Разряды количественных числительных
Папка «Разработки уроков»
Дать понятие о разрядах числительных, определять группу числительного по составу.
Совершенствовать умения работать в группах
Развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи
Научить различать разряды количественных числительных.
Закрепление изученного материала.
Выписать количественные числительные в
Творческое задание. «Вспомни и расскажи»
Тренировочные упражнения по учебнику стр. 226 упр. 729
Индивидуальная работа по карточкам
Определение темы урока, целей, задач
Проверка домашнего задания
− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.
Решим математический пример: 200 умножить на 2
Полученный результат разделить на 2
К полученному числу прибавить 108
От полученной суммы вычесть 218
От полученного результата вычесть 79
От полученного результата вычесть 5
Полученный результат умножить на 100
Десять одинаковых предметов
— Какое число получилось? Молодцы!
1.Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)
3.Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)
4.Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)
двенадцать двое одну вторую
(целое) (собирательное) (дробное)
А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)
— Что в них общего? Количественные
— Сравните числительные двенадцать и одна вторая.
-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)
— Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.
— Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)
Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).
— Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.
Разряды количественных числительных.
Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.
Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.
17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три
четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть
сада, шестнадцать книг.
Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
Допишите еще по два примера в каждый столбик.
Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова?
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.
Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках
Контролирует, направляет, корректирует
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
Конспект урока по теме «Разряды количественных числительных»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Баганского района Новосибирской области
Конспект урока в 6 классе
по теме « Разряды количественных имен числительных»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Васина Наталья Ивановна
Тема урока : «Разряды количественных имен числительных».
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.
Цель урока : знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыка классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.
— выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;
— формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
— организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;
— научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;
— развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке.
Сегодня мы продолжаем с вами разговор о числительных.
— Какую роль играют числительные в нашей жизни?
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра расскажет о том, что 8500 разных видов птиц на Земле, из них 770 живут у нас, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.
Цифры играют огромную роль в нашей жизни.
На уроке мы повторим все то, что знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради, записываем число.
Словарная диктант с самопроверкой.
Восемнадцатая квартира, седьмое сентября, злостный прогульщик, финиш велогонщика, шестнадцать часов пятьдесят шесть минут, огуречная грядка, одна восьмая финала, шестьсот секунд, тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года.
— Из записанных словосочетаний прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.
— Почему другие слова не являются числительными?
— Найдите количественные числительные.
— Что обозначают эти количественные числительные?
— Какое числительное не учли? Что обозначает это числительное? Изобразите его цифрами.
— А что такое дробь? (Число, составленное из одной или нескольких равных долей единицы).
— Сделайте вывод: дробные числительные относятся к количественным или к порядковым?
Запишите поговорку. Семеро одного не ждут.
— Найдите в ней числительное.(семеро).
— В чём особенность этого числительного?
— Как могут называться такие числительные?(Ответы детей).
Такие числительные называются собирательными.
-Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с разрядами количественных числительных по значению и научиться различать их).
Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с.51)
Упражнение № 408- коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
5. Закрепление изученного материала.
Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
Допишите еще по два примера в каждый столбик.
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.
8. За следующее задание можно получить хорошую отметку.
В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина. Укажите их разряд.
Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках
— Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
— С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?
— Какое значение имеет каждый из этих разрядов?
— Оцените свою работу, выбрав смайлик на экране.
Домашнее задание по выбору)
1. Придумать и записать свой рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.
2. Упражнение № 409, с.51.
Список использованной литературы.
Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2017.
Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
Использованные материалы и интернет-ресурсы.
Дистанционный электронный курс “Технология интерактивного обучения”
Дистанционный электронный курс “Активные методы обучения”