Традиции русского народа в праздновании православных праздников
Празднование православных праздников на Руси идет еще со времен Ветхого Завета. Каждый праздник освещает важнейшие события из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, а также память о святых угодниках.
Традиции русского народа в праздновании православных праздников чудным образом переплетаются с обычаями языческих праздников древней Руси, что делает их самобытными, яркими и оригинальными.
Рассмотрим самые популярные зимние православные праздники и связанные с ними традиции.
• Рождество Христово.
Православной церковью праздник отмечается 7 января. Этот праздник посвящен появлению на свет младенца Иисуса Христа и овеян сказочными чудесами.
Издавна на Руси была традиция в этот день заниматься благотворительностью и милосердием, подавать нищим милостыни. Богатые люди устраивали обеды, на которых угощали всех бедных и бездомных. Традиция проявления милосердия в канун Рождества сейчас вновь обретает силу.
Этот праздник характеризуется не шумными и веселыми застольями, а тихим семейным праздником в кругу близких родственников и знакомых. Он ассоциируется с душевным теплом и светом, рождением новых надежд и оптимизмом.
Этому празднику предшествует Рождественский пост. А в последний день поста 6 января, существует традиция не кушать до появления на небе первой звезды. По настоянию церкви в этот день православные должны отложить все свои житейские дела. Поэтому до революции 1917 года этот день считался нерабочим. С 1991 года его вновь реабилитировали и сделали государственным праздником.
В городе и на селе перед праздником заведено убираться в доме и наряжать елку игрушками или сладостями. Для обеденного стола обязательно должна быть припасена чистая или новая скатерть. Домочадцы должны непременно все помыться и одеться во все чистое. Желательно, чтобы в праздничной одежде присутствовала хоть одна новая вещичка для удачи в наступающем году.
Готовят основные традиционные рождественские блюда:
Сочиво или кутья;
Холодец из свинины;
Жаркое из мяса или птицы;
Запеченный гусь с яблоками;
Пироги с кренделями и сладкой начинкой;
Печево в виде фигурок животных.
Всего на столе должно стоять не меньше 12 блюд – это символическое число обозначает количество Христовых Апостолов.
Православная семья в канун праздника обязательно должна посетить утреннее и вечернее богослужение в храме или как его еще называют «всенощное бдение», которое длится всю ночь. После вечерней службы, около двенадцати часов ночи начинается утреня. Она сопровождается молитвами по чину великих праздников с чтением отрывков из евангелия, касающихся Рождества, и поется самый красивый канон в православном богослужении.
Затем начинается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста.
С началом праздничного дня Рождественский пост заканчивается, и верующие могут «разговеться», отведать блюда из мяса.
Весь день принято поздравлять с Рождеством не только своих близких, но и незнакомых людей и желать им здоровья и всяческих благ.
С этого дня начинаются святочные дни.
• Святки.
Святочные дни начинаются с Рождества и длятся 12 дней до Крещения Господня.
Традиции древних славян устраивать праздничные дни в честь языческого бога Святовита сохранились и вошли в жизнь уже православной Руси. Это был самый веселый зимний праздник с пиршествами, увеселениями, колядками и хождением ряженных по улицам.
Святочные дни у православных посвящались памяти о событиях Рождества младенца Иисуса и Крещения Христовых. По христианским традициям работать в эти дни считалось грехом. Православные должны были навещать больных и одиноких людей и оказывать им посильную помощь, подавать нуждающимся милостыни.
У современного русского народа сохранилась традиция ходить друг к другу в гости и дарить подарки, навещать одиноких и престарелых родственников.
В старину молодежь традиционно выходила на уличные гуляния. Парни и девушки группировались в небольшие кучки, ходили по дворам и распевали колядки, прославляя Иисуса Христа и желая процветания и благополучия хозяевам дома, за что щедро одаривались разными угощениями. Такая традиция, к сожалению, осталась только в сельской местности.
Среди девушек и женщин очень распространены были святочные гадания. Гадали, в основном, на будущего жениха или супруга, о замужестве, и о будущем вообще. Девушки уединялись в отдельных помещениях, как правило, это были бани, зажигали свечу и с помощью зеркала пытались увидеть суженого. Существовали и другие различные способы гадания, на воске, на сожженной бумаге, на воде. Святочные гадания очень популярны и у современных девушек и женщин, но в большей мере они носят веселый и шуточный характер.
Святочные дни сопровождаются народными гуляниями. В городах и селах устраиваются ярмарки, где можно приобрести подарки и вкусно поесть, разыгрываются театрализованные представления, организовываются катания на санях и коньках, устраиваются битвы снежками – все это сопровождается весельем и шутками.
• старый Новый Год.
Входит в череду святочных дней. Отмечается 14 января. Этот необычный русский праздник возник вследствие нежелания Русской православной церковью перейти с Юлианского летоисчисления на Григорианское.
У русского народа этот праздник является одним из любимых праздников. Возможно, это связано с каким-то таинством или зовом предков, которые именно в этот день отмечали Новый год и считают его более настоящим и душевным, нежели Новый год 1 января.
Считается, если Новый год отмечался с друзьями в шумной компании, то старый Новый год нужно встретить в тихом семейном кругу.
Православные стремятся посетить божественную праздничную литургию, посвященную великому празднику «Обрезание Господне» и в честь памяти святого Василия Великого, а также началу новолетия.
По ветхозаветной традиции на восьмой день от Своего Рождества Богомладенец был обрезан и наречен именем Иисуса (Спаситель), предреченным Архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии, и возвещенном Ангелом праведнику Иосифу. Обрезание у иудеев было равносильно христианскому обряду крещения.
Весь день люди поздравляют друг друга с праздником, и желают благополучия и добра.
• Крещение Господне.
Самый древний праздник православной церкви – Крещение Господне или святое Богоявление отмечается 19 января. Это праздничное событие замыкает череду святочных дней.
По преданиям Пресвятая Троица впервые явилась миру в образе Бога Отца, Сына и Святого Духа, сошедшего на Сына, в образе голубя.
После обряда Крещения в реке Иордань, Иисус Христос дал возможность получения благодати Святого Духа людям, погрязшим в грехах.
По традиции в предпраздничный Крещенский Сочельник должен соблюдаться строгий пост. С появлением первой звезды на вечернем небосклоне, семья собирается за одним столом и начинает трапезу с вкушения традиционного сочива.
В традициях праздника обязательное окропление жилища с молитвами. Окропление следует начинать с иконостаса и далее слева направо, обойдя все углы дома. Это обряд защищает дом от всякой нечисти, которая по окончании Святок пробирается в людские жилища.
В праздник каждая семья запасается «святой водой». Ее хранят рядом с иконостасом и в дальнейшем используют, например, для окропления жилища, больных людей, детей, а также принимают внутрь для очищения от скверны. Святую воду берут в церкви после праздничного богослужения. Считается, что крещенская вода имеет Божью благодать и храниться долгое время.
По православным традициям в Сочельник нужно обязательно присутствовать на службе в храме в честь Крещения и Святого Богоявления.
После праздничной литургии у русского народа существует традиция – купание в прорубях возле родников и рек. Место купания освящается священником. Перед тем как окунуться в воду верующие должны осенить себя крестным знамением три раза. Считается, что искупавшись в водоеме на Крещение, человек очищается от грехов.
• Масленица.
Это широко отмечаемый праздник на Руси, очень многогранный и яркий. В народе ее называют «широкой Масленицей». В православной церкви она зовется Сырная седмица. Отмечают ее на последней неделе перед Великим постом. Духовный смысл этого праздника подготовка верующих к подвигу поста.
На этой неделе нельзя вкушать мясо. Всю неделю Церковь проповедует прихожанам о грехе чревоугодия, непослушания и невоздержания своих страстей.
На масленичной неделе народ вовсю предается веселью и забавам. Уличные гулянья сопровождаются песнями и плясками. По улицам ходят скоморохи, развлекая народ шутками и прибаутками. В селах и городах народ устраивает публичные игрища, где разыгрываются турниры на самого быстрого, ловкого и сильного. Победители получают подарки. Как правило, подарками служат какая-нибудь живность петух, курица или поросенок. Катания на лихих тройках, катания с ледяных горок – все это сопровождается шумным весельем и смехом.
Традиционным угощением масленичной недели считаются блины. В прошлом каждая хозяйка их готовила по своему рецепту, его хранили в строгом секрете и передавали по наследству.
В старину каждый день последней недели перед постом имел свое значение.
