Рассказ наше отечество ушинский полный текст

Сказки

Константин Ушинский
Рассказы

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Наше отечество
(Отрывок)

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Ученый медведь

– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть!

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честны́м людям поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох рвут; где сухо – на брюхе, а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка, на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

– А ну-ка, Мишенька! Покажи, как бабы на работу идут.

Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать, но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.

Когда медведь переделал все свои шутки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на ногу перевались, честны́м людям поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь народ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

Источник

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». 1-й класс

Класс: 1

Цели урока:

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни «С чего начинается Родина», пословицы

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.

– Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)

Читайте также:  Сказки дядюшки римуса бесплатно читать

– Какое слово получилось? (Родина)

– Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

– Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:

Учитель:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…

1 ученик:

А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.

2 ученик:

И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.

V. Работа со стихотворением И. Никитина «Русь».

– Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

– Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

– Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

– А как сейчас её называют? (Россия)

– Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век). Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

– Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

– К чему призывает автор?

VI. Работа с книгой.

1. Подготовка к чтению рассказа.

– Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

– Прочитайте название рассказа на доске.

– Как вы понимаете слово «Отечество»?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.

– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

2. Словарная работа.

– Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

– Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)

Читайте также:  Рассказ о ленинградской блокаде 3 класс

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

– Как называется рассказ, который я вам прочитала?

– Что нового вы узнали из рассказа?

5. Чтение рассказа по цепочке

6. Выборочное чтение:

– Почему автор называет Россию отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

7. Беседа по иллюстрации

– Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

– Кто изображён на иллюстрации сверху?

– Как зовут этого всадника?

– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

– А как изображено настоящее?

– А есть ли на земле другие государства?

– Где вы уже побывали, в каких странах?

– Скучали вы по родному дому? Почему?

– Хотелось ли вам возвратиться домой?

– А как всё это можно назвать?

– Может быть у человека две или три Родины?

– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

8. Игра «Собери пословицу»

– Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.

– Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

VII. Итог урока.

– Какой праздник отмечался в стране?

– Вы будущие защитники нашей Родины.

1 ученик:

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

2 ученик:

Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»

Источник

Рассказ наше отечество ушинский полный текст

Расширять представление детей о творчестве К.Д. Ушинского, закреплять навыки выразительного чтения.

Книги К.Д. Ушинского, фотографии, карточки со словами «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Родина-мать», «Россия»; грамзапись «С чего начинается Ро­дина?»

Слово учителя (с элементами беседы)

Ребята, сегодня мы будем читать стихи и рассказы, которые

относятся к одной теме: «Родина». Как вы думаете, о чем это произведение?

Читайте также:  Рассказы л н толстого для детей для 3 класса список

(Мы будем читать о родном доме, о маме, о природе; эти про­изведения будут о Родине и о ее красоте; рассказы будут о городе, о крае. )

Все вы, ребята, правы. Давайте прочитаем вместе слова из­вестного писателя К,Г. Паустовского о Родине. Это будет эпи­графом к нашему уроку «Человеку никак нельзя жить без роди­ны, как нельзя жить без сердца».

Как много в этих словах любви и нежности! Родина! Это свя­щенное слово для каждого человека.

Как называется наша Родина? (Россия.)

На доске появляются карточки со словами: Родина, Россия.

Прекрасна наша Родина в любое время года, в любом угол­ке. Много на территории нашей Родины высоких гор, широких и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьев. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Огромное число городов, различных поселков, сел и деревень насчитыва­ет наша Родина — Россия.

Рассказ иллюстрируется фрагментами прекрасных фотографий России. Учитель

Ребята, скажите, какими другими словами можно назвать нашу Родину? («Наше Отечество; Родина-мать».) На доске появляются карточки с этими словами. Учитель

Все эти слова близки и дороги любому человеку. Что обоз­начают эти слова, мы сегодня узнаем, прочитав отрывок из рас­сказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа «Наше Отечест­во» К.Д. Ушинского.

Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, ко­гда вы прослушали это произведение. (Гордость, любовь к род­ному краю)

За этим следует повторное чтение рассказа хорошо читающими деть­ми (по выбору учителя), остальные дети следят за текстом.

Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечеством мы зо­вем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.) Почему мы зовем нашу страну Родиной? (Родиной мы зовем на­шу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.) Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? (Матерью.) Почему? (Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.) Почему у чело­века только одна родина? (У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое до­рогое для человека.)

А теперь прочитаем пословицы о Родине.

Родина — мать, умей за нее постоять. Старый друг лучше новых двух. Всякому мила своя сторона. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Какие пословицы подходят к нашей беседе о Родине? По­чему?

Ответы детей. Затем коллективное рассматривание книги К.Д. Ушин­ского «Детям» — эту книгу приносит учитель на урок.

Что написано на обложке? Кто автор этой книги?

К.Д. Ушинский — детский русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интере­сов наблюдал за жизнью животного мира и все это передавал в рассказах, которые писал для детей.

Учитель открывает содержание книги и зачитывает название несколь­ких рассказов.

К каждому рассказу сделаны красочные иллюстрации, выполненные художником Николаем Устиновым. Учитель

Здесь есть рассказ, который мы сегодня читали в хрестома­тии. Давайте найдем его в этой книге.

Дети находят название этого рассказа, читают его и рассматривают ил­люстрации.

Вы узнали много нового, многому научились. Самое главное: надо беречь, любить свою родину и гордиться ею. И она вновь расцветет и будет самой лучшей. Давайте споем нашему горо­ду, всей нашей стране песню «С чего начинается Родина?»

Эту песню дети учат на уроке музыки.

1. Собрать в уголке чтения книги о нашем Отечестве.

2. Нарисовать для выставки рисунки на тему: «Родное мо­ему сердцу».

3. Подготовить к конкурсу стихотворения о родине, о своем крае, о природе.

Источник

Познавательное и интересное