Урок ОРКСЭ «Стыд, вина и извинение.»
специалист в области арт-терапии
Тема конспекта урока по светской этике: «Стыд, вина и извинение»
Учитель начальных классов Ваничкина Татьяна Игоревна
Кадетская школа № 1778, Северо-Восточного округа
Тема: «Стыд, вина и извинение»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, мотивировать осознанное нравственное поведение.
— ознакомить учащихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
-развивать ответственность за свои поступки, признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложное проявления;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.».
Звучит песня «Улыбка»
-Вспомните, кому вы улыбнулись сегодня? Жизнь от ваших улыбок
стала радостней и добрей.
Утром улыбнулись родителям, в школе другу
2.Проверка домашнего задания
Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
О золотом правиле нравственности
Не делай того, что сам считаешь злом
3.Подготовка к восприятию нового материала
Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
— Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства.
— Ребята, внимательно рассмотрите картину.
-Кто является главным героем?
-Какие чувства испытывает мальчик?
-Что выражает взгляд матери?
-Что выражает взгляд сестры?
-Что можно сказать о младшем брате?
— Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
— Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
— Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
Стыд, вину, огорчение, обиду
Едет на трехколесном велосипеде и смотрит ехидным взглядом
серые, тёмные, мрачные
4.Сообщение темы и цели урока
-Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.
5.Работа над новым материалом
Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».
-Ребята, как вы думаете, что такое стыд?
-Давайте обратимся к словарю
Прослушивание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
-Почему заплакал Ваня?
-Чувствовали вы когда-нибудь стыд?
-Какие поступки вызывают эти чувства?
существует множество причин для переживания чувства стыда.
Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45
— Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает?
— Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.
Чтение отрывка обучающимися.
-А как объясняет это слово словарь?
Вина – 1.Проступок, преступление.
2. Причина, источник чего-либо неприятного.
— В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?
— Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился?
-А что такое извинение?
Извинение – основание для оправдания.
-Как нужно правильно просить прощение?
Существует множество причин для переживания чувства стыда .
Как вы понимаете это?
С таким проявлением стыда нужно бороться
А как можно отвечать на извинения?
Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести
обидел маму, друга, что-то не выполнил
Извиняться нужно чаще
Я не хотел тебя обидеть
Не стоит извинения
6.Закрепление основных понятий урока.
Игра «Доскажи словечко»
становится, когда тебя ….
Прощение дает нам свободу от чувства…
Расположите слова по порядку
О каких чувствах мы говорили на уроке?
-Сейчас подведём итог нашего занятия. Дополните предложения:
стыд, вина, извинение, ложный стыд
Номер материала: 50610033119
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по предмету основы светской этики
« Стыд, вина и извинение»
Преподаватель: Соловьева Екатерина Александровна
Цель: знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии.
Основные понятия: стыд, вина, великодушие.
Оборудование: компьютерная презентация, видео книга Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», набор карточек-картинок: солнышко, облако, солнышко и тучка
Методы и технологии : Проблемное обучение, поисковые методы ( проблемный вопрос),эвристическая беседа, здоровьесберегающая технология.
План:
1. Введение в тему
2. Стыд и вина
3. Физ.минутка
4. Извинения
5. Рефлексия
Называется тема и цель. Выберите смайлики, связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения?
Учитель читает предложенные варианты. Коллективно составляется и записывается на доске определение.
Посмотрим, какое определение чувства стыда дали нам авторы учебника. Чтение 1 абзаца с 44.
• Прочитаем рассказ «Старый дед и внучек» Л.Н. Толстого.
Кто из персонажей испытывает чувство стыда? Что стало причиной этого чувства?
• Назовите другие причины для переживания чувства стыда? (при затруднении чтение 3 абзаца учебника с.44)
• Работа с репродукцией Ф. Решетникова «Опять двойка».
Кто из героев картины испытывает чувство стыда и за что?
• Что такое ложный стыд? Комментированное чтение 4 абзаца на с.44-45.
• Стыд и вина – это одно тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение текста. 5 абзац с.45.
Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
Упражнение «Дискуссионные качели». Чувства вины и стыда – это полезные или вредные эмоции. Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.
4. Извинение.
Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? Выслушиваются ответы ребят.
Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.
Практикум-игра «Корзина ситуаций». В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их.
Остальные группы поднимают одну из трех карточек:
Ребята могут прокомментировать свое мнение.
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
• «Оживите картину». Что может сказать или сделать мальчик с картины Ф.Решетникова, чтобы избавиться от чувства вины?
Учитель обращает внимание на советы, как следует извиняться.
Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды? Чтение последнего абзаца учебника.
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус
5. Рефлексия
Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня …».
Презентация к уроку Светская этика по теме «Стыд и вина» 4 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЦЕЛЬ: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению Задачи: ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение; развивать ответственность за свои поступки; воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
Актуальность данного урока Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль.
Оборудование: репродукция картины А.Ф. Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь С. И. Ожегова; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»; мультимедиа; рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
Виды деятельности: беседа; комментированное чтение; работа с иллюстративным материалом; работа со словарём.
План урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. III. Подготовка к восприятию нового материала. IV. Сообщение темы урока. V. Работа над новым материалом. VI. Физкультминутка. VII. Продолжение работы над новым материалом. VIII. Домашнее задание. IX. Итог урока. Рефлексия.
Приложение Оформление доски: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.» Л.Н.Толстой
Золотое правило нравственности Не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.
Ф.П.Решетников «Опять двойка»
Стыд-это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка
Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вина-1.Проступок, преступление. 2. Причина, источник чего-либо неприятного.
Извинение- это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.
Этикетные слова Извини(те), пожалуйста! Я прошу прощения (за то, что…) Я виноват перед вами… Я не хотел тебя (вас) обидеть… Я приношу свои извинения… Простите… Не сердитесь, пожалуйста…
Легче на душе становится, когда тебя Прощение дает нам свободу от чувства Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? понимают вины обмануть родителей обидеть младшего помочь отстающему ученику простить обидчика затеять ссору хорошо подготовиться к урокам … …
Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка»; Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ; Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДВ-129531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация и конспект урока ОРКСЭ «Стыд, вина, извинения»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx
Какие чувства испытывают персонажи на картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»?
Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.
Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.
Какие чувства испытывают персонажи на картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»?
Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.
Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.
Какие чувства испытывают персонажи на картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка»?
Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.
Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.
Приложение 2 Приложение 2
Соедините высказывания с правилом Соедините высказывания с правилом
Некоторые люди будут Делайте это искренне.
вести себя равнодушно
или будут реагировать
Не надо долго Не оправдывайте
объяснять причины свои действия
Каждый может выдать Выражайте свои
ложное извинение, и это извинения
принесет больше вреда, осторожно
Если Вы не измените Будьте готовы
своей привычки, то к неловкости
не стоит извиняться. и неудобству
Удостоверьтесь, что Примите решение
другой человек знает, измениться
за что вы извиняетесь.
Некоторые люди будут Делайте это искренне.
вести себя равнодушно
или будут реагировать
Не надо долго Не оправдывайте
объяснять причины свои действия
Каждый может выдать Не оправдывайте
ложное извинение, и это свои действия
принесет больше вреда,
Если Вы не измените Будьте готовы
своей привычки, то к неловкости
не стоит извиняться. и неудобству
Удостоверьтесь, что Примите решение
другой человек знает, измениться
за что вы извиняетесь.
Приложение 2 Приложение 2
Соедините высказывания с правилом Соедините высказывания с правилом
Некоторые люди будут Делайте это искренне.
вести себя равнодушно
или будут реагировать
Не надо долго Не оправдывайте
объяснять причины свои действия
Каждый может выдать Выражайте свои
ложное извинение, и это извинения
принесет больше вреда, осторожно
Если Вы не измените Будьте готовы
своей привычки, то к неловкости
не стоит извиняться. и неудобству
Удостоверьтесь, что Примите решение
другой человек знает, измениться
за что вы извиняетесь.
Некоторые люди будут Делайте это искренне.
вести себя равнодушно
или будут реагировать
Не надо долго Не оправдывайте
объяснять причины свои действия
Каждый может выдать Не оправдывайте
ложное извинение, и это свои действия
принесет больше вреда,
Если Вы не измените Будьте готовы
своей привычки, то к неловкости
не стоит извиняться. и неудобству
Удостоверьтесь, что Примите решение
другой человек знает, измениться
за что вы извиняетесь.
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
1. Делайте это искренне.
2. Не оправдывайте свои действия.
3. Выражайте свои извинения осторожно.
4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
5. Примите обязательство измениться!
Выбери нравственные качества человека
Выбери нравственные качества человека
Выбери нравственные качества человека
Выбери нравственные качества человека
Выбранный для просмотра документ СТЫД 2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением отдельных предметов» Баркова Людмила Владимировна, учитель начальных классов Полысаевский городской округ 2018 г Стыд, вина, извинения © Фокина Лидия Петровна
Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. © Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
Тема урока: Стыд, вина, извинение © Фокина Лидия Петровна
Ф.П. Решетников «Опять двойка» © Фокина Лидия Петровна
Продолжите фразу «Стыд – это….» … осознание вины за свой проступок © Фокина Лидия Петровна
Продолжите фразу «Вина – это….» … переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнение долга перед самим собой. © Фокина Лидия Петровна
Стыд и вина Найди главное различие Стыд – это ответственность за проступок перед другими. Вина – это ответственность перед собой. © Фокина Лидия Петровна
Высказывания Правила Некоторые люди будут вести себя равнодушно или будут реагировать враждебно. Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Не надо долго объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде. Если Вы не измените своей привычки, то не стоит извиняться Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что вы извиняетесь. Делайте это искренне. Выражайте свои извинения осторожно. Не оправдывайте свои действия. Будьте готовы к неловкости и неудобству. Примите решение измениться. © Фокина Лидия Петровна
Памятка 1. Делайте это искренне. 2. Не оправдывайте свои действия. 3.Выражайте свои извинения осторожно. 4. Будьте готовы к неловкости и неудобству. 5. Примите обязательство измениться. © Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
Собери схему Вина Прощение Стыд Раскаяние Извинение © Фокина Лидия Петровна
а бесстыжий побледнеет Собери пословицы Не стыдно молчать, когда нечего сказать Стыдливый покраснеет, Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой © Фокина Лидия Петровна
1 2 © Фокина Лидия Петровна
Тест 1. Что значит прощать других людей? а) Это значит помогать друзьям в учёбе? б) Верны все варианты. в) Это значит не держать обиды на другого человека, понять его. г) Это значит уметь правильно наказывать людей за их поступки. 2. Что может вызвать у человека стыд? а) Ссора. б) Обман. в) Невыполненное обещание. г) Верны все варианты. 3. Чтобы избавиться от чувства вины, надо: а) Извиниться перед тем, кого обидел. б) Забыть о плохом поступке. в) Найти нового друга. г) Почитать интересную книгу. © Фокина Лидия Петровна
Спасибо за урок! © Фокина Лидия Петровна
Выбранный для просмотра документ СТЫД.docx
Модуль: светская этика.
Учитель: Баркова Л.В.
Тема: Стыд, вина и извинение
познакомить с понятиями «стыд», «вина», «извинение»;
формировать коммуникативные умения и способность аргументировать свою точку зрения;
работать над развитием эмпатии, воспитывать духовно-нравственную личность.
Личностные: развитие этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях;
формирование положительной мотивации к труду.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
вносить соответствующие коррективы;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные: формирование первоначальны представлений о светской этике понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика», карточки.
— Как вы думаете, ребята, почему люди улыбаются?
— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите радость и хорошее настроение на весь день.
— От улыбки хмурый день светлей…..
1. Ребята, я предлагаю прослушать песню композитора Марка Минкова на слова Юрия Энтина «Дорогою добра»
Звучит песня «Дорогою добра»
— Что значит идти «дорогою добра»?
— Какое «золотое правило» нравственности помогает нам идти дорогою добра? (Слайд 2)
2. На уроке мы будем работать в группах.
Правила работы в группе
— Возьмите конверт, выполните задание.
— Выберите из них нравственные качества и прикрепите на доску.
( Дети выходят и прикрепляют карточки)
– Итак, к акими нравственными качествами должен обладать человек?
— Почему он должен обладать этими качествами?
-Эти правила помогают узнать, какие поступки добрые и какие плохие.
1 группа – эгоизм, злость, доброта , жадность, грубость, щедрость
2 группа – вредность, обидчивость, месть, честность , ложь, уважение
3 группа – раздражение, вежливость , гнев, жадность, забота
4 группа – ненависть, отзывчивость , зависть, недовольство,
6 группа – дружба , недовольство, осуждение, милосердие , злость
— Давайте проверим, задание.
( Дети выходят и прикрепляют карточки)
— Молодцы! Чтобы соблюдать «золотое правило нравственности», надо обладать такими качествами.
— Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
— Дети выбирают качества и наклеивают на на доску.
— Обсуждают и оценивают выполненное задание.
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Сравните мнения ребят о правилах поведения. Что вызывает удивление?
— Как вы думаете, что ответила Лида?
— Стыдно. перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
— Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?
Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой.
Прикрепляется на доску.
— Заставили слова Лиды задуматься Олю?
— Какое чувство испытала Оля? («вина»)
Прикрепляется на доску .
— Что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя виноваты м («извинение» )