Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова «Страна городов». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, экран, презентация по теме «Страна городов».
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.
2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10). Работы собрать.
3. Работа над новым материалом
Учитель: Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?
Учащиеся: Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.
Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?
Учитель: Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. (Слайд 11)
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота. (Слайд 12)
Физкультминутка
Мы город построить поможем,
Стены зданий по кирпичику сложим,
Лопатой клумбы покопаем покопаем,
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!
(Учащиеся имитируют движения за учителем)
Чтение статьи учебника стр. 48-52.
Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?
Ученики: Город Москва.
Учитель: (Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.
Чтение статьи учебника стр. 53-57.
4. Закрепление изученного
1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21)
2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)
Страна городов (окружающий мир, 4 класс)
Древнеславянское государство было основано в IX веке, когда князь Олег объединил под своей властью два крупнейших города: Киев и Великий Новгород. Помимо этих столпов Древней Руси, насчитывалось еще 24 города. Варяги, ходившие через эту территорию, называли Русь Гардарикой или Страной городов.
Как возникали города на Руси
Славяне традиционно жили в поселениях, которые были надежно защищены глубокими рвами и высоким деревянным забором – частоколом. Жить в таких укрепленных поселках было безопасно, ведь в округе водилось немало разбойников и диких зверей. Поселения постепенно увеличивались, разрастались и превращались в города.
Прежде всего, русский город – крепость, надежно укрепленная от неожиданных нападений. Именно в этом было главное отличие города от сельской местности.
Рис. 1. Древнерусские поселения.
В центре каждого крупного города находился Детинец или Кремль – наиболее укрепленная часть, в которой находились хоромы князя или местной знати, а также самая главная городская церковь.
Вокруг Кремля разрастался так называемый «посад» – часть города, в которой жили и трудились торговцы, мастеровые, ремесленники и прочий люд. На торговой площади всегда было очень оживленно и шумно.
Древний Киев
Настоящей жемчужиной Древней Руси была его столица – Киев, город великих князей. Он располагался на пересечении многих торговых дорог, имевших большое значение. Словно лучи, они исходили от Киева во все стороны света. К днепровским пристаням всегда причаливали крупные флотилии и одиночные ладьи.
Далеко за пределами столицы древнерусского государства шла молва о ее красоте. И это неудивительно, ведь каждый князь хотел сделать ее еще краше. Путешественники часто сравнивали Киев с не менее величественным Константинополем.
По всему периметру Киев был окружен высокими крепкими стенами. Оказаться в городе можно было, только пройдя через единственные ворота – Софийские, которые надежно охранялись и днем, и ночью. За ними находились деревянные дома с резными украшениями и каменные дворцы, церкви с колокольнями, центральная площадь.
Самым величественным строением Древнего Киева стал Софийский собор, воздвигнутый в первой половине XI века. Он олицетворял собой мудрость христианского учения и, по замыслу его создателей, должен был укреплять христианство на Руси. Собор лишь чудом уцелел до наших дней, пережив многочисленные вражеские нашествия, разграбления и разрушения.
Рис. 2. Софийский собор в Киеве.
Древний Новгород
На севере древнерусского государства, на берегах Ильмень-озера был воздвигнут славный город – Великий Новгород. Расположенный посреди топей и озер, он был надежно защищен от врагов самой природой.
Как и Киев, располагался Новгород на пересечении оживленных торговых путей. Местным жителям было не привыкать слышать на улицах города иностранную речь: уж слишком много здесь было иноземных торговцев разными товарами.
Рис. 3. Древний Новгород.
В Новгороде жил привилегированный класс – бояре, а также куцы и ремесленники. Среди последних особым мастерством выделялись:
Настоящей гордостью Великого Новгорода стал Новгородский Кремль. Вплоть до ХIV века его называли Детинец, поскольку на его территории жила дружина – княжеское войско. Дружинников часто называли «детьми», отсюда и повелось название этого укрепления.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Страна городов» по программе окружающего мира (4 класс) мы выяснили, как возникали древнерусские города, по какому принципу они строились. Также мы узнали, что в Древнерусском государстве наибольшее значение имели два крупных города: Киев и Великий Новгород.
Страна городов
Как возникали города на Руси
Славяне традиционно жили в поселениях, которые были надежно защищены глубокими рвами и высоким деревянным забором – частоколом. Жить в таких укрепленных поселках было безопасно, ведь в округе водилось немало разбойников и диких зверей. Поселения постепенно увеличивались, разрастались и превращались в города.
Прежде всего, русский город – крепость, надежно укрепленная от неожиданных нападений. Именно в этом было главное отличие города от сельской местности.
