Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
Н. Тэффи. Преступник. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 58 – 70
? С. 61 Догадайся, сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы.
Поскольку в тексте говорится о Бубе как о старшей, шестилетней, сестре Вовы, то можно предположить, что Вовке не более пяти лет. Подтверждение этого в словах «пятилетнее сердце не выдержало».
Найди в тексте описание карандаша. Подтверди, что карандаш вызывает восторг у мальчика. Найди контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.
Чтобы найти описание карандаша, нужно ещё раз просмотреть первую часть текста. То, что карандаш воспринят восторженным взглядом, подтверждают слова: «красоты нечеловеческой»; «сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!». Обратите также внимание на восклицательную интонацию, с которой описывается карандаш.
Контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша, создаётся с помощью описания классной комнаты. Она «скучная, серенькая; всё блёклое и унылое», а карандаш – «яркий, блестящий, сверкающий…».
Подтверди, обращаясь к тексту, что Вовка испробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.
Найдите и прочитайте отрывок из текста, из которого видно, что Вовка сначала пытался выдать карандаш за свой; затем он пробовал попросить карандаш порисовать.
И только когда завладеть карандашом легальным путём не вышло, Вовка решился встать на «преступный путь».
Перечитай фрагмент текста, выделенный рамочкой. Объясни, что автор хотел сказать с помощью пословицы.
Пословица, которую мы обнаружим в тексте, такова: «Коготок увяз, и всей птичке конец». Автор с помощью этой пословицы хочет сказать, что, позволив себе один раз взять чужую вещь, Вовка уже не может остановиться.
? С. 63 Ты понимаешь, что имеет в виду Анишит Йокоповна? Можешь продолжить её мысль?
— Во-вторых, — продолжала Анишит Йокоповна, — дело ведь не только в этих карандашах. Мама очень боится, что…
? С. 64 Догадываешься, о чём хочет сказать Анишит Йокоповна? Чего же опасается Вовкина мама? Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?
Высказывания Анишит Йокоповны помогают понять мотивы поведения Вовкиной мамы. Если мама сама вернёт карандаши мальчикам, то они сразу поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами. К тому же мама боится, что Вовка не считает преступлением то, что он взял чужое. Она опасается, что он может привыкнуть брать чужое. Ведь если просто отобрать у Вовки карандаши и вернуть их мальчикам, то Вовка, в силу своего малолетства, может прийти к выводу, что нехорошо брать именно карандаши, а что-то другое брать можно. Маме очень важно, чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя. Этими опасениями мама и делится со своей подругой Верой. Мама хочет придумать какой-то способ, чтобы Вовка сам понял необходимость возвращения чужих вещей. Но план, придуманный Верой, не сработал: Вовка не в силах расстаться с прекрасными карандашами.
? С. 67 – 68 В чём причина того, что Вовка украл напёрсток: зачем ему этот напёрсток?
— Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного, — сказала Анишит Йокоповна.
Найди фрагмент текста, где впервые говорится о красном напёрстке. Какие строчки подтверждают, что напёрсток вызывает у Вовки восхищение? Теперь ты сможешь объяснить слова Анишит Йокоповны.
В начале этого фрагмента перечислено содержимое ящичка для рукоделия, который дети рассматривали в гостях у старухи. Обратите внимание на описание красного напёерстка. В нёем слышатся знакомые, восторженные нотки: «Был ещё и третий напёрсток – ужасно странный – без донышка, и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая – завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться».
Эти слова явно принадлежат маленькому Вовке. Из них видно, что Вовка, как и в случае с карандашами, очарован необычным видом, а главное, необыкновенно ярким красным цветом напёрстка. Из того, как Вовка рассказывает о напёрстке, понятно, что он (примерив его на все пальцы) уже не в силах расстаться с чудесной вещью. В конце этого фрагмента текста Вовка, признаваясь в краже, выкрикивает: «Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!». Это ещё одно подтверждение слов Анишит Йокоповны о том, что Вовка «снова пал жертвой собственного чувства прекрасного».
— Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? – решил уточнить Михаил Потапович.
? А ты знаешь название этой басни и её автора?
Это басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова.
Ты веришь в рассказ Веры: что старуха обнаружила пропажу напёрстка и заявила в полицию? А сможешь доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала? А Буба с Вовкой верят? Подтверди это строчками из текста. Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз – сработала?
Нам понятно, что из-за пропажи напёрстка старуха не будет заявлять в полицию. Да и полиция не будет предпринимать таких серьёзных мер, как поиск вора с собаками-ищейками. То, что Вера выдумала историю о полиции, которая ищет напёрсток, видно из слов самой Веры. Когда Вовкина мама обратилась к ней за советом и предположила, что Вовку надо как-то припугнуть, Вера сказала «Подожди. Я придумаю, я вечером зайду». То, что Буба с Вовкой верят тому, о чём говорит Вера, видно по их реакции: «Четыре круглых голубых глаза смотрели в ужасе». Это же подтверждают и те вопросы, которые они задают: «А как же они смогут найти?»; «А-а-а они по лестнице могут?» (Вовка от страха даже начинает говорить с запинкой.) Судя по тексту, испуг детей подхлёстывается ещё и очень живым их воображением. Вовка не только верит в историю с полицией, он очень хорошо представляет себе ищеек.
Скорее всего, именно его глазами дано их описание в тексте («Конечно, это просто собаки, но какие-то узкие, мягкие, морды острые, длинные, извиваются и всюду пролезут»). Буба тоже живо вообразила себе, как ищейки бегут по следу: «Уже бегут! – задохнулась Буба».
В первый раз план Веры не сработал потому, что Вера не столько пыталась припугнуть Вовку, сколько старалась объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи». Во второй же раз Верина выдумка сработала, потому что Вовка по-настоящему испугался полицейских ищеек. Вера сумела создать такую ситуацию, в которой Вовке пришлось признаваться немедленно, пока ещё не поздно; она сказала: «если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, …то дело пойдёт к прекращению».
Подтверди, что Буба – настоящий друг Вовки.
То, что Буба – настоящий друг Вовки, видно из того, как она переживает за брата: она обнимает Вовку, плачет, но не выдаёт.
Ее повторяющаяся несколько раз фраза: «надо признаваться» не указывает напрямую на то, что напёрсток взял именно Вовка. Буба очень хочет, чтобы Вовка скорее признался и спасся от ищеек.
Перечитай отрывок, обведённый рамочкой. Найди самые смешные строчки. Почему нам смешно, когда мы их читаем?
Дети догадаются, что по телефону с полицией и собаками беседовала Вовкина мама. В этом разговоре смешной может показаться любая строчка. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно и то, что ищейки «донюхались и до карандашей и страшно озверели». Сами слова «донюхались», «озверели» звучат очень грозно, чувствуется, что мама старается припугнуть Вовку как следует. Фраза «пообещать им целую жизнь безупречной честности» тоже вызывает смех, поскольку такое торжественное обещание пятилетний мальчик даёт вымышленным полицейским собакам.
? С. 69 Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку? Почему эта реакция кажется нам смешной?
На желание Бубы взять потерянную кем-то булавку Вовка реагирует очень бурно: он резко останавливает сестру, называет булавку «чужой собственностью» и говорит, что поднять её можно только для того, чтобы вернуть владельцу, а владельца сначала нужно найти. Это кажется смешным, потому что булавка – такой незначительный предмет, что искать её владельца совершенно бессмысленно и невозможно. Кроме того, смешно и то, что для пятилетнего Вовки после истории с полицейскими собаками любое (с его точки зрения) отступление от честной жизни недопустимо.
Вспомни, как называется этот рассказ. Надежда Тэффи дала ему такое название всерьё з, или в названии содержится добрая усмешка автора?
Сопоставь название с последним абзацем текста – тогда тебе легче будет ответить на этот вопрос.
В заключение сопоставим название рассказа с последним абзацем текста. В этом абзаце дано описание Вовки, в котором несколькими яркими деталями подчёркивается, какой он ещё маленький. Эти детали помогут нам понять, что писательница назвала свой рассказ «Преступник», конечно же, в шутку, что автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.
Урок литературного чтения, 3 класс, ПНШ, Н. Тэффи «Преступник»
специалист в области арт-терапии
Тема урока : Н. Тэффи «Преступник»
Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.
-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;
-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты : личностные УУД:
— проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;
— работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.
-самостоятельно ставить перед собой цели,
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;
-у чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.
«Доброе утро солнцу и птицам»!
«Доброе утро улыбчивым лицам»!
-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока.
1). Насколько активно вы планируете разбирать текст?
2). Все ли получится при работе в паре?
3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
— Вспомните название темы, которую мы изучаем.
-Найдите название следующего произведения и фамилию автора.
-Какие цели поставим на урок?
-Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?
-По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе.
Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката.
В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..
Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
-Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи –это не настоящая фамилия, а..
-Верно, это ПСЕВДОНИМ
Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.
III .Работа по теме урока
1. Словарная работа.
-Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.
-Где можно посмотреть значение слов?
Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.
Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.
2. Чтение учителем первого абзаца.
– Почему автор так начала свое произведение?
Что значит «страсти»?
3. Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.
-О каких же страстях может идти речь?
-Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.
-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?
-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?
4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.
-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)
-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?
— — Найдите в тексте описание карандаша.
-Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.
-Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)
-Сразу ли Вовка встал на путь преступления?
-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.
-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?
-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?
Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?
-Предположите, как дальше будут развиваться события?
Ф И З М И Н У Т К А
Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)
Три наклона – раз, два, три.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!
IV .Продолжение работы по теме урока.
1.Чтение второй части рассказа
-Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.
-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?
-Подтвердите словами из текста. ( пятилетнее сердце не выдержало )
2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 ( слайд)
-Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают)
Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.
-Как вы думаете, что же было важно для мамы? ( Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)
-Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?
-Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?
-Чем закончилась эта часть?
-Почему Вовка не отдал карандаши?
-Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.
-Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?
-Об этом мы узнаем на следующем уроке.
-А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке.
V .Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Совпали ваши прогнозы с результатом?
-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?
-Все цели достигнуты?
-А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.
-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?
VI . Домашнее задание:
Надежда Тэффи «Преступник»
Да-да. Где волны морские — там бури, где люди — там страсти.
Под старость, конечно, страсти стихают — от усталости, от привычки подавлять их. Но в молодости бороться с ними трудно.
Вовка думать этого не мог, но чувствовал определённо и ясно. Бороться было трудно. Особенно потому, что предмет, возбуждающий его страсть, вертелся под самым его носом по несколько часов в день. Иногда даже снился ночью.
Предмет этот был большой красный карандаш. Внутри он был чёрный, как самый обыкновенный, но снаружи блестящий, круглый, красный и ужасно большой. Красоты нечеловеческой.
Такой карандаш годится не только для писания, а и для многих других надобностей. Можно его просто катать по полу, можно им стучать по столу, как барабанной палочкой. Да и вообще — быть владельцем такой роскошной, такой огромной красной штуки уже само по себе упоительно.
Классная комната скучная, серенькая; чёрная доска, седоватая учительница в тёмном платьишке, замурзанные ребята с грязными лапками — всё блёклое, унылое, и среди них — он, яркий, блестящий, сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!
Можно держать себя в руках день, два, три, но не вечно же. Больше выдержать было уже трудно. Как человек по натуре вполне порядочный, Вовка испробовал сначала легальный путь. Нахмурил те места, где у взрослых бывают брови, и спросил деловито у хозяина карандаша:
— Это разве твой карандаш?
— Конечно, мой, — ответил хозяин и, на всякий случай, засунул карандаш себе за пазуху.
— У меня был такой же, — вдохновился Вовка. — Это ты, верно, мой взял.
Но дело не выгорело.
На другой день он переменил тактику.
— Дай мне порисовать твоим карандашом.
После — другого выбора уже не было. Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» — не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: «Это нам в школе дали».
А потом, чтобы переменить разговор, не стал бы скакать на одной ноге по всей комнате и при этом ещё орать во всё горло. Играть карандашом он залезал под диван. Там было спокойнее для преступного наслаждения. Он катал карандаш по полу и тихонечко пел бессловесную песню, не очень музыкальную и всегда вызывавшую громкий окрик: «Кто там воет под диваном? Если это волк залез, так надо его капканом словить».
Он никогда не писал этим карандашом. Карандаш был ему нужен как красота, а не как польза. Приятно было смотреть на него, вертеть в руках, катать по полу, поглаживать. Но главное — любоваться на его чудесный ярко-красный цвет.
Когда старшая сестра, большая, шестилетняя, Буба, дотронулась до этого удивительного предмета, Вовка завизжал, как от боли.
— Ты не имеешь права, это моё!
— Я только посмотреть хотела.
— Не имеешь права смотреть, это моё!
Дело с карандашом, пожалуй, так бы и затихло, но такой же карандаш, даже лучше, потому что длиннее и новее, оказался ещё у одного мальчика.
Тут уже раздумывать было нечего. Коготок увяз, и всей птичке конец.
Под диваном стали кататься два карандаша.
— С моим Вовкой беда, — испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. — Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает. И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что делать?
— Подожди, я попробую, — решила Вера. — У меня он не отвертится. Завтра же приду и поговорю.
— Только, ради бога, не очень строго! Он ведь маленький.
— Маленький, но психология уже заправского вора. Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьёзно и скоро.
На другой день весёлая и оживлённая пришла Вера к приятельнице. Принесла детям конфет.
— Ах, Зиночка, — рассказывала она между прочим, — какой я сегодня видела роскошный карандаш! Совсем красный. Такого нигде ни у кого нет. Ты ведь никогда не видала красного карандаша? Таких ведь больше нет. Мне говорили, что на всю Европу сфабриковали только один.
Пятилетнее сердце не выдержало.
— А у меня есть два. Два! — закричал Вовка. — Вот, смотрите.
Вера посмотрела, полюбовалась и сказала тоном доброго малого:
— Мальчишки ещё не заметили, что ты их стащил.
Вовка растерялся, раскрыл рот.
— Ну так я тебе советую: завтра же положи их на место. Прямо каждому в его стол. Понял? А то, наверное, их родители заявили полиции. Нельзя так долго держать у себя чужие вещи.
— Это ужасно, — вздохнула Буба. — Он, наверное, не отдаст.
— Ну что ты говоришь! — возмутилась Вера. — Вовка да не отдаст! Он же умный, он понимает, что с полицией шутки плохи.
Вовка молчал и громко сопел. Положение было трудное. Расстаться с карандашами было совершенно невыносимо. Бывают разлуки, которые нельзя вынести. Искалечить свою молодую жизнь! Можно подумать, что так они ему легко достались, эти карандаши. Других таких не наживёшь. А Буба говорит — «не отдаст». Значит, надо назло отдать. Лучше, пожалуй, быть дураком, да с карандашами.
Вовка карандашей не отдал.
А вскоре разыгралась и другая история, на ту же тему.
Повели детей в гости к почтенной старухе. Пока мать со старухой беседовала, дети рассматривали карточки в альбоме, потом, как в этом возрасте полагается, начали разглядывать всё, что было в комнате. Потрогали вазочку с цветами, перевернули пепельницу. Пепел посыпался на ковёр. Струсили, покосились на старуху. Та не заметила. Потом добрались до рабочего ящика. Тут уж пошло раздолье. Чего только не напрятала старуха в свой ящик! И тесёмки, и катушки, и ленточки, и крючочки, и перламутровые пуговки, нанизанные на шнурочек, и два напёрстка. Был ещё и третий напёрсток — ужасно странный — без донышка и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая, — завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться.
Мать подозвала Бубу прочесть старухе стихи про стрекозу, которой зима катила в глаза. А Вовка всё ещё любовался напёрстком.
На другой день уроков не было, и он с утра залез под диван и катал что-то.
— Что он там катает? — спросила мать у Бубы.
Буба молчала и смотрела очень испуганно.
— Вовка, ты что там катаешь? — спросила мать.
— Старый волчок, — подумав, отвечал Вовка.
А Буба всё молчала и даже прижала руки к груди.
— Чего ты, девочка моя? — спросила мать.
Буба вздохнула дрожащим вздохом и упёрлась лбом в плечо матери.
На другой день, когда дети были в школе, мать отодвинула диван. Увидела что-то красненькое, засунутое за галун, у диванной ножки. Вытащила, посмотрела. Сразу узнала старухин напёрсток, который та надевала на указательный палец левой руки, чтобы не колола иголка.
Вовка украл! Как быть?
Пошла советоваться с Верой.
— Не знаю, что придумать. Он слишком мал, чтобы можно было напирать на моральную сторону. Припугнуть, что ли, да не знаю — как.
— Подожди, — сказала Вера. — Я придумаю, я вечером зайду.
Вечером раздался звонок, да не простой, а три раза подряд.
Вошла Вера, страшно взволнованная.
— Ужасно неприятная история, — отвечала Вера, — представьте себе, что к нашей старухе залезли воры и утащили её красный напёрсток. Она очень испугалась. Потому что воры теперь знают дорогу в её дом и, наверное, ещё раз залезут. Так вот она дала знать в полицию, и там обещали сегодня же найти вора.
Четыре круглых голубых глаза смотрели в ужасе.
— А как же они смогут найти? — прижимая руки к груди, спросила Буба.
— Полиция-то? — удивилась Вера наивному вопросу. — Так она выпустит ищеек. Ищейки побегут по следу и живо найдут.
— А-а-а они по лестнице могут? — заикаясь, спросил Вовка.
— Ну конечно. Они же дрессированные.
«Ищейки» было ужасное слово. Конечно,
это просто собаки, но какие-то узкие, мягкие, морды острые, длинные, извиваются и всюду пролезут.
— Их привели к старухе, они всё обнюхали и сразу побежали по следу.
— Уже бегут! — задохнулась Буба. — Господи! Надо признаваться! Надо признаваться!
— Конечно, если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, и вернёт напёрсток, то дело пойдёт к прекращению. А иначе — ужас.
— Что иначе? — прошептал Вовка.
— Разве ты не знаешь? — удивилась Вера. — Ищейки отгрызают вору все пальцы, один за другим. Так и слышно: хруп-хруп.
— Только кончики? — дрожа от отчаяния и надежды, спросил Вовка.
— Какое там! Станут они церемониться! Все пальцы. Целиком.
— А-а-а они уже бегут? — побелевшими губами спросил Вовка. И с последней надеждой: — А кто же им откроет дверь?
— Полицейские. Полицейские бегут за ними. Они и откроют.
— Надо признаваться! — закричала Буба, обняла Вовку и с визгом заплакала.
— Мамочка, мамочка! — Вовка от ужаса затопал ногами. — Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!
Мать дёрнула Веру за платье.
— Ну что ты наделала! — шепнула она с укором. — Нельзя же так, всему мера.
— Мамочка! Беги к телефону! Скажи, что вор возвращает. Ради бога! Ищейки бегут.
Собак и полицию уговорили по телефону. Полиция согласилась сразу, но собак пришлось долго уговаривать. Оказывается, что они донюхались и до карандашей и страшно озверели. Пришлось им пообещать целую жизнь безупречной честности.
Когда всё наконец успокоилось, Вовка подошёл к матери, вздохнул облегчённо, но ещё дрожащим вздохом, и сказал:
— Ну, теперь можно наконец переменить мне штанишки. Теперь нам уже ничто не угрожает.
Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.
— Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.
— Не смей трогать! — прогремел Вовка басом. — Это чужая собственность. Ты должна сначала найти владельца, а потом уж можешь поднять, чтоб вернуть ему.
Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь.
Человек шагал по честному пути толстыми ногами в связанных мамой гетрах, сурово сдвинув над круглым носом те места, где у взрослых растут брови. И от него пахло тёплым молоком и манной кашей.