Константин Ушинский
Рассказы
Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.
Наше отечество
(Отрывок)
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Ученый медведь
– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть!
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честны́м людям поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох рвут; где сухо – на брюхе, а мокренько – на коленочках.
И пополз Мишка, на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.
– А ну-ка, Мишенька! Покажи, как бабы на работу идут.
Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.
Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать, но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.
Когда медведь переделал все свои шутки, нижегородец сказал:
– А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на ногу перевались, честны́м людям поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь народ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
К.Д. Ушинский «Наше Отечество». 1-й класс
Класс: 1
Цели урока:
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни «С чего начинается Родина», пословицы
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.
– Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
– Какое слово получилось? (Родина)
– Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
IV. Беседа о том, что такое Родина.
– Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:
Учитель:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик:
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
2 ученик:
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа со стихотворением И. Никитина «Русь».
– Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.
Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»
– Как поэт называет нашу Родину? (Русь)
– Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
– А как сейчас её называют? (Россия)
– Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век). Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
– Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
– К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой.
1. Подготовка к чтению рассказа.
– Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)
– Прочитайте название рассказа на доске.
– Как вы понимаете слово «Отечество»?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.
– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
– Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
– Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
3. Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
– Как называется рассказ, который я вам прочитала?
– Что нового вы узнали из рассказа?
5. Чтение рассказа по цепочке
6. Выборочное чтение:
– Почему автор называет Россию отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
7. Беседа по иллюстрации
– Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
– Кто изображён на иллюстрации сверху?
– Как зовут этого всадника?
– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
– А как изображено настоящее?
– А есть ли на земле другие государства?
– Где вы уже побывали, в каких странах?
– Скучали вы по родному дому? Почему?
– Хотелось ли вам возвратиться домой?
– А как всё это можно назвать?
– Может быть у человека две или три Родины?
– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
8. Игра «Собери пословицу»
– Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
– Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
VII. Итог урока.
– Какой праздник отмечался в стране?
– Вы будущие защитники нашей Родины.
1 ученик:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
2 ученик:
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Рассказ наше отечество ушинский полный текст
Расширять представление детей о творчестве К.Д. Ушинского, закреплять навыки выразительного чтения.
Книги К.Д. Ушинского, фотографии, карточки со словами «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Родина-мать», «Россия»; грамзапись «С чего начинается Родина?»
Слово учителя (с элементами беседы)
Ребята, сегодня мы будем читать стихи и рассказы, которые
относятся к одной теме: «Родина». Как вы думаете, о чем это произведение?
(Мы будем читать о родном доме, о маме, о природе; эти произведения будут о Родине и о ее красоте; рассказы будут о городе, о крае. )
Все вы, ребята, правы. Давайте прочитаем вместе слова известного писателя К,Г. Паустовского о Родине. Это будет эпиграфом к нашему уроку «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Как много в этих словах любви и нежности! Родина! Это священное слово для каждого человека.
Как называется наша Родина? (Россия.)
На доске появляются карточки со словами: Родина, Россия.
Прекрасна наша Родина в любое время года, в любом уголке. Много на территории нашей Родины высоких гор, широких и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьев. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Огромное число городов, различных поселков, сел и деревень насчитывает наша Родина — Россия.
Рассказ иллюстрируется фрагментами прекрасных фотографий России. Учитель
Ребята, скажите, какими другими словами можно назвать нашу Родину? («Наше Отечество; Родина-мать».) На доске появляются карточки с этими словами. Учитель
Все эти слова близки и дороги любому человеку. Что обозначают эти слова, мы сегодня узнаем, прочитав отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского.
Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение. (Гордость, любовь к родному краю)
За этим следует повторное чтение рассказа хорошо читающими детьми (по выбору учителя), остальные дети следят за текстом.
Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечеством мы зовем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.) Почему мы зовем нашу страну Родиной? (Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.) Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? (Матерью.) Почему? (Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.) Почему у человека только одна родина? (У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое дорогое для человека.)
А теперь прочитаем пословицы о Родине.
Родина — мать, умей за нее постоять. Старый друг лучше новых двух. Всякому мила своя сторона. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Какие пословицы подходят к нашей беседе о Родине? Почему?
Ответы детей. Затем коллективное рассматривание книги К.Д. Ушинского «Детям» — эту книгу приносит учитель на урок.
Что написано на обложке? Кто автор этой книги?
К.Д. Ушинский — детский русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересов наблюдал за жизнью животного мира и все это передавал в рассказах, которые писал для детей.
Учитель открывает содержание книги и зачитывает название нескольких рассказов.
К каждому рассказу сделаны красочные иллюстрации, выполненные художником Николаем Устиновым. Учитель
Здесь есть рассказ, который мы сегодня читали в хрестоматии. Давайте найдем его в этой книге.
Дети находят название этого рассказа, читают его и рассматривают иллюстрации.
Вы узнали много нового, многому научились. Самое главное: надо беречь, любить свою родину и гордиться ею. И она вновь расцветет и будет самой лучшей. Давайте споем нашему городу, всей нашей стране песню «С чего начинается Родина?»
Эту песню дети учат на уроке музыки.
1. Собрать в уголке чтения книги о нашем Отечестве.
2. Нарисовать для выставки рисунки на тему: «Родное моему сердцу».
3. Подготовить к конкурсу стихотворения о родине, о своем крае, о природе.