Рис. 1. Древнерусские поселения.
В центре каждого крупного города находился Детинец или Кремль – наиболее укрепленная часть, в которой находились хоромы князя или местной знати, а также самая главная городская церковь.
Вокруг Кремля разрастался так называемый «посад» – часть города, в которой жили и трудились торговцы, мастеровые, ремесленники и прочий люд. На торговой площади всегда было очень оживленно и шумно.
Древний Киев
Настоящей жемчужиной Древней Руси была его столица – Киев, город великих князей. Он располагался на пересечении многих торговых дорог, имевших большое значение. Словно лучи, они исходили от Киева во все стороны света. К днепровским пристаням всегда причаливали крупные флотилии и одиночные ладьи.
Далеко за пределами столицы древнерусского государства шла молва о ее красоте. И это неудивительно, ведь каждый князь хотел сделать ее еще краше. Путешественники часто сравнивали Киев с не менее величественным Константинополем.
По всему периметру Киев был окружен высокими крепкими стенами. Оказаться в городе можно было, только пройдя через единственные ворота – Софийские, которые надежно охранялись и днем, и ночью. За ними находились деревянные дома с резными украшениями и каменные дворцы, церкви с колокольнями, центральная площадь.
Самым величественным строением Древнего Киева стал Софийский собор, воздвигнутый в первой половине XI века. Он олицетворял собой мудрость христианского учения и, по замыслу его создателей, должен был укреплять христианство на Руси. Собор лишь чудом уцелел до наших дней, пережив многочисленные вражеские нашествия, разграбления и разрушения.
Рис. 2. Софийский собор в Киеве.
Древний Новгород
На севере древнерусского государства, на берегах Ильмень-озера был воздвигнут славный город – Великий Новгород. Расположенный посреди топей и озер, он был надежно защищен от врагов самой природой.
Как и Киев, располагался Новгород на пересечении оживленных торговых путей. Местным жителям было не привыкать слышать на улицах города иностранную речь: уж слишком много здесь было иноземных торговцев разными товарами.
Рис. 3. Древний Новгород.
В Новгороде жил привилегированный класс – бояре, а также куцы и ремесленники. Среди последних особым мастерством выделялись:
Настоящей гордостью Великого Новгорода стал Новгородский Кремль. Вплоть до ХIV века его называли Детинец, поскольку на его территории жила дружина – княжеское войско. Дружинников часто называли «детьми», отсюда и повелось название этого укрепления.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Страна городов» по программе окружающего мира (4 класс) мы выяснили, как возникали древнерусские города, по какому принципу они строились. Также мы узнали, что в Древнерусском государстве наибольшее значение имели два крупных города: Киев и Великий Новгород.
Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страна городов».
Страна городов
План
1. Древний город
2. Древний Киев
3. Древний Новгород
4. Археологические раскопки Новгорода
5 Упоминание о Москве
1. Древний город
Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. Свои поселения славяне огораживали стенами из бревен и глубокими, широкими рвами. Это защищало селения от набегов врагов и диких зверей, которых было достаточно много в лесах. Поселения разрастались, превращались в города. Центром древнерусского города был кремль. Он был хорошо укреплен. Внутри кремля находился княжеский дворец, стояли дома знати и главная городская церковь. За пределами кремля проживали ремесленники, торговцы, обычный городской люд.
Древнерусские города украшали чудные постройки, которые создавали древние мастера. Во время раскопок в большинстве древнерусских городов найдены берестяные грамоты.
Отправимся в путешествие по Древнему Киеву и Древнему Новгороду.
2. Древний Киев
На территории Киева стояли великолепные деревянные терема с затейливой резьбой, возвышались золотые купола храмов.
Киев был разорен в 13 веке завоевателями.
3. Древний Новгород
Располагался Великий Новгород на оживленном торговом пути. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу реки Волхов возвышался Кремль, на правом — была торговая сторона.
Жили в Новгороде бояре, купцы и ремесленники: оружейники, ювелиры, кожевники, камнерезы. У детей была забава — глиняные игрушки-свистульки. Богатые женщины носили золотые и серебряные украшения, бусы, перстни из янтаря.
Новгородский кремль стоит уже почти десять веков.
На территории кремля горели на солнце золотые купола Софийского собора. Собор был построен в середине 11 века. Он был главным храмом и символом города.
Новгородцы были вольнолюбивыми, гордыми людьми. На собрании горожан — на вече — избирали посадников, которые управляли городом На вече народ созывался колокольным звоном.
