наблюдательность, чуткость к жизни природы, любовное отношение к ней?
У больного мальчика из бедной семьи только два развлечения — букварь и окно. Букварь он перечитал уже несколько раз. А в окно зимой, казалось, и смотреть не на что, тем более, что оно выходит не на улицу, а в огород. Но так покажется любому, только не Павлуне! Мальчика Способна развеселить даже сорвавшаяся с крыши сосулька. Он замечает самые незначительные изменения в природе, радуется им. Привыкший к ровному белому, точно покрывало, снегу, который укрыл все грядки на огороде, взгляд Павлуни тут же замечает, что «в одном месте на грядках снег стаял, и от этого там зачернела земля… Через день проталина на грядках стала еще больше, темные места на речке слились в одно место…».
Павлуня неравнодушен к природе и получает истинное наслаждение, наблюдая из окна чем живет и дышит окружающий мир.
3.Какое место в жизни мальчика, его семьи заняли заботы о скворцах, скворечнике?
Непередаваемое наслаждение для мальчика — смотреть, как папа делает скворечник, а потом устанавливает его в огороде. Теперь Павлуня сможет наблюдать за скворцами. Прилет птиц стал для мальчика настоящим праздником. Теперь он только тем и занимался, что следил за скворцами, угадывал их действия. «Теперь летал больше один скворец. Слетает на лужок, сядет на черемуховую ветку или на крышу скворечника и давай что есть мочи трепыхать крыльями. Потом утихомирится, поведет носом и пустит такую свистулку, что залюбуешься…»
Скворцы стали для него настоящей радостью в жизни и отдушиной, его новыми друзьями.
4.Почему Павлуня так остро переживает происшествие со скво-речником, бежит спасать скворцов? Как в этом раскрываются его душа, характер?
Самой настоящей трагедией для Павлуни стало падение скворечника и гибель птичьих яиц. Поступок мальчика, рискующего ради спасения птенцов своим здоровьем, вызывает слезы. И хочется, чтобы к этому доброму, славному мальчику с больными ногами и чистой нежной душой кто-нибудь проявил такое же участие, как он сам к птицам, и помог Павлуне вылечиться.
5.За что автор любит Павлуню, почему сочувственно изображает его родителей?
Автор любит Павлуню за его добрую душу, терпеливый характер, который не испортило даже вынужденное лежание в постели. Он внимательный, чуткий, добросердечный, любит свою семью и окружающий мир. Автор сочувствует родителям, которые люди труда, но у них нет никакой возможности помочь сыну и отвезти его в областную больницу для лечения. Это горе любого родителя, когда болеют дети…
Детство Чичикова
Детство Чичикова из “Мёртвых душ” нельзя назвать самым лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, весёлых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.
Детские воспоминания
По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.
Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.
Отъезд в город и отцовский наказ
В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.
Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.
Годы в училище
Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.
Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.
Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.
Детство Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Воспоминания героя
О рождении Павлуши в произведении ничего не сказано, понятно только, что жил он в России. Детские воспоминания Чичикова были безрадостными:
Про мать Чичикова в тексте ничего не рассказывается, поэтому невозможно привести ни одной цитаты о ней. Из-за холодного отношения отца мальчик рос неуверенным в себе человеком, он был очень замкнут и скромен. Все это отразилось на юности и взрослой жизни Павла Ивановича: он не умел нежно относиться к окружающим людям, привязываться к ним.
Краткая характеристика Чичикова показывает, что он стал холоден со всеми и не понимал, что такое сочувствие, так как не видел его в своей семье. Кратко период детства героя можно охарактеризовать как самые унылые годы его существования.
Отцовский наказ
Однажды отец увез сына в город, чтобы тот отправился получать образование. Чичиковы решили пожить некоторое время у дальней родственницы, чтобы сэкономить на съеме жилья. Перед отъездом домой отец позвал сына и дал ему наставления о жизни, какую он должен будет вести без него:
После этого разговора отец уехал и с сыном никогда больше не виделся. Его не стало, когда Чичиков заканчивал обучение.
Годы в училище
Мальчику легко давалась учеба. Хоть Павел не достигал особых отличий, он понимал, что нужно делать, чтобы быть всегда и везде первым. Если учитель требовал, чтобы все вели себя тихо, не разговаривали, соблюдали дисциплину, Павлуша так и делал. Он даже мог терпеть, когда над ним подшучивали или щипали его, лишь бы угодить учителям.
Школьные тетради он вел аккуратно, за вещами всегда следил, чтобы они были чистыми, а в мыслях у героя было только одно: как приумножить деньги, которые он получает от отца. Вечерами Павел не скучал: у него была мышь, которую он обучал хитростям и командам. Затем он смог за большие деньги продать ее в школе. Изобретательность Чичикова показывает, что он стремился заработать любыми путями.
