Рассказ на тему золотые изделия сарматских мастеров
Богатейшую коллекцию римской торевтики составляют находки из сарматских курганов. Во II веке до н. э. воинственные племена кочевых сарматов, продвинувшиеся из Нижнего Поволжья в степи Северного Причерноморья, вытеснили ранее господствовавших здесь скифов. Они принесли новую культуру и самобытное искусство.
В изделиях художественного ремесла пришлых кочевников чаще всего, как и у скифов, встречаются воспроизведения зверей: оленя, лося, кабана, горного козла, барса, разнообразных фантастических животных. Они изображаются, как и на скифских изделиях, поодиночке, в сценах терзания или борьбы. Но манера передачи образов отличается своими особенностями, главными из которых являются стилизация и орнаментализация изображений, а также применение цветных вставок, эффектно выделяющих отдельные детали, так называемый полихромный стиль, характерный для сарматского искусства.
К сарматским памятникам этого периода (I в. до н. э.) принадлежит золотой массивный проволочный браслет, отделанный скульптурными рельефами. Здесь изображен хищник, вероятно барс, напавший сзади на лося. Чрезмерно удлиненные фигуры животных с вытянутыми вперед головами, запрокинутые на спину рога лося создают впечатление сильного движения и стремительности. Ритмичная композиция рельефов строго подчинена контуру браслетов и не мешает восприятию формы предмета в целом.
Прекрасным образцом древней чеканки по золоту является небольшой флакончик для ароматических веществ, подвешивавшийся к поясу на тонкой изящной цепочке. Тулово полностью занимает сцена борьбы зверей — орел и барс терзают оленя. Причудливо переплетающиеся тела животных, так умело скомпонованные на шаровидной поверхности сосуда, образуют нарядный, но замысловатый звериный орнамент. Флакончик происходит из кургана Хохлач близ Новочеркасска — богатейшего сарматского захоронения I века н. э., известного под названием Новочеркасского клада. Помимо изделий «звериного» стиля, которые преобладают среди золотых вещей этого клада, здесь имеются также античные украшения, исполненные в технике цветной инкрустации.
Яркой многокрасочностью отличается роскошная золотая диадема, принадлежавшая знатной сарматке, погребенной в этом кургане, возможно, жрице. В центре золотой ленты помещена вырезанная из голубоватого кварца женская головка, по бокам — крупные вставки гранатов и цветного стекла. Своей формой диадема напоминает античный головной убор — калаф. Нижний край диадемы обрамляют подвески с розетками греческого типа. Однако венчающий ленту фриз с изображением козлов и оленей, стоящих между деревьями, выполнен в «зверином» стиле. Эту симметричную композицию также интерпретируют как шествие животных к древу жизни. Диадема была сделана, по-видимому, в одной из ювелирных мастерских Боспора, который являлся основным центром производства изделий полихромного стиля в римский период.
Золото Сарматов
#искусство, #история
Сарматы, как известно нам от Геродота, были потомками амазонок и скифских юношей. Относительно занимавших почти всю нынешнюю территорию России скифов они жили на юго-западе. На юго-западе и нашли большую часть их золота. Самая крупная коллекция – из Филипповского кургана в Оренбуржье, поменьше, но тоже интересная – из Астрахани – сейчас выставлена в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.
Сарматы как наследники скифов с золотом имели особые отношения. Они через сородичей имели влияние на грифонов, которые, как тогда полагали, контролировали золото где-то в районе пустыни Гоби. От скифов греки узнали о крылатых львах с орлиной головой, стерегущих золото, и уже ввели этот бренд во всеобщую историю.