Понедельник – встреча. Жители со всех окрестных деревень собирались на встречу в самых людных местах для шуточного веселья и балагана, наряжали соломенное чучело Масленицы. Его развозили по улицам деревень и устанавливали на самом высоком месте.
Вторник – заигрыши. Днем по дворам ходили ряженные с обрядовыми песнями и веником на длинной палке. За символическую плату, чаще всего блинами и пирогами, хозяева двора могли привязать ленточку к венику со своими невзгодами. Уходили ряженные и уносили с собой все горести. Вечером девицы и парни собирались в просторных домах для гуляний и знакомства. В эти дни невесты и женихи должны приглядывать себе пару.
Среда – лакомка. В этот день демонстрировалось кулинарное мастерство выпечки блинов. С утра хозяйки выпекали блины и выносили их на улицу для угощения всех желающих, знакомых и соседей.
Четверг – разгул. Самый пик веселья. Православные гуляли во всю ширь. Разнообразные потехи и шумные пирушки. На столы ставили вино и брагу. К соломенному чучелу относили все свои ненужные вещи и веники с наговорами на ленточках. Молодежь гуляла до утра.
Пятница – тещины посиделки. Нарядные зятья с глубоким почтением приглашали своих тещ к себе в гости.
Суббота – золовкины посиделки. Невестки встречали в своем доме родственников своего супруга. Стол накрывался самыми вкусными угощениями. Это были блюда из рыбы и грибов, всевозможные разносолы, выпечка и, конечно же, блины.
Воскресенье – прощеный день или проводы. Последний день масленичной недели, принято просить прощения друг у друга, и обязательно отпустить и простить все обиды. Веселье продолжалось, но уже ощущалась нотка грусти. Торжественно сжигалась соломенная Масленица и вся рухлядь и веники с наговорами. Люди верили, что огонь унесет все беды и горести, прощались с зимой. Молодежь устраивала прыжки через пламя огня.
В прощеный день принято навещать могилы предков и оставлять на могилах блины. Праздник веселья заканчивался. Утром пепел от костра разбрасывали на поля для хорошего урожая.
Традиции русского народа в праздновании православных праздников, несомненно, очень богаты и калорийны, о них можно рассказывать бесконечно.
К большому сожалению, годы советской власти нанесли негативный отпечаток в эту неразрывную цепочку связи поколений. Многие традиции не соблюдались из-за гонений, устраиваемых государством на православную церковь и верующих людей, но, безусловно, в устном виде каждому последующему поколению наши бабушки и дедушки рассказывали об этом.
И в последние годы видно, что русский народ по крупицам из года в год воссоздает и воплощает в жизнь традиции наших далеких предков, дающие нам духовные силы и мудрость.
Конспект урока ОДНКНР в 5 классе на тему: «Православие в традициях русского народа»
специалист в области арт-терапии
ОДНКР 5 класс Тема: «Православие в традициях русского народа»
Цель : определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.
— получить представление об основных обычаях
— исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
— осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.
Предварительная организация класса (Оргмомент)
Проверка домашнего задания: творческое задание
Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа.
Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.
Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала вся большая семья. Бабушка по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.
В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.
На Руси обычай древний- дорог гость – так привечай
Наливай ему целебный ароматный, крепкий чай.
Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки: «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»
Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы .
Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок)
Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.
Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей.
Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.
Как отмечается Масленица
Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»
Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.
4 группа- Рождение младенца.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)
Закрепление. Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?
1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?
2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие
3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?
4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?
5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?
Современный гражданский обряд_______________
Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______
6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?________________
7. Какие народные обычаи ты чтишь?
8. Какие современные обычаи тебе известны?
Учитель: Объясните смысл данных пословиц.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.
Ответьте на вопросы:
С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему по выбору: «Традиции твоей семьи»;
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
специалист в области арт-терапии
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова ( один ученик работает со словарем, затем читает определение: « Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.
Притча о блудном сыне — о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Путь в Небесное Царствие
Первичное закрепление. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.
Стр. 23 ответить на вопросы.
Литература и источники Интернет:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.
Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Конспект урока ОДНКНР 5 класс на тему: Православие в Московской Руси
специалист в области арт-терапии
ОДНКР 5 класс Тема урока: Православие в Московской Руси
Цель урока: Показать особенную роль православной церкви в жизни общества Московской Руси
— познакомить учащихся через деятельность митрополита Алексия и монаха Сергия Радонежскогос ролью православной церкви в жизни общества Московской Руси, раскрыть причины возникновения ересей;
— обеспечить усвоение и отработку понятий (ересь, еретик, монах, монастырь).
— способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.
— приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.
Тип урока: Комбинированный.
Личности: Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский
План изучения темы:
1. Роль церкви в жизни страны.
2.Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.
3.Религиозные споры, ереси.
4. Роль монастырей в истории России.
2.Проверка домашнего задания— сообщения о митрополите Иларионе, святом Антонии Печерском, князе Владимире Мономахе.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о роли Православной Церкви в Московской Руси. Именно она в трудные для страны годы способствовала сплочению народа.
Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать больше о церкви. Определить значение церкви)
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Православие в Московской Руси».
Учитель: Какова роль церкви в жизни страны?
— Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. В средневековье в условиях господства натурально го хозяйства население разрозненных сел и деревень свя зывала общая вера в Иисуса Христа.
— Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и стала вер ной союзницей московских князей в «собирании русских земель».
— Цер ковь пользовалась огромным авторитетом. Про это знали ханы Золотой Орды и активно этим пользовались. Они освободили церковь от уплаты дани, установили неприкосно венность церковных владений. Но, так же как и князья, митрополиты долж ны были ездить на поклон к хану, чтобы получить ярлык.
Учитель: Ребята, вы встретились с новыми терминами. Дома запишете себе в словарик слова: монах, монастырь, процесс закрепощения крестьян, найдете словарные значения этих понятий, запишете и выучите их.
Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.
Учитель: В русской истории особо известны и почитаемы два выдающихся церковных деятеля — митрополит Алексий и монах Сергий Радонежский. Эти два очень непохожих человека стали участни ками важнейших событий второй половины XIV в.
Сергий родился в далеком 1314 году в Ростове, позже семья переехала в город Радонеж.
При рождении родители дали ему имя Варфоломей. Кроме Варфоломея, в семье было еще два мальчика. Когда он подрос, его вместе с братьями отдали в церковную школу, чтобы дети учились грамоте. Однако маленький Варфоломей никак не мог научиться читать.
Это стало первым поводом для того, что маленький мальчик задумался о служении богу.
Когда Варфоломею исполнилось 17 лет, у него умерли родители. Горе привело трех братьев в монастырь, в котором они приняли монашеский постриг. Варфоломей приял новое монашеское имя Сергий.
Вместе со своими братьями они отправились жить в лес, чтобы ничто не мешало им молиться богу. Два брата Сергия, не выдержали трудностей, и уехали в скором времени в Москву. Монах – отшельник пользовался уважением и любовью людей, так как всегда помогал им мудрыми советами.
О святом человеке узнал Дмитрий Донской и поспешил к нему, чтобы узнать, чем закончиться битва с приближающимся войском монголо-татар. Монах успокоил Донского и дал ему благословение на битву.
Русские войска смогли победить захватчиков. Позже Сергий инициировал строительство монастыря. Через несколько лет монастырь стал убежищем для людей, нуждающихся в крове и пище. Слава о монахе разошлась далеко за пределы Руси.
Люди приезжали, чтобы получить благословение монаха Сергея и многие начали селиться вокруг монастыря. В скором времени поселок и монастырь, построенный преподобным Сергием, превратился в красивый город – Сергиев Посад, который сохранился и ныне.
На рубеже XIII-XIV веков Русь постоянно подвергалась грабительским набегам ордынцев, а феодальная раздробленность казалась вечной и непреодолимой. Кроме иноземных нашествий, средневековую Русь раздирали кровопролитные междоусобные войны между удельными властителями, оспаривавшими у подножия трона ханов Золотой Орды ярлык на право стать великим князем всей Руси.
С юных лет любил он Бога, и вот в 19 лет принял решение: оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. До 40-летнего возраста провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности.
В 1357 году татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. По просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку.
После продолжительных молитв Алексий окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела.
Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович (Донской). Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий.
Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу. Мудрое наставничество и политика митрополита Алексия многому научили князя Дмитрия и немало способствовали дальнейшему возвышению Московского княжества и собиранию в него новых русских земель.
Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. Цер ковь пользовалась огромным авторитетом и сохраняла единую организацию. Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и помогала в «собирании земель русских ».
Подведение итогов и домашнее задание
Домашнее задание: Тема №2, сообщения о Ниле Сорском, Иосифе Волоцком.