Рассказ о местоимении для 2 класса как составить?
Русский язык 2 класс
Расскажите, что вы узнали о местоимении.
В разговорной речи, особенно у детей, часто в речи встречаются междометия при повествовании о каких-то быстро происходящих событиях.
Отчего же, словобразование никто не отменял, поэтому от местоимений тоже образуются другие слова, относящиеся к иным частям речи. Чтобы не быть голословной, приведу примеры такого словотворчества:
Целый пласт местоименных наречий образован от местоимений: как, потому, почему, зачем и т.д.
Проект по русскому языку для 2 класса
И в шутку и всерьез.
Примеры иллюстраций к проекту:
Местоимения лица третьего – ОН, ОНО, ОНА, ОНИ – это разные лексемы, имеющие собственные парадигмы склонений. Формой начальной каждого из них назвать следует словоформу падежа именительного.
Вопрос же Вы задали интересный и непростой, ибо чёткого ответа на него нет во многих учебных книгах, которые должны были бы, как говорят, расставить nочки над i. Но, перерыв массу школьных и вузовских учебников, мы, к нашему огорчению, ответа не находим. Программы школ общеобразовательных предполагают весьма поверхностное изучение темы «Местоимения» и её подтемы «Личные мнстоимения».
Сложность этого вопроса заключается и в том, что местоимения лица третьего представляют собой особую, отличную от других местоимений этого же разряда группу, ибо, с одной стороны, несомненно, они имеют сходство с местоимениями лица первого и второго, с другой – существенно от них отличаются.
Сходство заключается в следующем: местоимения лица третьего, как и остальные местоимения личные, характеризуются такими признаками морфологическими из числа постоянных, как
При этом все словоформы падежные этих местоимений (и других личных тоже) отвечают на изменяющийся по падежам вопрос КТО? (не буду перечислять его словоформы, думаю, их все знают наизусть со времени учёбы в школе начальной) и имеют супплетивные корни, что означает следующее: в словоформах падежных местоимений этого разряда корни разные, причём у местоимений лица третьего корни эти таковы, что без транскрипции фонетической их сложно увидеть, а следовательно, и указать. Проиллюстрирую это своё утверждение примером склонения лексической единицы ОН:
Отмечу также: во многих словоформах с предлогами – родительном, дательном, творительном падежах – корень [Й’] тоже, как и в падеже предложном, превращается в Н- (через него, к нему, перед ним).
Теперь, после такого примера формоизменения, легко увидеть признаки грамматические, кои отличают местоимения лица третьего от личных же, но лица первого и второго. Признаков этих несколько:
Получается, что, соотносясь с существительными, местоимения лица третьего имеют и признаки ещё одной части речи – прилагательного. Именно это делает вопрос о том, что собой представляют такие местоимения – словоформы или разные слова, интересным, уместным, актуальным, а его решение крайне важным для тех, кто хочет знать наш язык не только на бытовом уровне, совмещённом с уровнем школьной программы, которая – увы! – усваивается по-разному: кто-то, неплохо в целом зная материал, не может ответить на вопросы, подобные Вашему (это довольно высокий уровень, так как ответить на него, зная лишь школьные учебники, невозможно), а кто-то вообще считает, что все восемь личных местоимений – всего лишь словоформы, ведущие своё начало от Я (это уже совсем иной уровень).
В подтверждение того, что материалы школьной программы не дают возможности ответить верно на заданный Вами вопрос, помещаю в ответ табличку из Интернета. Преподаватели хорошо знают: такие таблицы являются утверждённым Министерством образования наглядным материалом, централизованно издающимся и распространяющимся по учреждениям общеобразовательным. На подобных таблицах большого формата учитель, по замыслу Минобра, должен объяснять учебный материал – и объясняет, конечно, но работа с данной таблицей вводит в заблуждение и школьников, и их наставников: они делают ошибочные выводы (увы, небезызвестно, что отличниками в вузе были единицы из тех, кто впоследствии пришёл преподавать, даже без троек вуз закончил далеко не каждый будущий учитель, следовательно, не каждый и способен увидеть ошибки в официально изданном наглядном учебном материале).
На первый взгляд, в табличке полный ажур, но обратим внимание на первую же строку со стрелочкой – о постоянных признаках.
Подытоживая, отмечу: несмотря на «родство» с прилагательными, местоимения лица третьего – это местоимения-существительные, а род у существительных – признак, являющийся постоянным, поэтому как слово УЧИТЕЛЬ никоим образом не может оказаться формой начальной лексемы УЧИТЕЛЬНИЦА, так и местоимение ОН нельзя назвать формой начальной его «родственников» ОНО, ОНА, ОНИ. Словоформа падежа именительного рода мужского числа единственного является начальной формой имён прилагательных, местоимений-прилагательных, числительных порядковых, причастий, то есть прилагательных и всех тех частей речи, которые похожи на них.
Тем, кто серьёзно интересуется местоимениями, я предлагаю такую памятку:
P.S. Ваша подсказка в комментарии к предыдущему ответу очень хороша и уместна. Действительно, словари заголовком каждой словарной статьи делают лексему в её начальной форме. Бесполезно искать в них слова, данные в форме иной. Откроем Большой толковый – там есть четыре статьи:
Их наличие также подтверждает: перед нами разные слова, а не формы одного слова.