Во время обучения в училище герой пробовал реализовать свое творческое начало: он сделал из воска цветную фигурку в виде снегиря и продал ее за хорошие деньги мальчику своего возраста. Все, что удавалось выручить Чичикову, он зашивал в маленькие тряпочки и прятал, чтобы случайно не растратить накопления. Также Павлуша наблюдал за одноклассниками, выяснял, кто голоден, и предлагал им купить пирожки. Их брали с удовольствием, хоть Павлуша просил за них больше, чем сам заплатил.
Рассматривая детство Чичикова в поэме «Мертвые души», можно увидеть, что ранние годы научили мальчика быть экономным, льстивым, угодливым. Он начал понимать, как вести себя в жизни, чтобы всегда быть в плюсе и иметь выгоду. Мальчик не узнал, каково быть настоящим другом и самому иметь верных друзей, быть понятым. Он всегда руководствовался принципами, которые унаследовал от отца, а затем придерживался их во взрослой жизни, ведь его характер был сформирован. После смерти отца у Чичикова остался капитал: некая сумма, которая стала стартом в его взрослой жизни.
Тема, поднятая Гоголем в «Мертвых душах» была настолько актуальна среди его современников, что произведение стали печатать далеко за пределами России. Композитор Альфред Шнитке даже посвятил поэме сюиту, состоящую из нескольких песен.
Маленький человек с большим сердцем (5-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 5
Форма урока: беседа
“Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку”,
“Тихая моя Родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной”
Ход урока
1. Вступительное слово
Учитель: Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать?
Дети. Добрым.
– Искренним.
– Он любит родину, природу.
– Если он травинку не обидит, то и человека.
– Он добросердечный.
– Чутким.
Мнения ребят.
Звучит музыка Чайковского “Времена года”.
Учитель читает стихотворение И.Северянина “В парке плакала девочка”.
Учитель:
“В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю”…
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости”.
Краткий анализ стихотворения.
– Это очень хорошие стихи, а понравились ли они вам? Чем понравились? Чем, по-вашему, был потрясён отец девочки?
Дети. Тем, что дочка маленькая, но у неё большое сердце.
– Она не осталась равнодушной к боли живого существа.
Учитель: Есть ли у вас любимые стихи и рассказы о природе, о дружбе человека с “братьями нашими меньшими”?
2. Опрос домашнего задания
Рассказы ребят о прочитанных книгах на тему: “Природа и человек”
– У Л.Толстого есть рассказ о том, как мальчик спасает от злой собаки котёнка.
– Рассказ “Приёмыш” Мамина-Сибиряка о спасении охотником раненого лебедя
– Мальчик Тёма у Гарина-Михайловского спас Жучку, она попала в заброшенный колодец.
Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”.А Павлуня из рассказа В.Белова похож на героиню стихотворения И.Северянина и на тех, о которых вы рассказывали сейчас?
– Да, герои очень чутки к чужому горю
– Они умеют жалеть, сочувствовать
3. Слово учителя о В.Белове
Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано начал работу в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, товариществу, взаимопомощи, взаимопониманию.
Если в нашем районе почётная профессия хлебороб, то на Вологодчине это кружевница или плотник. Чудными узорами и тончайшей резьбой украшены там дома. Люди учатся красоте у природы: берут краски у неба, леса, реки.
Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к человеку труда- мастеру и творцу; открыла главное в человеке- доброту!
Много повестей и рассказов написал Василий Белов и все они учат хорошему.
Давайте вспомним, что называется рассказом и к какому жанру относится рассказ “Скворцы”?
4. Теоретическое задание
События, которые происходят в рассказе жизнеподобны, они могут произойти на самом деле. Значит, этот рассказ относится к жанру реалистического рассказа.
Рассказ “Скворцы”- один из лучших рассказов писателя.
5. Работа по рассказу “Скворцы” В.И.Белова. Беседа по вопросам
? Что мы узнаём в начале рассказа о главном герое- мальчике Павлуне?
Павлуня всю зиму не вставал с постели, доктор советует отвезти мальчика в областную больницу. Родители мальчика заняты, они работают в колхозе, без выходных. Мальчик понимает, что им некогда отвезти его к врачу, да и денег надо порядочно. Он терпеливо ждёт.
Мир мальчика ограничен стенами комнаты… Мать после долгой зимы освежает комнаты, выставляет оконные рамы. Мальчик видит, как она начищает самовар, стелит половики. И в дом пришла весна.
Мать переставляет кровать больного сына к окну.
? Что видит мальчик за окном?
Выборочное чтение.
“Павлуня видит голубое небо и золотую сосульку, чёрные проталины на огороде, тёмные пятна на реке, которые сливаются в одно тёмное пятно. Это весна!
Мальчик очень рад этому прекрасному времени года, у нас на улице тоже весна, а почему мы всегда радуемся весне?
6. Индивидуальное задание.
? Чем похожи все эти работы? Вы подготовили и стихи, и сочинения, и рассказы.
– Они передают весеннее настроение и посвящены весне.
? А как Павлуня готовится к прилёту скворцов?
7. Работа с текстом
Выразительное чтение отрывка, в котором говорится об этом.
Отец смастерил скворечник, а Павлуня наблюдает за работой отца, проверяет его на свет: нет ли щелей между дощечками, не будет ли холодно скворцам? Он беспокоится, что скворцам будет тесно на дощечке, просит отца придумать ещё что-нибудь, боится, что скворец упадёт с высоты.
? Что же происходит дальше?
Ответ мы получим после выполнения самостоятельной работы по карточкам
8. Дифференцированная работа
? Накануне прилёта птиц мальчик видит сон. О чём он?
– Павлуня видит себя летом на речке.
– Он бегает своими ногами по траве, радуется солнцу и теплу.
? Как в этом эпизоде автор передаёт любовь ко всему живому?
– Он радуется красоте летнего дня.
– Его радует всё: и солнышко, и трава, и речка.- в его голосе слышна доброта ко всему вокруг.
? Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде “Прилёт скворц ов”?
Чтение эпизода, анализ.№22
? Как вы понимаете значение слов “обомлел”? “замер”?
– Павлуня рад что скворцы осматривают скворечник, который сделал его отец.
– Он счастлив. Счастье переполняет его душу.Но
О чём опять беспокоится и тревожится Павлуня?
– Скворцов прилетело много, а скворечников в деревне только два: их и ещё один на Гурихиной черёмухе. Но там скворечник старый, в нём будет холодно скворцам.
Мальчик дождался прилёта птиц, теперь не хочет расставаться с ними.
? Как об этом пишет автор?
? Наблюдения мальчика за скворцами № 27, 28
Всё изменил случай. Какой?
Павлуня увидел, что ветром опрокинуло шест со скворечником на землю. Дома никого не было: ни мамы, ни папы. Тогда мальчик бросился на помощь скворцам.
? Что происходит дальше?
Работа с иллюстрациями.
Писатель передаёт состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика при помощи глаголов: похолодел, закричал, заметался. Попробуйте отыскать сами: начал искать, отыскал, надел, выбрался, открыл, обогнул, увидел, закричал, заплакал, бросил, подковылял.
Это ключевые слова, они играют важную роль.
? Как вы думаете, почему?
– Они передают, как он испугался…
? Как преодолел своё состояние, чтобы помочь скворцам.
? Как вы расцениваете поступок Павлуни?
– Павлуня очень болен. Врач не разрешает ему вставать. Но когда он видит, что скворчатам некому помочь, он бросается им на помощь.
– Он еле переставляет ноги, ковыляет, они его не слушались, он дрожит от холода и горя Он чувствует, что случилась беда, а потом видит осколки скорлупы…
Он пересилил чувство боли. Его поступок очень сильный.
? Жаль вам мальчика? а скворчат?
? Как автор относится к герою?
– В голосе автора слышны любовь и нежность к Павлуне.
– Даже само имя мальчика не Павел, Паша, а Павлуня. Ласково и нежно называет его автор.
– Автор любит его, гордится им.
Грустно кончается рассказ. Если бы можно было что-то изменить, как бы вы продолжили рассказ?
9. Творческие работы: “Как я бы хотел закончить рассказ”
Хочется, чтобы Павлуня выздоровел, Павлуня- добрый мальчик.
Самое последнее предложение: “Они улетели куда-то очень далеко, может, за реку, и, наверное, прилетят только завтра”.
Эти слова “прилетят завтра” дарят надежду.
10. Словарная работа
Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем значение слова “надежда”.
“Надежда” – вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного.
Этот мальчик очень добрый, и мы его полюбили. Он может сделать много добрых дел.
“Доброта” – что это такое?
“Доброта” – отзывчивость, душевное расположение к людям.
Сердце Павлуни отзывается на чужую боль. Это главное качество в человеке. Называется оно-милосердие.
“Милосердие” – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Павлуня – маленький человек, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви.
Наш урок мы назвали “Маленький человек с большим сердцем”