4. Археологические раскопки Новгорода
Благодаря археологическим находкам стало известно об удивительной жизни новгородцев. В Новгороде мостовые были деревянные. За 500 лет было настелено 28 «этажей» сосновых мостовых.
Древние жители Новгорода писали на бересте — березовой коре. Заостренными палочками выцарапывали буквы. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья, велись деловые расчеты. Если грамота становилась не нужной, ее выбрасывали. Так была найдена берестяные школьные тетрадки, исписанные буквами, слогами, предложениями и изрисованные смешными рисунками.
Берестяные грамоты найдены не только в Новгороде, но и во многих древнерусских городах.
5. Упоминание о Москве
В 12 веке Древняя Русь была разделена на княжества. Князья не всегда ладили.
Во Владимиро-Суздальской земле правил князь Юрий. Он то и дело вел войны с соседями, пытаясь захватить их земли. За это он получил прозвище Долгорукий.
В 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву князя Черниговского — Святослава. В Москве они договорились выступать против врагов вместе. В честь князей был дан пир.
Памятник князю Юрию Долгорукому был установлен в Москве в 1954 году.
Так впервые в летописях была упомянута Москва. Кто бы мог подумать тогда, что маленькому городу среди глухих лесов, суждено будет стать столицей Русского государства. А Русское государство иностранцы долго будут именовать Московией.
Окружающий мир 4 класс 2 часть Страна городов стр. 46 – 54
1) А как появились на Руси города?
Древняя Русь называлась — Страна городов или “Гардарикой”. Города на Руси возникали на месте посёлков, окружённых частоколом и рвом. Разрастаясь эти посёлки и становились городами Древней Руси.
2) Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
Новгород находился на севере Древней Руси.
Он лежал на торговом пути из Варяг в греки и поэтому стал важным центром для купцов.
Киев находился в центре Древней Руси.
Он лежал на реке Днепр, на пересечении нескольких важных торговых путей.
3) Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.
Рассказ о древнем Киеве для 4 класса
Древний Киев располагался на правом берегу Днепра и находился в месте пересечения многих торговых путей. По Днепру поднимались купеческие корабли и останавливались на пристанях. Оттуда товары доставляли в Киев.
Сам город был окружён крепостной стеной, в которой было несколько ворот. Самыми важными были Львовские и Золотые ворота, по которым в Киев проникали купцы и торговцы с запада и юга.
В самом городе находилась ещё одна крепостная стена, ограждавшая исторический укреплённый центр Киева — Кремль. В него вели Софийские ворота. Там находились многочисленные церкви и соборы, самой известной из которых была Десятинная. Там же находился и княжеский дворец.
В центре Киева располагался знаменитый на весь свет Софийский собор. В 11-12 веках Киев был самым красивым городом мира.
Рассказ о древнем Новгороде для 4 класса
Город Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал по обоим берегам реки Волхов, возле Ильмень-озера. По этой реке проходил путь из варяг в греки и поэтому Новгород всегда был центром торговли и купечества.
Новгород был поделён рекой на две части. На торговой стороне располагался торг, пристани для купеческих кораблей и различные ремесленные мастерские.
На другом берегу Волхва была Софийская сторона, где находился Новгородский кремль и где располагались дворцы знати и самых богатых купцов. Здесь же был дворец посадника и величественный Софийский собор.
Софийская и Торговая сторона соединялись мостом, переброшенным через Волхв.
В Новгороде также было много красивых церквей, но особенно славился этот город монастырями. Здесь находились Никольский и Зверин, Духов, Павлов и Антониев монастыри.
Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.
Рассказ о берестяных грамотах для 4 класса
Древний Новгород был одним из самых просвещённых городов Руси. Здесь почти все люди знали грамоту, и даже маленькие дети ходили учиться писать и читать в школы.
Об этом историкам стало известно после обнаружения большого числа берестяных грамот. Это были небольшие по размеру кусочки бересты, которые новгородцы использовали для письма.
На этих грамотах они писали специальными заострёнными палочками. Эти палочки назывались писалами, и ими просто процарапывали нужный текст.
Стереть этот текст было невозможно и поэтому новгородцы старательно изучали грамоту, чтобы делать меньше ошибок.
Археологи нашли школьную тетрадь новгородца Онфима, который учился писать и при этом рисовал на бересте разные детские рисунки.
Но чаще на берестяных грамотах находят купеческие записи, расчёты, отчёты, и просто сообщения родственникам и знакомым. Благодаря этим грамотам учёные узнали многое о жизни простых новгородцев.
Проверь себя
1) Что такое кремль?
Кремль — это укреплённая центральная часть древнерусского города.
2) Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
Киев украшали Софийский собор, Золотые ворота, Десятинная церковь.
3) Какие занятия были в почёте у новгородцев?
В почёте у новгородцев была торговля и ремёсла, в том числе работа кожевников, оружейников, ювелиров.
4) В чём важность находок берестяных грамот?
Грамоты рассказали учёным о жизни древних новгородцев, о том, как управлялся город и чем занимались его жители.
Задания для домашней работы
1) Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).
Рассказ от имени ученика “На уроке грамоты в Нижнем Новгороде” для 4 класса
Меня зовут Онфим и я маленький новгородец. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать” десять раз.
Учитель у нас строгий, но справедливый.
Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам, как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьёт учеников по затылкам.
Но учителю почему-то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учёбе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.
Рассказ от имени учителя “На уроке грамоты в древнем Новгороде” для 4 класса
Меня зовут Гордей и я учитель грамоты у молодых детишек, сыновей новгородцев. Школа моя находится при церкви и посещать её могут любые дети, было бы желание. Никакой платы за свои уроки я не беру, и даже дети бедных ремесленников могут ходить в школу и учить грамоту.
Дети есть дети, и они часто балуются. Вот и сегодня Онфим, сын кожевника, опять опоздал, да ещё и стал рисовать на бересте вместо умных слов человечков. И как с ним быть? Придётся снова наказать.
Моя главная задача не только научить детей грамоте, но и дать им понятие о том, что без умения писать и читать они не смогут ничего достичь в нашем мире. Быть грамотным очень важно.
Поэтому каждый день я даю детям новые задания, учу их писать слова и строить предложения, учу считать. Любой свободный новгородец должен быть грамотным, ибо от этого зависит процветание нашего города.
2) От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.
Рассказ от имени новгородца о своём городе иноземному купцу для 4 класса
Здравствуй Яков! От имени всех новгородцев приветствую тебя на славной земле нашего вольного города.
Не удивляйся, что я так хорошо говорю по-немецки. Я и сам много торговал с вами, ходил к вашим портам на ладьях, возил меха и зерно.
А сейчас ты привёз нам свои товары. Но о делах поговорим потом. Сначала я расскажу тебе немного о нашем красивом городе.
Господин Великий Новгород, вот как его называют. И это не просто слова. Наш город не признаёт никакой власти, кроме веча, народного собрания. Мы сами выбираем себе князей, посадников и в любой момент можем их выгнать, если нам не понравится их политика.
Торговая сторона находится на правом берегу Волхва, там тебе и предстоит совершать свои сделки. А вот кремль высится на левом берегу. Там живут купцы побогаче, там обитает посадник, пока его не выгонят.
А вон видишь, как сверкают золотом купола? Это наша София, за которую мы стоим горой. Наш святой собор, самый красивый в мире. Попасть туда можно только перейдя по мосту Волхов. И как-нибудь я тебя свожу на тот берег. А пока давай раскладывать товары.
Краткий рассказ от имени новгородца о своём городе жителю другого русского города для 4 класса
Здравствуй, странник. Откуда будешь-то? Из самого Киева путь держишь? А по какой надобности? Торговые дела? Ну так ладно, это у нас в почёте, купцам у нас всегда рады. Мы и сами все купцы.
Ну давай познакомлю тебя с Новгородом, который не просто так называют Великим. Ведь это очень большой город. Вот ты сейчас стоишь на наших пристанях. Сюда прибывают все, кто держит путь из варяг в греки. Есть, конечно, и торные пути, но ими пользуются наши близкие соседи, псковичи, чудь да веси.
Смотри, друг, отсюда, и вдоль всей реки идёт торг. Всё здесь заставлено лавками и складами. Чуть дальше дымят мастерские кузнецов и оружейников, а за ними располагается кожевенный ряд. Туда без дела не ходят, запах, сам понимаешь.
А вот белый город на той стороне реки. Вон по тому мосту можно попасть сразу к кремлю. Там сердце Новгорода и его вечевая площадь. Там мы собираемся, чтобы решить самые важные вопросы. Например, какого князя позвать на посадничество, али как врага отразить.
И вон там стоит собор Святой Софии. Туда мы и пойдём в первую очередь. Потому что, если не поклонишься Святой Софии, не будет тебе удачи в торговых делах. Разоришься и отправишься в монастырь. Не даром у нас их вокруг города ни один десяток стоит.
Так что сбрасывай вещи в лавку и пойдём, помолимся на удачу.
На следующем уроке
Вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и её создателях.
Создателями славянской азбуки являются два брата-грека, Кирилл и Мефодий. По имени Кирилла славянская азбука стала называться кириллицей.