Русский язык
Местоимения
План урока:
Значение местоимений
Местоимение отличается от других частей речи тем, что указывает на людей, предметы, их количество и признаки, но конкретно их не называет. Роль местоимений – замещение других имён (существительных, прилагательных, числительных):
Определяющие вопросы местоимение заимствует у частей речи, которые заменяет:
В первом примере вопросы заимствованы у существительного, во втором – у прилагательного, в третьем – у числительного, в четвёртом – у наречия.
В предложении местоимение выполняете такую же синтаксическую роль, как и часть речи, которую заменяет. Мы завели собаку. Местоимение мы в предложении указывает на предмет, заменяет существительное, является подлежащим. Их кот пушистый и ласковый. Местоимений их отвечает на вопрос чей? Заменяет прилагательное, в предложении является определением.
Все местоимения по значению делятся на 9 групп, они называются разрядами. Распределение по разрядам представлено в таблице ниже. В левой графе вы видите названия разрядов, в правой – перечень местоимений.
Изменение личных местоимений по падежам
Сегодня мы рассмотрим личные местоимения.
В тексте и речи личными местоимениями чаще всего заменяются существительные. Они указывают на объекты, явления, ни одно из них не называя. К личным местоимениям задаются вопросы: Кто? Что? Посмотрите в таблице список личных местоимений.
Разберём значения личных местоимений.
К постоянным характеристикам личных местоимений относятся категории лица и числа. Это Я (1-е лицо, ед.ч.) решила задачку. Мы (1-е лицо, мн.ч.) ходили в кино. Ты (2-е лицо, ед.ч.) пробежал стометровку? Вы (2-е лицо, мн.ч.) пойдёте в кино? Он (3-е лицо, ед.ч.) решил задачку. Она (3-е лицо, ед.ч.) пошла в кино. Оно (3-е лицо, ед.ч.) закатилось под кресло. Они (3-е лицо, мн.ч.) не хотят читать.
В таблице вы можете увидеть: в 3-м лице в единственном числе у личных местоимений появляется категория рода. Она (ж.р.) видела дельфинов. Он (м.р.) видел кашалота. Оно (с.р.) светило ярко.
Непостоянный признак у личного местоимения – один. Это падеж. Изучим таблицу со склонениями личных местоимений.
Склонение по падежам личных местоимений приводит к образованию других слов: я – меня, мы – нас, вы – вас, ей – им. Меняется не только окончание, но и основа слова. Такие формы называются супплетивными, то есть образованные необычным способом.
Также вы можете увидеть в таблице ещё одну особенность: у местоимений в единственном числе в Р.п. и В.п. получаются одинаковые падежные формы.
Перейдём к практической части урока. Предлагаю выполнить упражнения.
Задание 1.
Напишите местоимения в соответствующей падежной форме.
Задание 2.
Укажите падеж личных местоимений.
Меня забыли предупредить о празднике. Тебе всё скажут. Ему не надо играть допоздна. Её положили на полку. О вас никто ничего не говорил. Им родители гордились.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на задания вы найдёте в конце урока.
Правописание личных местоимений с предлогами
Личные местоимения не имеют приставок. С предлогами пишутся раздельно. Есть особые условия при употреблении местоимения я в косвенных падежах с предлогами: над, под, перед, с, к, в, об. В конце перечисленных предлогов добавляется гласная о для удобного произношения: Надо мной кружились листья. Подо мной раскинулась зелёная долина. Передо мной стоят два человека. Со мной не пропадёте. Ко мне приехала подруга. Во мне бродят противоречивые чувства. Обо мне сняли видеоролик.
Местоимения 3-го лица после предлога пишутся с начальной буквой н:
Буква н пропадает, если рядом с личными местоимениями 3-го лица в предложении стоят предлоги: благодаря, наперекор, вопреки. Благодаря ей, Катю взяли на конкурс. Наперекор им, Саша выиграл матч. Вопреки ему, Антон поехал за город.
Личные местоимения в Р.п. могут совпадать по написанию с притяжательными местоимениями:его, её, их. У притяжательных местоимений предлог относится не к самому местоимению, а к относящемуся к нему существительному. Поэтому в начале притяжательных местоимений буква н не пишется. Сравните: Вася подошёл к его (притяж. мест.) парте. У него (лич. мест.) испачкалась куртка. К её (притяж. мест.) планам я не имею отношения. У неё (лич. мест.) красивый голос. Около них (лич. мест.) сидели знакомые. У их (притяж. мест.) друзей хороший автомобиль.
Ребята, запомните нормативные формы личных местоимений: у неё, от неё, их. Неграмотно употреблять в речи: у ней, ихняя.
Потренируемся в умении различать личные и притяжательные местоимения.
Задание 3.
Подчеркните в предложениях личные местоимения одной чертой, притяжательные – двумя чертами.
Ответы на задания
Задание 1.
1.Возле вас. 2. Вами. 3. У меня. 4. Со мной. 5. О тебе. 6. Его. 7.Их. 8. Передай ей хлеб.
Задание 2.
Меня (Р.п.). Тебе (Д.п.). Ему (Д.п.). Её (Р.п.). О вас (П.п.). Им (Т.п.).
Задание 3.
Ребята, урок окончен. Проверьте свои знания с помощью тестирования.