Почему, собственно, скифы с сарматами видели грифонов, а другие народы нет? Вот, что пишет советский ученый – палеонтолог Герберт Мартинсон: «Нас поразило огромное скопление ископаемых рыб, заключенных в большие плиты плотных песчаников. Встречались также обломки костей динозавров и черепах, целые горизонты с раковинами моллюсков и остракод». Там же были найдены многочисленные останки протоцератопсов – динозавров, голова которых была похожа на птичью – с клювом попугая. На спине были огромные похожие на крылья лопаточные кости. Некоторые считают, что эти кости и имели ввиду скифы. Хотя более передовые ученые, не придающие особого значения доказательствам, полагают, что многие отживающие формы неизвестных сейчас животных реально были знакомы древним народам.
Предметы и мотивы
Если возвратиться к выставке, то на ней сарматское золото, которое в те годы считалось даром богов, освещенным солнцем, представлено несколькими великолепными предметами.
Главная тематика, объединяющая многие изделия сарматов – животные. Это неудивительно: сарматы были скотоводческими племенами, жившими по воинскому укладу. Именно поэтому множество предметов украшено сценами охоты. Так, например, одни из самых изящных поделок, найденные при раскопках, золотые серьги, представляет собой коней с сидящем на них всадниками.
Конь в жизни сарматского воина играл очень важную роль и поэтому иногда сопровождал его и в загробную жизнь. В могилах кочевников археологи находят конскую упряжь: удила, ремни оголовья, повода. Если воин-сармат был богатым, то в снаряжении его коня также можно обнаружить золотые фалары – бляхи, соединяющие ремни и крепившиеся на груди у коня. Это украшение представляет собой выгнутый диск с треугольным углублением в центре, окруженное, головами грифонов. На больших фаларах могут быть изображены сцены терзания, а на малых – пантеры, свернувшиеся калачиком. Еще одно украшение конской сбруи – медный налобник.
Среди сохранившихся изделий сарматов особое место занимает посуда – серебряные сервизы с золотыми рисунками, и некоторые столовые приборы, использовавшиеся для ритуальных церемоний. Большинство этих предметов были найдены при исследований погребений. На многих изделиях видна, что удивительно, техника работ, выполненных при помощи токарного станка.
Золото Сарматов
Уже в IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские союзы, включившие также значительную часть сако-массагетских племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов-кочевников на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию.
В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии).03.
Крупнейшие сарматские союзы племен – языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные сарматы — языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи. Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки, подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и первыми из сарматов создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин – 200 тысяч, а верхние аорсы — еще больше.
Сарматские катафракты (греч. закованные в панцирь) в полном защитном вооружении показаны на барельефах колонны Траяна (113 г.). Они сами и их кони как раз и покрыты этой чешуйчатой броней, защищающей лошадь целиком вплоть до ее копыт.
04.
Скульптор, конечно же с перебором, описывает сарматов как ящероподобных антропоморфных существ), но мы уже можем по этому изображению составить свое представление о доспехах тяжелой конницы сарматских катафрактов.
Поздний период в развитии сарматской культуры приходится на II-IV в. н.э. Он представлен крупным племенным союзом во главе с аланами. Территория их расселения – от Дуная на западе до Волги на востоке.
Вторая половина IV в. н.э стала для степей северного Прикаспия переломной. Началась эпоха «великого переселения народов», в которой значительная часть родственных сарматам восточных объединений, увлеченных племенами гуннов, начали стремительное движение на запад. Аланская конфедерация не выдержала натиска: часть ее была уничтожена, часть вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сих пор некоторые обычаи осетин несут в себе черты культуры знаменитых сарматов, оставившие в мировой истории свой яркий свет.
Наряду с изображениями в «зверином стиле» (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых божеств, грифонов, антропоморфных существ, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства. Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу.
Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. «полихромный стиль» сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе.
На огромных степных просторах нашей страны, на гладких ее равнинах возвышаются мрачные загадочные насыпи значительной величины и правильной формы. Некоторые же имеют вид земляных пирамид обложенных в основании каменными блоками. Курганов в этих степных пространствах тысячи и они всегда привлекали внимание проживающих рядом с ними людей из-за легенд о сокровищах погребенных в них. Подавляющее большинство курганов разграблено в древности, однако современным археологам частенько везет, потому, как оказалось, что ценности, дары, утварь скифо-сарматы часто прятали на значительном расстоянии от основной камеры, где был погребен умерший…
Выставка «Золото Сарматов» или Искусство, что пронзает тысячелетия.
Вот как он реально примерно выглядел в то время.
Обкладки стенки деревянного сосуда. V в. до н.э. IV в. до н.э. Золото; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Соленое Займище. Курган 2. Раскопки В.П. Шилова. 1963 г.
В IV-II в. до н.э. штампованные бляшки в виде стилизованной головы барана с двумя загнутыми рожками часто украшали костюм мужчины.
Накладка. IV в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ XVII, к.15, п.2. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1976 г.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
14.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Зеркало и бляхи. IV-V в. до н.э. Бронза; литье. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987-1988 гг.
15.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Подвески полые в виде вытянутой усеченной пирамиды со вставками из стекла служили украшением.
Подвески серповидные гешированные (гагатовые) с золотой обкладкой. IV в. до н.э. Золото, гагат; ковка, шлифовка. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ VI, к.1, п.14. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1973 г.
18.
19.
Обращает на себя внимание обилие в погребениях золотых кастов (каст-основа и способ закрепления) с каменными и стеклянными вставками кабошонов круглой, овальной и ромбической форм, предполагающих наличие крупной золотой основы. Цвет каменных вставок зеленый, вишневый, охристый, стеклянные – фиолетовый.
20.
Накладка в форме бутона лилии. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
22.
Браслет спиралевидный 12-и витковый. IV-III в. до н.э. Золото; ковка, тиснение, пайка. Астраханская область. пос. Черный Яр. К.3, п.2. Раскопки В.П.Шилова, А.Н. Мелентьева. 1970 г.
23.
В сарматские богатые погребения часто клали ткани расшитые золотой фольгой и нитями. В погребении недалеко от села Косика расшитые золотом ткани были положены на перекрывающий погребение настил. Вполне возможно эти ткани служили балдахином для погребенного. Нашивные бляшки, трубочки, накладки в виде трех лепесткового рифленого древовидного бутона, проволока, возможно, были частью единого украшения.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
24.
Пектораль, относится к IV в. до н.э. Создана мастерами по заказу сарматских скифо-сарматской знати. Золотая пектораль состоит из трех частей – пустотелой основы, на лицевой пластине которой изображены сцены терзания двумя грифонами быка.
Гривна (пектораль) со сценами терзаний. Золото; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
25.
26.
Слева расположена сцена терзания двумя львами лежащего головой вправо барана.
27.
Справа от центральной сцены представлена композиция со львом и львицей, терзающими оленя.
28.
29.
Подвижные конечности представляют собой головки баранов с длинной декоративной шейкой.
30.
Для крепления портупеи и поясов сарматы пользовались пряжками. Они были с различными изображениями грифонов, крылатых сфинксов или просто полукруглые с ушками для крепления.
Пряжка поясная. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, металл, смальта, тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
03.
Пряжка с изображением крылатого сфинкса. I в. до н.э.- I в. н.э. Серебро, бронза, литье, ковка, тиснение, позолота. Астраханская область. Енотаевский район. д. Барановка. Раскопки В.В. Дворниченко, Г.А Федорова-Давыдова. 1972 г.
04.
Пряжка. I в. н.э. Золото, литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
05.
Оконечник ремня. I в. н.э. Золото, эмаль; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
06.
Замечательным произведение ювелирного искусства являются золотая пряжка и соответствующий ей золотой наконечник ремня парадного пояса в виде фигурки ежа-ушастого с двумя змеями у ног и двумя стилизованными головками птиц перед передними лапками. Изображения находятся на высокой пятиугольной платформе. Спинки у ежей, иголки которых выполнены перегородчатой мозаикой из смальты и камней съемные, внутри тела ежа был, когда то тайник. Происхождение предметов примерно средне-сибирское или среднеазиатское.
07.
Бляхи зооморфные. I в. н.э. Золото, альмандин, стекло; инкрустация, глубокое тиснение. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
08.
09.
Браслет. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, литье, ковка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
10.
Конь в жизни кочевника играл важную роль, а иногда сопровождал его и в потусторонний мир. Чаще всего в могилах археологи находят удила, к которым крепились зажимы для ремней или сами ремни оголовья и повода. Изредка удила находят с псалиями (С-образные или прямые стержни с двумя отверстиями), обычно с железными, реже – с бронзовыми. В состав конского снаряжения богатых воинских погребений входили фалары. Один или два из них были крупные и составляли нагрудное украшение коня. Остальные фалары – бляхи меньшего диаметра – могли крепиться в местах перекрестия уздечных ремней или украшать концы стержневидных псалиев. Комплект фаларов был найден в погребении у села Косика в 1984 году.
Фалары. I в. н.э. Золото, паста, металл, стекло; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
12.
13.
Нагрудные фалары – в виде выгнутого диска с треугольным углублением в центре, которое окружено головами грифонов. За жемчужинами по кругу идет фриз из головок хищного животного с раскрытой пастью так, что ухо каждого предыдущего попадает в пасть следующего хищника. В этом же наборе были фалары ажурные с пирамидкой в центре. А также оконечники сбруи в виде муфточек, обойм, обкладок.
14.
Уникальными являются серебряные фалары с рельефным изображением всадника на лошади.
Бляхи от уздечного набора. V в до н.э. Бронза; литье, резьба. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.16. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.
Украшение конской сбруи. Налобник. II-III в. н.э. Медь; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
18.
19.
Украшения конской сбруи. II-III в. н.э. Бронза; ковка, вальцовка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
20.
Фалары на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза; тиснение. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
23.
24.
25.
Данные предметы являются репликами иранских наборов конской сбруи. Фалары являлись частью парадной сбруи знатного сарматского воина. Лошади у сарматов были низкорослые и очень выносливые. Ездили они без седла.
Серебряная тарелка, доработана на токарной станке. Горизонтальная часть бортика украшена валиком, треугольником, растительным орнаментом. Бортик позолочен горячим способом. Возможно изготовлена на эллинистическом востоке.
28.
29.
Чаши с ручками в виде хищной птицы. Изготоволены из кованого серебряного листа. Фигурка хищной птицы литая, держится когтями за край сосуда. Вероятно, сделаны варваром в Северном Причерноморье.
30.
31.
Серебряная литая чаша с ручкой в виде орла. Шея и ноги птицы покрыты тонкими прямыми черточками. Лапы трехпалые, крыля покрыты двумя видами перьев… Происхождение парфянское
32.
Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной литой ручкой. Орнамент состоит из шести повторяющихся раппортов: между полосами с тремя каннелюрами расположен узкий лист лотоса с прожилкоё, ограниченной с обеих строн прочерненными линиями.
33.
По обе стороны от листа лотоса помещено по оконфоровой ветви с листьями и цветами. Сбоку к чаше припаяна фигурная ручка. К округлому дну чаши припаяна фигурная ножка с профилированным, вогнутым дном. На дне ножки чаши помещена надпись «защищай от стрел». Стиль позднего эллинизма.
34.
Изготовлена она из серебра с рисунками, нанесенными золотом.На крышке – розетка с пятью острыми лепестками, разделенные надвое желобками. На стенках пиксиды три вида изображений. На верхнем фризе – три летящие птицы и два охотника, стреляющие в них с колен из коротких луков, на среднем – изображены рыбы, а на нижнем – четыре птицы. Пиксида в древности служила и в качестве шкатулки для мелких драгоценных вещей.
36.
37.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов