Сочинение на тему поступай с другими так как хочешь чтобы поступали с тобой
3 варианта
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»
Беган Марина Александровна
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Корсаков, Россия
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной» – это золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.
Это фундаментальное правило отражает нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры, причём появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных культурах Востока и Запада, по-видимому, наиболее ярко воплощая происшедший в то время гуманистический переворот. Своё название Золотого оно получило в XVIII веке в западноевропейской духовной традиции.
В разных формулировках это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.
Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.
В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также это правило неоднократно повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.
В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов этических размышлений.
Поразмышляем и мы. Казалось бы, всё понятно: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Если я хочу, чтобы меня не обвиняли (другие обманывали, не убивали и т.д.), я не стану обвинять (обманывать, убивать и т.д.) других.
Если я хочу, чтобы ко мне относились с пониманием и доброжелательностью, я и сам буду доброжелателен, научусь слышать и буду стараться понимать других. То есть я отдаю в мир то, чего и сам жду от мира.
Вот и выходит, что если я хочу получить радость, благодарность, заботу, любовь, я прежде всего сам должен научиться радоваться, быть благодарным и заботливым, любить – словом, стать всем этим, вырастить в себе эти прекрасные качества.
А что же каждый день делаем мы? Кричим на детей за непослушание, проявляем недовольство и заставляем близких принимать наш взгляд на вещи, ругаем чиновников, правительство и свою страну. И где же во всём этом позитив, благодарность и забота?
Давайте задумаемся: если мы постоянно будем в мыслях прокручивать мрачные картины будущего своей семьи или своей страны, то стоит ли ожидать каких-то положительных изменений в наших семьях и в нашей стране?
Поэтому главное, чему необходимо срочно научиться, это выработать позитивный настрой на окружающую действительность. Давайте мечтать о прекрасном будущем, создавать замечательный образ того, какими мы хотим видеть свою семью, свою страну. И чем детальнее и чаще создавать прекрасные образы, тем быстрее они начнут осуществляться.
Итак, первое, что должен осознать человек, – это необходимость изменения своего сознания.
Второе – получить представление, какие шаги в этом направлении ему нужно предпринимать.
Дальнейшее лишь дело техники. И осуществление задуманного произойдет автоматически, неминуемо, как только в голове человека надежно закрепится образ того, у чему он должен устремиться.
Алгоритм прост. Например:
– Я хочу, чтобы ко мне проявляли доброжелательность и приветливость.
– Значит, я сам должен стать доброжелательным и приветливым.
– Я начинаю представлять себя именно таким.
– Я могу потренироваться перед зеркалом, могу для начала заготовить приветливые фразы, могу заранее настроиться на человека, понять, что его может порадовать.
– Я начинаю ощущать и развиваться в своем сердце доброжелательность, иду и дарю встречным людям свою улыбку, приветливо здороваюсь с соседями, продавцами, работниками почты, поликлиники и т.д.
– Я знаю, что не все люди приняли решение быть доброжелательными, а потому настроен сохранять доброжелательность при любой их реакции.
– Я радуюсь тому, что люди улыбаются мне в ответ. Я начинаю замечать, что они улыбаются мне раньше, чем я проявляю свою приветливость.
– Я вижу, какие замечательные люди окружают меня! Весь мир стал приветливее, всё изменилось!
Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Где же эта точка опоры? Мы с уверенностью можем сказать: она – в самом человеке, в его сознании, в его взглядах на мир.
Измени своё сознание – и весь мир изменится!
Сколько существует человек, столько существует проблема взаимоотношений или проблема общения. Она связана с взаимопониманием, умением слушать собеседника, с желанием разделять его чувства и эмоции.
Именно эта проблема выдвигается на первый план, когда человек вступает во взрослую жизнь и перед ним открывается мир, не всегда добрый, не всегда открытый. В нём нужно уметь принимать решения, отстаивать свою позицию, добиваться результата и научиться правильно общаться с людьми. И всё-таки общение людей будет полным и правильным, только если оно будет строиться на принципах искренности, взаимности и открытости.
Причём такие отношения требуют душевной отдачи, умения думать не о себе, а о других, желания помогать и заботиться. Очень точно это подметил А. Вознесенский: «Чем больше мы от сердца отрываем, тем больше нам на сердце остаётся». В русской литературе можно найти немало примеров самоотдачи, человечности и добра. Одним из самых ярких и героических символов такой самоотверженности для многих стал легендарный Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который вырвал своё пылающее сердце, чтобы осветить путь людям. Конечно, финал рассказа не столь романтичен. Люди-то его дар не оценили. Однако имя Данко продолжает волновать наши сердца, а его подвиг продолжает воспитывать юные души.
В отличие от Данко, героиня повести А. Солженицына «Матрёнин двор» описана не романтически возвышенно. Наоборот, она — реальное воплощение всепрощения, добра и любви. Но именно эти качества её характера заставляют читателя уважать эту скромную женщину, преклоняться перед её стойкостью и верностью. И Горький, и Солженицын размышляют о человеческой сути, о том, что является наиболее ценным в отношениях между людьми. Они заставляют нас задуматься над тем, как важно научиться жить в обществе, никого не обижая и не страдая от обид, показывают нам, как научиться убеждать и жить в мире и согласии с другими людьми.
А ведь это не так-то просто: находить пути разрешения спорной или конфликтной ситуации. Но уверен, чтобы оставаться человеком, нужно всегда сохранять своё лицо, не забывать о главных моральных принципах, думать не о собственном благе, а о деле.
Кроме того, умение выстраивать отношения друг с другом, как правило, особенно необходимо с самыми близкими людьми, ведь именно они чаще всего видят нас не в минуты побед, а в минуты слабости, с ними можно не «держать улыбку» на лице. Мы уверены, что они всё простят и всё вытерпят. Но ведь именно они хотят получить от нас больше всего любви, почувствовать заботу, увидеть участие и интерес в глазах. Это доказывают и слова автора текста, который словно подсказывает нам выход, даёт совет, обрисовывает перспективу. И ведь действительно, если поступать по совести, думать о тех, кто рядом, можно научиться общаться, не разрушая мир других.
Все размышления о необходимости учиться общаться достойно важны для каждого человека. Но если сам человек будет думать только о себе, о своих интересах, он навсегда останется одинок, потеряет друзей, утратит добрые человеческие качества. Только живя для других человек сможет реализовать своё социальное предназначение и почувствовать себя нужным обществу и важным для этого общества.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (золотое правило морали)
Выражение считается золотым правилом морали и сформулировано в нагорной проповеди Иисуса Христа, которая описана в Библии, в Евангелие от Матфея (глава 7, строка 12):
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»
Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».
Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).
На английском языке:
Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :
«Do unto others as you would have them do unto you»
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers’ translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):
«Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to.»
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.
Применяемые варианты золотого правила морали
✔ Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
✔ Не желай другому того, чего не хочешь себе
✔ Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
✔ Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе
✍ Примеры
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :
«Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием «золотое правило» морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке «золотого правила» содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции Российской Федерации).»
«Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо. И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно. Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!»
Конспект занятия по развитию нравственной сферы «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»
Анна Молоткова
Конспект занятия по развитию нравственной сферы «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»
В начале занятия детям предлагается послушать сказку под названием «Сладость для сердца» (Текст сказки в предложение ниже).
Воспитатель: Ребятки, а вы знаете, когда я сегодня пришла в детский сад, под нашей дверью лежал конверт. Вам интересно узнать, что же там написано? (Ответы детей). После ответов детей открывает конверт.
Ребята, пишет нам девочка Инна и просит ей помочь. Поможем Инне? (Ответы детей). Ну, тогда давайте читать письмо…
Педагог читает сказку, после прочтения начинается обсуждение с детьми.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно ли мама сделала, что съела все конфеты и печенье? Зачем она это сделала? (чтобы показать Инне, как себя чувствует человек, когда о нём не думают, не считаются с ним)
— Вам нравится, когда вас любят, прощают, помогают, относятся по-доброму? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребятки к другим людям тоже нужно относиться по-доброму, любить и жалеть. Есть такое правило хороших отношений «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Прежде, чем вы захотите что-то сделать другому, подумайте, понравилось бы или нет, это вам самим. Поэтому не стоит делать другим то, что вам самим было неприятно получить. Если вы любите только хорошее, значит и отдавать надо только хорошее.
В конце занятия с детьми проводится ига «Сделай как я»
Из детей выбирается ведущий. Ведущий под музыку показывает детям какое–либо движение, дети повторяют за ним. Ведущие меняются несколько раз.
Воспитатель: Ой, ребятки, а тут в письме маленькая приписка…
Это от Инны. Там написано, что за ту помощь, которую мы оказали Инне, она приготовила для нас сюрприз. (Дети садятся за столы и детям раздаётся угощение)
Сказка «Сладость для сердца»
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, остались одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
— Что это у тебя хрустит, доченька?
— Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
— А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
На следующий день мама пришла из магазина, а Инна в коридоре её уже радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама вкусненького для неё купила.
Заглянула Инна с нетерпением в пакет, а там хлеб, молоко и одни обёртки от конфет и печенья.
— А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
— Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, всё по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму. Да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила…
«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии. Задачи: Закреплять.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.
Фотоотчет «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…» Лето 2017, какое оно? Оно конечно очень особенное. В нашем саду летний день начинается со встречи детей на улице. Детки приходят в сад.
Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.
Конспект открытого занятия по пожарной безопасности «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Номинация конкурса «Опасности нам не страшны» Составитель воспитатель: Чагаева Л. А Возраст детей: 2-3 года Программное содержание: Познакомить.
Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?» «Ребенок рождается с потребностью быть любимым, и в этом смысле остается всю жизнь ребенком». Фрэнк Кюрк Дети старшего дошкольного возраста.
Педагогическая технология воспитания дошкольников «Истории карапушек-как жить в мире с собой и другими?» Слайд №1 В средней «Б» группе в 2016- 2017 уч. году начал реализацию проект «В мире карапушек» по педагогической технологии воспитания дошкольников.
Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС Выступление – консультация на педагогическом совете по теме: «Нравственные ориентиры и развитие духовно – нравственной сферы личности ребенка.
Классный час в 5 классе «Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступили с тобой»
специалист в области арт-терапии
Классный час для учащихся 5 класса
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;
-создание благоприятного психологического климата в классе;
Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.
Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ, раздаточный материал: смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги, карандаши.
Видеокейс: отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение платья»
Участники: обучающиеся 5а класса
Ход классного часа
Педагог: Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Определение темы беседы.
Педагог:Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)
Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)
Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)
Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием “травля”.
я никогда в этом не участвую,
иногда присоединяюсь, но потом жалею
травил, травлю и буду травить
Педагог: Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.
(дети работают в паре и предлагают правила)
Твой класс-это твоя семья.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Дорожить дружбой, ведь мы одна команда
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.
Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др)
Определение основных понятий
Педагог: В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)
Выделяют несколько типов буллинга:
• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе.Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.
И буллинги моббинг – это проявление психологического насилия.
Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хочется на примере отрывка известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.
Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Чучело»)
Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
Какие желания, побуждения у вас возникали?
Что вам захотелось сделать?
Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?
Педагог: Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?
Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
Педагог: Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей, просмотр слайда)
-обратиться к родителям
-школьному психологу или социальному педагогу
-в школьную службу медиации
-по телефону доверия
Педагог: Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог: На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.
Педагог: Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:
— сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….
— я узнал… (ответы детей)
Педагог: Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч.